Рабочая программа по географии 8 класс по Алексееву
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Рабочая программа курсу «География. Россия. Природа и население. 8 класс» разработана в соответствии с основными положениями федерального образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом психофизических особенностей обучающихся в коррекционной школе VII вида. Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «География России» состоит из двух частей. Данная программа посвящена первому разделу курса, изучаемому в 8 классе – природа и население России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_8_kl._-_vost.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение Озерского городского округа для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 34 VII вида»

          Согласовано на заседании ШМО                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ:

        « 29» августа 2014 г

                Директор МБСКОУ СКОШ № 34

Кузнецова М.В.___________

«___» ____________2014г.

Приказ № _____________

от_________________

Рабочая программа

по географии для 8 класса

Составитель: учитель географии

Горяйнова Я.О.

Озерский городской округ

Челябинской области

1.2. Нормативные, инструктивные и методические документы, обеспечивающие организацию образовательного процесса по предмету «География»

В 2014-2015 учебном году в общеобразовательных организациях Челябинской области реализуются Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования.

Переход в инициативном порядке на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) в 2014-2015 учебном году осуществляется в общеобразовательных организациях при наличии необходимых условий.

Преподавание предмета «География» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций.

Нормативные документы

Федеральный уровень

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N2273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

2. Об объявлении в Российской Федерации Года культуры / Указ Президента РФ от 22.04.2013 г. N2 375

3. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253

4. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 

5. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047.

6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

7. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067). 

8. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).

9. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г.№ 19739). 

10. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г№ 19739). 

11. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процесс е в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г.№ 19739).

Региональный уровень

1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013г.№ 1543.

2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

3. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г.№01/4591.

4. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.08.2014 г. № 01-2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год».

Методические рекомендации

1. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.

2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru.news.

3. Информационио-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.20 12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.

4. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8-11 классов // http://ipk74.ru/news.

5. Историко-культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // http://school.historians.ru/wp-content/uploads

1.3. Пояснительная записка

Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально-ориентирование представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. География – единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природнообщественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества. Кроме того, география – единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

Главная задача курса — сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой - территориально дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.

1.3.1. Рабочая программа курсу «География. Россия. Природа и население. 8 класс» разработана в соответствии с основными положениями федерального образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом психофизических особенностей обучающихся в коррекционной школе VII вида. Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «География России» состоит из двух частей. Данная программа посвящена первому разделу курса, изучаемому в 8 классе – природа и население России.

1.3.2. Программно-методический комплект по географии для общеобразовательных школ под редакцией О.А. Климановой – А.И. Алексеева соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования. Учебник «География. Россия. Природа и население. 8 класс» под редакцией А.И. Алексеева рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год. УМК в целом позволяет реализовать цели географического образования, сформировать ведущие компетенции географического образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Рабочая программа разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с задержкой психического развития. У обучающихся отмечается устойчивая сниженная работоспособность вследствие явлений психомоторной расторможенности и повышенной возбудимости, связанных с нарушением эмоционально-волевой сферы. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности, замедленной переработкой информации. Внимание учащихся неустойчивое, память ограничена в объёме, непрочна. В большей мере развито наглядно-действенное мышление и в меньшей степени наглядно-образное и словесно-логическое. Отмечаются функциональные нарушения речи.

Среди коррекционных задач выделены следующие:

- развивать познавательную активность учащихся;

- развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;

- осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки планирования деятельности, самоконтроля, самооценки;

- развивать словарь, устную монологическую речь учащихся в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности.

На каждом уроке предусмотрена коррекция и развитие функций обучающихся по следующим направлениям:

- формирование мыслительной деятельности (стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления, развитие конкретно-понятийного мышления);

- развитие памяти, внимания;

- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и (или) наглядного моделирования в различных видах деятельности;

- формирование мотивационных, ориентировочно-мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности;

- развитие предметно-практической деятельности;

- формирование пространственно-временных представлений;

- развитие речи;

- развитие эмоционально-волевой сферы (коррекция поведения, развитие коммуникативных навыков);

- обогащение сенсорного опыта;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

1.3.3 Областной базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов Челябинской области на 2014-2015 учебный год отводит 68 часов для изучения учебного предмета «География России», из расчета 2 учебных часа в неделю.

Тематическое планирование

Раздел. Тема.

 Количество часов

1 Введение

1 ч.

Раздел 1. Пространства России - 7 ч.

Раздел 2. Природа и человек - 42 ч.

Тема 1. Рельеф и недра России

5 ч.

Тема 2. Климат

6 ч.

Тема 3. Богатство внутренних вод России

4 ч.

Тема 4. Почвы – национальное достояние страны

5 ч.

Тема 5. В природе всё взаимосвязано (ПТК)

5 ч.

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны

12 ч.

Тема 7. Природопользование и охрана природы

5 ч.

Раздел 3. Население России – 18 ч.

Всего

68 часов

1.3.4. Тематика содержания учебной программы в части реализации национально-региональных этнических особенностей и ее обоснование.

№ урока

Тема НРЭО

1.

4.

Челябинская область на карте часовых поясов

2.

9.

Геологическая история развития Уральских гор

3.

10.

Особенности рельефа Уральские горы

4.

12.

Полезные ископаемые Урала

5.

17.

Климатические особенности Челябинской области

6.

20.

Реки Челябинской области

7.

21.

Озера Челябинской области и их хозяйственное значение

8.

25.

Почвы Челябинской области

9.

43.

Многоэтажность Уральских гор

10.

49.

Особо охраняемые территории Челябинской области

11.

51.

Численность населения Челябинской области

12.

59.

Этнический состав населения Челябинской области

13.

67.

Природа Челябинской области

14.

68.

Природа Челябинской области

15.

69

Население Челябинской области

1.4. Календарно-тематическое планирование (8класс)

Дата

Тема урока

Коррекционная работа

Введение

1.

Что изучает география России?

Развитие речи

Раздел 1. Пространства России

2.

Россия на карте мира

Развитие предметно-практической деятельности

3.

Границы России

Развитие предметно-практической деятельности

4.

Россия на карте часовых поясов

Развитие словесно-логического мышления

5.

Решение задач на определение поясного времени

Развитие предметно-практической деятельности

6..

Формирование территории России

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

7.

Географическое изучение территории России

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

8.

Обобщение и коррекция знаний по теме «Пространства России»

Обобщение и коррекция пробелов знаний

Раздел 2. Природа и человек

Тема 1. Рельеф и недра России

9.

Строение земной коры на территории России

Развитие памяти

10.

Важнейшие особенности рельефа России

Развитие предметно-практической деятельности

11.

Современное развитие рельефа

Развитие внимания

12.

Использование недр

Развитие пространственной ориентации

13.

Обобщение и коррекция знаний по теме «Рельеф и недра»

Коррекция пробелов знаний

Тема 2. Климат

14.

Общая характеристика климата России

Развитие речи

15

Закономерности циркуляции ВМ. Атмосферные фронты, Zn и Az.

Развитие зрительного восприятия

16

Распределение температур и осадков

Формирование мыслительных операций

17

Типы климата нашей страны

Развитие внимания

18

Климат и человек

Развитие предметно-практической деятельности

19

Обобщение и коррекция знаний по теме «Климат»

Коррекция пробелов знаний

Тема 3. Богатство внутренних вод России

20

Реки

Развитие пространственной ориентации

21

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.

Развитие предметно-практической деятельности

22

Человек и вода

Развитие познавательной активности (повышение мотивации)

23

Обобщение и коррекция знаний по теме «Богатство внутренних вод России»

Коррекция пробелов знаний

Тема 4. Почвы – национальное достояние страны

24

Почвы – «особое природное тело»

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

25

 География почв России.

Развитие памяти

26

Почвы и урожай

Развитие познавательной активности (повышение мотивации)

27

Рациональное использование и охрана почв

Развитие познавательной активности (повышение мотивации)

28

Обобщение и коррекция знаний по теме «Почвы»

Коррекция пробелов знаний

Тема 5. В природе всё взаимосвязано (ПТК)

29

Понятие о природном территориальном комплексе (ПТК)

Развитие пространственной ориентации

30.

Свойства ПТК

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

31.

Человек в ландшафте

Развитие познавательной активности (повышение мотивации)

32.

Обобщение и коррекция знаний по теме «В природе все взаимосвязано»

Развитие самооценки

33.

Обобщение, коррекция и контроль знаний по темам раздела «Природа и человек»

Коррекция пробелов знаний

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны

34.

Учение о природных зонах

Развитие предметно-практической деятельности

35.

«Безмолвная» Арктика

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

36.

Чуткая Субарктика

Развитие предметно-практической деятельности

37.

Таежная зона

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

38.

Болота

Развитие познавательной активности (повышение мотивации)

39.

Зона смешанных широколиственных хвойных лесов

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

40.

Лесостепи и степи

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

41.

Полупустыни, пустыни

Развитие познавательной активности (повышение мотивации)

42.

Субтропики

Развитие внимания

43.

«Многоэтажность» природы гор

Развитие предметно-практической деятельности

44.

Человек и горы

Развитие самооценки

45.

Контроль знаний по изученной теме «Природно-хозяйственные зоны»

Формирование самооценки

Тема 7. Природопользование и охрана природы

46.

Природная среда, природные условия, природные ресурсы

Развитие речи

47.

Рациональное использование природных ресурсов

Развитие познавательной активности (повышение мотивации)

48.

Охрана природы и охраняемые территории

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

49.

Особо охраняемые территории Челябинской области

Развитие предметно-практической деятельности

50.

Обобщение и коррекция знаний по теме «Природопользование и охрана природы»

Коррекция пробелов знаний

Раздел 3. Население России

51.

Численность населения

Развитие речи

52.

Воспроизводство населения

Развитие словесно-логического мышления

53.

Половой состав населения (соотношение мужчин и женщин)

Развитие словесно-логического мышления

54.

Возрастной состав населения

Развитие предметно-практической деятельности

55.

Миграции населения в России

Развитие зрительного восприятия

56.

Внешние миграции

Развитие предметно-практической деятельности

57.

Территориальная подвижность населения

Развитие пространственной ориентации

58.

География рынка труда

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

59.

Этнический состав населения

Развитие зрительного восприятия

60.

Этническая мозаика России

Развитие предметно-практической деятельности

61.

Религии народов России

Развитие познавательной активности (повышение мотивации)

62.

Плотность населения

Развитие пространственной ориентации

63.

Расселение и урбанизация

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

64.

Города России

Развитие пространственной ориентации

65.

Сельская Россия

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

66.

Тематический контроль по теме «Население России»

Развитие самооценки

67.

Россия в мире

Формирование мыслительных операций

68.

Обобщение и коррекция знаний по курсу «Природа и население России»

Коррекция пробелов знаний

1.5. Реализация практической части федерального государственного образовательного стандарта, федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения краеведения. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями. Практические работы способствуют развитию у обучающихся разных видов деятельности, развитию самостоятельности.

Практические работы

№ п/п

урока

Тема

1.

2.

Оценка особенностей географического положения России

2.

3.

Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР

3.

5.

Определение разницы во времени отдельных территорий. (Решение задач на определение поясного времени)

4.

10.

Обозначение на к/к крупных форм рельефа, главных тектонических структур

5.

18.

Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения

6.

21.

Обозначения на контурной карте крупных рек, озёр

7.

34.

Выявление взаимосвязей между природными компонентами в природной зоне

8.

36.

Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах

9.

45.

Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах

10.

48.

Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий

11.

54.

Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации

12.

64.

Нанесение на к/к городов-миллионеров, объяснение особенностей их развития

1.6. Перечень компонентов учебно-методического комплекта

Учебник:

  1. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/под ред. А.И. Алексеева. – М.: Дрофа, 2007.-304 с.

Атласы:

  1. География России. 8-9 кл.: Атлас /Под общ. Ред. А.И. Алексеева: В 2 ч. Ч.1: Природа и население. 8 кл. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2004. – 56 с.
  2. Челябинская область. Атлас: Учебное пособие под редакцией проф. В.В. Латюшина – Челябинск: АБРИС, 2002. – 32 с.

Рабочая тетрадь:

1. География России. Природа и население. 8 кл.: Рабочая тетрадь для учителя к учебнику «География России» под ред. А.И. Алексеева / Э.В. Ким, Н.П. Петрушина. – М.: Дрофа, 2003. – 136 с.

2. География России. 8 кл.: Природа и население. 8 кл: рабочая тетрадь к учебнику под ред. А.И. Алексеева «География России. Кн.1: Природа и население. 8 кл» / Э.В. Ким, Н.А. Марченко, В.А. Низовцев. – М.: Дрофа, 2003.- 112с.

Методические пособия учителя:

  1. География России. 8-9 кл.: Методическое пособие /М.Ю. Евдокимов, В.И. Сиротин, В.Г. Терещенкова. – М.: Дрофа, 2004. – 208 с.
  2. Рабочие программы по географии. 8-9 классы / Автор составитель Н.В. Болотникова. – 4-е изд. – М.: Планета, 2011.
  3. Сборник заданий и упражнений по географии. 8 класс. К учебнику под ред. А.И. Алексеева «География России. 8-9 классы» / Л.Н. Полякова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 157с.
  4. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. А.И. Алексеева «География России. 8-9 классы» / В.И. Евдокимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 127 с.
  5. Дидактические карточки-задания по географии.8 класс. К учебнику «География России. Природа и население. 8 кл» / под ред. А.И Алексеева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 109 с.

1.7. Требования к уровню подготовки учащихся

Требования у уровню подготовки учащихся направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Учащиеся должны владеть следующими навыками и умениями.

1. Называть (показывать):

  • численность населения и площадь страны; географические районы страны; субъекты РФ;
  •  моря, омывающие РФ; морские и сухопутные границы РФ;
  • народы РФ, основные языковые группы;
  • крупнейшие города, исторические и промышленные центры; сельскохозяйственные районы страны;
  • важнейшие транспортные магистрали, морские порты;
  • особенности тектонического и геологического строения территорий;
  • основные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых;
  • крупнейшие реки и озера страны;
  •  распространение основных типов почв;
  • природно-хозяйственные зоны;
  • климатообразующие факторы и типы климата;
  • распространение многолетней мерзлоты.

2. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов: местное и поясное время;
  • коэффициент увлажнения (Кувл);
  • необходимые источники географической информации; количество и плотность населения;
  • динамику движения населения по статистическим данным; уровень урбанизации;
  •  показатель специализации по статистическим данным.

3. Объяснять:

  • Сущность основных научных понятий и терминов;
  • значение географического разделения труда;
  • территориальные различия в условиях жизни и хозяйственной деятельности населения;
  • особенность современной демографической ситуации в России;  
  • влияние хозяйственной деятельности населения на природу и природных условий на хозяйственную деятельность;
  • влияние факторов на размещение промышленности и отраслей сельского хозяйства по территории России;
  • причины и основные направления миграций населения РФ; значение внешних социально-экономических и политических связей для развития стран;
  • причины возникновения опасных природных процессов и явлений.

4. Прогнозировать и оценивать:

  • изменение состояния природной среды под воздействием хозяйственной деятельности населения;
  • влияние природы на хозяйство, бытовые условия, образ жизни населения;
  • изменение демографической ситуации в РФ в настоящее время и в будущем;
  • влияние урбанизации на образ жизни населения и его здоровье;
  • современное состояние и перспективы социально-экономического развития РФ;
  • составлять географическое описание и характеристики территории на основе чтения карт и других источников информации;
  • объяснять особенности природы, населения и хозяйства на основе географических карт с использованием разных источников информации.

3.8. Критерии оценивания работ учащихся. Формы промежуточной аттестации - тестирование

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Критерии оценивания практических работ

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка « выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.

  1. КИМы

Итоговое тестирование по курсу географии «География России. Природа и население»

Вариант 1.

Выберите один правильный ответ (вопросы с 1 по 18 включительно):

  1. Большая часть территории России расположена:

А) севернее Северного полярного круга

Б) южнее Северного полярного круга

В) в Западном полушарии

  1. Выберите моря, которыми территория России омывается на севере

А) Балтийское, Азовское

Б) Белое, Баренцево

В) Охотское, Японское

3.  Большая часть территории России расположена в:

А) арктическом климатическом поясе

Б) умеренном климатическом  поясе

В) субтропическом климатическом поясе

4.  Укажите формы рельефа, преобладающие в России:

А) горы

Б) нагорья

В) равнины

5.  Поверхность России понижается:

А) к северу

Б) к востоку

В) к западу

6. Выберите район России с самыми низкими зимними температурами:

А) Кавказские горы

Б) Якутия

В) полуостров Камчатка

7. Укажите океан, который оказывает основное воздействие на климат России:

А) Тихий

Б) Атлантический

В) Индийский

8. Минимальное количество осадков в России выпадает:

А) в Кавказских горах

Б) на юге Дальнего Востока

В) в Прикаспийской низменности

9. Укажите реки, которые относятся к бассейну Северного Ледовитого океана:

А) Урал, Волга, Кама

Б) Обь, Енисей, Лена

В) Днепр, Дон, Кубань

10. Укажите пограничное озеро России:

А) Байкал

Б) Ханка

В) Онежское

11. Покровные ледники в России распространены:

А) в Кавказских горах

Б) на островах Новая Земля

В) на острове Сахалин

12. Укажите самую плодородную почву на территории России:

А) Серая лесная

Б) Каштановая

В) Черноземы

13. Укажите самое распространенное в России дерево:

А) Лиственница

Б) Береза

В) Сосна

14. Укажите тектоническую структуру, лежащую в основе Восточно – Европейской     равнины:

А) древняя платформа

Б) область древней складчатости

В) область новой складчатости

15. По высоте Урал относят к горам:

А) низким

Б) средним

В) высоким

16.Выберите причину, от которой зависит количество высотных поясов в горах:

        А) геологическое строение территории

        Б) высота гор

        В) движения земной коры

 17.Выберите верное утверждение:

       А) Основное богатство Урала – водные ресурсы.

       Б) Урал - природный рубеж между Русской и  Западно - Сибирской  равнинами.

 В) На восточных склонах Уральских гор выпадает больше осадков, чем на    западных склонах.

  18. Какой полуостров России отличается сейсмичностью:

       А) Камчатка  

       Б) Таймыр

       В) Ямал

19.Установите соответствие:

     1) Ветер на Байкале                      А) Гранит

     2) Холм с ледяным ядром            Б) Гидролакколиты

     3) Магматическая порода            В) Сарма

20. Укажите регион Дальнего Востока по описанию:

      Эта территория знаменита своими гейзерами. Две трети площади занято горами. Здесь есть   действующие и потухшие вулканы, обширные долины и низменности, горные и равнинные реки, холодные и горячие минеральные источники.

А) Чукотское нагорье                 В) остров Сахалин

Б) Полуостров Камчатка            Г) Приморье  

Вариант 2.

Выберите один правильный ответ (вопросы с 1 по 18 включительно):

1.Большая часть территории России расположена:

   А) в восточном полушарии

   Б) в западном полушарии

   В) южнее Северного тропика

2.Крайняя северная точка России:

  А) мыс Дежнёва

  Б) мыс Челюскин

  В) гора Базардюзю

3. Выберите моря, которыми Россия омывается на севере:

   А) Японское, Охотское

   Б) Баренцево, Карское

   В) Чёрное, Азовское

4.Выберите самую высокую горную вершину России:

   А) Эльбрус

   Б) Казбек

   В) Ключевская Сопка

5. Укажите климатический пояс, отсутствующий на территории России:

   А) умеренный

   Б) субэкваториальный

   В) субарктический

6. Выберите район с самыми высокими зимними температурами:

   А) юг Сибири

   Б) северные склоны Кавказских гор

   В) Черноморское побережье Кавказа

7. Укажите реки, которые относятся к бассейну Тихого океана:

   А) Индигирка, Обь

   Б) Урал,  Волга

   В) Амур, Камчатка

8. Выберите территорию, реки которой наиболее подходят для строительства гидроэлектростанций:

   А) Западно – Сибирская равнина

   Б) Уральские горы

   В) юг Восточной Сибири

9. Укажите природную зону России, наиболее изменённую хозяйственной деятельностью человека:

  А) тундра

  Б) степь

  В) полупустыня

10.Укажите наиболее ценного пушного зверя тайги:

   А) суслик

    Б) песец

    В) белка

11. Укажите природную зону России, животный мир которой связан с морем:

  А) пустыня умеренного пояса

  Б) арктическая пустыня

  В) тайга

12.Выберите воздушную массу, господствующую на территории Восточно –   Европейской равнины:

   А) тропическая

    Б) арктическая

    В) умеренная

13.Укажите тип климата, не встречающийся на Северном Кавказе:

    А) морской

     Б) муссонный

     В) высокогорный

14. Выберите характерные черты Приполярного Урала:

     А) параллельное расположение хребтов

     Б) наибольшие на Урале высоты

     В) сильные землетрясения

15. Укажите полезное ископаемое, не характерное для Западной Сибири:

     А) природный газ

     Б) нефть

     В) алмазы

16.Выберите одну из причин сильной заболоченности Западной Сибири:

     А) малое  количество осадков

     Б) плоский рельеф

     В) большое  испарение

17. Выберите верное  утверждение:

    А) На Дальнем Востоке нет действующих вулканов

    Б) Для Дальнего Востока характерна муссонная циркуляция воздуха

    В) Дальневосточные реки полноводны круглый год

18.На каких островах России распространены покровные ледники:

    А) Сахалин

    Б) Северная Земля

    В) Курильские острова

19. Установите соответствие между озерами и типами их озёрных котловин по происхождению:

1)Онежское                          А) Тектоническое

2) Байкал                               Б) Ледниковое

3) Кроноцкое                        В) Вулканическое

20.Укажите регион Дальнего Востока, к которому относится приведённое ниже описание:

Большую часть территории занимает уссурийская тайга, в которой сочетаются хвойные и широколиственные породы. Муссонный климат здесь выражен наиболее ярко, по количеству солнечного тепла занимает одно из первых мест в России.

А) Чукотское нагорье              В) остров Сахалин

Б) полуостров Камчатка         Г) Приморье

Критерии оценивания работы:

 За каждый правильный ответ- 1 балл.

Общее количество баллов- 20 баллов.

12 баллов и менее - оценка «2»

От 13 до 15 баллов - оценка «3»

От 16 до 18 баллов - оценка «4»

От 19 до 20 баллов - оценка «5»

 

Ответы:

1 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Б

Б

Б

В

А

Б

Б

В

Б

Б

Б

В

А

А

Б

Б

Б

А

В,Б,А

Б

    2 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

А

Б

Б

А

Б

В

В

В

Б

Б

Б

В

Б

Б

В

Б

Б

Б

Б,А,В

Г

1.10. Прохождение программы

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

По плану

Дано

Выполнение

программы

По плану

Дано

Выполнение

программы

По плану

Дано

Выполнение

программы

По плану

Дано

Выполнение

программы

По плану

Дано

Выполнение

программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 9 класса по учебнику А.И .Алексеева География 9 кл.,Полярная звезда, изд. Просвещение

Данная рабочая программа является авторской и полностью соответствует требованиям к написанию рабочей программы в 2016г....

Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику А.И. Алексеева "География России"

Рабочая программа разработана на основе: Рабочая программа разработана на  основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне, Примерной прогр...

Рабочая программа по географии. 9 класс. Учебник «География России. Хозяйство и географические районы», под ред. А.И. Алексеева

Рабочая программа составлена на основании программ общеобразовательных учреждений и согласно Федеральному Базисному Учебному плану.   Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образ...

Рабочая программа по географии. 5-9 классы. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.

Рабочая программа по географии составлена на основе:- фундаментального ядра содержания общего образования;- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образо...