Хозяйство и отрасли специализации РТ.
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Тихонова Наталья Анатольевна

Открытый урок по теме: " Хозяйство и отрасли специализации РТ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_9_klass.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хозяйство и отрасли специализации РТ.

9 класс.

Н.А. Тихонова, учитель II категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 69»  г. Казань

Цели: 1) обучающая

сформировать представления о главных чертах современного хозяйства РТ. Изучить отрасли специализации РТ. Познакомить со структурой экономики. Закрепить знания терминов и понятий.

           2) развивающая

развивать умение работать с экономической картой РТ и экономической картой РФ. Развитие логического мышления, перенос знаний в новую ситуацию. Развить умение работать с дополнительными источниками информации.

3) воспитательная

культура умственного труда.

Оборудование:  экономическая карта РТ,

  экономическая карта РФ,

        проектор,

        интерактивная доска.

Ход урока

I   Организационный момент;

II  Проверка домашнего задания;

  1. Дайте оценку экономико – географического положения РТ;
  2. Население РТ;
  3. Охарактеризуйте природные условия и ресурсы РТ.

III  Изучение нового материала.

РТ индустриально – аграрная республика. Первые промышленные предприятия – кожевенные, медеплавильные появились уже в XVII веке. В XVIII – XIX в.в. были основаны Казанское адмиралтейство, суконные, текстильные, свечные, химические предприятия.  

В конце XIX века крупными предприятиями были: стеариново – мыловаренный, глицериновый и химические заводы, торгово–промышленное  общество. Алафузовых фабрик и заводов, Казанский пороховой завод. В конце XIX в. В Казанской губернии насчитывалось 176 промышленных предприятий с 10,5 тыс. рабочих. Из Казанской губернии вывозили хлеб, лес, изделия химических, кожевенных и ткацких предприятий. После Октябрьской революции частные предприятия были национализированы, объединены в тресты (Металлотрест, Текстильтрест, Пищетрест, Электротрест и др.). За годы индустриализации народного хозяйства реконструированы и созданы новые предприятия. Республика превратилась в крупный центр – химического и нефтехимического производства и машиностроения. Экономика РТ характеризуется устойчивым экономическим развитием.  

Учитель   На доске написаны слова Н.Н. Баранского : «Географическое разделение труда является процессом, выделяющим из хозяйственной производственной деятельности сельское хозяйство и промышленность и затем их отдельные виды и разновидности, процессом, обособляющим их территориально и в то же время связывающим их в более или менее единую

хозяйственную систему».

Ключевое слово – географическое разделение труда – ребятам не знакомо. Но так учащиеся могут охарактеризовать межотраслевые комплексы, следовательно мы на уроке выясняем: «Что такое географическое разделение труда?».

Ученики высказывают свое мнение и вместе с учителем дают определение.

Ученики   в тетрадях записывают схему с доски, дополняют и комментируют её.    

          

 

        наличие природных

        ресурсов

         производство

продукции дешевле, чем        

     в других регионах

        продукции выпускается

        больше, чем необходимо

Ученики  Делают вывод и дают собственное определение.

Географическое разделение труда выражается в специализации отдельных отраслей по выпуску определенной продукции.

Учитель  Сейчас мы попробуем с вами вычислить коэффициент специализации.

         =  ,

П – доля продукции района, в общем производстве страны,

Н – доля населения района к общему населению. 

Если К>1, значит эта отрасль специализации.

Учащиеся называют отрасли специализации РТ.

- химическая

- нефтехимическая

- машиностроение

- легкая

- пищевая

- производство строительных материалов

Учитель  Какие факторы влияют на отрасли специализации?

Ученики  Предположения и высказывания учащихся. Например: 1) продукция должна быть дешевле, чем в других местах (не имеет смысла везти продавать северные фрукты и овощи на юг, а вот южные фрукты почти круглый год можно видеть на рынках); 2) товаров и услуг производится больше (на Севере европейской части древесины заготавливают больше, чем необходимо. Лес везут в Центр, на Юг и экспортируют; 3) продукция необходима стране (добыча алмазов в Якутии дороже, чем в ЮАР. Алмазы востребованы не только в ювелирной промышленности, но и в горно – добывающей     промышленности, в строительстве.

Учитель  Запишем факторы оказывающие влияние на географическое разделения труда РТ.

  1. научно – исследовательская база
  2. выгодное ЭГП
  3. развитие транспортных путей
  4. наличие природных ресурсов
  5. увеличение роли финансово – кредитной сферы банка
  6. развитие малого и среднего бизнеса

Учитель на доске пишет схему.

            химическая         легкая

        промышленность        промышленность

        географическое

             разделение труда

        ТЭК

        Машиностроение

      I  Химическая промышленность

  Химия органического синтеза включает: (производство синтетического каучука, пластмассы, синтетических смол, шин).

 Крупные производственные комплексы отрасли:

 - АО «Оргсинтез»;

 - «Нижнекамскнефтехим»;

 - «Нижнекамскшина»;

 - «Тасма»;

 - Завод синтетического каучука им. С.М. Кирова.

Главные инновации: 1) производство ударопрочного полистирола, полипропилена;

        2) новые марки полипропилена;

        3) высокоэффективные типы шин.

Основная химия  включает производство кислот, щелочей, солей.

Горнохимическая промышленность

Юго-запад РТ – добыча фосфоритов.

                                              II Топливная промышленность

                нефтяная         газовая         угольная

Ежегодно добывают 29 млн.т нефти. Главные месторождения: Шугуровское, Ромашкинское; центры – Альметьевск, Азнакаево, Бугульма, Бавлы, Елабуга. Нефтепровод «Дружба»: Альметьевск – Белоруссия – Европа; Альметьевск – Новороссийск.

     Учащиеся по карте «Природные ресурсы РТ» объясняют куда поступает нефть, что из неё изготавливают и какое крупное объединение регулирует данные процессы.

     Учитель вместе с детьми делают вывод по данной отрасли промышленности.

         III  Энергетика

Традиционные источники – ТЭС, ТЭЦ.

Нижнекамская ГЭС

Заинская ГРЭС

Суммарная мощность электростанций  7073 Мегаватт.

  Учитель: Почему прекратили строительство АЭС в нашей республике? (учащиеся высказывают свои предположения).

  Учитель: 1) фундамент Казанского яруса находится в движении; 2) охладительная система, которая накапливает радионуклиды находится ниже уровня реки Кама.

       IV Машиностроение

 

В комплексе предприятий машиностроения крупными являются:

 - Камский автомобильный завод;

 - Елабужский завод легковых автомобилей;

 - Казанское авиационное производственное объединение;

 - Казанский вертолетный завод;

 - Зеленодольский судостроительный завод.

Учащиеся подготовили сообщение о машиностроительном комплексе. (Например: производство вертолетов Ми-8, Ми-38, «Ансат», «Актай»)

   Обобщение по отраслям специализации РТ.

 

  С помощью проектора задание появляется на большом экране.

О первом

Здесь река, лидирующая в России по числу расположенных на её берегах городов, принимает свой самый полноводный приток

О втором

Здесь расположен крупнейший в России завод по производству грузовых автомобилей

О третьем

Второй по размеру город назывался Брежнев

О четвертом

Титульный народ этого субъекта федерации – второй по численности народ России

Ответы: 1) На р.Волга расположено больше городов, чем на других реках России. Река Кама впадает в Волгу ;

2) Набережные Челны – КАМАЗ;

3) Набережные Челны;

4) татары – второй народ после русских по численности РФ.

    Итог урока.

   РТ – это республика с мощным промышленным потенциалом. В РТ проводится активная политика государственной поддержки предприятий, выпускающих товары – лидеры и приносящих основную долю прибыли. К таким товарам лидерам относятся нефть, нефтепродукты, вертолеты, автомобили, полиэтилен и другие. На следующих уроках мы будем рассматривать другие отрасли специализации.

Домашнее задание.

Опережающее задание: Найдите сообщения и интересные факты по отраслям – пищевая, легкая промышленность в РТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отрасли международной специализации

« Отрасли международной специализации России».  Урок изучения и закрепления нового материала.Тема «Отрасли международной специализации России» является одной из главных в р...

Рыбная промышленность - основа хозяйства Камчатки и отрасль специализации.

Рыбная промышленность - основа хозяйства Камчатки и отрасль специализации. Урок в рамках введения регионального компонента по предмету география Камчатки в 9 классе. Документ содержит в себе план урок...

Отрасли специализации Европейского Севера. 9 класс.

Тип урока: комбинированный урокТема урока: Отрасли специализации Европейского Севера.Цель урока: образовательные: учить учащихся выделять основные отрасли специализации Европейского Севера,...

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...