Разработка «Открытого» урока географии в 6 классе (по программе, не реализующей ФГОС) Тема: «Закрепление изученного материала по теме «Путешественники 13-16 в.в.., продолжение изучения путешествий в период 17-18 в.в. »
учебно-методический материал по географии (6 класс) на тему

Остапенко Вера Гавриловна

 Аннотация: урок – путешествие.  Заранее класс делится на 5 групп, выбирается капитан. В игровой форме учащиеся закрепляют знания по теме в ходе работы с документальным текстом, изображениями, предметами и продуктами питания, привезенными из разных регионов мира.  ИКТ в форме презентации урока. На уроке используется работа по карте полушарий, атласам, закрепление темы в игровой форме. 

По учловиям сайта, можно закачать материал не более 3 МБ. По этой причине странрица Смарт-доски и видеофайл об А.Никитине не включены в архив развработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvenniki_ostapenko_v.g.rar2.34 МБ

Предварительный просмотр:

«Открытый» урок географии в 6 классе

(По программе, не реализующей ФГОС)

Тема: «Закрепление изученного материала по теме «Путешественники 13-16 в.в.., продолжение изучения путешествий в период 17-18 в.в. »

Продолжительность: 40 минут.

Технологии, методы и приемы: ИКТ (демонстрация презентации, групповая, фронтальная, индивидуальная форма работы; использование приемов проблемного обучения, практические (выполнение практических заданий по карте), частично-поисковый,  побуждающая беседа с целью проверки качества  знаний и активизации опорных знаний.  

Контроль: тестовые задания для проверки домашнего задания,  вопросы  и задания для определения уровня усвоения знаний по  путешествиям 13-16 в.в.,

Результаты: формирование навыков определения маршрута Д.Кука.

 Аннотация: урок – путешествие.  Заранее класс делится на 5 групп, выбирается капитан. В игровой форме учащиеся закрепляют знания по теме в ходе работы с документальным текстом, изображениями, предметами и продуктами питания, привезенными из разных регионов мира.  ИКТ в форме презентации урока. На уроке используется работа по карте полушарий, атласам, закрепление темы в игровой форме.

Конспект урока:

Цель: Закрепление изученного по теме «Открытие земли» в период 13-16 в.в., изучение темы «Открытия 17 -18 в.в.»

Обучающие.

  1. Обобщить и систематизировать знания о  путешественниках 13-16 в.в., значении их вклада в развитие географии и открытие земли.
  2. Продолжить изучение и систематизацию знаний  о путешественниках в ходе изучения маршрутов 17-18 в.в.
  3. Отработать навыки определения  маршрутов по географическим картам.

Развивающие.

  1. Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний.
  2. Стимулирование творческой мыслительной деятельности.
  3. Развитие ответственности, организованности, самостоятельности.
  4. Способствовать формированию компетенций - учебно-познавательных, коммуникативных, информационных.

Воспитательные.

  1. Воспитание уважительного отношения к товарищам - членам команды,  положительного отношения к знаниям.
  2. Прививать чувство прекрасного при изучении материала.
  3. Формирование географической культуры.

Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

Оборудование:

 1.Физическая карта мира. 2.Атласы, учебники, интерактивная доска, компьютер, проектор.


Ход урока:

  1. Организационный момент.  

Учитель приветствует детей, проверяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, тетради, атласа), создает у детей хорошее настроение и настрой на работу.

  1. Определение темы урока.  

Дети должны попытаться определить тему урока самостоятельно в результате ответов на проблемные вопросы:

  • Напомните, почему именно данные поэтические строки стали девизом к серии последних уроков?
  • Если изучен обширный материал, что необходимо сделать?

В конечном итоге учащиеся должны выйти на тему урока  «Закрепление изученного материала по теме «Путешественники 13-16 в.в..»

- Правильно, вы верно определили тему урока. Также нам необходимо продолжить изучать маршруты 17-18 в.в. Тогда какая задача стоит перед нами на этот урок?  -Закрепить знания по теме «Путешественники 13-16 в.в.», продолжить формировать знания  о путешественниках, изучая маршруты 17-18 в.в.

-Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Мы будем заходить в бухты, отвечать на вопросы, и за работу собирать виртуальные якоря – золотые, серебряные и железные, соответственно – 3, 2 и 1 балл. Капитаны команд будут заносить ваши баллы в судовые журналы.

  1. Повторение пройденного материала.

3.1  Бухта Несоответствия.

- Как думаете, почему она так называется?

На слайдах представлены вопросы из категории «Кто лишний?». Необходимо исключить имя того, кто к данной эпохе – 13-16 в.в. не относится.

На вопросы дети отвечают устно по желанию.    (слайды 3-5)

Итог: - Назовите тех, чьи имена относятся к изучаемому периоду.

  1. Бухта Картинная галерея. – Когда вы читаете книги, вам больше нравится книга с картинками или без них?

- Потому я предлагаю вам определить, какому периоду соответствует данные иллюстрации. (Слайды 10 - 15) .

На слайдах – иллюстрации о путешественниках. Учащиеся анализируют изображения, по внешнему виду людей, по одежде определяют путешественника, называют страну, в которой находится.

На 15 слайде два изображения гибели людей. Учитель создает проблемную ситуацию: - Ребята, я хотела найти иллюстрацию с гибелью Магеллана, но мне попались два изображения. Определите, которое из них рассказывает о трагедии Магеллана?

Учащиеся анализируют обстановку, вид людей, одежду, определяют эпоху. Высказывают предположения относительно обеих сцен.

По завершении работы по блоку – подведение итогов.

  1. Бухта Документов. Группы получают текст документа, по которому должны определить, кто из путешественников его мог написать. (Слайды 16-22). Перед 19 слайдом - просмотр отрывка из художественного фильма, по нему учащиеся определяют, что речь идет об Афанасии Никитине.

 По завершении работы учитель сообщает факт о  том, что однажды рыбаками была выловлена бочка с письмом Колумба. Учащиеся высчитывают, сколько лет данное письмо было на дне моря.

  1.  Бухта Торговых рядов. Учащиеся выбирают по одному предмету – изделия, продукты питания (уголь, фарфоровая статуэтка, компас, кетчуп, чипсы, пряности, попкорн, изображение, похожее на старинные китайские деньги и пр.) и определяют с каким путешественником они связаны, откуда могли быть привезены.

- А какие еще предметы могли быть в нашей лавке?

 - Шелк из Китая, ананас и шоколад -  из Америки,   драгоценные камни – из Индии, - отвечают учащиеся, называя имена путешественников.

Учащийся с опережающим заданием рассказывает о сведениях из прессы о найденном в наше время кладе, класс высказывает предположение о том, в какой стране это могло произойти.  

- Ребята, если в наше время в Индии находят такие богатства, то сколько их могло быть 500 лет назад?!  Почему же все стремились в Индию? Как ее называли?

 – Правильно, сказочная страна.

  1. Бухта путешественников.

  -  Считаю, что изучая путешествия, мы обязаны знать портреты героев этих маршрутов. (1 слайд программы Smart-Notebook). - Ваша задача найти соответствие между портретом и именем путешественника.  Учащиеся, по одному члену от команды, выходят к доске, подводят имя к портрету.

Практическая работа.  На интерактивной доске (2 слайд) несколько учащиеся изображают   маршруты путешественников, сопровождая рассказом, остальные работают в собственных картах атласов.

3.6 Бухта Новых открытий. (слайд 26) Обсуждается портрет Витуса Беринга, а именно – какой из портретов соответствует известному путешественнику. Учитель сообщает, что современный российский путешественник Дмитрий Шпаро в 1991г. совершил поиск могилы и останков Беринга, после  чего был восстановлен  подлинный образ путешественника.

- Ребята, наша учительница Г.Б.Ермакович участвовала в одной экспедиции по Карелии со своими учениками с Дмитрием Шпаро. А сын его  - Матвей Шпаро все время организовывает экспедиции, и вы со временем также можете попасть в любую из них. Поэтому стать путешественником не сложно, нужно только захотеть!

Далее учащиеся по учебникам самостоятельно изучают материал про Д.Кука.

- Ребята, как вы выяснили, Кук избороздил весь Тихий океан. Что он там искал?  - Большую неизвестную землю, - отвечают учащиеся, вспоминая материал из природоведения.

-Как далеко он зашел в своих поисках?

- До южных широт, где чуть не погиб.

- Правильно. Тогда он заявил, что земля, которая там находится, никогда не будет открыта, потому что он в поисках сделал все, что возможно. Но прошло полвека, и землю эти открыли. Кто были эти смельчаки?

- Русские моряки Лазарев и Беллинсгаузен, - отвечают учащиеся.

-Верно. Эта информация нам знакома с 5-го класса, поэтому вы берете это путешествие на самостоятельное изучение.

Практическая работа.  Показывают по карте  открытые  Куком земли, обсуждают с учителем значимость его путешествий.

  1. Бухта Подведения итогов.

Учащиеся отвечают на вопросы слайда: - Что позволило европейцам в 16в. начать активное открытие новых земель? -  развитие кораблестроения.

- Почему наиболее интересным в открытии земель считается именно период 13-16в.в.? – В это время были открыты многие виды растений, в Европу стали завозиться нужные в наше время товары, изделия.  

- каково значение путешествий Д.Кука?

 Учитель обобщенно оценивает работу учащихся, капитаны сдают маршрутные листы.

- Ребята, остается подвести итог и сказать слова Пржевальского: А еще жизнь интересна потому, что можно путешествовать.

- Любите ли вы путешествовать, ребята? Где пришлось побывать? Намерены ли дальше путешествовать?  Вся полученная информация, ребята, будет

Домашнее задание. Прочитать параграф «Путешествия 17-18 в.в.» – первый разворот.  Уметь показывать маршруты путешественников на карте. В тетради-тренажере найти задания, соответствующие изученной теме.

Заместитель директора школы по УВР __________________ / И.Е Козлова                                                                                                                                                                                         

 

 


 

Судовой журнал команды

Результаты участия команды____________________________

Капитан:    

Члены команды

Бухта несоответствия

Картинная галерея

Бухта Торговых рядов

Бухта Документов

Путешественников

Бухта новых открытий

 Итого

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"

Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

Разработка открытого урока географии в 8 классе "Сарыарка - любовь и боль моя"

Данный урок по физической географии Казахстана проведен в 8 классе. В ходе урока формировались представления о природных районах Казахстана. Большое внимание уделено формированию патриотизма и экологи...

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"

Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников",  разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...

Разработка открытого урока в 6 классе "ПУТЕШЕСТВИЕ В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД"

Сегодня мы совершаем виртуальное путешествие в средневековый город, познакомимся с жизнью и бытом горожан, ремесленников, купцов, поработаем с историческими документами, побываем на пиру в средневеков...

Открытый урок. География 8 класс. Тема: Транспортный комплекс РФ

Поан-конспект урока и материалы к нему. урок направлен на формирование читательской грамотности и прежде всего смыслового чтения. в ходе работы с текстами ученики не только получают основные сведения ...