Технология модульного обучения на уроках географии
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Вишневская Елена Николаевна

Современный этап развития образования диктует новый подход к организации учебного процесса. Сегодня неактуально давать обучающимся знания в так называемом готовом виде, для того, чтобы он их усвоил.       

В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, обучение подрастающего поколения должно быть личностно-ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности учащегося. Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.  

Становится   более   востребованной задача создания условий для    потребности личности обучающихся к самореализации и саморазвитию на основе учёта их учебных возможностей, психофизиологических и личностных особенностей. А значит необходимо формировать человека деятельного, умеющего добывать знания и применять их в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_modulnogo_obucheniya_na_urokakh_geografii.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология модульного обучения на уроках географии

 


Современный этап развития образования диктует новый подход к организации учебного процесса. Сегодня неактуально давать обучающимся знания в так называемом готовом виде, для того, чтобы он их усвоил.      

В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, обучение подрастающего поколения должно быть личностно-ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности учащегося. Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.  

Становится   более   востребованной задача создания условий для    потребности личности обучающихся к самореализации и саморазвитию на основе учёта их учебных возможностей, психофизиологических и личностных особенностей. А значит необходимо формировать человека деятельного, умеющего добывать знания и применять их в практической деятельности. Современный спектр личностно-ориентированных технологий обучения предоставляет педагогу широкие возможности выбора и адаптации этих технологий, их реализации в соответствии с особенностями детей возможностями самого педагога, а также возможности интеграции этих технологий между собой. Если это необходимо, возможно сочетание с традиционной системой обучения.  

В своей работе я стараюсь применять разные технологии обучения, как личностно-ориентированные, так и традиционные, сочетаю их между собой для достижения наиболее высоких результатов в развитии, обучении и воспитании. Но из всего спектра технологий чаще всего использую технологию модульного обучения в сочетании и интеграции с информационными компьютерными технологиями, т. к., на мой взгляд, эта технология наиболее подходит для многих тем, где необходимо за короткое время освоить достаточно большой объём материала. По оценкам исследователей, модульное обучение позволяет сократить время учебного курса на 30 % без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала.

 

Главная сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем-целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:

  • гарантированность достижения результатов обучения
  • возможность работать учащихся в группах, в парах;
  • паритетные отношения учителя и ученика;

-    возможность общения с товарищами;

-    возможность выбора уровня обучения;

-    возможность работать в индивидуальном темпе;

  • раннее предъявление конечных результатов обучения;

-  "мягкий" контроль в процессе освоения учебного материала;

Сочетание и интеграция различных технологий в учебном процессе повышает качество образования. При модульном обучении, работая самостоятельно над решением поставленных задач, учащиеся активно используют компьютер. Одним из направлений модернизации системы образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».

В своей педагогической практике я использую множество педагогических технологий. Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией.  

Прежде всего, что привело меня к этой методике? Наверное, убеждение в том, что каждый из педагогов, должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать тому, кто нуждается в помощи, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда.

Поскольку модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс обучения строится на достижении ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебных умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.

Каковы же должны быть действия при переходе на модульное обучение?

Прежде всего, необходимо разработать  модульную программу изучения курса, предполагающую объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме. У меня небольшой объем модульных программ.    Исходя из собственного опыта работы по использованию данной педагогической технологии в процессе обучения географии, рекомендую использовать следующую последовательность действий при составлении модульной программы:

  1. Определение комплексной цели обучения для учащихся и их формулирование (например, "В результате работы над модульной программой вы (ученик) будете уметь давать определения понятию… сравнивать объекты… объяснять… и т.д.").
  2. Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности по овладению им.
  3. Распределение содержанию по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.
  4. Подбор литературы для учащихся (указывается перечень обязательной и дополнительной литературы).
  5. Написание модульной программы.

Другой элемент модульной технологии обучения – модульный урок. Модульный урок состоит из двух академических часов. При составлении модульного урока, я использую следующие элементы:

  • формулировка темы урока;
  • определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;
  • разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);
  • подбор необходимого фактического материала;
  • определение способов учебной деятельности учащихся;
  • отбор методов и форм преподавания и контроля;
  • составления модуля данного урока.

Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7), но я обязательно использую следующие:

  • УЭ-0 – определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.
  • УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.
  • УЭ-2 и т.д. – отработка учебного материала.
  • УЭ-п (где п – номер последнего учебного материала) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).

В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формированное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса.

В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и другими источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой.

На своих уроках я применяю модульные блоки уроков по курсу «География России.  Хозяйство и географические районы» 9 класс

9класс

Тема: «Волго-Вятский экономический район».

УЭ

Деятельность учащихся.

Руководство

УЭ-0.

Интегрирующая цель:

  1. Определить экономические предпосылки района.
  2. Выделить отрасли специализации района по статистическим данным.

УЭ-1.

15 мин.

Цель: Проверка домашнего задания.

УЭ-2

10 мин

Цель: Определить экономические предпосылки.

Задания:

  1. Составить визитку района. 3б.+1б.
  2. Оценить ЭГП (район относится к группе Центральных районов). 2б
  3. Оценить природные условия. 1б.
  4. Перечислить природные ресурсы района. 5 б.
  5. Определить обеспеченность природными ресурсами Волго-Вятского района. 3б.

Контроль: Самоконтроль по ответам учащихся.

Приложение с 282-

Дополнительный текст.

УЭ-3.

10 мин

Цель: Определить отрасли специализации по статистическим данным.

Задания:

  1. Какую часть в ( %) составляет население данного района от населения России? 1б.
  2. Откройте приложение «Удельный вес субъектов федерации в объеме производства РФ по отраслям», найдите Волго-Вятский район.
  3. Определите объем производства района. Для этого сложите показатели субъектов федерации, входящих в состав района, по отраслям. 2 б
  4. Определите отрасли, показатели которых больше численности населения в (%). Эти отрасли и  являются отраслями специализации. 3 балла.
  5. Проверьте правильность выполнения  по тексту. 3 б

Контроль: по ответам учащихся.

С. 306-313

Дополнительный текст.

УЭ-4

Цель: Определить факторы размещения.

Задания:

  1. Определите продукцию каждой отрасли специализации. 3б
  2. Определите факторы специализации 3б.
  3. Назовите главные промышленные центры отраслей специализации (2-3). 3б.

Контроль по ответам учащихся.

Самостоятельно.

Дополнительный текст.

Карта атласа «Центральная Россия»

УЭ-5

Дома: Конспект в тетради и статистические данные учебника.

Оцените свою работу:

  • 30-32 балла оценка «3»
  • 33-36 баллов            «4»
  • 37 и более                «5»

9класс

Тема «Европейский Север. (Северный экономический район)»

Учебные элементы

Содержание учебного материала с указанием заданий

Руководство по усвоению

УЭ-0

Интегрирующая цель:

  1. Выделить особенности ЭГП района.
  2. Оценить природные условия
  3. Определить обеспеченность природными ресурсами.
  4. Выделить отрасли специализации

УЭ-1

10 мин

Проверка знаний по теме «Северо-Западный район»

УЭ-2

5мин

3(4)б

Цель: Составить «визитку» района.3б+1б

Задания:

  1. Определить площадь района.
  2. Какова доля населения по отношению к России.
  3. Определите состав района.

Контроль: Самоконтроль

Самостоятельно

С.251

С.195

УЭ-3

10мин

5(15)б

Цель: Выделить особенности ЭГП района.

Задания:

  1. В какой части страны расположен район?1б
  2. Какими морями омывается район? 2б
  3. Назовите пограничные государства и соседние экономические районы. 2б
  4. Найдите на карте крупные порты района. Какой порт не замерзает зимой и почему?  5б
  5. Какую роль играет порт Мурманск для северных районов России? 5б

Контроль: контроль учителя или консультанта.

Самостоятельно

С.195

Карта «Северная Россия»

(дополнительно)

(дополнительно)

УЭ-4

5мин

Цель: Оценить природные условия

Задания:

  1. В каких природных зонах располагается район? 1б
  2. Почему население чаще всего селится в долинах рек? 2б
  3. Опишите рельеф района. 1б
  4. Закончить предложение «Северная часть района располагается за …, поэтому климат ….» 3б
  5. Оцените природные условия района. 2б

Контроль: Самоконтроль

Самостоятельно

С. 244-246

УЭ-5

10мин

Цель: Определить обеспеченность природными ресурсами

Задания:

  1. Используя карту атласа, выпишите природные ресурсы с помощью условных знаков. 3б
  2. Какие крупные месторождения расположены на территории района?3б
  3. Сделайте вывод, об обеспеченности природными ресурсами Северного района. 2б

Контроль: Самоконтроль

Самостоятельно

Карта «Северная Россия»

С.245

УЭ-6

5мин

Цель: Определить обеспеченность трудовыми ресурсами

Задания:

  1. Определите плотность населения 4б
  2. Перечислить народы, проживающие на данной территории. 2б
  3. Когда  появились русские на этой территории? 1б

Контроль: Самоконтроль

Самостоятельно

С.246-249

УЭ-7

10мин

10б

Цель: Выделить основные этапы освоения Европейского Севера.

Задания:

  1. Заполнить таблицу: 7б

Этапы освоения

Особенности хозяйственного освоения территории

  1. Выделить отрасли специализации промышленности района? 3б
  2. Какие отрасли являются главными в с/х  района? 2б

Контроль: Самоконтроль

§51

С.253

УЭ-3

Цель: Выполнить практическую работу на контурной карте « Отрасли специализации Европейского Севера»

Задания:

  1. Обозначить границу района.
  2. Подпишите пограничные государства, соседние районы, моря.
  3. Условными знаками обозначить полезные ископаемые
  4. Обозначить отрасли специализации промышленности района.
  5. Выделить с/х  специализацию района (посмотрите, как это делается на картах атласа)

Контроль: Оценку за карту в журнал

 

Атлас

Оцените свою

работу:

Если Вы набрали:

  • 30-40баллов  оценка «3»
  • 41-50 баллов оценка «4»
  • 51 и более оценка «5»

Дома: §50-51. 

9класс

Тема «Северо-Западный экономический район. Калининградская область»

Учебные элементы

Содержание учебного материала с указанием заданий

Руководство по усвоению

УЭ-0

Интегрирующая цель:

  • Определить экономические предпосылки района.
  • Выделить отрасли специализации района по статистическим данным.
  • Определить экономическую роль Калининградской области.

УЭ-1

15мин

 (12)14

Цель: Определить экономические предпосылки.

Задания:

  1. Составить визитку района. 3б.+1б.
  2. Оценить ЭГП (выделить главную особенность). 2б
  3. Оценить природные условия. 1б.
  4. Перечислить природные ресурсы района. 5 б.
  5. Определить обеспеченность природными ресурсами Северо-Западного района. 2б.

Контроль: Самоконтроль по ответам учащихся.

Самостоятельно

Приложение с.325

С.249

С.37 рис.7

Атлас Европейский Север»

УЭ-2

10мин

Цель: Определить отрасли специализации по статистическим данным.

Задания:

  1. Какую часть в ( %) составляет население данного района от населения России? 1б.
  2. Откройте приложение «Отраслевая структура производства промышленной продукции», найдите Северо-Западный район.
  3. Определите объем производства района  по отраслям. 2 б
  4. Определите отрасли, показатели которых больше численности населения в (%). Эти отрасли и  являются отраслями специализации. 3 балла.
  5. Проверьте правильность выполнения  по слайду. 3 б

Контроль: по ответам учащихся.

Самостоятельно

Приложение с.332

Визитка

УЭ-3

15мин

(3)8б

Цель: Определить факторы размещения.

Задания:

  1. Перечислить продукцию машиностроения-главной  отрасли специализации. 3б
  2. Определите факторы специализации  машиностроения 2б.
  3. Назовите главные промышленные центры отраслей специализации (2-3). 3б.

Контроль по ответам учащихся.

Самостоятельно

С.251

Атлас

УЭ-4

10мин

Цель: Определить экономическую роль Калининградской области.

Задания:

  1. Калининградская область- анклав. Что такое анклав? 1б
  2. Перечислить отрасли специализации  промышленности (3б) и сельского хозяйства  2б

Самостоятельно

§49

С.344

С.257

УЭ-5

Цель:  Выяснить, почему Санкт-Петербург называют красивейшим городом мира?

Фильм

Оцените свою

работу:

Если Вы набрали:

  • 27-30 баллов  оценка «3»
  • 31-35 баллов оценка «4»
  • 36  и более оценка «5»

Дома: §48, 49

9класс

Тема «Северо-Кавказский район»

Учебные элементы

Содержание учебного материала с указанием заданий

Руководство по усвоению

УЭ-0

Интегрирующая цель:

  • Составить визитку района
  • Оценить ЭГП
  • Выделить особенности населения
  • Определить основные природные ресурсы и условия
  • Выделить отрасли специализации.

УЭ-1

3(4)б

Цель: Составить визитку района. 3+1б

Задания:

  1. Определить площадь района.
  2. Какова доля населения по отношению к России.
  3. Определите состав района.

Контроль: Самоконтроль

С.259

С195

УЭ-2

Цель: Выделить особенности ЭГП района.

Задания:

  1. В какой части страны расположен район?1б
  2. Какими морями омывается район? 2б
  3. Назовите пограничные государства и соседние экономические районы. 2б
  4. Назовите крупнейшие порты района по схеме: «порт-море» За каждый пример 1б

Контроль: Самоконтроль

Работа с картами атласа.

УЭ-3

5(11)б

Цель: Выделить особенности населения

Задания:

  1. Прочтите текст и выпишите четыре главных предложения. 4б
  2. Перечислить народы, проживающие на этой территории. 6б
  3. Подчеркните наиболее характерную черту населения района. 1б

Контроль: Самоконтроль

С.261-262

С.257-259

УЭ-4

Цель: Описать природные условия района

Задания:

  1. Опишите климат и сезоны года. 3б
  2. Кратко охарактеризуйте рельеф.1б
  3. В каких природных зонах расположен район? 1б
  4. Оценить природные условия района. 2б

Контроль: Самоконтроль

С.255-257

УЭ-5

5(8)б

Цель: Оценить обеспеченность района природными ресурсами.

Задания:

  1. Перечислить полезные ископаемые района. 3б
  2. Назовите крупнейшие месторождения. 3б
  3. Какие ресурсы называют рекреационными? Перечислить те, которые имеются в данном районе. 2б

Контроль:

С.255

(дополнительно)

С.257

УЭ-6

14б

Цель: Выделить отрасли специализации.

Задания:

  1. Заполнить таблицу «Отрасли специализации» 12б

Отрасль

Продукция

Центры

1.

2.

3.

4.

  1. Определите главный фактор специализации этих отраслей в данном районе. 2б

Контроль: Самоконтроль

С.260

УЭ-7

Цель: Определить зональную специализацию сельского хозяйства.

Задания:

  1. Заполнить таблицу «Зональная специализация сельского хозяйства».

Район

Специализация (отрасли животноводства и с/х культуры»)

1.

2.

3.

4.

5.

Контроль: Самоконтроль

С. 259-260

Оцените свою работу:

Если Вы набрали:

  • 45-49 баллов  оценка «3»
  • 50-54 баллов оценка «4»
  • 55 и более оценка «5»

Дома: §52 .  Приготовиться к итоговому повторению по теме «Западная экономическая зона»

9класс

Тема «Центрально-Черноземный район»

Учебные элементы

Содержание учебного материала с указанием заданий

Руководство по усвоению

УЭ-0

Интегрирующая цель:

  • Составить характеристику ЭГП ЦЧР
  • Оценить природные условия и ресурсы
  • Выделить отрасли специализации
  • Выполнить контурную карту

УЭ-1

15мин

Проверка знаний по теме ЦЭР

УЭ-2

3 мин

Цель: Составить визитку района. 3+1б

Задания:

  1. Определить площадь ЦЧР
  2. Определить долю населения в России
  3. Определить состав ЦЧР

Контроль: Самоконтроль по ответам учащихся.

С.229

С.194

УЭ-3

10мин

Цель: Составить характеристику ЭГП ЦЧР

Задания:

  1. Используя план, образец ответа по ЦЭР, составить характеристику ЭГП ЦЧР
  2. Оцените ЭГП

Контроль: Самоконтроль по ответам. 4б

План в тетради

С.195, рис59

УЭ-4

5мин

Цель: Оценить природные условия

Задания:

  1. Прочтите текст учебника, дайте оценку природным условиям ЦЧР
  2. Вывод запишите в тетрадь 2б

Контроль: Самоконтроль

Самостоятельно

С. 226

УЭ-5

5мин

Цель: Оценить обеспеченность природными ресурсами

Задания:

  1. Какими полезными ископаемыми наиболее обеспечен район? 1б
  2. Какой вид природного ресурса дал название району? 1б
  3. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности  района. 2б

Контроль: Самоконтроль

Работаем вместе

С.226

УЭ-6

12б

Цель: Выделить отрасли специализации района.

Задания:

  1. Определить экономические предпосылки развития хозяйства ЦЧР 3б
  2. Определить обеспеченность трудовыми ресурсами ЦЧР. Обратите внимание на соотношение площади района и численности населения. 2б
  3. Используя знания по теме «Черная металлургия», «Машиностроение», составить схему отраслевой структуры экономики ЦЧР. 2б
  4. Подчеркнуть отрасли специализации. 2б
  5. Обоснуйте  специализацию на данных отраслях, определите факторы. За каждую отрасль 2б
  6. Проверить правильность выполнения работы по тексту учебника. 1б

Контроль: Составление схемы

Работаем вместе

Использовать выводы УЭ -3-5.

Визитка ЦЧР

С.229, А3

УЭ-7

Цель: Определить главные проблемы ЦЧР

Задания:

  1. Заполнить таблицу

Проблема. 2б

Путь решения. 4б

1.

2.

1.

2.

  1. Что такое рекультивация? 2б.

Контроль:  Контроль учителя

Самостоятельно.

(дополнительно)

С.230-231

Учебник 8кл

УЭ-8

Цель: Закрепление полученных знаний. Выполнить контурную карту.

Задания:

  1. Выделить границу района.
  2. Обозначить отрасли специализации промышленности
  3. Показать сельскохозяйственную специализацию района.

Контроль: Выполнение к.к.

Оценка в журнал

Образец к.к. ЦЭР

Прослушать объяснение учителя

Оцените свою

работу:

Если Вы набрали:

  • 20-25 баллов  оценка «3»
  • 26-30 баллов оценка «4»
  • 31 и более оценка «5»

Дома: §47. Приготовиться к тестированию на ПК

9класс

Тема «Центральный экономический район. ЭГП. Природные условия и ресурсы»

Учебные элементы

Содержание учебного материала с указанием заданий

Руководство по усвоению

УЭ-0

Интегрирующая цель:

Научиться

  • Составлять характеристику ЭГП
  • Оценивать природные условия и ресурсы ЦЭР
  • Выделять границы экономического района

УЭ-1

5 мин

3(4)б

Цель: Составить «визитку» района:

Задания: Запишите и выделите цветом 3б. +1б

  • площадь района
  • численность населения
  • состав района

Контроль: Самоконтроль

Работаем вместе.

С. 210

С.194

УЭ-2

15 мин

Цель: Составлять характеристику ЭГП

Задания:

  1. Определить положение района на территории России. 1б
  2. Почему район называют Центральным? 1б
  3. Определить соседние экономические районы и государства.  2б
  4. Транспортное положение: 2б
  •  какие виды транспорта развиты на территории района
  • определить форму транспортной сети
  1. Вывод: Оцените ЭГП района . 1б

Контроль: Самоконтроль

Работаем вместе

С.201

С. 195, рис 59

С.202, рис 62

Тетрадь

УЭ-3

10мин

10б

Цель: Оценивать природные условия ЦЭР

Задания:

  1. Кратко опишите рельеф. 2б
  2. Определите основные показатели климата.2б
  3. В каких природных зонах расположен район? 2б
  4. Определите степень освоенности  территории. 1б
  5. Какие почвы характерны для ЦЭР? 2б
  6. Оцените природные условия  ЦЭР. 1б

Контроль: Самоконтроль по ответам учеников

Самостоятельно

С. 202-203

С.35, рис 7

УЭ-4

5мин

Цель: Оценить обеспеченность района полезными ископаемыми

Задания:

  1. Какие полезные ископаемые,  в каком количестве находятся на территории ЦЭР? 3б
  2. Сделайте вывод об обеспеченности района полезными ископаемыми.1б

Контроль: Самоконтроль по ответам учеников

Самостоятельно

С. 203

УЭ-5

Цель: Выделять границы экономического района

Задания:

  1. На контурной карте выделить границы ЦЭР.
  • Выделать границы областей, входящих в ЦЭР карандашом
  • Обведите границу экономического района.

Контроль: Выполненная контурная карта

Оценка  за

 к.к. в журнал

Визитка

С. 202, рис 62

Оцените свою

работу:

Если Вы набрали:

  • 18-20 баллов  оценка «3»
  • 21-25 баллов оценка «4»
  • 26 и более оценка «5»

Дома: §43 

9класс

Тема «ЦЭР. Население. Экономика»

Учебные элементы

Содержание учебного материала с указанием заданий

Руководство по усвоению

УЭ-0

Интегрирующая цель:

  • Составить характеристику населения ЦЭР
  • Выделить отрасли специализации и их факторы.
  • Описать сельское хозяйство района
  • Познакомиться с экономической картой

УЭ-1

Цель: Проверка домашнего задания

I в.  ЭГП ЦЭР

II     Природные условия и ресурсы ЦЭР

Письменный опрос

УЭ-2

12(16)б

Цель: Составить характеристику населения ЦЭР

Задания:

  1. Определить численность населения  … млн. чел.,   …% .2б
  2. Определить плотность населения по формуле: Численность населения (млн. человек) разделить на территорию  района (тыс.км2). 2б
  3. Укажите уровень урбанизации (доля городского населения) 1б
  4. Установить наличие агломераций (запишите определение на с.78)  и городов-миллионеров по карте «Плотность населения» в атласе. 4б
  5. Какое влияние на численность населения оказывает миграция (запишите определение  с.329)? Определить по карте. 2б
  6. Определить особенности населения ЦЭР. Закончить предложения:
  • «Особенностью населения Центра, как уже указывалось …»1б
  • «Таким образом, для Центрального района издавна …» 2б

Контроль: Как Вы считаете, ЦЭР обеспечен трудовыми ресурсами? Ответ обоснуйте. 2б

Работаем вместе

Приложение с.309

Приложение с.309

Приложение с.309

(дополнительно)

С. 62, рис 16

С.207-208

Используйте ответы УЭ-2

УЭ-3

Цель: Определить предпосылки развития экономики (хозяйства) ЦЭР

Задания:

  1. Используя, записи в тетради, запишите:
  • Оценка ЭГП 1б
  • Оценка природных условий.1б
  • Оценка природных ресурсов. 1б
  • Оценка трудовых ресурсов. 1б

Контроль: Выделить предпосылки цветом.

  Работаем вместе

Записи в тетради

УЭ-4

13(20)б

Цель: Выделить отрасли специализации и их факторы

Задания:

  1. Перечислить отрасли специализации (главные) ЦЭР.1б
  2. Составить характеристику текстильной промышленности по плану:
  • Когда возникла хлопчатобумажная промышленность? 1б
  • Структура отрасли. 3б
  • Роль ЦЭР в производстве различных тканей. 3б
  • Основные центры текстильной промышленности (города). 3б
  1. Машиностроение-вторая отрасль специализации ЦЭР.
  • Когда стало развиваться машиностроение ЦЭР? 1б
  • Какую продукцию выпускает машиностроение? 1б
  • Основные центры машиностроения (города). 2б
  1. Химическая промышленность – самая молодая отрасль специализации. Перечислить продукцию химической промышленности. 2б
  1. Определить особенность промышленности ЦЭР и факторы размещения отраслей.3б

Контроль: Самоконтроль

Работаем вместе

С.210

С.170-171

(дополнительно)

(дополнительно)

(дополнительно)

С.170-171

С.210

С.210 А2

УЭ-5

Цель: Знакомство с экономической картой

Задания:

  1. На контурной карте показать отрасли специализации промышленности.

Контроль: Выполнение контурной карты

Прослушать инструктаж учителя

Оцените свою

работу:

Если Вы набрали:

  • 25-32 баллов  оценка «3»
  • 33-40 баллов оценка «4»
  • 41 и более оценка «5»

Дома: §44. Приготовиться к тестированию

Первый опыт введения модульных программ в курс  географии показал перспективность этой педагогической технологии.  Учащиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности, деятельности своих товарищей, достижению поставленных целей.

Существуют и определенные трудности в использовании модульной технологии. Некоторые учащиеся, не приученные к самостоятельности, не умеющие планировать свое рабочее время, объективно себя оценивать, могут испытывать на модульных уроках определенный психологический дискомфорт.   Задача учителя  как раз и заключается в том, чтобы помочь таким ученикам путем индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи. Другая проблема связана с тиражированием модулей. Тем не менее, уже сегодня можно говорить, что модульная система обучения дает учителю профессиональный рост, возможность самореализации. Но следует иметь в виду, что эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряженного труда.

Литература:

  • Греханкина Л.Ф. Проектная деятельность школьников по географии — одно из направлений личностно-ориентированного обучения // География и экология в школе XXI века. — 2004. — №6.
  • Максаковский В.П. Преподавание географии в зарубежной школе. — М., 2001.
  • Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. — 2002. — № 6.
  • Современный урок географии. В 4 ч. Ч. 1: методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий. — М., 2001.

Размещено на  

Интернет-ресурсы:

  • http://festival.1september.ru
  • http://www.zavuch.ru
  • https://sites.google.com/site/urokigeografii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология модульного обучения на уроках математики (презентация)

В краткой форме можно познакомиться с технологией модульного обучения, ее применением, ее достоинствми и недостатками....

Технологии модульного обучения на уроках математики в школе

Технологии модульного обучения на уроках математики в школе...

Тригонометрические уравнения. Показательные уравнения. Применение технологии модульного обучения на уроках математики

Вариативность учебных школьных планов, альтернативные учебники и программы по математике, достижение максимальных результатов при ограниченном учебном времени на изучение большого объёма учебного мате...

Формирование ключевых компетенций с применением технологии модульного обучения на уроках математики

Статья о применении современных технологий, в частности технологии модульного обучения, на уроках математики....

Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка и литературы.

Краткие теоретические сведения о сущности технологии модульного обучения и заметки из практики работы в рамках данной технологии....

презентация "Использование технологии модульного обучения на уроках географии"

Методическая разработка: презентация "Использование модульной технологии на уроках географии"...

модульное обучение на уроках географии

модульное обучение на уроках географии...