Статья " Формирование у школьников ключевых компетенций в процессе обучения на уроке географии."
статья по географии на тему

Яцуренко Елена Александровна

Статья основана на личном опыте многолетней работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у школьников ключевых компетенций в процессе обучения на уроке географии.

                                         

                                                        Яцуренко Е.А. , учитель географии ГБСОУ №49

                                                   Петродворцового района г. Санкт- Петербурга

         В статье рассказывается о роли практической направленности обучения для формирования ключевых компетенций школьников на уроках географии. Выбор темы для меня закономерен; так как считаю, что концепция современного образования признаёт уникальную сущность каждого ученика и индивидуальность его образовательного поля, побуждает учителя искать реальные пути, обеспечивающие успешность овладения системой знаний, умений и навыков, развития и воспитания учащихся.

         Ключевые слова: модернизация, стандарты, технологии, активные формы работы, практическая  и здоровьесозидающая направленность обучения, компетенции.

         В детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией, потом познавательный интерес снижается. Почему же любознательность не  вырастает в глубокую любовь к предмету? Причин много, но я убеждена, что формирование ключевых компетенций, активизация деятельности учащихся на уроках,  творческий  подход к обучению смогут развить стойкий интерес к географии.

        Современная география обладает огромным диапазоном форм и средств обучения. В условиях модернизации образования, учитывая  требования нового стандарта, перед учителями  встала задача  разработки и внедрения новых технологий урока и проверки знаний, которые позволят добиться функциональной  грамотности учащихся, развивать их общекультурную компетентность.[5]

           Образовательные компетенции – это требования к образовательной подготовке, выраженные совокупностью  знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучающегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.  Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.[1]

             Школьная география, как особая конструкция научного знания, выступает одной из основ будущей практической жизни подрастающего поколения, что позволяет отразить конструктивный характер современного географического образования.[4]

        Здоровьесозидающая  направленность всей деятельности нашей школы здоровья требует строгого  отбора средств и методов преподавания географии, среди которых я отдаю предпочтение активным  формам обучения для мотивации учащихся к практической деятельности для формирования компетенций.

        Активные  формы работы,  новые технологии должны повысить эффективность урока, развивать творческий потенциал и учителя и ученика. Разнообразие форм при использовании  инновационных  методов обучения позволяет ученикам осваивать новые  для них роли:  учителя, консультанта, ассистента, эксперта, координатора, технического секретаря, участника  экспедиционного отряда и др. Расширение репертуара  ролей, освоенных учащимися, является условием  демократизации  учебного процесса. [5]

        Сегодня меняется стиль взаимоотношений и общения в системах учитель-ученик, ученик-учитель. В центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний  мир. Поэтому основная задача  современного учителя – выбрать  методы и формы организации  учебной деятельности учащихся, которые  оптимально соответствуют  поставленной цели – развитию личности ученика.[2]        

     Современное  образование все более целенаправленно использует деятельностный подход. С точки зрения этого подхода одной из основных задач образования является формирование ключевых компетенций, то есть готовности обучаемых использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в реальной жизни для решения практических и теоретических задач. [1]

      Поэтому,  работая над темой, разрабатываю и совершенствую уже известные технологические подходы. Изучаю и апробирую инновации. В результате у учащихся повышается мотивация к обучению, формируются универсальные учебные действия: самостоятельный поиск информации, обобщение, классификация и систематизация полученных знаний..

       Я убеждена, что ориентация школьного географического образования  на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. «Усиление» не означает увеличение практических работ в содержании, а предполагает изменение традиционной методики обучения, переход от простой передачи учебной информации к методике, направленной на формирование умений школьников. То есть создание условий для эффективной работы самих учащихся.[1]Ведь знания остаются мёртвым грузом, если они не находят практического применения.  Поэтому в учебном процессе постоянно применяю способы практического обучения учащихся анализу различных источников географической информации, что и составляет специфику методики обучения географии в школе.

Литература:

1.Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии Москва «Вентана-Граф»

2.Зимняя И.А. Педагогическая психология М. «Логос»-2001г.

3.Загуменных Н. А., Постоева Е С. «Словарь ключевых терминов образовательных стандартов второго поколения». КИНПО (ПК и ПП ) СОО, 2009 г

4. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен СПб «КАРО» 2005

5.Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М. 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии

В  статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...

Статья "Формирование коммуникативной и межкультурной компетенции в процессе обучения иностранным языкам и участия в международных проектах."

В условиях глобализации современного мира и информатизации общества расширяется возможность общения между людьми и различными культурами. Одной из основных проблем, которые затрудняют коммуникацию меж...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «СМТ-ТЕСТ»

Доклад подотовлен к НПК преподавателей средних медицинских образовательных учреждений Республики Бурятия  "Актуальные вопросы интеграции среднего медицинского образования и практического здр...

«Формирование ключевых компетенций через применение ИКТ на уроках географии и во внеурочное время»

laquo;Формирование ключевых компетенций через применение ИКТ на уроках географии и во внеурочное время»...

Формирование у школьников ключевых компетенций в процессе обучения на уроке географии.

       В статье рассказывается о роли практической направленности обучения для формирования ключевых компетенций школьников на уроках географии. Выбор темы для меня закономе...