Программа внеурочной деятельности Научно-исследовательская деятельность «Моя география»
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) на тему

Матвеева Наталия Владимировна

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

Научно-исследовательская деятельность

«Моя география»

 Пояснительная записка

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи— вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.

Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся основной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.

Программа “Моя  география” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается   всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы основного образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель и задачи научно-исследовательской деятельности «Моя география»

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  •  формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  •  формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  •  развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, географии, информатике, экологии. Логика обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной

коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

 Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, макет, рассказ, викторина, КВНы, газета, книга, модель, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются:

  • умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;
  • навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала;
  • навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;
  • навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;
  • умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные понятия:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).

Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Метод проектов в основной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе).

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная работа.

Формы контроля:

  • альбом,
  • газета,
  • гербарий,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • коллекция,
  • модель,
  • паспарту,
  • плакат,
  • план,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сувенир-поделка,

Поурочно-тематический план

1-й год обучения

«География вокруг меня»

п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

В т/ч на практические, экскурсии, разработку проектов

Вид работы на контроль

Приме

чание

1

Введение

1

1.1

Вводное занятие. Жизнь на Земле

1

Коллаж

2

Среда обитания

6

2.1

Времена года на Земле

1

Газета

2.2

Наблюдения за сезонными изменениями в

природе

1

ПР. № 1 Составление календаря природы

Практическая работа

2.3

Изменения окружающей среды

1

ПР. № 2: Фенологические наблюдения за природой

Практическая работа

2.4

Практическое занятие «Осень на пришкольном

участке»

1

ПР. № 3: Составление гербария растений

Практическая работа

2.5

Условия жизни растений

1

ПР. № 4: Определение количественного и видового состава растений на пришкольном участке

Практическая работа

2.6

Охрана растений. Красная книга РК и РФ

1

Оформление презентации

Презентация

НРК

Красная книга РК

3

Жизнь животных

4

3.1

Палеонтология и антропология

1

Альбом

3.2

Животный мир РК и Сыктывкара

1

Оформление стенда

Стенд

3.3

Экологический проект «Защитим

природу»

1

Газета

НРК

Экологическая ситуация РК

3.4

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений РК

1

Оформление презентации 

Презентация

4

Реки и озера

8

4.1

Реки и озера

1

ПР. № 5: Определение по физической карте географического положения рек и озер РК

Практическая работа

НРК

Географическое положение рек и озер РК

4.2

Влияние внутренних вод на окружающую природу

1

Оформление презентации

презентация

4.3

Пресноводные животные и растения

1

ПР.№6:

Определение видового состава растений и животных пресных вод

Практическая работа

4.4

Жизнь у рек и озер

1

Экскурсия на берег водоема

Коллаж

4.5

Экологический проект «Человек и его деятельность –

причина загрязнения водоемов»

1

Стенгазета

4.6

Околоводные птицы и животные водоемов

1

ПР. №7: Определение видового состава птиц и других живых организмов

Практическая работа

.

4.7

Подготовка акции «Чистый берег!»

1

4.8

Акция  «Чистый берег»

1

Коллаж

5

Человек и животные

8

5.1

Жизнь среди людей

1

Экскурсия в зоопарк

Альбом

5.2

Ролевая игра

 «В мире животных»

1

Выставка рисунков

5.3

Домашние животные

1

Оформление выставки

Выставка

5.4

Викторина «Животные рядом с нами»

1

5.5

Уход за домашними животными

1

Изготовление буклета

Буклет

5.6

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил»

1

Проект «Ты в ответе за тех, кого приручил»

Газета

5.7

Люди и паразиты

1

Оформление стенда

Стенд

5.8

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

1

Конференция

Газета

6

Основы сельского хозяйства

7

6.1

Почва

1

ПР. №8:

Определение состава почвы

Практическая работа

НРК.

Почва РК

6.2

Овощные и декоративные культуры

1

ПР. № 9:

Определение благоприятных условий для развития с\х растений

Практическая работа

6.3

Сельскохозяйственные растения Республики Коми

1

Оформление выставки

Выставка

НРК.

Сельскохозяйственные растения Республики Коми

6.4

Посев семян для рассады

1

ПР. № 10: Подготовка и посадка семян

Практическая работа

6.5

Подготовка почвы на пришкольном участке

1

ПР. № 11: Подготовка почвы для высадки растений

Практическая работа

6.6

Высадка рассады на участке. Составление графика полива

1

ПР. № 12: Высадка растений и уход за ними

Альбом

6.7

Декоративные растения

1

Оформление выставки

Выставка

7

Игра-праздник «Моя география»

1

Итого:

35

13

Поурочно-тематический план

2-й год обучения

«ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

В т/ч на практические, экскурсии, разработку проектов

Вид работы на контроль

Приме

чание

1

Введение

1

1.1

Мой Сыктывкар

1

Оформление презентации

Презентация

НРК

Сыктывкар

2

Человек и город

2

2.1

История Сыктывкара

1

Экскурсия в исторический музей Сыктывкара

Альбом

НРК

История Сыктывкара

2.2

Города Республики Коми

1

Оформление презентации

Презентация

3

География Сыктывкара

7

3.1

Географическое положение Сыктывкара

1

ПР. № Определение на местности сторон горизонта, азимутов, расстояний  

Практическая работа

НРК

Географическое положение Сыктывкара

3.1

Рельеф и тектоника Сыктывкара

1

ПР. № 2:

Определение абсолютной и относительной высоты Сыктывкара

Практическая работа

НРК Определение высоты г. Сыктывкара

3.2

Полезные ископаемые

1

ПР. № 3: Определение свойств полезных ископаемых

Практическая работа

НРК

Полезные ископаемые

3.3

Климат Сыктывкара

1

ПР. № 4: Определение среднегодовых и среднемесячных климатических показателей

Практическая работа

НРК

Климат Сыктывкара

3.4

Воды Сыктывкара

1

Игра «Водный маршрут»

НРК

Воды Сыктывкара

3.5

Природные ресурсы

Экскурсия в геологический музей Сыктывкара

Альбом

3.6

Экологические проблемы города

1

Акция «Мир вокруг меня»

3.7

Пригороды Сыктывкара

1

Экскурсия в финно-угорский этнокультурный парк с. Ыб

НРК

Пригороды Сыктывкара

4

Городские экосистемы

6

4.1

Природа Сыктывкара

1

Экскурсия в парк Сыктывкара

Альбом

НРК

Природа Сыктывкара

4.2

Таежный ландшафт

1

Оформление презентации

Презентация

4.3

Луговой и пойменный ландшафт

1

Оформление презентации

Презентация

4.4

Ручьи и болота

1

Оформление презентации

Презентация

4.5

Практическое занятие «Таежная тропа»

1

Альбом

4.6

Экскурсия «По белой тропе»

1

Альбом

5

Внутренние воды

5

5.1

Сысола и Вычегда

1

ПР. № 9: Составление по картам описания географического положения рек

Практическая работа

НРК

Сысола и Вычегда

5.2

Растения и животные водоемов

1

Оформление презентации

Презентация

5.3

Значение внутренних вод в жизни города

1

ПР. № 10: Анализ экологической ситуации

Практическая работа

НРК.

Реки РК и Сыктывкара.

5.4

Вода и здоровье человека. Экологические проблемы.

1

Экскурсия на предприятие города «Эколайн»

Альбом

5.5

Водные ресурсы

1

Оформление презентации

Презентация

6

Почвы

4

6.1

Виды состав и использование почв

1

ПР. № 11: Описание почвенного профиля

Практическая работа

НРК.

Почва в Сыктывкаре

6.2

Агроклиматические ресурсы

1

ПР. № 12:

Анализ карт климата и почв

Практическая работа

НРК

Климат и почвы Сыктывкара

6.3

Сельскохозяйственные культуры Сыктывкара

1

ПР. № 13:

Анализ размещения сельхоз культур

Практическая работа

НРК. Сельхоз культуры РК

6.4

Эрозия почв и меры по мелиорации

1

Деловая игра:

 "В поисках трех аргументов".

7

Охрана природы Сыктывкара

4

7.1

Природоохранные предприятия города

1

Экскурсия на городской водоканал

Альбом

7.2

Меры по охране природы

1

Экологическая игра «Тайны и загадки природы»

7.3

Работа над проектом «Ты в ответе за свой город»

1

7.4

Проект «Ты в ответе за свой город»

1

Буклет

8

Население города

2

8.1

Численность и естественный прирост населения

1

ПР. № 14:

Анализ показателей движения населения

Справочник

8.2

Национальный состав

1

Экскурсия в Национальную галерею Республики Коми

Альбом

9

Экономика города

4

9.1

Промышленность

1

Экскурсия на ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК»

Стенгазета

9.2

Сельское хозяйство

1

Экскурсия на ОАО «Птицефабрика Зеленецкая»

Коллаж

9.3

Транспорт

1

Экскурсия на предприятие «Алексмоторс»

Альбом

9.4

Проблемы экономики

1

Конференция

Итого:

35

13

Поурочно-тематический план

3-й год обучения

«Моя Республика»

п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

В т/ч на практические, экскурсии, разработку проектов

Вид работы на контроль

Приме

чание

1

Введение

1

1.1

Коми край в составе русского государства

1

НРК.

Коми край в составе русского государства

2

Заселение Коми края

6

2.1

Население и экономика Коми края в XVI - XIX веках

1

2.2

Расселение коми и административное деление в XVI - XIX веках

1

ПР. № 1 Экскурсия в исторический музей РК

Практическая работа

2.3

Образование и развитие Республики Коми

1

Проведение социологического опроса жителей о перспективах развития РК.

.

НРК.

Развитие Республики Коми

2.4

Экспедиции и исследования Коми края

Оформление презентации

2.5

Стефан Пермский.

1

2.6

Археологические памятники РК

1

Экскурсия в археологический отдел исторического музея  РК

3

Природные условия и ресурсы

3

3.1

Географическое положение РК

1

ПР. №2

Составление картосхемы положения РК на карте РФ

Практическая работа

НРК.

Географическое положение РК

3.2

Соседское положение

1

ПР. №3

Выявление экономических связей

Практическая работа

3.3

Транспортное положение

1

Разработка проектов новых средств передвижения.

Выставка

4

Рельеф

3

4.1

Тектоническое строение и рельеф территории РК

1

ПР. №4

Нанесение на к\к туристических маршрутов по территории РК

Практическая работа

НРК.

рельеф территории РК

4.2

Геология и полезные ископаемые РК

1

ПР. №5

Определение свойств полезных ископаемых

Практическая работа

НРК.

полезные ископаемые РК

4.3

Экологические проблемы

1

"Город будущего". Разработка проекта города будущего с учетом заданных

параметров (численность населения, характер энергообеспечения, система общественного

транспорта и т.п

Стенд

5

Водные ресурсы

4

5.1

Реки РК

1

Социологический опрос "Экономно ли мы расходуем воду?"

 Расчет среднесуточного потребления воды вашей семьей (школой). Разработка

рекомендаций по экономному использованию воды.

Буклет

НРК.

Реки РК

5.2

Озера РК

1

ПР. №6

Экологическая экспертиза. Мониторинг состояния озера

Практическая работа

НРК.

Озера РК

5.3

Болота РК

1

альбом

НРК.

Болота РК

5.4

Охрана внутренних вод

1

Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения

водоемов»

5

Климат

3

5.1

Температурный режим и воздушные массы

1

ПР. №7

Измерение t °c воздуха, силы и направления ветра, построение графиков суточного хода

t °c, розы ветров

Практическая работа

5.2

Осадки и испаряемость

1

ПР. №8

Измерение количества осадков, построение диаграммы осадков

Практическая работа

5.3

Агроклиматические ресурсы

1

Конкурс проектов "Не будем расточительны - не будем нуждаться!"

6

Почвы

2

6.1

Виды почв

1

ПР. №9

Анализ почвенного профиля

Практическая работа

6.2

Загрязнение почв и мелиорация

1

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

Плакат

7

Растительность РК

4

7.1

Растительность тундры

1

ПР. №10

Изучение роли мха сфагнума в тундре

Практическая работа

7.2

Растительность тайги

1

ПР. №11

Изучение последствий лесных пожаров

Практическая работа

7.3

Лекарственные растения РК

1

Оформление презентации

Презентация

НРК.

Лекарственные растения РК

7.4

Растения, занесенные в Красную книгу РФ и РК

1

Оформление выставки

Вставка

НРК.

Красную книгу РФ и РК

8

Животный мир РК

4

8.1

Животный мир тундры

1

ПР. №12 Классификация животного мира

Практическая работа

8.2

Животный мир тайги

1

8.3

Промысловые животные РК

1

Просмотр видеофильма «Тайга»

Выставка рисунков

НРК.

Промысловые животные РК

8.4

Животные, занесенные в Красную книгу РФ и РК

1

Оформление выставки

Выставка

НРК.

Красную книгу РК

9

Экономика и хозяйство

3

9.1

Население РК

1

Игра «Перепись населения»

НРК.

Население РК

9.2

Промышленность Республики Коми

1

Экскурсия на СЛПК

Альбом

НРК.

Промышленность Республики Коми

9.3

Сельское хозяйство Республики Коми

1

Экскурсия  в совхоз «Пригородный»

Практическая работа

НРК.

Сельское хозяйство Республики Коми

10

Экология Республики Коми

2

10.1

Памятники природы

Республики Коми

1

Составление буклета «Чудеса природы РК»

Буклет

НРК.

Памятники природы

Республики Коми

10.2

Особо охраняемые природные территории. Печоро-Илычский заповедник. Национальный парк «Югыд ва

1

Деловая игра: "Экологический баланс"

Выставка

НРК.

Печоро-Илычский заповедник. Национальный парк «Югыд ва

Итого:

35

15

Содержание учебного предмета

1-й год обучения

«География вокруг меня»

1        Введение

1.1        Вводное занятие. Жизнь на Земле

2        Среда обитания

2.1         Времена года на Земле

2.2        Наблюдения за сезонными изменениями в природе

2.3        Изменения окружающей среды

2.4        Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

2.5        Условия жизни растений

2.6        Охрана растений. Красная книга РК и РФ

3        Жизнь животных

3.1        Палеонтология и антропология

3.2        Животный мир РК и Сыктывкара

3.3        Экологический проект «Защитим природу»

3.4        Красная книга – способ защиты редких видов животных  растений РК

4        Реки и озера

4.1        Реки и озера

4.2        Влияние внутренних вод на окружающую природу

4.3        Пресноводные животные и растения

4.4        Жизнь у рек и озер

4.5        Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

4.6        Околоводные птицы и животные водоемов

4.7        Подготовка акции «Чистый берег!»

4.8        Акция  «Чистый берег»

5        Человек и животные

5.1        Жизнь среди людей

5.2        Ролевая игра «В мире животных»

5.3        Домашние животные

5.4        Викторина «Животные рядом с нами»

5.5        Уход за домашними животными

5.6        Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил»

5.7        Люди и паразиты

5.8        Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

6        Основы сельского хозяйства

6.1        Почва

6.2        Овощные и декоративные культуры

6.3        Сельскохозяйственные растения Республики Коми

6.4        Посев семян для рассады

6.5        Подготовка почвы на пришкольном участке

6.6        Высадка рассады на участке. Составление графика полива

6.7        Декоративные растения

7        Игра-праздник «Моя география»

2-й год обучения

«ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

1        Введение

1.1        Мой Сыктывкар

2        Человек и город

2.1        История Сыктывкара

2.2        Города Республики Коми

3        География Сыктывкара

3.1        Географическое положение Сыктывкара

3.1        Рельеф и тектоника Сыктывкара

3.2        Полезные ископаемые

3.3        Климат Сыктывкара

3.4        Воды Сыктывкара

3.5        Природные ресурсы

3.6        Экологические проблемы города

3.7        Пригороды Сыктывкара

4        Городские экосистемы

4.1        Природа Сыктывкара

4.2        Таежный ландшафт

4.3        Луговой и пойменный ландшафт

4.4        Ручьи и болота

4.5        Практическое занятие «Таежная тропа»

4.6        Экскурсия «По белой тропе»

5        Внутренние воды

5.1        Сысола и Вычегда

5.2        Растения и животные водоемов

5.3        Значение внутренних вод в жизни города

5.4        Вода и здоровье человека. Экологические проблемы.

5.5        Водные ресурсы

6        Почвы

6.1        Виды состав и использование почв

6.2        Агроклиматические ресурсы

6.3        Сельскохозяйственные культуры Сыктывкара

6.4        Эрозия почв и меры по мелиорации

7        Охрана природы Сыктывкара

7.1        Природоохранные предприятия города

7.2        Меры по охране природы

7.3        Работа над проектом «Ты в ответе за свой город»

7.4        Проект «Ты в ответе за свой город»

8        Население города

8.1        Численность и естественный прирост населения

8.2        Национальный состав

9        Экономика города

9.1        Промышленность

9.2        Сельское хозяйство

9.3        Транспорт

9.4        Проблемы экономики

3-й год обучения

«Моя Республика»

1        Введение

1.1        Коми край в составе русского государства

2        Заселение Коми края

2.1         Население и экономика Коми края в XVI - XIX веках

2.2        Расселение коми и административное деление в XVI - XIX веках

2.3        Образование и развитие Республики Коми

2.4        Экспедиции и исследования Коми края

2.5         Стефан Пермский.

2.6        Археологические памятники РК

3        Природные условия и ресурсы

3.1        Географическое положение РК

3.2        Соседское положение

3.3        Транспортное положение

4        Рельеф

4.1        Тектоническое строение и рельеф территории РК

4.2        Геология и полезные ископаемые РК

4.3        Экологические проблемы

5        Водные ресурсы

5.1        Реки РК

5.2        Озера РК

5.3        Болота РК

5.4        Охрана внутренних вод

5        Климат

5.1        Температурный режим и воздушные массы

5.2        Осадки и испаряемость

5.3        Агроклиматические ресурсы

6        Почвы

6.1        Виды почв

6.2        Загрязнение почв и мелиорация

7        Растительность РК

7.1        Растительность тундры

7.2        Растительность тайги

7.3        Лекарственные растения РК

7.4        Растения, занесенные в Красную книгу РФ и РК

8        Животный мир РК

8.1        Животный мир тундры

8.2        Животный мир тайги

8.3        Промысловые животные РК

8.4        Животные, занесенные в Красную книгу РФ и РК

9        Экономика и хозяйство

9.1        Население РК

9.2        Промышленность Республики Коми

9.3        Сельское хозяйство Республики Коми

10        Экология Республики Коми

10.1        Памятники природы

Республики Коми

10.2        Особо охраняемые природные территории. Печоро-Илычский заповедник. Национальный парк «Югыд ва

Предполагаемые результаты реализации программы

Учащиеся должны научиться:

  1. видеть проблемы;
  2. ставить вопросы;
  3. выдвигать гипотезы;
  4. давать определение понятиям;
  5.  классифицировать; наблюдать;
  6. проводить эксперименты;
  7. делать умозаключения и выводы;
  8. структурировать материал;
  9. готовить тексты собственных докладов;
  10. объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

По окончании программы активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Учащиеся смогут:

  • продемонстрировать действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы (зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; обозначится граница исследования; разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи)
  • организовать деятельность по самостоятельному исследованию ( выберутся методы исследования; поведется последовательно исследование; зафиксируются полученные знания ( учащиеся смогут  собрать и обработать информацию; проанализировать и обобщить полученные материалы; подготовить отчет – сообщение по результатам исследования;  публично выступить с защитой и  доказательством своей идеи)  
  • развить исследовательские и  творческие навыки у  детей у 100% с привлечением родителей;  научатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%; организовать экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
  • продемонстрировать результаты на конференциях, семинарах не менее 50%; включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 5-9 классов не менее 10%; создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации; сформируются представления об исследовательском обучении)

Критерии оценивания различных видов работ учащихся

Формы контроля:

  • альбом,
  • газета,
  • гербарий,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • коллекция,
  • модель,
  • паспарту,
  • плакат,
  • план,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сувенир-поделка,

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединении деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.

Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д.

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля:  консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровье сберегающие технологии.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

  • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
  • с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам проектов;
  • с уроками информатики: создание презентаций.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (5 класс) предполагает приобретение пятиклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов (6 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

         Третий уровень результатов (7 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию, предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Участие школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

Личностные результаты

  • формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
  • организация на занятии парно-групповой работы

Метапредметные результаты

Регулятивные

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • осуществлять расширенный поиск информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

  • иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
  • владеть планированием и постановкой эксперимента

Учебно-методические средства обучения

Для осуществления образовательного процесса необходимы следующие принадлежности:

  • набор рабочих инструментов для практических занятий;
  • микроскоп, лупа;
  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор.

Литература

  1. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.:
  2. Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
  3. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
  4. Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
  5. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
  6. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина.– М, Сфера, 2001.

7. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.

  1. Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.

9.  Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А.Никитина. - Самара, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА УНИО (ученическое научно-исследовательское общество) для 1-11 классов «Введение в исследовательскую деятельность»

ПРОГРАММА УНИО(ученическое научно-исследовательское общество)для 1-11 классов«Введение в исследовательскую деятельность»руководитель УНИОучитель: Е.Д. СакунПояснительная записка  ...

ПРОГРАММА УНИО (ученическое научно-исследовательское общество) для 1-11 классов «Введение в исследовательскую деятельность»

ПРОГРАММА УНИО(ученическое научно-исследовательское общество)для 1-11 классов«Введение в исследовательскую деятельность»руководитель УНИОучитель: Е.Д. СакунПояснительная записка  ...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Здесь представлены результаты научо-исследовательской и проектной деятельности обучающихся...

Результат научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся(публикация в электронных СМИ)

Проект для одаренных детей  «Алые паруса»,проект-исследование «Здоровый образ жизни»...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....