Обобщение опыта по самообразованию: «Работа с картой на уроках географии в коррекционной школе».
учебно-методический материал по географии на тему

Выступление на педагогическом совете из опыта работы с картой на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_rabota_s_kartoy_na_urokah_geografii.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по самообразованию: «Работа с картой на уроках географии в коррекционной школе».

   По словам А.С. Баркова, «без карты нет, и не может быть географии, картой география начинается и ею же заканчивается. Карта не только необходимый инструмент, это сама география».

             Усвоение изучаемого материала представляет определенные (а зачастую значительные) трудности для детей с ограниченными возможностями здоровья.    Поэтому перед учителем географии коррекционной школы стоит ряд важнейших задач, специфичных для данного контингента учащихся.

     Важнейшую роль в овладении географическими понятиями играют логические действия: сравнение и установление причинно – следственных связей. В процессе обучения ученики должны хорошо запомнить, что в работе с картой обо всем, что показываешь, надо рассказывать, а все, о чем рассказываешь, надо показывать.

Требования, предъявляемые жизнью к подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе, вызывают необходимость совершенствования методов работы с географической картой.

Поэтому я три года назад начала работать над темой по самообразованию «Работа с картой на уроках географии в коррекционной школе». Основная цель: совершенствование  практических навыков и умений при работе с географической картой. 

Цели самообразования:

-повышать  свой  профессиональный  уровень      в области теории и методики преподавания географии, отрабатывать приемы работы с картой;

-формировать  способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;

-уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций на уроках географии;

-уметь воплотить творческие идеи и замыслы в своей деятельности.

Задачи: 

-изучить различные образовательные технологии, которые можно использовать для работы на уроках географии с картами;

-овладеть  новыми формами, методами и приемами обучения при работе с географическими картами;

-создать базу разработанных конспектов уроков с применением различных технологий и ИКТ.

Источники самообразования:

-специализированная  литература  (методическая, научно-популярная, публицистическая)  для коррекционных школ;

-интернет;

-семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом;

-курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

индивидуальная – через индивидуальный план.

Примерный план работы педагога над темой самообразования.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Диагностический

1.  Анализ затруднений.

2.  Постановка проблемы.

3.  Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

I год работы над

темой.

Прогностический

1.  Определение цели и задач работы

над темой.

2.  Разработка системы мер,

направленных на решение

проблемы.

3.  Прогнозирование результатов.

I год работы над

темой

Практический

-  Внедрение ППО, системы мер,

направленных на решение

проблемы.

-  Формирование методического

комплекса.

-  Отслеживание процесса,

текущих, промежуточных

результатов.

-  Корректировка работы.

II год; (III), (IV).

Обобщающий

1.  Подведение итогов.

2.  Оформление результатов работы по

теме самообразования.

3.  Представление материалов.

III год, (IV), (V).

Внедренческий

1.  Использование опыта самим

педагогом в процессе дальнейшей работы.

2.  Распространение.

В ходе дальнейшей

педагогической

деятельности.

Ожидаемый результат самообразования:

-повышение качества преподавания предмета;

-разработка учебных рабочих программ по географии с нормативными требованиями коррекционной школы;

-применение различных образовательных технологий или их элементов  для  конструирования уроков и разработка методических рекомендаций по их применению;

-разработка и проведение открытых уроков,   обобщение опыта по исследуемой теме;

-создание базы разработанных конспектов уроков с применением различных технологий и ИКТ;

-доклады, выступления на заседаниях МО,   конференциях с обобщением опыта.

       Карта полушарий является первой картой, с которой знакомятся учащиеся VI класса по теме «Земной шар». По этой карте ученики изучают расположение частей света и океанов, учатся правильно показывать их. Сначала разрешается считывать названия с карты, а затем требуется показать объект, не вглядываясь в напечатанные на карте названия.

Перед изучением карты необходимо создать у учащихся представление об объектах, обозначенных на ней. Работа с географической картой и географическим описанием должна предшествовать изучению соответствующих деталей карты. Это условные знаки, условные цвета карты.

Закрепление знаний об изучаемом объекте проводится с помощью различных упражнений не только с контурной картой, но и по картам у доски, приложениям к учебнику. При заполнении контурных карт учениками участвуют несколько видов памяти: слуховая, зрительная и моторная. Это                                                                               сочетание содействует усвоению знаний карты.

По теме «Природные зоны России» постоянно используются карты природных зон России и физическая карта России. В процессе изучения каждой природной зоны   рассказываю  и показываю по карте географическое положение соответствующей зоны, а затем требую показа со словесным сопровождением от учеников. Например: «Покажи, где живут ненцы», «Покажи Чукотский полуостров и назови его основное население», «Назови основные занятия жителей субтропиков, пустынь и объясни, почему именно в этой зоне строят оросительные каналы», «Почему одно из главных занятий жителей тундры – оленеводство?», «Посмотри на карту и объясни, почему в тундре долгая и холодная зима» и т.п.

В процессе работы по  материкам и  океанам в 8 классе ученики должны усвоить название  материков, океанов,   основное население , а также уметь показать на карте границы указанных в программе государств и их столицы. При изучении этого материала учащиеся работают с картами в рабочих тетрадях, с приложениями к учебнику, политической картой Евразии.  В рабочих тетрадях с контурными картами работают 6 и 7 классы. Нет таких тетрадей в 5 и 9 классах. В 9классе использую карты тематические и контурные из интернета. Настенная карта Магаданской области только физическая.

Так как в классе ученики разного уровня обученности, обучаемости, заинтересованности в предмете, разных  психофизических  возможностей, для достижения поставленных целей на всех этапах урока осуществляю индивидуальный подход к школьникам. В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: при работе с картой, аудиовизуальными пособиями,  слайдами, цифровым материалом использую задания трех уровней: ученики воспроизводят изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в        учебнике;
применяют знания и умения по образцу; творчески применяют знания и умения в новой учебной ситуации.
Примерная схема работы  на уроке:

1. Показ   на стенной карте, глобусе, расположения географического объекта (моря, острова, полуострова) со словесным сопровождением.

2. Показ картины, слайда с изображением изучаемого объекта.

3. Выяснение знаний учащихся по теме.

4. Рассказ   об изучаемых объектах с выделением главного, характерного, с использованием занимательного материала для закрепления знаний у учащихся.

5. Запись новых названий, основных положений урока учителем на доске, а учащимися в тетрадях.

6. Повторный показ на настенной карте и глобусе учителем, затем учениками.

7. Нахождение учащимися названий объектов в  приложениях, а затем на контурных картах.

8. Просмотр учителем места, объекта, намеченного учениками простым карандашом на карте, и указания ученикам к надписыванию и раскрашиванию объекта.  

9. Чтение статьи учебника с рассматриванием рисунков  или слайдов.

10. Пересказ учащихся и показ изучаемых объектов на карте и  слайде.

На уроках географии работа с картой  ведется целенаправленно и систематически, что дало положительные результаты. Так, например  в 7классе значительно улучшилась работа с картой у Б. Елизоветы., Р.                                                                                               Екатерины, К. Дениса, О. Софьи – они могут с небольшой помощью определить природную зону, океан, материк и т.д. В 8 классе М.Валентин, П. Захар после объяснения самостоятельно определяют  изучаемое государство в приложениях и на настенной карте,   с помощью переносят объект на контурную карту. В 9 классе с помощью учителя работают Ж.Людмила, П.                                                                                                                                                                                                                                                            Екатерина остальные после объяснения в основном справляются самостоятельно.                                                                                                                                                                     Огромную роль в закреплении знаний карты имеют различного рода практические задания.  Рассмотрев методы и приемы при работе с картой, а также изучив теоретические и методические источники по данному вопросу, я предлагаю учащимся  упражнения, направленные на совершенствование  практических навыков и умений при работе с географической картой.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Презентация.

МОГКОУ  СКШ № 19

«Работа с картой на уроках географии в коррекционной школе».

(выступление на педсовете из опыта работы по самообразованию)

                                                Учитель географии Кабанова З.Ф.

Г. Магадан

2014-2015 учебный год.

Список использованных источников и литературы

1. Барков А.С. «Вопросы методики и истории географии». М.: Изд-во

АПН РСФСР, 1961.

2. Головина Т.Н. «Практические работы по географии во вспомогательной школе». – М.: Просвещение, 1965.

3. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. «География. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». М.: Просвещение, 2008.

4. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. «География России. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». М.: Просвещение, 2004.

5. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. «География материков и океанов. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». М.: Просвещение, 2004.

6. Лифанова Т.М. «Рабочая тетрадь по географии материков и океанов. 8 класс». М.: Просвещение, 2005.

7. Лифанова Т.М. «Рабочая тетрадь по географии материков и океанов. Государства Евразии. 9 класс». М.: Просвещение, 2006.

8. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов» /Под ред. Воронковой В.В. – М.: Школа-Пресс, 1994.

9. Пороцкая Т.И. «Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе». М.: Просвещение, 1970. С. 47-62.

10. Синев В.Н., Стожок Л.С. «Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе». Киев: Радянська школа, 1977.

11. Украинцева А.Ю., Козлова Н.Т. «География. Государства Евразии. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Классик – Стиль, 2004.

12.Лифанова Т.М., Подвальная Е.В. «Уроки географии в специальной         (коррекционной) школе. Москва. Просвещение.2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная работа. Обобщение опыта организация ценностно-смыслового взаимодействия обучающихся на уроках музыки в основной школе:деятельностный подход.

Современное общество нуждается в человеке, развитом в духовном отношении, творческом, компетентном, любящем свою Родину, ориентированном на ее духовные ценности. Музыкальная культура как неотъемлемая ...

Конкурсная работа. Обобщение опыта организация ценностно-смыслового взаимодействия обучающихся на уроках музыки в основной школе:деятельностный подход.

Современное общество нуждается в человеке, развитом в духовном отношении, творческом, компетентном, любящем свою Родину, ориентированном на ее духовные ценности. Музыкальная культура как неотъемлемая ...

Работа со слабоуспевающими на уроках географии в коррекционной школе VIII вида.

Выступление на семинате МО учителей старших классов: Работа со слабоуспевающими на уроках географии в коррекционной школе VIII вида.                   ...

Пример обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны.

Данный матермал является примером обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на личном примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны....

Обобщение опыта по теме "Реализация межпредметных связей на уроках географии в условиях ФГОС"

В условиях внедрения ФГОС в среднем звене проблема использования межпредметных связей на уроках географии становится более актуальной.Это продиктовано тем, что межпредметные связи способствуют формиро...