Урок географии для 6 класса по теме: "Свойства океанических вод, движения воды в океане"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Даниленко Светлана Николаевна

Методическая разработка урока географии для 6 класса будет полезна учителям, которые работают по программам линии В.П. Дронова, используя  учебник: "География. Землеведение. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. – М.: Дрофа, 2008" .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Свойства океанических вод, движения воды в океане. 6 класс

Учитель географии: Даниленко С.Н.

Цели: закрепить знания о частях океана, формировать знания о свойствах океанических вод, видах волн, причинах возникновения волн и течений, развивать умение работать с картами атласа, рисунками учебника, воспитывать чувство сострадания к людям, попавшим в трудную ситуацию.

Оборудование: карта океанов, карта полушарий, электронное пособие.

Тип урока: комбинированный.

Учебник: География. Землеведение. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. – М.: Дрофа, 2008. -221 с.

Ход урока:

I. Проверка д/з

Фронтальный опрос:

1. Что такое гидросфера?

2. Какую часть гидросферы составляет пресная вода?

3. Как вы думаете, почему французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери написал о воде: «Ты сама жизнь»?

4. Перечислите части океана.

5. Что такое море?

6. Что такое залив?

7. Что такое пролив?

Самостоятельная работа с использованием карт атласа (5 минут).

I вариант

II вариант

1. Самый глубокий океан на Земле.

1.Самый мелкий океан на Земле.

2. Самый широкий пролив на Земле.

2.Самый длинный пролив на Земле.

3. Самый большой и глубокий залив на Земле.

3.Единственное море на Земле, не имеющее берегов.

4. Самый большой по площади океан на Земле.

4. Самый маленький по площади океан на Земле.

5. Водная оболочка Земли – это…

5. Воздушная оболочка Земли – это…

Ответы:

I вариант

II вариант

1. Тихий океан

1.Северный Ледовитый океан

2. Пролив Дрейка

2. Мозамбикский пролив

3. Бенгальский залив

3. Саргассово море

4. Тихий океан

4. Северный Ледовитый океан

5. Гидросфера

5. Атмосфера

II. Мотивация  учебной  деятельности.

Сегодня мы поговорим о свойствах океанических вод: цвете, температуре, солёности, волнах и их видах, причинах возникновения течений и  их  значении.

III. Тема, цели.  Д/з § 35-37, устно ответить на вопросы к параграфам, обозначить на контурной  карте полушарий тёплые и холодные течения.

IV. Изучение нового материала.

1. Свойства океанических вод:

Моря есть разные на свете,  хочу спросить о цвете.

Кто в них краски растирал? Морям названия давал?

Названия каких морей отражают цвет воды в них? (Ответы учащихся)

В учебнике на стр. 137 найдите ответы о происхождении названия Красного, Желтого и Белого морей.

(Красное – из-за бурного цветения водорослей. Желтое – из-за желтого ила, приносимого реками.  Белое – из-за льда покрывающего его на протяжении большей части года. Черное –  вода кажется слишком тёмной при ненастной погоде)

Итак, вода в морях отличается цветом и прозрачностью. Записываем в тетрадь свойства океанических вод.

а) цвет и прозрачность

Чем же ещё отличаются воды в морях? (Ответы учащихся)

Б)  температура

Как нагревается и остывает вода по сравнению с сушей? (Ответ учащегося)

От чего зависит температура поверхностных вод? (От количества солнечного тепла, уменьшается от экватора к полюсам, смотрим  рис. 121 стр. 137)

Какой месяц в Северном полушарии самый теплый? (Ответ учащегося)

Что быстрее нагревается: воздух или вода? (Ответ учащегося)

Температура воды меняется и по сезонам. Почему же в Северном полушарии наибольшая  температура воды в августе, а наименьшая – в феврале, в Южном – наоборот? (Ответ учащегося)

Глубже одного километра температура воды  остаётся постоянной: +2;+3°С.

(Стр. 138)  Какие океаны самые тёплые на Земле? (Тихий, Индийский)

 Самая тёплая часть Мирового океана – Персидский залив  (температура воды летом  +32°С!)

в) солёность (стр. 138) Определяется в промилле (‰). Средняя солёность океана 35‰. В Красном море  солёность равна 42‰, в Балтийском – 12‰.

Суп на кухне посолили, солёность измерили в… промилле.

Солёность разную имеет вода, постоянной бывает только у дна.

А там, где в океан впадает река, почему солёность меньше всегда?

От чего ещё зависит солёность? (От испарения и осадков, вод рек)

При какой температуре замерзает пресная вода?  (0°С).  А солёная?   (-2°С)

А в каком море такая водица, что  в нём даже нельзя утопиться?  

(Мёртвое море-озеро, там солёность 310‰.).

Знаете ли вы, что в  2000 т океанической воды содержится 1г золота, также содержится медь, серебро, магний (придаёт горечь воде), йод, натрий и т.д. Океаническую воду называют «жидкой рудой».

Безбрежная ширь океана и тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана. А все это – только… вода

Высокие гребни вздымая, бушует морская вода

И топит, как будто играя, большие морские суда.

Действительно, вода находится в постоянном движении.

Физминутка: Сейчас и нам пора немного подвигаться – игра «море волнуется раз…»

Под влиянием солнечной энергии на планете постоянно происходит мировой круговорот воды. Что же заставляет воду  двигаться в океане? Помните, королевич Елисей из сказки А.С. Пушкина «О спящей царевне и семи богатырях» обращался к ветру за помощью  в поисках любимой: «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, грозно веешь на просторе...».  Даже самый маленький ветерок вызывает волны на поверхности воды – рябь. Давайте же познакомимся с поверхностными волнами, которые возникают под действием ветра, приливов, подводных  землетрясений.

2. Ветровые волны (Электронное пособие: движение воды (фрагмент №1)

Стр.141.  Что такое волны? (Ответ учащегося)

На уроках физики в 7 классе вы будете знакомиться с колебательными движениями.

При сильном ветре – шторме высота волны может достигать 20-ти метров. (Чаще бывают в северных частях Тихого и Атлантического океанов и к югу  от 40° ю. ш.).

Познакомимся с элементами волны, рассмотрев рис. 123 на  стр. 140.

Что такое гребень волны? (Самая высокая часть волны).

Что такое подошва волны? (Самая низкая часть волны).

Что такое длина волны? (Расстояние между двумя соседними гребнями).

Что такое высота волны? (Расстояние от подошвы до гребня).

Что такое прибой? (Прибой – наклонение гребня волны вперёд и его опрокидывание (рис. 124 на  стр.141). Даже скалы может разрушить!!!)

 3. Цунами (рис.125 на  стр. 142 . Возникновение цунами).

В открытом океане высота волны 1 – 2метра при длине 600 км, скорость – 400-800 км/ч. В узких заливах и бухтах высота может достигать 35-50м.  (рис.126 последствие цунами).

4. Приливные волны (рис. 127 а – прилив, б – отлив). (Электронное пособие: движение воды (фрагмент №2))

Причина: притяжение вод океана Луной. Каждые 6 часов на Земле происходит прилив и  отлив (рис.128 стр. 144)

Где наблюдается самый высокий прилив на Земле? (у берега С. Америки  в заливе Фанди  высота прилива достигает 18 м.)

Где наблюдается самый высокий прилив в  России? (в Пенжинской губе Охотского моря высота прилива достигает 13,2м.).

Как человек научился использовать энергию приливов? (строит приливные электростанции, у нас – Кислогубская  ПЭС возле г. Мурманска)

5. Глубинные волны 

Стр. 141. Где образуются глубинные волны? (возникают  на границах слоёв воды с разной плотностью).

Для кого и чего глубинные волны представляют опасность? (Опасны для водолазов, подводных лодок, крупных кораблей с глубокой посадкой).

6. Течения (стр.145 – определение), (рис.129 – основные морские течения).

Пользуясь картой океанов в атласе и рисунком учебника, выпишите  примеры холодных и тёплых течений.

а) холодные (Лабрадорское, Перуанское, течение Западных ветров, Канарское).

б) тёплые (Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Бразильское, Южное Пассатное, Северное Пассатное, Куросио, Муссонное).

Каковы же причины возникновения течений?  (Стр.146)

 7. Причины возникновения течений: (Электронное пособие: движение воды (фрагмент №3))

а) ветер,

б) положение материков и очертание их берегов,

в) различие в плотности воды на глубинах

8.Значение течений:

а) перераспределяют тепло и холод между широтами;

б) перемещают питательные вещества и живые организмы;

в) влияют на образование осадков;

г) способствуют или препятствуют судоходству.

V. Закрепление.

Практическая работа  «Описание географического положения морей, воздействие на них хозяйственной деятельности человека, меры по сохранению и восстановлению».

Цель: формирование умений определять географическое положение морей по картам атласа.

Оборудование: физическая карта полушарий, карта океанов

Ход работы:

1. Опишите географическое положение Берингова моря в Мировом океане.

(Находится в северной части Тихого океана и отделяется от него Алеутскими островами.)

2. Какие материки омывает Берингово море? (На западе омывает берега Евразии, на востоке – Северной Америки.)

3. Какой пролив  соединяет Берингово море с Чукотским?

(Берингов пролив)

VI. Рефлексия.