Урок для 6 класса по теме Реки.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Фролкова Ксения Николаевна

Конспект урока, рабочий лист, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс. Тема: Реки.

Цель урока: сформировать знания о реках земного шара. Показать их различия и общие черты.

Задачи урока:

Начать формирование у учащихся представления о реках.

Познакомить учащихся с основными понятиями, терминами, определениями.

Продолжить формирование умения работать с географической картой.

Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта – реки.

Воспитывать любовь к рекам, видеть красоту равнинной и горной реки.

Определять устье, исток, притоки.

Называть крупные реки мира и России.

Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, атлас, компьютер, мультимедийная установка, презентация по теме: «Реки».

Ход урока

  1. Организационный момент: Слайд 1

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте проверим готовность к уроку. На столе должны лежать: учебник, атлас, дневник, ручки и рабочий лист, с которым сегодня мы будем работать на протяжении урока.

  1. Определение темы и задач урока:

В рабочем листе не указана тема урока. Давайте ее угадаем с помощью загадок. 

Слайд 2

Течет, течет – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

Между гор, между дол

Бежит белый конь. (Река).

В рабочих листах записываем тему.

Определение с учащимися темы урока, задачи и цели урока.

Что мы должны знать про реки?

Что такое река

Из каких частей состоит река

Крупные реки и где они находятся

Питание рек, значение рек.

Слайд 3.

- сформировать представление о реке, ее частях;

- определить местоположение крупнейших рек Земли;

- составить описание реки.

III. Изучение нового материала

Слайд 4,5,6

Обратите внимание на картину художника А. М. Васнецова «Северный край», «Большая вода» И. И. Левитана, «Река-царевна» Н. М. Ремезова. Много великих художников изображали в своих картинах реки.

Любили реки и поэты. Много красивых строк им посвятили они.

Ребята, кто приготовил стихи?

(Проверить творческие задание, прослушать 2-3 произведения.)

1. О, Волга!., колыбель моя,

Любил ли кто тебя, как я?

(Некрасов.)

2. Нева всю ночь рвалася к морю...

И спорить стало ей невмочь...

...Но силой ветра от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова.

(А. С. Пушкин.)

3. Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

(Лермонтов)

Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. (Дети отвечают, дают свои определения.)

Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учебнике: стр. 87.

Слайд 7

Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.

Записываем определение.

Слайд 8

Из каких частей состоит река?

Русло – главная часть реки, которая располагается на дне речной долины. (закрасить синем карандашом)

Пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.

Речная долина – более широкое понижение в рельефе.

Слайд 9

– Где начинаются реки? Из истока. Исток - начало реки.

Какими бывают истоки рек?

Одна река вытекает из болота, другая из родника, третья зарождается на склонах гор.

Течет река сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или другую реку. Как называется это место? Устье. Слайд 10.

Существуют различные виды устьев:

Дельта – устье реки с протоками;

Эстуарий – воронкообразное устье реки.

ЗАДАНИЕ №1. Определите исток и устье рек.

Нил                                            Волга

Инд                                            Ангара

Припять                                    Обь

Познакомимся с крупными реками:

Слайд 11

Реки на карте показывают от истока к устью.

Самая протяженная река мира – Нил (6671 км)

Самая полноводная река мира – Амазонка.

Слайд 12

Самая протяженная река России - Обь

Самая полноводная река России – Енисей

Какая река протекает через наш город?

Главной рекой Саратовской области является Волга. Раньше она имела название «Ра» - «Щедрая», «Итиль», - «Река рек». Само же название «Волга» в переводе с финского означает «светлая», «священная». С этой русской рекой связаны имена многих знаменитых людей: Радищев, Чернышевский, Вавилов, Гагарин. Юрий Алексеевич Гагарин учился в авиационном училище в Саратове и совершая первый полет в космос 12 апреля 1961 года приземлился в Саратовской области.

О Волге сложено много поэм, песен, стихотворений. Наш земляк поэт Палькин пишет о Волге:

Скатываясь с древнего Валдая,

Через Нижний, прямо на Увек,

Все спешит, спешит, в себя вбирая

По пути семь тысяч разных рек.

Волга по протяженности 1 в Европе, 5 в России, 16 в мире. Длина 3530 км.

У каждой реки есть притоки. Они могут быть левые и правые.

Как определить, где у реки левые или правые притоки?

Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева - то левый.

Назовите левые и правые притоки реки Волги.

ЗАДАНИЕ №2. Определите, каким притоком является

Вилюй для Лены.

Алдан для Лены

Иртыш для Оби

Ангара для Енисея

Слайд 13

Главная река со всеми притоками образует речную систему.

Граница, разделяющая соседние речные бассейны называется водоразделом.

Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку называется бассейном реки

Слайд 14

ЗАДАНИЕ №3. Поработаем в атласе. Открываем стр. 16-17 Физическую карту России.

Опишите речную систему по плану: 1 вариант: река Обь, 2 – Волга, 3 – Ангара

1) Название реки

2) На каком материке находится

3) Исток, устье

4) Левые и правые притоки.

Слайд 15

Реки бывают горные и равнинные. Сравните характер течения горной и равнинной реки. Задание №4. Первый вариант составляет рассказ о горной реке, второй вариант - о равнинной. Работаем с учебником стр.91-92 и слайдом. Время для подготовки - 3 минуты.

После выполнения работы ученики зачитывают свои рассказы.

Горные реки имеют:

бурное и стремительное течение,

относительно прямые русла,

речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,

дно почти все занято руслом,

неблагоприятные условия для судоходства.

Равнинные реки имеют:

плавное и спокойное течение,

русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,

разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов,

русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,

развитое судоходство.

Направление и скорость течения реки зависит от рельефа поверхности, по которой река течет.

На горных реках встречаются пороги и водопады.

При каких условиях они образуются? В чем их отличия?

Отвечает ученик заранее поработавший над этим вопросом.

Слайд 16-17.

Порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты. Водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м, расположен в Южной Америке. Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад расположен в Северной Америке. Он не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.

В нашей стране самый высокий водопад – Илья Муромец (141 м), он находится на острове Итуруп, входящем в группу Курильских островов.

Слайд 18

Ребята, а какого значение рек? (ловят рыбу, развито судоходство, энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей, по берегам рек всегда поселялись люди и т.д.)

IV. Домашнее задание.

Слайд 20

§ 30, обозначенные на контурной карте реки, задания в рабочих листах.

V. Рефлексия.

А сейчас, ребята, хочу обратиться к вам с просьбой. Ответьте, пожалуйста, на один вопрос: «Понравился ли вам сегодняшний урок?»

Для этого нужно разукрасить смайлика, одного из трех: «отлично, хорошо, плохо»

Посмотрим результат.

Почему ты оценил урок на отлично? На хорошо? Плохо?

Спасибо за работу.

Какие еще вы приготовили стихотворения о реках?

(Можно на этом этапе урока отгадывать ребусы, анаграммы, омонимы.)

  • Название какой реки состоит из предлога и цифры? (Припять)
  • Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога? (Яна.)
  • Название какой реки у тебя во рту? (Десна.)
  • Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз.)

Я - сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником земли.       (Лена-Луна.)

Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина героя.

Но если «я» на «н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой.     (Елисей - Енисей.)



Предварительный просмотр:

Рабочий лист к уроку по теме: « _________________________»

  1. Река - __________________________________________________

___________________________________________________________

  1. Исток - ______________________________________________
  2. Устье - _______________________________________________

ЗАДАНИЕ № 1. Определите:

ИСТОК                                          УСТЬЕ

Нил - _______________________Волга - __________________________

Инд - _______________________Ангара - _________________________

Припять - ___________________Обь - ____________________________

Самая протяженная река в мире - _______________________

Самая многоводная река мира - _____________________

Самая протяженная река России - _______________________

Самая многоводная река России - ___________________

У каждой реки есть притоки.

Как мы определим, какой приток левый, какой правый?

Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева - то левый.

ЗАДАНИЕ № 2. Определите, каким притоком является

Вилюй для Лены__________________________________

Алдан для Лены____________________________________

Иртыш для Оби____________________________________

Ангара для Енисея__________________________________

Главная река со всеми притоками образует_______________________

Граница, разделяющая соседние речные бассейны________________

Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку называется____________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 3. Практическая работа. Физическая карта России, стр.16-17. Найдите р. Волга. Опишите речную систему по плану:

1) Название реки: __________________________________

2) На каком материке находится: _____________________________

3) Исток: _________________ Устье: __________________________

4) Притоки: ________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 4: Сравните характер течения равнинной и горной реки.

Равнинная река                                           Горная река

1.________________________________1.___________________________

2.________________________________2.___________________________

3.________________________________3.___________________________

4.________________________________4.___________________________

5.________________________________5.___________________________

ЗАДАНИЕ № 5. Подберите соответствие:

1. Подберите соответствие:

1

2

3

4

5

6

7

1. река                     А) начало реки

2. исток                   Б) главная река со всеми притоками

3. устье                   В) участок земной поверхности, с которого вся вода

                                     стекает в реку

4. речная система   Г) поток воды, текущий в углублении

5. водораздел          Д) часть речной долины, затопляемая в половодье

6. пойма                   Е) граница, разделяющая бассейны рек

7. бассейн реки       Ж) место впадения реки в озеро или море

ЗАДАНИЕ № 6: Отгадайте реки.

1.Название какой реки состоит из предлога и цифры?

2.Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога?

3.Название какой реки у тебя во рту?

4.Какая река Западной Сибири носит название посуды?

Я - сибирская река,                         Ты меня, наверно, знаешь,

Широка и глубока.                            Я сказки Пушкина герой.

Букву «е» на «у» смени –              Но если «л» на «н» сменяешь,

Стану спутником земли.              Сибирской стану я рекой.

_______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 5 классе на тему "Реки"

Урок разработан с учётом всех требований ФГОСа и современных педагогических технологий. Данная разработка поможет учителю географии в подготовке и проведении современного урока....

урок географии в 6 классе по теме "Реки - артерии Земли"

Урок географии в 6 классе по теме "Реки - артерии Земли" по программе "Полярная звезда" 34 часа (1 час в неделю)...

ДИСТАНЦИОННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РЕКИ РОССИИ»

Дистанционный урок по теме "Реки России". На уроке вы познакомитесь особенностями рек, расширите и углубите знания о них. Выясните, какие воды наиболее доступны для человека, чем определяются их особе...

Разработка урока для учащихся 6 класса по теме "Реки"

Характеристики урока Уровень образования: основное общее образованиеЦелевая аудитория: Учащийся 6 классаПредмет: география Цель урока: Сформировать представление о реке, ее ча...

урок географии в 8 классе по теме "Реки России"

Данный урок позволит изучить реки Росси, их особенности и возможности хозяйственного использования. В процессе урока учащиеся работают к атласом, контурными картами, заполняют таблицу, производят расч...

разработка урока по географии 6 класс по теме "Реки "

разработка урока по теме "Реки" , география 6 класс....