Река Волга - национальное достояние России.
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Резник Софья Олеговна

Познакомить учащихся с особенностями и проблемами водных ресурсов а примере реки Волги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volga.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Река Волга -  национальное достояние России.

Цели урока:

        Познакомить учащихся с особенностями и проблемами водных ресурсов а примере реки Волги.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с географическим положением р. Волги;
  2. выявить основные экологические проблемы р. Волги;
  3. продолжать развивать умения работать с атласом и контурной картой;
  4. развивать умения прогнозировать тему и цель урока;
  5. развивать умения обобщать и анализировать;
  6. развивать умения находить информацию, планировать свою деятельность;
  7. воспитывать патриотизм;
  8. развивать навыки коллективной работы.

Оборудование:

Физическая карта Европейской части России, контурная карта России, мультимедийная презентация, раздаточный материал (текст с пропущенными словами), ресурсы Интернета.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Определение темы и целей урока.
  4. Получение новых знаний.
  5. Закрепление полученных знаний.
  6. Домашнее задание.
  7. Рефлексия учащихся.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (20секунд)

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Учитель: Ребята,  проверти готовность к уроку. Сегодня у нас необычный урок, мы его проводим в кабинете информатики, поэтому давайте постараемся соблюдать все правила техники безопасности.

2. Актуализация знаний. (3 минуты)

Учитель: И урок мне хочется начать словами академика И.В. Петрянова: «Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете, но жизнь есть только там, где есть…» Продолжите строки.

Ученики: воздух, почва, вода.

         Учитель: Ребята, у какой равнины есть 2 названия?

Ученики: У Восточно- Европейской, Русской.

Учитель:  Какими природными ресурсами богата Русская Равнина?

Ученики:  Минеральными, водными, агроклиматическими, лесными, рекреационными.

Учитель:  Какие водные ресурсы, вы знаете?

Ученики:  Моря, реки, озера,  подземные воды.

Учитель:  Как обеспечена Россия водными ресурсами?

Ученики:  В целом страна хорошо обеспечена водными ресурсами, но по ее территории они распределены неравномерно.

  1. Определение темы и цели урока (4 минут)

Учитель:  В географической науке есть названия, которые невозможно охарактеризовать как простые имена. Все дело в том, что сами географические объекты имеют сложную связь не только с природой, но и с жизнью общества, мировоззрением  и верованиями людей, событиями, происходивших с ними на протяжении разных эпох. Одним из таких объектов являются реки России.

Ребята, сегодня нам предстоит выяснить, что же чудесного в наших реках. А чудеса начинаются с того, что на одной из рек Русской Равнины был автор «Трех Мушкетеров» А. Дюма, который записал следующие строки: «Каждая страна имеет свою национальную реку. Так например: Египет-  Нил, Китай-  Хуанхе, Индия- Ганг., а Россия-

Ученики: Волгу.

 Россия имеет  именно ее , Волгу, самую большую реку в Европе, царицу наших рек, - и я поспешил поклониться ее величеству» (данные строки выводятся на экран)

Учитель: Итак, как  можно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

Ученики: Наш урок мы можем назвать «Волга», «Волга - национальная река», «Волга –великая река». Тема на слайд

 Учитель:  Как  вы думаете, что мы сегодня должны узнать на уроке о Волге?

Ученики: Мы должны познакомиться с географическим положением реки, выяснить ее особенности.

Учитель: Ребята, кто из вас был на Волге, что вам запомнилось?

Ученики: Волга очень большая, широкая.

Учитель: Ребята, давайте выясним, прав ли был А. Дюма, назвав Волгу - царицей наших рек.

  1. Получение новых знаний (25 минут)

Учитель: Сначала нам необходимо провести небольшое исследование. В этой работе нам помогут физическая карта, гербы городов, расположенных на Волге или недалеко от нее. Прежде всего, нам надо выяснить географическое положение р. Волги. (работа в парах) 7 минут

Перед вами фрагмент текста.1 человек с помощью физической карты, другой при помощи интернет ресурсов,  должны найти недостающую информацию и вставить в текст. (работа 5 минут)

Текст: Известна Волга была с давних пор. Древнее название  «Ра»  происходит из иранского языка.  Что означает это название  (почему ее называли именем Бога Солнца?) В средние века татары называли ее Итиль (или Этель). Существует версия, что название «Волга» имеет балтийское происхождение от слова valka  (ручей, текущий через болото; небольшая, заросшая травой река) . Современное название Волга -  либо славянское (сырой, влажный), либо финно- угорское (белая, светлая). На месте истока Волги стоит часовня.

 Река Волга протекает  по территории … равнины (Восточно- Европейской, Русской), протяженность которой более 3500 км, а площадь бассейна превышает площадь Франции, Испании и Италии, вместе взятых. Свое начало Волга берет  на… ( Валдайской) возвышенности.  Река вытекает из ряда небольших озер, соединенных между собой, одно из которых называется Волго.

И дальше, постепенно стремясь на… (юг), Волга принимает многочисленные притоки и становится, как море полноводной рекой. А. Твардовский в поэме «За далью даль» писал:

...семь тысяч рек
Она со всех концов собрала —
Больших и малых — до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной.

Впадает река Волга в … (Каспийское) море. Речная система Волги похожа на гигантское… (дерево).  Раскинула Волга по великой Русской равнине свои ветви-притоки...(Ока, Кама). Почти 1,5 млн. км2 захватила она в черту своего бассейна.

Учитель: Теперь давайте проверим, что у вас получилось! Прочитайте текст. (Учитель на каждый ответ показывает слайд, ученики в это время, работают в контурных картах.) (3 минуты)

Учитель: Продолжаем нашу работу. (5 минут)

На реке Волге располагаются такие города как Саратов, Волгоград, Кострома, Ярославль, Нижний Новгород, Самара, Казань, Астрахань. Посмотрите   на изображения гербов  русских  городов и выясните, чем же щедра Волга. О чем нам говорят гербы Саратова, Волгограда? [Обилие рыбы.] Герб Костромы? [Водный путь.] Гербы Ярославля, Нижнего Новгорода и Самары? [Обилие диких животных.] Гербы Казани и Астрахани [напоминают об истории присоединения Казанского и Астраханского ханств к России].

 Почему крупные города располагаются вдоль реки ? [Транспортный торговый путь.] Следовательно, мы можем сказать, что Волга имеет градообразующее значение.

Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали. Волга и волжские окрестности щедры.

Учитель: Но Волга богата не только природными ресурсами. На ее берегах в разное время рождались и росли, учились известные русские писатели, артисты, ученые. Удивительная красота, ее многообразие во всех проявлениях - от природных ландшафтов до исторических событий - вдохновляло и вдохновляет художников, поэтов, композиторов.  

Давайте вспомним, где мы с вами встречаем упоминания о Волге.

Ученики: Вспоминают художественные произведения, картины, песни.

Учитель:  Итак, вспомните высказывание  А.Дюма. Прав ли он был, называя Волгу национальной рекой?

Ученики: Да, прав.

Учитель: Но сегодня на Волге существует много проблем. Как вы думаете каких?

          Ученики: Экологические проблемы. (4 минуты)

         1) строительство водохранилищ привело к затоплению ценных пойменных земель, а повышение уровня грунтовых вод влечет за собой гибель лесов;

        2) промышленные, бытовые, сельскохозяйственные стоки отравляют Волгу и ее притоки,  вызывая  бурное  разрастания водорослей. Это приводит к «цветению воды» и гибели речных обитателей.

       3) суда загрязняют Волгу мазутом.

Учитель: А почему человеку нужна чистая  вода? Какую важную роль играет вода в жизни человека?

Ученики: Вся жизнь зародилась в воде,  без воды нет жизни.

Учитель: Просмотрим фрагмент документального фильма, и соотнесем информацию, которая вам известна,  с вновь полученной.

Учитель: Сколько процентов воды в организме человека? Сколько процентов  воды в организме ребенка?

  1. Закрепление полученных знаний. (2 минуты)

Учитель: Давайте вспомним, что нового мы узнали на нашем уроке.

Учитель: Где берет начало река Волга?

Ученики:  На Валдайской возвышенности.

Учитель: Куда впадает?

Ученики: В Каспийское море.

Учитель: Почему нам необходимо беречь воду?

Ученики: Без воды нет жизни.

  1. Домашнее задание. (1 минута)

Учитель: Ребята, дома пробуйте создать рекламный буклет на тему «Волга  -  национальное достояние России» или «Вода в жизни человека» .

  1. Рефлексия деятельности  учащихся.( 2 минуты)

Учитель:  Что нового вы узнали?

2) Что помогло вам в получении новой информации?

3) Для чего нам нужны знания, где мы сможем их использовать?

4) Как вы можете оценить свою?

5) Чья работа вам больше всего понравилась?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Биологическое и культурное разнообразие России - наше национальное достояние".

Урок по экологии призванный побудить к размашлению об экологическом и личностном смысле сохранении культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности....

контроль знаний по темам: "Богатство внутренних вод России" и "Почвы-национальное достояние страны" 8 класс

Вопросы составлены таким образом, чтобы педагог мог выявить знания учащихся по всем узловым вопросам этих двух тем как на базовом уровне, так и на усложнённом. Из числа предложенных вопросов учитель в...

Одарённые дети - национальное достояние России

О принципах и методах работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования....

Роль духовных традиций в сохранение национального достояния русского народа

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные ...

Экология реки Волга и здоровье человека: факторы риска.

Работа выполнена для предоставлении на конференции ученицей 8 класса. Работа содержит теоретические и практические исследования...

урок по теме "Река Волга"

Данная презентация   подготовлена   для  урока географии, в 8 классе при изучении природного комплекса Восточно-европейской равнины. Презентация сопровождается музыкальным сопровождение...

Речевой этикет и коммуникативное поведение как национальное достояние

Речевое поведение человека – сложное явление, связанное с особенностями воспитания, с местом рождения и обучения, со средой, в которой человек привычно общается, со всеми особенностями, свойстве...