Конспект урока по географии 9 класс "Особенности смешанной и рыночной экономики"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Турсунбекова  Асемгуль Лозаевна

Цель:  ознакомление  с элементами  рыночной и смешанной экономики.

Рыночная экономика основана не на государственной, а  на частной собственности, на свободе выбора, на конкуренции, на свободе, как от государственной власти, так и от старинных  обычаев и традиций. Ознакомление обучающихся  смешанной экономикой, теневой,  государственный сектор экономики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smeshannaya_i_rynochnaya_ekonomika.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ  РЫНОЧНОЙ  И  СМЕШАННОЙ  ЭКОНОМИКИ.

Цель урока: - ознакомление  с элементами рыночной и смешанной экономики.

                

Задачи:

 -научить распознавать виды экономик по описаниям.

-продолжить развитие работы по схемам и картам.

- воспитать  чувство ответственности у обучающихся

Оборудование:  учебник, тетради, карта.

ХОД УРОКА.

I. ОРГМОМЕНТ.  Здравствуйте ребята, давайте настроимся на работу и пожелаем друг другу  хорошего дня.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1.   Раскройте основные позиции традиционной экономической системы.

2.        Раскройте основные позиции командной экономической системы.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Обобщая ответы учеников, учитель переходит к рассмотрению следующих экономических систем:

1.    Рыночная система:

особенности рыночной экономической системы (анализ таб. 21 стр.76)

Рыночная система основана не на государственной, а на частной собственности, на свободе выбора, на конкуренции, на свободе,  как от государственной власти, так и от старинных обычаев и традиций. Вопросы: что, в каком количестве и для кого производить, решаются с помощью цен, которые позволяют определить, выгодно или убыточно для производителя, торговца и покупателя данное производство. Государство только регулирует рыночную стихию посредством налогов, законов, нормативов.

Особенностями рыночной экономики страны будут являться следующие ее позиции:

-        разнообразные формы собственности: частная, коллективная, акционерная, государственная;

-        Разнообразные типы предприятий:

На основе частной собственности:

Индивидуальные частные предприятия - владелец частное лицо или семья, такая форма собственности особенно распространена в сельском хозяйстве - это фермерские хозяйства;

Товарищества - наиболее многочисленная форма , включающая в себя мелкие и средние предприятия всех отраслей народного хозяйства; акционерные общества - в их состав входят, как правило, крупные предприятия.

На основе государственной собственности:

Федеральные предприятия, которые подчиняются правительству -армия, железные дороги, вузы т.п.

Муниципальные предприятия - находятся в ведении местных властей. Это коммунальные службы, городской транспорт.

-        Конкуренция. Развитие эффективных производств при ликвидации нежизнеспособных.

-        Постоянное изменение межотраслевых и внутриотраслевых пропорций.

-        Изменения в географическом разделении труда, определяемые в тех или иных районах.

-        Цикличность в развитии экономики.  Подъем и «бум» при росте производства и занятости сменяется падением и депрессией с закрытием неэффективных предприятий и безработицей.

  • Личная свобода производителя и покупателя.
  • Цена как результат соотношения спроса и предложения.
  • Оплата труда неравномерна в зависимости от квалификации качества. Уровень оплаты более 50% по отношению к стоимости выработанного продукта.
  • Резервы производственных мощностей, резервы труда ( безработица и ее отрицательные следствия).
  • Система рынков (рынок труда, рынок рабочей силы, рынок капитала)

2.        Государственный сектор экономики.

Во многих странах мира рыночная экономика сочетается с государственным регулированием. Целый ряд отраслей хозяйства остается в государственном управлении, они и составляют государственный сектор экономики. Кроме того, государство устанавливает нормативы природопользования и охраны природы обязательные для всех, осуществляет защиту граждан от некачественных товаров и услуг (особенно продуктов питания и лекарств).

3.        Теневая экономика существовала при всех типах экономических систем общества. Она образуется при уклонении фирм и отдельных граждан от уплаты налогов, нарушений законов и нормативов, ведение запрещенных государством видов деятельности ( торговля наркотиками и др.). На ее основе формируются   бандитские образования, мафии. В СССР теневая экономика существовала параллельно с командной. Здесь она была связана с присущим административно-ведомственной системе управления недостатком многих товаров и услуг, особенно качественных. На этом наживались воры, спекулянты, теневые дельцы, продававшие неучтенную и ворованную продукцию.

В период перехода от одной экономической системы к другой теневая экономика расцветает. Широкое развитие получила продажа привозимых зарубежных товаров без разрешения, без уплаты налогов.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

  1. Главная задача экономики
  2. Особенности рынка:
  3. Достоинства недостатки.

V ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел".

В работе используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на уроке математики в 6 классе....

Конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел" 6 класс

Конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел". 6 класс, второй урок по теме...

Конспект урока математики "Правило умножения смешанного числа на натуральное число"

Данный ресурс содержит краткий конспект и презентацию к уроку математики в 6 классе. ...

конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Без знания дробей никто не можетпризнаваться знающим математику./Цицерон/...

разработка урока по обществознанию в 8 классе "Рыночная экономика"

урок  к учебнику под редакцией  Боголюбова Л. Идёт формирование представления о механизме рыночной экономики...

Конспект урока «Сложение и вычитание смешанных чисел»

«Сложение и вычитание смешанных чисел».Цели урока: 1) Образовательная – предполагает формирование у учащегося новых знаний (понятий) и способов действия:научить учащегося сложению и вычитанию смешанны...

Конспект урока " Сложение и вычитание смешанных чисел". 5 класс. Урок изучения нового материала. автор учебника Н.И. Виленкин, В.И. Жохов и др

Цель урока способствовать развитию умению узнавать. сравнивать смешанные числа; совершенствовать основные поняти по данной теме.  Развивать умение анализирова и обощать изучаемый материал....