ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ДИВЕРГЕНТНЫХ ЗАДАЧ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ.
методическая разработка по географии на тему

Лысенко Надежда Борисовна

Аннотация: В статье рассматривается специфика современного образования и использование возможностей проектной деятельности для развития творческих способностей учащихся. Особенность этой статьи в том, что в ней представлены конкретные примеры заданий по географии дивергентного, конвергентного и смешанного типов.

Ключевые слова: ключевые компетенции, конвергентные задачи, дивергентные задачи, учебный проект,  метапредметный проекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primery_zadaniy_2016.docx368.95 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ДИВЕРГЕНТНЫХ ЗАДАЧ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, это ускорение темпов его развития. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни и к переменам. Развивать у них такие качества, как мобильность, способность к свободной коммуникации, конструктивному анализу и осознанной рефлексии, способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». Такая подготовка не может быть обеспечена лишь за счёт усвоения определённого количества знаний. Здесь на помощь приходит проектирование. Для учителя, это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы.

С 1998 года гимназия № 23 города Краснодара является инициатором ежегодного проведения Дня Черного моря. С 2010 года проект приобретает статус краевого открытого интеллектуального конкурса и проходит совместно с КРО  Русского географического общества. Конкурс является дистанционно-очным комплексным образовательным метапредметным проектом, формой сетевого взаимодействия образовательных учреждений, учителей и учащихся из различных муниципальных образований Краснодарского края. Цель конкурса -  популяризация экологических знаний в современной школе, интеллектуальное и личностное развитие учащихся, участвующих в экологической и исследовательской деятельности. Конкурс состоит из нескольких заочных этапов и очного финала.

Командам, участвующим в проекте, предлагается самый широкий спектр заданий, в которых дивергентные (задачи, имеющие не один, а  множество правильных ответов) чередуются с конвергентными (задачи, предполагающие существование лишь одного верного ответа) заданиями. При этом, конвергентные задания так же являются творческими и метапредметными. Вообще, метапредметность – важная особенность конкурса. Без знаний биологии, физики, химии и истории – не справиться. Ниже примеры заданий разных лет, различных типов.

Конвергентные задания.

Задание 1.Вам предлагается текст о Чёрном море, его происхождении и уникальности. Прочтите его и укажите, в каких случаях автор допустил ошибки либо что-то упустил. Ответьте отдельно на вопрос в конце текста.

Такое необычное море… Возможно, что о необычайности Чёрного моря люди говорили и до Геродота, но древнегреческий историк был первым (VII век до нашей эры!), кто, увидев его, категорически, в письменной форме, заявил: «Из всех морей Понт Аксинский — самое замечательное...». Сейчас трудно сказать, что именно послужило поводом для такого определения моря: то ли обилие связанных с ним мифов, то ли цветущие города на его берегах, то ли природные богатства. В последующем, наука подтвердила необычайность этого водоёма по ряду физико- химических и биологических особенностей. Бурное геологическое прошлое выпало на долю того района, где ныне находится Чёрное море. Поэтому в современном облике водоёма нет-нет да и проглядывают следы тех или иных отдалённых событий. До начала третичного периода, то есть во времена, отдалённые от нас на 30—40 тысяч лет, через Южную Европу и Среднюю Азию с запада на восток тянулся обширный океанский бассейн, который на западе сообщался с Атлантическим океаном, а на востоке — с Индийским. Это было солёное море Тетис. Затем, в результате поднятия и опускания земной коры Тетис отделяется от них. В плейстоцене происходят значительные горообразовательные движения, возникают Альпы, Балканы, Капские и Кавказские горы. Движения по изменению очертаний морей, представляющих эту территорию — это современные Чёрное, Белое, Азовское и Каспийское моря — продолжались долгие тысячелетия, менялся уровень солёности, флора и фауна. После чего началась новейшая фаза в жизни водоёма, и образовалось современное Чёрное море. Анализируя различные периоды истории Чёрного моря, можно сделать вывод, что и нынешняя фаза — лишь эпизод между совершившимися и грядущими преобразованиями. Каков же нынешний облик Чёрного моря? Это довольно крупный водоём площадью 420 325 квадратных километров. Его средняя глубина составляет 1290 метров, а максимальная — достигает 3212 метров и находится к северу от мыса Инеболу на побережье Грузии. Берега моря сильно изрезаны. В юго-восточной части имеется ряд заливов и бухт. В Чёрном море очень много островов. Крупнейшие из них, это Змеиный — расположен в сорока километрах восточнее Днепровской дельты, другой — остров Шмидта (Березань) — находится вблизи Одессы и третий, Кефкен — недалеко от Керченского пролива. Не секрет, что по видовому разнообразию флоры и фауны Чёрное море намного беднее не только большого и теплого Средиземного, но и прохладного Северного и заполярного Баренцева. Почему видовое разнообразие флоры и фауны Чёрного моря беднее многих других морей? Назовите две причины. Этот вопрос сформулирован по типу заданий ЕГЭ. Ошибки в тексте выделены.

Задание 2. Студент первого курса географического факультета, впечатленный записками великого русского путешественника Николая Михайловича Пржевальского, решил описать свое путешествие, которое совершил с друзьями на летних каникулах. В своих записках он подражает стилю своего великого предшественника и использует старые, давно забытые названия тех географических объектов, которые посещает. Но, если с географией у нашего героя все в порядке, то с историей — не очень. Названия объектов, которые он использует, взяты из разных исторических эпох: от античности, включая средневековье и до девятнадцатого века. В тексте встречаются не только старые названия географических объектов, но и представителей флоры и фауны. Ваша задача — прочитать текст, определить современные названия тех объектов, которые выделены жирным шрифтом и записать результаты в таблицу. В примечаниях написать коротко информацию по этимологии названия: либо кто дал это название (если об этом не говориться в тексте), либо в какой период этот объект носил данное название, либо краткую характеристику понятия.

Из записок первокурсника

«…Вышли мы, наконец, из крепости ныне русской, но заложенной крымским ханом Менгли Гиреем, и названой им Кара-Кермен, что в устье Славутича стоит. По нему и спустились мы в Русское море, перед нами безбрежная водная гладь. Пошли мы, то под парусом, то на веслах и очень скоро достигли острова невеликого, что греки древние называли Агиос Эфериос, в честь Святого Эфериоса. Легко добрались до Таврики и пошли на попутном вдоль берега, неземными красотами любуясь. К вечеру третьего дня обогнули мыс Карамрун, и дальше пошли на юг так же безбедно. Говорят, судьба благоприятствовала нам: могли бы попасть в убийственный шторм… В Солдайе остановились, набрать пресной воды и купить у местных жителей какой-нибудь снеди. Они были не очень дружелюбны, и мы поспешили оттуда убраться подобру-поздорову. Через неделю достигли берегов других. Удивительно, вроде и море тоже и вода такая же, соленая и священные рыбы, по-прежнему вокруг танцуют, ан, нет! Берег совсем другой. Среди степей пыльных торчит генуэзская Мапа, которую черкесы местные «край стола» называют. Но нам на юго-восток. Идем тяжело, потому что навстречу нам мощное течение, но отойти дальше от берега боимся. Не ровен час — заплутаем. Так в трудах и молитвах миновали Александрийское укрепление. Тут и о бедах своих позабыли. Потому, что возвышаться стали на берегу горы, красоты сказочной, зеленым ковром убранные. Утром, в хорошую погоду здесь мы хребет видим, который адыги Ожиновым кличут. Вот уж, наверное, ожины той (ежевики, по-нашему) там тьма-тьмущая, но мы не проверяли…Адыги, вообще народ интересный. Веселый даже… Реку, где мы остановились воды набрать, Дикой собакой кличут, а поселение на берегу и вовсе забавно — Счастливый человек. Побродили мы на берегу, хоть и не долго, но всяких чудес навидались. Но среди всех чудес, более других испуны запомнились. Зачем их сделали, как сделали, да и кто — не понятно! Третьего дня миновали речку Ахеунт. По-нашему мизерный ручей, но по местным понятиям значительная река. Здешний народец ее благоговейно священной величает, потому, говорят, что там по течению выше вода со скалы вниз срывается. Рассчитываем завтра миновать Кубанский пост, а следом и форт Александрию…От планов дойти до Фазиса, который есть один из древнейших городов Ближнего Востока и всего мира, пришлось отказаться: заканчиваются средства. Поэтому у крепости Абаата любуемся сосной колхидской и направляемся обратно на запад. То, что мешало нам на пути сюда, теперь помогает, идём бодро. На долготе 36° решили, вдруг, повернуть на север, и два дня, спустя проходим Боспор Киммерийский. Теперь перед нами не лазоревые воды Понта Эвксинского, а неприветливые мутные воды Саксинского моря, которое турки Бахр эль-Ассак кличут. Потянулись долгие однообразные дни путешествия не север. Погода испортилась, постоянно идет дождь. Скучно и очень хочется домой. И вот входим, наконец, в устье Танаиса, миновали земли области Войска Донского, затем переходим в Сиргис, а там по Бахмутке и прибыли в город Бахмут, который находится в богоспасаемой Екатеринославской губернии. Ну а оттуда до дома — рукой подать…».

Путешествие, о котором вы прочитали, оформите в виде карты-схемы. На нее нанесите в нужных местах 25 упомянутых географических названий, в той форме, в какой они приняты в современной картографии. Определите, в каких населенных пунктах, находятся достопримечательности, изображенные на  фотографиях.

http://1.bp.blogspot.com/_ygXLDxVnyIQ/TGPxbWwOVYI/AAAAAAAAA44/gQO_AUYN4cA/s640/zamok.jpg https://encrypted-tbn1.google.com/images?q=tbn:ANd9GcSmYvE2kckgYuCXN_v1WMKXGtlgEayrKPFjvBGgu74InOMH8op- https://encrypted-tbn0.google.com/images?q=tbn:ANd9GcTldsYDMCbMLDBYMGnLKpYQUI31Jq0fMMaijOom7vexpyC-R6ZT Судак - крепость

Задание 3. Назовите самую длинную реку, впадающую в Черное море. Казалось бы, не сложно. Но мы предлагаем вам назвать несколько «самых-самых»: 1. Самую длинную из рек, впадающих в Чёрное море, полностью протекающих по территории России. 2. Самую длинную из рек, впадающих в Чёрное море, полностью протекающих по территории, о которой известно, что она находится между 44° 23' и 46° 21' северной широты и 2° 10' и 6° 20' восточной долготы от Пулковского меридиана. 3. Самую длинную из рек, впадающих в Чёрное море, полностью протекающих по территории страны, о которой известно, что на северо-западе она граничит с крупнейшей по территории восточно-европейской страной, не имеющей выхода к морю, а на юго-западе граничит с непризнанной республикой. 4. Самую длинную из рек, впадающих в Чёрное море, полностью протекающих по территории страны, находящейся в двух частях света, население которой говорит на языке той же языковой семьи, что и второй по численности народ России. 5. Самую длинную из рек, впадающих в Чёрное море, полностью протекающих по территории страны, большинство населения которой исповедует православие, но говорит на языке, не относящемся к индоевропейской семье. 6. Самую длинную из рек, впадающих в Чёрное море, полностью протекающих по территории страны, о которой известно, что часть ее границы с Россией проходит по реке, впадающей в Чёрное море, а государственной валютой в ней является российский рубль. 7. Самую длинную из рек, впадающих в Чёрное море, полностью протекающих по территории страны, большинство населения которой исповедует православие, и говорит на языке, относящемся к той же языковой семье и языковой группе, на которой говорит большинство населения России. 8. Самую длинную из рек, впадающих в Чёрное море, хотя бы частично протекающих по территории России. 9. Самую длинную из рек, впадающих в Чёрное море, хотя бы частично протекающих по территории страны, бывшей республики СССР, являвшейся третьей по площади в СССР. 10. Самую длинную из рек, впадающих в Чёрное море, хотя бы частично протекающих по территории страны, все реки которой принадлежат двум бассейнам — Черноморскому (75 % стока) и Каспийскому. Почти весь сток Каспийского бассейна выносится единственной рекой, которая является самой длинной в этой стране. 11. Самую длинную из рек, впадающих в Чёрное море, хотя бы частично протекающих по территории страны, суверенитет которой  признаётся лишь шестью странами-членами ООН.

Задание 4. Рассмотрите данные климата четырех населенных пунктов, расположенных в трех странах на побережье Черного моря. Ваша задача:

– построить климатограммы для этих пунктов;

– определить, для каких населенных пунктов могут быть характерны предложенные данные, исходя из того, что это достаточно большие города на своей территории;

– назвать климатический пояс и тип (подтип) климата каждого из них;

коротко сделать вывод о том, почему существует такая разница в климате пунктов, расположенных относительно не далеко друг от друга.

     №1                             №2                                   №3                                     №4

Т 0 С

Осадки

Т 0 С

Осадки

Т 0 С

Осадки

Т 0 С

Осадки

I

6

185

I

5

85

I

7

75

I

0

30

II

6

135

II

5

60

II

8

60

II

2

30

III

8

120

III

7

50

III

9

60

III

4

25

IV

12

120

IV

11

30

IV

12

60

IV

10

30

V

16

110

V

17

30

V

16

50

V

16

40

VI

20

105

VI

22

30

VI

20

50

VI

20

40

VII

23

130

VII

25

30

VII

23

40

VII

22

30

VIII

24

120

VIII

26

35

VIII

23

45

VIII

21

35

IX

20

130

IX

20

50

IX

20

80

IX

18

30

X

16

170

X

15

60

X

16

120

X

13

30

XI

11

200

XI

10

60

XI

12

100

XI

8

40

XII

8

185

XII

7

90

XII

9

80

XII

3

40

Ср.t

14

1710

Ср.t

14

610

Ср.t

14

820

Ср.t

11

400

Задание 5. Исследования и изучение Черного моря начались давно и продолжаются до сегодняшнего дня. Расшифруйте имена путешественников, исследователей или названия экспедиций, по изучению Черного моря, и ответьте на дополнительные вопросы.

  1. Этот ученый считается русским химиком, хотя родился не в России. Внес огромный вклад в развитие не только химии, но и других естественных наук: фармакологии, биологии. Исследовал южнорусские степи и соленые озера Крыма и нижнего Поволжья. Во время экспедиции, в середине XIX века определил одну из особенностей воды Черного моря, которая существенно отличает его от мирового океана.

А. Как этого ученого называли в России?

Б. Какую особенность Черного моря он определил?

В. В какой части Черного моря он проводил свои исследования?

Г. Как имя этого человека связано с уральской металлургией?

Д. По отношению к какому морю он определял уровень изучаемых объектов во время своей экспедиции?

  1. Экспедиция этого корабля, совершенная в конце XVII века, не имела главной целю исследования Черного моря, но во время его плавания эти исследования были проведены. По результатам экспедиции в распоряжении русских мореплавателей оказалась очень важная информация. Надо отметить, что отплыл корабль не из Черного моря, а из Азовского, из крепости Азов.

А. Как назывался корабль?

Б. Какова была основная цель экспедиции?

В. Какие два вида исследований были проведены во время экспедиции?

Г. Как в то время в России называли город, в который плыл корабль?

  1. Экспедиция под руководством этого ученого – физикогеографа, океанографа, метеоролога, в конце XIX века, открыла еще одну уникальную особенность Черного моря, которая в корне отличает его от всех остальных морей, хотя объяснение этому явлению этот ученый дать не смог.

А. Назовите имя ученого.

Б. О какой особенности Черного моря идет речь?

В. Какой ученый впоследствии объяснил это явление?

Г. Какие еще открытия были сделаны во время этой экспедиции?

Задания смешанного типа.

Задание 6. В июле 2012 года на территории Краснодарского  края произошло стихийное бедствие, повлекшее за собой гибель более чем 170 человек. Ученые из России и Германии пришли к выводу, что это событие напрямую связано с изменениями, произошедшими в  Черном море.

О каком событии идет речь? Где это произошло? Каким образом это может быть связано с Черным морем? Как это было доказано?

Задание 7. Используя современные геоинформационные технологии, рассмотрите несколько фрагментов аэрофотоснимка одной территории на побережье Черного моря, и ответьте, на вопросы: 1. Частью какого субъекта РФ или какой страны является эта территория? 2. Как называется природный объект, часть которого видна на снимке? 3. Как называется крупнейший населенный пункт рядом с ним? 4. В какой природной зоне данная территория располагается? 5. Следы каких природных явлений видны на снимке? 6. Следы какой антропогенной деятельности  видны на снимке? 7. Какова основная хозяйственная деятельность этого региона? 8. Чем ее можно объяснить? 9. Какими нетрадиционными энергоресурсами обладает этот регион? 10. Какими природными особенностями выделяется именно этот природный объект? 11. Назовите три наиболее выдающиеся на ваш взгляд, особенности, выделяющие этот регион?

Конкурсантам предлагаются несколько снимков западного берега озера Сасык-Сиваш в Крыму, выполненных в программе GeoMixer. Снимки, как и вопросы могут быть различными, главное, объект должен обладать теми особенностями, которые позволят его определить.

Задание 8. Перечислите имеющиеся и возможные негативные природные и техногенные изменения природно-хозяйственных комплексов черноморского побережья Краснодарского края. Называйте отдельно природные, отдельно техногенные изменения ПХК.

Дивергентные задания.

Задание 9. С 1972 года действует Конвенция ЮНЕСКО по охране Всемирного культурного и природного наследия, согласно которой к наследию относятся объекты и целые районы, в сохранении которых заинтересовано мировое сообщество. Западный Кавказ является таким объектом. Вы должны выбрать и предложить менее глобальный объект, находящийся на любом участке побережья Чёрного моря, который мог бы претендовать на включение в этот Список. Выбор должен быть обоснован. Сделайте акцент на специфике и уникальности выбранного объекта:

— он должен представлять собой ценность, выходящую за пределы границ своего региона или страны;

— он может быть выдающимся памятником прошлого, символом геологических или геоморфологических процессов, влияющих на рельеф;

— он может быть уникальным природным феноменом, или территорией исключительного эстетического значения;

— он может быть образцом биологической эволюции и развития экосистем растительных и животных сообществ;

— он должен включать естественную среду обитания, необходимую для поддержания биологического разнообразия и сохранения исчезающих видов, представляющих особую ценность.

Задание 7. Черноморское побережье Краснодарского края является уникальной территорией, где можно сочетать горный, природно-рекреационный, бальнеологический, приморский, экологический и другие виды туризма. Составьте свой проект туристического маршрута по Черноморскому побережью. Для выбора маршрута и объектов в нем руководствуйтесь следующими критериями:

— туристический маршрут со всеми пунктами путешествия должен быть показан на фрагменте карты (количество пунктов оговаривается);

— выбор маршрута должен быть обоснован: экологические, исторические, природно-рекреационные и т. д. причины вашего выбора;

— сделайте акцент на специфике и уникальности объектов;

— в описании маршрута укажите те виды транспорта, на которых планируется путешествие (их может быть несколько, предпочтение отдается экологически чистым видам транспорта).

Задание 10. Выберите место на Черноморском либо Азовском побережье Краснодарского края для строительства завода по переработке рыбы и (или) морепродуктов. Размещение этого предприятия в выбранном вами месте необходимо обосновать с учетом следующих факторов:

— географическое положение;

— обеспеченность промысловыми биоресурсами;

— обеспеченность различными видами инфраструктуры, необходимой для добычи, производства, переработки и последующей транспортировки потребителю готовой продукции;

— экологическую обстановку в данном районе.

Сделайте вывод о том, почему выбранное вами место наиболее предпочтительно и о перспективах развития данной отрасли в нашем крае.

Задание 11. Представьте, что вы должны провести урок географии для своих одноклассников, посвященный Черному морю. Придумайте для них 3 задания о любых объектах на Черном море, рядом с ним, либо имеющих к нему пространственное или историческое отношение. Задания должны быть построены таким образом, что бы для ответа на основной вопрос, нужно было понять о каких объектах или явлениях идет речь. К заданию прилагается ваш ответ на него. Например: в какой стране берет начало река, на которой расположена столица государства, граница которого с РФ проходит по самой высокой в России горной системе, и которое имеет выход к Черному морю? В какое море впадает эта река? В данном случае, чтобы ответить на основные вопросы «в какой стране?» и «в какое море впадает?» надо понять, что речь идет о Грузии, граница с которой проходит по Кавказским горам,  столица – Тбилиси, река – Кура, берет начало в Турции, впадает в Каспийское море.

В этих заданиях конечный мыслительный продукт не выводится напрямую из условий. Решение требует поиска разных подходов, допускает и частично предполагает их сопоставление. Невыводимость ответа из самого условия и проявляющаяся таким образом недосказанность требуют не просто мобилизации и объединения уже полученных знаний, а интуиции и озарения. Именно в дивергентных заданиях участники конкурса максимально проявили свое творчество, так как решение проблемы требовало разрушения шаблонных стереотипов и ограничений и предполагало абсолютную свободу в её разрешении.

Лучшие вопросы, предложенные участниками конкурса.

Еще 25 веков назад на берегах этой бухты (1) греки основали портовый город (2), и мореходы называли эту бухту Прекрасная гавань. Спустя века турки построили в этих местах крепость (3). Сейчас это важный город-порт (4). Бухта становится несудоходной, когда, переваливая через горный хребет (5), который тянется вдоль побережья (6), холодный воздух устремляется вниз по склону, наподобие водопада. Как называется это природное явление? (7). Ответ: 1. Цемесская бухта. 2. Город Бата. 3. Крепость Сурджук-Кале 4. Новороссийск. 5. Варада (Маркотх). 6. Черноморское побережье. 7. Бора – сильный холодный ветер.

На протяжении многих веков эту бухту (1) называли одной из лучших природных гаваней мира. Бухта впадает в пролив (2) в том месте, где он соединяется с морем (3). Пролив является естественной водной границей между европейской и азиатской частью государства (4). Бывшая столица (5) этого государства располагается на двух континентах одновременно (6). С другой стороны пролив соединён с другим морем, которое раньше было пресноводным озером (7). О каких географических объектах говорится в тексте? Ответ: 1. Золотой Рог. 2.  Босфор.3. Мраморное море. 4. Турция. 5. Стамбул. 6. Европа и Азия. 7. Чёрное море.

Это небольшой остров (1) в Черном море. Отделен он от одноименного, но большого мыса (2), где находится знаменитый (3). На острове стоит небольшая часовня и памятник-маяк – дань памяти всем  погибшим морякам азово-черноморской флотилии и экипажу транспортного судна «Фабрициус», которое после торпедирования его немцами было выброшено на мель и в течение полугода экипаж предупреждал наших о налетах немецкой авиации на город (4), который сейчас носит это гордое звание. Ответ: 1. Утриш. 2. Большой Утриш. 3. Новороссийск, 4. «Город – герой».

На юго-западе полуострова (1) находится самая большая в Европе природная бухта (2). Внутри неё расположены 19 малых бухт. Знаменитый художник (3) рисовал эту бухту. В бухте стоит известный памятник (4), являющейся символом города, название которого состоит из двух греческих слов и обозначает «августейший город» (5). Город разделён бухтой на две части (6). Какой это город? Как попасть из одной части этого города в другую? (7).Ответ: 1. Крымский полуостров. 2. ХХХ

На Европейском Юге России вдоль Черноморского побережья протянулся национальный парк по праву называемый «самый-самый» (1). Он один из наиболее молодых национальных парков страны. Его территория раскинулась вдоль побережья одного из самых теплых отечественных морей (2) и протянулась через горную провинцию высочайшей российской горной системы (3). Кроме того, он расположен на границе двух климатических поясов (4), определяющих высочайшее природное разнообразие флоры и фауны этого национального парка. Здесь находится самая влажная местность всей России (5). К его территории плотно подступают самые северные плантации технической культуры (6), завезенной из далеко Китая и Индии. В указанной местности широко представлены уникальные памятники мегалитической культуры (7). Эти одни из самых древних строений, сохранившиеся на суше, имеют возраст до пяти тысяч лет, сверстники египетских пирамид и Стоунхенджа. Ответ: 1. Сочинский национальный парк. 2. Черное море. 3. Кавказские горы. 4. Умеренный и субтропический. 5. Гора Ачишхо. 6. Чай. 7. Дольмены.

В 1860 г. одно из крупнейших имений (1) в Крыму преподнесено в дар Марии Александровне, супруге императора Александра II. Из-за плохого здоровья врачи настоятельно советовали императрице в умеренно теплое межсезонье с конца сентября по конец октября бывать на отдыхе на юго-западе страны. Императорской семье, как и всем остальным отдыхающим на Черноморском побережье, выдавались курортные книжки. В свою очередь, данные из царских курортных книжек, а также погодные показатели в период отдыха, проводимые процедуры, часы прогулок и сна, многое другое записывались в специальный Императорский фолиант с особым (2) переплетом. Кроме того, здесь для царской семьи был построен знаменитый Большой Белый дворец-музей, который известен так же, важным событием, прошедшем здесь в феврале 1945 г (3). Вокруг дворца, через весь поселок и до местечек Ореанда, Курпаты и Ай-Тодор, расположенных рядом с этим городом-курортом (4) протянулась Царская пешая тропа, обрамленная по обе стороны крымскими соснами, буками, дубами, платанами, магнолиями и кипарисами. Как сейчас мы называем сезон, когда здесь отдыхала императорская семья (5)? Ответ: 1. Ливадия. 2. Бархат. 3. Крымская конференция. 4. Ялта. 5. «Бархатный сезон»

Группа туристов совершила туристический поход по одной из красивейших горных систем Евразии (1). Эти горы протянулись с северо-востока на юго-запад на 160 километров. Они являются частью альпийской складчатой геосинклинальной области. Одним из этапов похода было восхождение на самую высокую точку этой горной системы (2). И хотя высота этой вершины сравнительно невелика - всего (3), зато с вершины этой горы  в направлении на юг открываются удивительные пейзажи этого моря (4). Ответ: 1. Крымские горы. 2. Гора Роман-Кош. 3. 1545 метров. 4. Чёрное море.

Задание 12. Вам необходимо выявить один, наиболее красноречивый, на ваш взгляд, пример антропогенного изменения природной среды и проанализировать его. Рассматриваемое антропогенное изменение должно происходить либо непосредственно на побережье Чёрного моря (не важно, на территории какой страны), либо в водосборном бассейне Чёрного моря. Оформите ваш ответ в виде свидетельских показаний экологическому арбитражу, который будет принимать решение по исследованной вами проблеме. Показания совсем необязательно должны быть обличающими и направленными против природопользователей. Хорошие хозяева могут бережно и рачительно относится к  природе. Это вопросник арбитра вам — свидетелю:

— где вы наблюдали антропогенное изменение природы;

— в чем оно проявляется;

— в чем ущерб от него или, наоборот, его польза;

— чем оно вызвано;

— это разовое изменение или постоянно воспроизводимое;

— можно было бы обойтись без этого вмешательства в природу (если нет, то почему, если да, то как);

— какова ваша оценка этого изменения;

— какие последствия этого изменения уже наблюдаются, и какие оно может иметь в перспективе;

 — каково отношение к нему местного населения (по возможности).

Особенно приятно экологическому арбитражу будет рассматривать показания по объекту, где вы сами провели исследования. Но грамотный и глубокий анализ интересной проблемы, находящейся далеко от вашего места жительства, так же приветствуются. Для демонстрации фактов используйте фотографии (свои, либо взятые из достоверных  источников, со ссылкой на них). Так как антропогенные изменения глубже и точнее могут быть исследованы в развитии, то, по возможности, используйте «показания» старожилов или любую информацию о том, как складывалась ситуация в этом месте ранее.

В заключение, необходимо отметить, что учащиеся, являющиеся базой для реализации проекта, мотивированы на получение  прочных экологических знаний и навыков. Они  имеют необходимую подготовку и успешный опыт реализации менее глобальных проектов на уровне своих классов. Их ключевые компетентности сформированы в области информационно – коммуникационных технологий, что позволяет им свободно выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

В гимназии создана и используется медиатека проектов и презентаций участников конкурса, собранная за последние несколько лет.  Субъектный результат проекта проявляется на уровне изменения мышления у учащихся, развития их воображения, приобретение ими  новых знаний, умений и навыков, формирование положительных, социально-мотивированных личностных качеств, освоение различных способов деятельности. Исследования, ежегодно проводимые среди участников конкурса, показали возросшую степень их интереса не только к географии родного края и, но и к науке в целом.

Литература:

  1. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61
  2. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001. - с.123.
  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
  4. Тралкова Н. Е. Решение дивергентных задач детьми с синдромом Аспергера и одаренными детьми // Молодые ученые — московскому образованию: материалы VI городской НПК молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. — М., 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...

« Формирование ключевых компетенций , через метод проектной деятельности»

Проектная деятельность является сердцевиной технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг имеющих личную и общезначимую значимость. Теор...

Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность учащихся

Понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-ме-тодологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную соста...

Формирование ключевых компетенций при решении творческих задач на уроках физики

Данный материал представляет краткое описание опыта работы....

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии

В  статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...

Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства».

Тема инновационного педагогического опыта     «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках  искусства»....

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Статья Формирование ключевых компетенцийчерез проектную деятельность учащихся на уроках географии...