Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС
методическая разработка по географии (5 класс) по теме

Драгунова Наталья Львовна

Образовательные:

·         Сформировать знания о глобусе как модели Земли.

·         Расширить представления детей о глобусе и карте как моделях земной поверхности.

Воспитательные:

·        В интересной, занимательной форме вызывать интерес к изучению географии.

·        Продолжать воспитывать культуру общения, уважать мнение товарищей.

·        Воспитывать бережное отношение к нашей планете.

Развивающие:

·        Развить познавательную активность учащихся через игру.

Развить наблюдательность, любознательность, умения делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия.

Занятие  № 1.   Глобус и карта. 

Задачи  занятия.

 Образовательные:

  • Сформировать знания о глобусе как модели Земли.
  • Расширить представления детей о глобусе и карте как моделях земной поверхности.

Воспитательные: 

  • В интересной, занимательной форме вызывать интерес к изучению географии.
  • Продолжать воспитывать культуру общения, уважать мнение товарищей.
  • Воспитывать бережное отношение к нашей планете.

Развивающие: 

  • Развить познавательную активность учащихся через игру.
  • Развить наблюдательность, любознательность, умения делать выводы.

Тип занятия.

Моделирование.

Оборудование.

1.Физическая карта полушарий,  глобус.
2.Атлас.
3.Пакет с приложениями для учащихся.
4.Презентации.
5.Компьютер, мультимедийное оборудование, экран.

Структурные элементы
занятия.

Содержание взаимодействия с учащимися.

1. Мотивация.

  • Учитель.

«Древние люди однажды решили доплыть до края земли. Они сели на корабль и после многих дней плавания опять возвратились домой, но уже с другой стороны. Так люди узнали, что Земля круглая. Отыщите на карте ту точку, где вы живете. Поставьте на нее флажок и, словно древние путешественники, двигайте пальчиком по глобусу прямо, никуда не сворачивая. Вернулись "домой"? Что это значит?»

2. Повторение изученного материала.

Учащиеся  уточняют и называют форму Земли.

У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками …ГЛОБУС!

«В давние времена люди придумали глобус, чтобы более точно передать форму нашей планеты. Округлость Земли доказывали уже древние греки. Кратес Фиванский – знаменитый древнегреческий ученый (показ его изображения), один из первых попытался создать модель Земли. Глобус, который был им создан не сохранился, но его рисунок остался. (Показать). Самым старинным из дошедших до нас глобусов считается глобус Мартина Бехайма, изготовленный в 1492 году. Его называли "земным яблоком", потому что по форме он напоминал именно яблоко. С латинского  «глобус»  переводится  - Шар».

3. Усвоение содержания учебного материала.

1. Изображения на глобусе.

            Вращайте глобус.
Глобус, ребята, открою секрет, –
Шара Земного картонный макет.
Как и Земля, он умеет кружиться,
Красками радуги ярко искрится.
Синие-синие там океаны,
Пёстрой мозаикой разные страны,
Змейками вьются там реки, границы,
Точками чёткими стран всех столицы.
Глобус, ребята, полезно вращать,
Землю родную, получше, чтоб знать.

Зайдем в гости к бегемоту Поо и его друзьям.

Бегемот  достал глобус, который ему подарило  на Рождество знакомое облако,  и направил указку на крохотное пятнышко в самом центре глобуса.
- Вот здесь мы живем.
- А почему мы живем на мяче? —  спросил жирафенок.
- Это не мяч, а модель земли, она называется глобус, —  пояснил Поо. 
- Значит, мы живем на глобусе, а не на земле, —  закричал львенок.

После его слов поднялся страшный шум, все начали кричать и спорить между собой.
- Мы живем на земле, —  кричали жирафята и слонята.
-  Нет, мы живем на глобусе, —  вопили тигрята и львята.
- А мы вообще ничего не знаем, —  радостно кричали обезьянки.

  • Ребята! Кто хочет объяснить обезьянкам и другим животным:

- Где мы с Вами живем  - на глобусе или на Земле?
- Что такое глобус?

- Что изображено на глобусе?

4. Обеспечение осознанности формируемых знаний.

Задание.

Учащимся предлагается найти и  обсудить  различия и сходства между глобусом и картой.

Различия.  

Форма у глобуса шар,  а карта плоская.                                                       

                           Сходства            

1. Изображение материков и океанов.
2. Линии, которые пересекают и карту, и глобус.

5. Обеспечение прочности формируемых знаний.

  • Учитель.

«Герой романа Р. Стивенсона "Остров сокровищ" Джим рассказывал: "Много часов провел я над картой и выучил ее наизусть. Сидя у огня в комнате домоправителя, я в своих мечтах подплывал к острову со всех сторон. Я исследовал каждый его вершок, тысячи раз я взбирался на высокий холм, названный Подзорной Трубой, и любовался оттуда удивительным, постоянно меняющимся видом».

  • О чем рассказала карта Джиму? Что означает выражение "чтение карты"?

6. Контроль усвоения.

  • Учитель.
  • Ответьте на вопросы.

1.Почему ученые называют глобус почтенным, старейшим изобретением человечества?
2. Глобус – модель нашей планеты. Он дает самое верное представление о взаимном расположении материков и океанов, рек, городов, гор. Но почему же глобусы имеют меньшее распространение и применение, чем карты?
3. Почему ученые говорят, что без карты нет географии, и называют карту "вторым языком географии"?
4. "Карта – несравненно более определенная и точная вещь, чем человеческая речь, устная или письменная". Как вы объясните эти слова выдающегося географа Н. Н. Баранского?
5. Известно, что труднее всего изобразить на карте рельеф местности, так как на плоскости (в данном случае на листе бумаги) есть только два измерения – длина и ширина. Каким образом все же возможно изобразить и третье измерение – высоту рельефа? Посмотрев на карту, мы можем определить особенности поверхности Земли. Как мы это делаем?
Приложение №2.

Тема занятия.

Занятие № 2.  Исследуем глобус.

Задачи  занятия.

Образовательные:

  • Расширить представления детей о глобусе как модели земной поверхности. 
  • Формировать знания и представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества
  • Учить  пользоваться ИКТ технологиями и  применять их в своей практической деятельности.

Воспитательные: 

  • Воспитывать  целеустремленность, самостоятельность, инициативность.
  • Продолжать воспитывать культуру общения, уважать мнение товарищей.
  • Воспитывать бережное отношение к нашей планете.

Развивающие: 

  • Формировать  умения работать с информацией.
  • Формировать  навыки взаимодействия в группе.
  • Развивать монологическую речь, развивать навык работать в сотрудничестве.
  • Развивать  творческое, критическое мышление, расширять  кругозор учащихся.

Тип занятия.

Исследование.

Оборудование.

1.Глобус.
2. Презентации «Виды глобусов» и  «Строение глобуса».
3.Инструменты, приборы и материалы:
тетрадь, цветные карандаши.

Структурные элементы
занятия

Содержание взаимодействия с учащимися.

1. Мотивация.

  • Учитель. 

Зададим вопросы, которые помогут раскрыть вам тему исследования. При составлении вопросов вы можете использовать опорные слова: 
КАК …     КАКИЕ …       ЧТО …     О ЧЕМ…
Дети задают вопросы. Учитель записывает на доске вопросы, заданные учениками.

  • Учитель. Согласны ли вы с логикой изложения материала, если придерживаться данного плана по составленным вопросам?

Прочитайте вопросы и обсудите в группе (в паре) их последовательность. (Учащиеся логически выстраивают вопросы). В результате обсуждения на доске появится план беседы.
1.Что такое глобус?
2. Какие глобусы самые древние?
3. Какие бывают глобусы?
4. Как устроен глобус?

5. О чем может рассказать глобус? 

2. Повторение изученного материала.

Эпиграф «Повторенье – мать ученья»  (Пословица).

  • Учитель:

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

  • Учитель.
  • Внимательно послушайте текст и подумайте,  о чём говорится в нем: о глобусе или о земном шаре.

«На нём есть материки и океаны, острова и моря. На нём проведена линия экватора, обозначены точки Северного и Южного полюсов. Он вращается вокруг железной оси и для удобства стоит на подставке».

ОТВЕТ: Это глобус.

  • Вспомните, чем похожи и чем отличаются глобус и Земной шар.

3. Усвоение содержания учебного материала.

Эпиграф «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз» (Античная мудрость).

  • Учитель.
  • Спасибо, ребята. Мы постараемся найти ответы на эти вопросы. Итак, первый вопрос.

1. Что такое глобус?

После открытия Аристотеля о шарообразности Земли, люди стали создавать ее модели -  глобусы. Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает? ( Круглый, шарообразный, шар).  Верно. Глобус (лат.) – «шар». Глобус – это модель Земли в миллион раз меньше самой планеты Земля.
Глобус.
— Дети, кто знает, что обозначает
Вот этот шар, посаженный на кол?
Это чучело Земли.
— Тебе кол.
— Нет, это не чучело,
А такая земляная голова.
— Тебе два.
— Нет,
это настоящая Земля,
Но картонная только.
— Тебе тройка.
Я знаю, синее - это вода,
А коричневое - это земная корка
.
— Четвёрка.
Это модель Земли,
Только уменьшенная в сто раз.
Если посмотреть в микроскоп,
Можно увидеть себя
И весь наш класс.
Это круглая карта,
Внутри пустая,
Её можно пальцем вращать.

— Пять! 
(О. Григорьев).

2. Какие глобусы самые древние?

  • Учитель.

 Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, что на нем изображено? (Это древний глобус) Верно. Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II в. до н.э. Сам глобус не сохранился, но рисунок остался. Отвечает ли глобус Кратеса современным представлениям о Земле? (Нет. На нем даже не все материки изображены). И это естественно. Мир, знакомый человеку древности, был очень мал. Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым Бехаймом. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. Он назвал свою модель «земное яблоко». На нем отсутствует полмира. До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии. 

 

Глобус Мартина Бехайма

На доске запись:

Греческий ученый Кратес (II в. до н.э.)
Немецкий ученый Бехайм (1492 г.) 


3. Какие бывают глобусы? Групповая работа.

  • Учитель.
  • При подготовке к уроку каждая группа учащихся  искала ответ на этот вопрос. Послушаем и оценим работу  каждой  группы.

Организация групповой работы строится по следующему алгоритму:

  • повторение детьми задачи для групповой работы с целью проверки, одинаково ли она понимается всеми участниками группового сотрудничества;
  • выяснение способа предстоящей работы;
  • выработка единого решения (модели);
  • выяснение, кто будет отвечать от группы;
  • знаками показать готовность группы;
  • осуществить межгрупповое обсуждение результатов.
  • Учитель.

Послушаем каждую группу.

1 группа - “Глобусы-моряки”. 
Когда – то мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях много повидали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры.

 2 группа - “Глобусы - щеголи”.
Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями. На некоторые глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей планете.

3 группа - “Глобус-космонавт”. 

Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль.

4 группа.

Много разных глобусов есть и теперь. Есть глобус звездного неба.  На нем изображены созвездия, млечный путь. Есть глобусы, на которых изображены все страны мира. Вон сколько стран в Южной Америке! Бывают глобусы с неровной поверхностью: все горы и  все возвышенности на них выпуклые. Есть даже лунный глобус и глобус Марса.
Единственная в нашей стране фабрика, изготовляющая глобусы, находится в Перми.

5 группа.

Известно ли Вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру Первому . Один из них в диаметре составляет 173 см, другой 319 см. Оба  приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Во внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему.

Глобус Петра Первого.

  • Учитель. 
  • Молодцы, ребята. Сколько интересного  мы узнали о глобусе. Осталось ответить нам на последние вопросы.

4. Как устроен глобус?

На ноге стоит одной,
Кружит - вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
 (ГЛОБУС).

  • Учитель.
  • Рассмотрите рисунок. Какие линии есть на глобусе? 

Учитель показывает схему глобуса и прикрепляет магнитами карточки с названиями: подставка, ось, южный полюс, северный полюс, экватор.

  • На глобусе есть экватор. Зачем нужен экватор?

Экватор – это линия,
Кривая, ярко – синяя.
Делит глобус пополам –
Чтобы нам не спутать вдруг,
где там Север, а где Юг.

  • Экватор делит Землю на Северное  и Южное полушария. Покажите их на глобусе.
  • Еще есть Северный полюс и Южный полюс.

На Земле живут две точки,
Обе в беленьких платочках.
(ПОЛЮСА)

  • На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии - это параллели и меридианы.

Глобус весь пересекают, 
Сходятся на полюсах. 
Постепенно подвигают 
Стрелки на любых часах. 
Через сушу, океаны 
Пролегли… 
(МЕРИДИАНЫ).

Старший среди них - экватор, 
И от севера до юга 
Эти линии, ребята, 
Параллельны все друг другу. 
Догадаться вы сумели, 
Что же это?.. 
(ПАРАЛЛЕЛИ).

  • Есть еще невидимая нам Земная ось, вокруг которой вращается Земля. Повращайте глобус вокруг Земной оси. Кто помнит, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси. ( Происходит смена дня и ночи).

Вокруг неё Земля вращается,
А  утро с ночью не встречается.
(ОСЬ).

5. О чем может рассказать глобус? 

«Решил создать я глобус.
Сажусь за стол и вот...
"Каким же цветом, дети,
Покрыть поверхность вод?

Холмы, равнины, горы
На глобусе моем  есть.
В коробке красок много,
Их все не перечесть.

И я теряюсь в красках:
Какой же выбрать цвет?
Быть может, кто поможет,
Подскажет мне ответ?"

У.  - Так какие же цвета понадобятся художнику? Назовите цвета глобуса. Что они обозначают?

Д. - На глобусе есть цветовая шкала высот и глубин. Для материков использованы желтые, зеленые и коричневые цвета (как на картах), для океанов – голубые и синие.

У.  – Как вы думаете, почему большая часть глобуса раскрашена в синий цвет?
Земля или Вода. 
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть...
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться – Вода!
(А. Усачёв)

- Назовите и покажите самый глубокий  и самый большой океан. ( Дети определяют с помощью шкалы глубин на глобусе, в каком океане е более темные  оттенки  синего цвета).

Д. - Тихий.
У. - Кто из вас сможет дать название самому холодному океану? Он же самый мелкий океан? Найдите его на глобусе.
Д. – Северный Ледовитый.
У. – Какие  океаны  мы не назвали? Покажите их  на глобусе.
Д. – Индийский и Атлантический.
У. - Что показано на глобусе другими цветами? Это суша. Она делится на 6 материков.
(Учитель называет и показывает их на глобусе)
У. - Какой материк самый высокий?
Д. – Африка, он почти весь коричневого цвета.
У. - Кто из вас знает, на каком материке мы с вами живём? Покажите Евразию. Что можно сказать про этот материк?
У. – Что обозначает белый цвет на глобусе?
Д. – Как и на карте – ледники. В Антарктиде – самый большой ледник.
У. – Эту информацию тоже нужно помнить.

Обратная связь.

Океаны.
На нашей Земле океанов –
Четыре:
ИНДИЙСКИЙ –
Самый соленый в мире,
Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ
Славен сельдями,
ЛЕДОВИТЫЙ
Все время спит подо льдами,
А ТИХИЙ,
Конечно же, вовсе не тихий –
А буйный, глубокий и самый великий!»
(А. Усачёв).

4. Обеспечение осознанности формируемых знаний.

Эпиграф «Мало знать, надо и применять, мало хотеть, надо и делать»  (И.Гете)

  • Учитель.
    ФИЗМИНУТКА

  На ноге стоит одной,
  Крутит-вертит головой.
  Нам показывает страны,
  Реки, горы, океаны.
  Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!

  • Вам предстоит  разгадать чайнворд “Глобус”.

Чайнворд "Глобус".

Впишите географические названия в клетки: 

1. Уравнитель. Линия, разделяющая Землю на два полушария (Северное и Южное). 
2. Источник пресной воды. 
3. Самый южный материк. 
4.Материк, похожий на подошву. 
5.Материк, состоящий из двух частей (Северной и Южной). 
6.Материк Южного полушария. 

Ответы учащиеся записывают в тетрадь.  Проверка: один  - читает, все – дополняют.

5. Обеспечение прочности формируемых знаний.

Рассмотрите схему глобуса  и  назовите его  части.

  1. -?
  2. - ?
  3. - ?
  4. - ?

Ответы:

1 – Южный полюс.

2 – Экватор

3 – Земная ось.

4 – Северный полюс.

  • Учитель.
  • Молодцы, ребята. За что вы  можете себя похвалить?  (Мы дружно работали в группах.  Было очень интересно слушать рассказы ребят о разных глобусах. Мы  правильно разгадали чайнворд и заполнили схему.) 
  • Что не понравилось, осталось непонятным, вызвало скуку?

6. Контроль усвоения.

Эпиграф «Конец  – делу венец» (пословица).

 Игра « Гонка за лидером».

Условие игры.

Прочтите текст загадочного письма. Внимательно слушая учителя,  вставьте в тест нужные слова. Побеждает тот, кто выполнит работу без ошибок и первым.

«Модель Земли -  _______________ . Это слово в переводе с латинского  означает_____.
На глобусе синим цветом  обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На земном шаре _____ океана  и _______ материков. «Главный пояс Земли» -  ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются _____________и __________________. Планета Земля наш общий дом и её надо __________!
Учитель в быстром темпе читает слова, а учащиеся расставляют их в тексте на нужное место:  ШЕСТЬ,  ГЛОБУС,  БЕРЕЧЬ,  СНЕГ,  ШАР,  МЕРИДИАНЫ,  СУША, ЛЕД, ЧЕТЫРЕ,  ВОДА,  ПАРАЛЛЕЛИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия по музыке для 1 класса "Инструментальное музицирование"

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Инструментальное музицирование для 1 класса...

Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе Тема Там, где ступала нога человека. (ФГОС)

внеурочное занятие разработано по программе Самковой "Моя первая экология" для учащихся 3 класса. Время занятия- 45 мин.1.     Обучающая (когнитивная) цель: Организовать деят...

Технологическая карта внеурочного занятия "История вооруженных сил России", 7 класс.

Комбинированный урок  изучения нового материала по внеурочной деятельности....

Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе

Технологическая карта внеурочного занятия составлена в соответствии с ФГОС. Внеурочное занятие разработано на основании программы "Моя первая экология", автор В.А. Самкова. Направление- социальное. Те...

технологическая карта внеурочного занятия по ФГОС "Кострома кинематографическая"

Данная технологическая карта поможет подготовить и провести внеурочное занятие на тему "Кострома кинематографическая"...

Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе

Горный хрусталь — разновидность кварца, наиболее распространенный микроэлемент Земли. Связь географии и истории ХМАО-Югры....

Технологическая карта внеурочного мероприятия по географии Викторина "Знатоки географии"

Цель мероприятияСоздать условия для расширения кругозора учащихся по предмету география. Задачи мероприятия Продолжить формирование общеучебных навыков работы с картой.Развивать память, логическо...