Урок: Природные ресурсы и условия, задачи и методы их экономической оценки
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Валентина Николаевна Деревяженко

Урок:  Природные ресурсы и условия, задачи и методы их экономической оценки. Разработка урока к курсу "Коммерческая география России" 10-11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:  Природные ресурсы и условия, задачи и методы их экономической оценки

Тип урока: Урок формирования новых знаний и умений.

  1. Цели урока: Вызвать интерес учащихся к изучению темы, продолжить формировать умение работать в группах с использованием карт и различных источников информации (Презентация: слайд 1-2)

Задачи урока:

Обучающая:

  • Дать представление о природные условия и природные ресурсы.
  • Классифицировать особенности ресурсов для развития и организации хозяйства
  • Выделить методы и задачи экономической оценки природных ресурсов
  • Охарактеризовать особенности размещения природно-ресурсного потенциала России для развития рынка.

Развивающая

  • Уметь анализировать, систематизировать и применять  полученные новые знания

Воспитательная

  • Воспитание инициативности и уважения друг к другу.

Оборудование: Карта России, атласы, схемы и статистические материалы, учебники, мультимедиа и презентация.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Определение темы и целей урока.
  3. Изучение нового материала:

Актуализация, опора на субъективный опыт учащихся.

  • Назовите известные вам виды природных ресурсов?
  •  Какими видами ресурсов богата Россия?
  • Перечислите ресурсы, играющие огромную роль в экономике страны и  почему?
  • Объясните, почему приоритетным  в развитии экономики остаются отрасли ТЭК комплекса?
  • Знание терминов: ТСПР, рекультивация, терриконы, утилизация, экологическая экспертиза.
  1. Что такое природные условия и ресурсы (Презентация: слайд 3)
  2. Оценить природные условия жизни населения в России (работа в группах с атласами) Проанализируйте территориальные различия в степени благоприятности природных условий жизни населения (Презентация: слайд 3)

  1. Классификация (группировки) природных ресурсов и условий в условиях многоцелевого характера их использования (Презентация: слайд 5) D:\Documents and Settings\Семья\Рабочий стол\география 10 А\Георграфия2\image001.jpg
  2. (Презентация: слайд 6-9)

1)природная (по признаку принадлежности к тому или иному компоненту природы)

2)экологическая (по признаку исчерпаемости и возобновимости)

3) хозяйственная (по основным направлениям использования ресурсов)

  1. Рыночная классификация ресурсов. (Презентация: слайд 10-11)
  • Ресурсы, имеющие стратегическое (оборонное) значение, торговля которыми чревата подрывом оборонной мощи страны (урановая руда и др.)
  • Ресурсы, имеющие широкое экспортное значение и обеспечивающие основной приток валютных поступлений (нефть, газ, алмазы, золото)
  • Ресурсы внутреннего рынка (имеющие, как правило повсеместное распространение)

  1. Методы экономической оценки природных ресурсов (Презентация: слайд 12).
  1. Выбор объекта
  2. Критерии оценки
  3. Ее показатели

  1. Задачи  экономической оценки ресурсов (Презентация: слайд 13).

 

  • 1.оптимизация природопользования
  • 2.совершенствование отраслевой и территориальной структуры хозяйства.
  • 3.географический подход  влияния природных факторов на величину экономической оценки

  1. Два подхода в использовании и оценке природных ресурсов:

1)затратный подход - подход при котором, ценность источников природных ресурсов  и их ТСПР определяется по суммарным затратам на их разведку и освоение

2) рентный подход - основанный на выявлении дополнительного экономического эффекта, возникающего при использовании данного (лучшего) ресурсного источника или ТСПР по сравнению с другими (основан на учете природных факторов  и местоположения на величину экономической оценки)

  1.  Российская Федерация обладает огромными и разнообразными по видовому составу природно-ресурсным потенциалом, (работа со статистическими таблицами) (Презентация: слайд 14).

      11. Размещение и проблемы развития сырьевой базы страны (работа со статистическими таблицами) (Презентация: слайд 15).

1)оцените регион России наиболее богатый разнообразными видами ресурсов

2)проанализируйте обеспеченность ресурсами нашего региона с точки зрения развития отраслей хозяйства

3)назовите наиболее обеспеченный регион лесными ресурсами

4)оцените регионы, наиболее обеспеченные гидроэнергетическими ресурсами с точки зрения их экономической и хозяйственной ценности.

5) Какие регионы с вашей точки зрения наиболее привлекательны для инвестиций  в разработку ресурсов и почему?

9. Оценка важнейших ТСПР, учитывающая  и условия их освоения

(работа с картосхемами) (Презентация: слайд 15).

1)назовите районы России с уникальным сочетанием ТСПР? (2/3 Сибирь и Дальний Восток)

2) Какие проблемы возникают при хозяйственном освоении данных районов?

3) Какие диспропорции возникли в размещении добывающих и перерабатывающих отраслей?

12. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов

 (Презентация: слайд 17).

 1. Сложные условия хозяйственного освоения регионов Сибири и Дальнего Востока.

2. Диспропорции в размещении добывающих и обрабатывающих отраслей, что привело к существенному увеличению затрат на транспорт.

3. Постоянное ухудшение качества добываемого сырья, горно-геологических и горнотехнических условий разработки месторождений.

4. Рост себестоимости добычи полезных ископаемых и удельные капиталовложения на единицу добываемого сырья.

5. Потери минеральных и лесных ресурсов при эксплуатации и переработке.

6. Некомплексное использование добытого сырья.

13. Пути решения проблем - (опережающее задание)

1)Ресурсосберегающая политика, с внедрением прогрессивных технологий обогащения  и переработки минерального сырья.

2) Утилизация отходов горнопромышленного производства.

3) Рекультивация земель в районах добычи сырья.

4)Снижение затрат энергоемкости и материалоемкости.

5) Использование вторичного сырья(металлолома и, макулатуры, золы и злакошлаковых отходов ТЭС).

6) Система оборотного водоснабжения.

7) Создание территориально-производственных комплексов.

  1. Закрепление

1) Для каких целей разрабатывается классификация природных ресурсов?

2) Какие задачи решает экономическая оценка природных ресурсов?

3)В чем проблемы использования природных ресурсов?

4) В чем суть различных методических подходов  к оценке природных ресурсов?

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание : Предложите пути решения проблем, связанных с рынком использования природных ресурсов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природные ресурсы и условия, задачи и методы их экономической оценки Элективный курс «Коммерческая география» Презентацию подготовила учитель географии МБОУ СОШ №5 Деревяженко Валентина Николаевна

Слайд 2

Цели и задачи занятия: 1. Дать понятие природные условия и природные ресурсы. 2. Классифицировать особенности ресурсов для развития и организации хозяйства 3.Выделить методы и задачи экономической оценки природных ресурсов 4.Охарактеризовать особенности размещения природно-ресурсного потенциала России для развития рынка. 5. Продолжить формировать умение работать в группах с использованием карт и различных источников информации

Слайд 3

Что такое природные условия и природные ресурсы? 1. природные ресурсы-компоненты природы, которые непосредственно участвуют в материальном производстве и непроизводственной деятельности. 2.природные условия-элементы природной среды, которые не принимая участия в процессе производства, тем не менее существенно влияют на различные стороны жизни и деятельности людей.

Слайд 4

Природные условия жизни населения

Слайд 5

Классификация природных ресурсов

Слайд 7

Минеральные ресурсы России

Слайд 8

Водные ресурсы России

Слайд 9

Лесные ресурсы России

Слайд 10

Классификация природных ресурсов Объекты Критерии Классификационные группы Источники ресурсов (месторождения полезных ископаемых, земельные угодья, лесные массивы и т.д. ) Величина запасов, Хозяйственная значимость. 1.Крупнейшие(общегосударственного значения) 2.Крупные (межрайонного) 3. Небольшие (местного) Запасы полезных ископаемых Степень изученности (разведанности) 1.Разведанные ( достовенрные-доказанные геолого-разведочными работами) 2. Предварительно оцененные(вероятные) 3.Прогнозные(на основе научных прогнозов и гипотез)

Слайд 11

Классификация ресурсов, учитывающих, характер торговли природным сырьем Ресурсы, имеющие стратегическое (оборонное) значение, торговля которыми чревата подрывом оборонной мощи страны (урановая руда и т.д.) Ресурсы, имеющие широкое экспортное значение и обеспечивающие основной приток валютных поступлений(нефть, газ, алмазы, золото) Ресурсы внутреннего рынка(минеральные строительные материалы и т.д.)

Слайд 12

Методы экономической оценки природных ресурсов

Слайд 13

Задачи экономической оценки природных ресурсов 1.оптимизация природопользования 2.совершенствование отраслевой и территориальной структуры хозяйства. 3.географический подход влияния природных факторов на величину экономической оценки

Слайд 14

Доля России в мировых запасах и добыче природных ресурсов Виды ресурсов Запасы(разведанные) Добыча(производство) Доля, % Место в мире Доля,% Место в мире уголь 12 3-е(после США, Китая) 5 5-е (после Китая ,США, Индии, Австралии) нефть 13 2-е (после Саудовской Аравии) 10 2-е (после Саудовской Аравии) газ 32 1-е 24 1-е железная руда 33 1-е 8 4-е (после Китая, Бразилии, Австралии) никелевые руды 13 2-е (после Австралии) 23 1-е апатиты 65 1-е 55 1-е водные 9 2-е (после Китая) 7 5-е (после США, Канады, Бразилии, Китая) лесные 23 1-е 3 8-е (после США, Китая, Индии, Бразилии и…) земельные 9 3-е (после США, Индии) 4 4-е (после Китая, США, Индии

Слайд 15

Размещение природно-ресурсного потенциала России(%) регионы уголь железная руда фосфатное сырье лесные земельные гидроэнергетические Европейский Север и Северо-Запад 4 4 55 11 3 4 Центральная Россия 2 60 15 6 21 1 Европейский Юг 3 - - 1 12 5 Урало-Поволжье 1 15 - 7 35 4 Западная Сибирь 46 3 3 13 17 9 Восточная Сибирь 34 10 17 35 10 36 Дальний Восток 10 8 9 27 2 41

Слайд 16

Оценка важнейших ТСПР

Слайд 17

Проблемы использования ресурсов 1. Сложные условия хозяйственного освоения регионов Сибири и Дальнего Востока. 2. Диспропорции в размещении добывающих и обрабатывающих отраслей, что привело к существенному увеличению затрат на транспорт. 3. Постоянное ухудшение качества добываемого сырья, горно-геологических и горнотехнических условий разработки месторождений. 4. Рост себестоимости добычи полезных ископаемых и удельные капиталовложения на единицу добываемого сырья. 5. Потери минеральных и лесных ресурсов при эксплуатации и переработке. 6. Некомплексное использование добытого сырья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...

Презентация к уроку "Природные условия и ресурсы Восточной Сибири"

Презентация к уроку "Природные условия и ресурсы Восточной Сибири"...

презентация к уроку "Природные ресурсы и экономическое развитие"

презентация содержит необходимый иллюстративный и статистический материал к уроку...

Исследование методов решения экономических процессов.

Несколько методов решения экономических задач, рассмотренных обучающимся 10 класса....

Урок - проект по курсу «География России. Население и хозяйство. Тема урока «Природные ресурсы»

Урок с использованием современной технологии проектов имеет направленность не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и на их применение с учётом дифференцированного подхода и возможност...