«Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Щербакова Элина Александровна

Урок по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура». Тема урока входит в раздел «Гидросфера» начального курса географии в 6 классе.

Урок направлен на достижение результатов:

1.     Предметных – усвоение знаний, умений в рамках предмета географии.

2.     Метапредметных – освоение способов деятельности, применимых как на уроках в школе, так и в реальной жизни.

В связи с этим, на урок были поставлены образовательные задачи: 1.     Сформировать понятия. 2.     Научить делить понятия. 3.     Уметь строить логические цепочки. 4.     Устанавливать причины. 5.     Активизировать интерес к исследовательской  работе. 6.     Уметь читать карту.

Большинство задач направлено на достижение метапредметных результатов средствами географии.

Урок имеет следующие этапы:

1.     Организационный момент.

2.     Проверка домашнего задания, переход  к новой теме.

3.     Введение новых знаний.

4.     Закрепление.

Рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание урока

Тема: «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».

Образовательные задачи урока: 

1. Сформировать понятия «океан», «море», «залив», «пролив».

2. Научить учащихся делить Мировой океан на океаны, показывать на карте и называть части их бассейнов.

3. Продолжить формирование умения строить логические цепочки на ограничение понятия (на примере Мирового океана).

4. Установить причины разной солености и температуры вод Мирового океана.

5. Активизировать исследовательские способности учащихся (ученики сами готовят соленую воду разных морей).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма познавательной деятельности: фронтальная (содержание: беседа о частях МО, составление цепочек, выслушивание ответов, корректирование ответов), самостоятельная (содержание: преобразование информации, составление цепочек, чтение карты, логическое рассуждение,  речевое развитие, формулирование гипотез) и групповая (содержание: проведение исследования – приготовление воды разных морей).

Источники информации:

- настенная физическая карта мира;

- учебник Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс», 6 класс, М.: Дрофа, 2012г.;

 - атлас по географии, 6 класс, М.: Дрофа;

- авторская презентация «Свойства океанической воды»;

- 4 стеклянные литровые емкости (банки), 4 пластиковые ложки, поваренная соль, пресная вода;

 - мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Содержание  урока:

1.На доске: число, тема урока; на обороте – д/з.

Орг. Момент: Приветствие, проверка готовности.

2. Сбор рисунков по теме «Гидросфера», комментарии учителя: Какие красивые! Реки, озера, идет дождь, лежит снег… море! А может это океан? Как нам разобраться?

- Чем море отличается от океана? Что больше – море или океан? Учащиеся дают свои ответы.

Учитель переводит внимание детей на настенную физическую карту мира, показывает Мировой океан (входит в состав гидросферы –предыдущий урок), и задает вопрос: Мировой океан на нашей планете один? Больше нет других океанов?

Учащиеся дают ответ о 4-х океанах – частях Мирового океана, учитель показывает их бассейны на настенной карте, учащиеся в атласах друг другу.

3. Учитель: правильно! Мы с вами разделили понятие МО на части – 4 океана. Запишем это деление в тетради в виде схемы. Оставьте на схему не меньше половины страницы, по ходу урока мы будем ее дополнять (преобразование информации).

4. Рассмотрите любой из океанов и ответьте на вопросы:

- Какие водоемы – отдельные части можно выделить внутри бассейна океана (чтение карты – умение познавательной направленности)?

- Верно, океаны делятся на части – моря и заливы, при этом моря бывают окраинные и внутренние. Дополним нашу схему:

5. На примере Северного-Ледовитого океана давайте вместе построим цепочки ограничения понятия «Мировой океан» (логические умения):

  1. МО----Сев-Лед ок------моря------окраинные моря-----Карское море.
  2. МО----Сев-Лед ок------моря------внутренние моря-----Белое море.
  3. МО----Сев-Лед ок------заливы------залив Амундсена.

Самостоятельно составьте 1 цепочку (2 цепочки – сильным ученикам) ограничения понятия Мировой океан, в которой конечный результат – одна из частей Индийского океана. Дома продолжите составлять цепочки.

6. -Мы с вами убедились, что моря и заливы – это части океанов.

 - Самые внимательные из вас заметили и другие водные пространства – проливы.

Задание классу: Сформулируйте определение понятия «пролив» (речевое развитие). Правильно! – Водное пространство….

7. -Ваня, прочитай, пожалуйста, определение «море» вслух. Вода моря отличается от океанической температурой. Почему?  Рассуждение у карты одного из учеников (логическое рассуждение).  Вывод 1: первое свойство океанической воды – температура……… (слайд №1).

-Кроме температуры части океанов различаются по солености.

- Как соль попала в океан и моря? (формулирование гипотез – познавательная направленность) Слайд 2: соль.

Слайд 3: Вывод 2: второе свойство океанической воды: соленость.

Слайд 4: соленость выражают в промилле.

Вопрос: От чего зависит соленость воды? (формулирование гипотез)

Слайд 5: Причины, влияющие на соленость.

8. - Давайте превратимся с вами в юных ученых-химиков и сделаем воду четырех разных морей земного шара! (формирование исследовательских умений)

К заранее приготовленному свободному столу (парте) по желанию выходят четверо учащихся, учитель ставит на стол 4 стеклянные банки с надписями: Черное море, Азовское море, Красное море, Мертвое море; пачку поваренной соли. В банки набирается вода из крана.

Учитель обращает внимание класса на слайд №6, где показана соленость морей и указан расчет соли в ложках для каждого моря. После этого каждый юный химик по очереди готовит морскую воду своего моря.

Учитель комментирует результат: морская вода Мертвого моря менее прозрачна, т.к. более насыщена растворенной в ней солью. Благодарит химиков, которые проходят на свои места.

9. Закрепление:

- Вот и подходит к концу наш с вами урок. Ребята, давайте вспомним задачи урока. Мы их выполнили?

- Перечислите океаны земного шара.

- Назовите части, на которые делится океан.

- О каких свойствах океанической воды вы сегодня узнали?

10. Рефлексия.

11. Запишите домашнее задание. Спасибо за урок!