Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Плисс Евгения Сергеевна

География, 6 класс, раздел "Биосфера"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема № 53, 54: «Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе»

  1. Организационный этап (написание даты, темы, заполнение журнала и учета посещаемости).
  2. Этап проверки домашнего задания

  1. Этап усвоения новых знаний

Вот уже почти год вы изучаете географию. Знакомство с окружающим миром, с планетой  Землей вы осуществляете через  изучение  земных оболочек. И сегодня на уроке мы начнем изучать новую оболочку. Но прежде чем преступить к новой теме, я хочу узнать, какие оболочки земли вы изучили и что вы о них знаете.

Для этого я предлагаю вам ребята сыграть в игру. Вот перед вами слова, которые нужно угадать. За каждое правильно угаданное слово вы будете получать  географические деньги. Наша игровая валюта  на уроке - «географики». А в  конце урока вы их сможете обменять на оценки. Чем больше «географиков» тем выше оценка.

И так задание на 1 тур. Это слово означает твердую оболочку земли, состоящую из  земной коры и верхней части мантии. (литосфера)

Это слово состоит из 9 букв.

Задание на 2 тур. Это слово означает  водную оболочку Земли, состоящую из океанов, морей, ледников, подземных вод и поверхностных вод суши. (гидросфера)

Это слово состоит из 10 букв.

Задание на 3 тур. И наконец, слово, которое означает воздушную оболочку земли. (атмосфера)

9 букв.

Молодцы ребята хорошо справились с заданиями!

А сейчас мы начнем изучать новую оболочку Земли. Тема урока сегодня: «Что такое биосфера и как она устроена» 

И так, нам сегодня предстоит узнать и ответить на вопросы «Что такое биосфера и как она устроена? Где проходят её границы? И какова роль живого вещества в природе?»

первые слово «биосфера» появилось в 1875г. в работе австрийского геолога Эдварда Зюсса, но только начиная с 1926 г., когда вышла в свет замечательная книга В. И. Вернадского «Биосфера», оно получило широкое распространение в науке. Учение В. И. Вернадского о биосфере заставило научный мир по-новому взглянуть на нашу Землю.

Ребята, а вы знаете, что человека, ученого, который исследует, изучает окружающую природу называют натуралистом. Сейчас я вам предлагаю на время стать юными натуралистами и совершить путешествие в мир биосферы. У каждого исследователя природы конечно есть  карта путешествия. У нас с вами тоже есть маршрутные карты, они лежат у вас на столах. Эти маршрутные карты помогут нам не заблудиться в большом мире информации нашего учебника и помогут изучить биосферу.

Устройство маршрутной карты:

1 группа натуралистов получает задание обследовать детально учебник, § 53 и ответить всему классу «Что же такое биосфера».

Маршрутная карта №1

Изучаемый вопрос

План к действию

Ответ

  1. Почему планета Земля является уникальной среди космических тел Солнечной системы?

Прочитать 1 пункт параграфа 53, стр. 228

  1. Что в переводе с греческого языка означает слово «Биосфера»

Прочитать 1 пункт параграфа 53, стр. 228

  1. Что такое «биосфера»?

Прочитать 1 пункт параграфа 53, стр. 228

  1. Как проходят границы биосферы?

Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 228. Рассмотреть рисунок 183, стр.229.

Составить схему «Что включает в себя биосфера».

  1. Что такое «озоновый слой»? На какой высоте он находится?

Вспомнить из изученной темы «Атмосфера», а если забыли найти ответ в п.3 на стр.131.

2 группа натуралистов получает задание обследовать детально учебник, параграф 53 и рассказать классу историю развития оболочки Земли, населенной живыми организмами.

Маршрутная карта №2

Изучаемый вопрос

План к действию

Ответ

  1.  Что происходило с границами биосферы с течением времени?

Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

  1.  Где и когда зародилась жизнь на Земле?

Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

  1.  В какое время жизнь распространилась на сушу?

Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

  1. В какой оболочке Земли появилась жизнь  после распространения на суше?

Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

  1.  Почему с течением времени некоторые живые организмы вымерли?

Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

  1. Почему  некоторые древние живые организмы смогли дожить  до наших дней?

Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

  1. Как изменялось общее количество видов живых организмов на Земле  с течением времени?

Прочитать 1  пункт параграфа 53 , стр. 229

  1. Какое событие стало важным этапом в развитии биосферы Земли?

Прочитать 1  пункт параграфа 53 , стр. 229

3 группа натуралистов получает задание обследовать детально учебник, параграф 44 и рассказать классу о живых организмах в биосфере и  их среде обитания.

Маршрутная карта №3

Изучаемый вопрос

План к действию

Ответ

  1. Сколько видов живых организмов обитает в современной биосфере?

Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 229

  1. Какие организмы биосферы образуют живое вещество биосферы?

Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 229

  1. Какие организмы преобладают на планете?

Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 229

  1. Что называют средой обитания?

Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 229

  1. Какие отношения существуют между организмом и средой обитания?

Прочитать 1 пункт параграфа 53 , стр. 230

И так вперед за знаниями по странницам учебника. Маршрутная карта подскажет вам, что делать. В течение 10 минут учащиеся работают с учебником.

В отличие от других оболочек Земли биосфера не имеет четких границ, а размещается в пределах других оболочек. Границы биосферы определяет зона распространения живых организмов. Живые организмы способны приспосабливаться к различным природным условиям.

4. Этап информации о домашнем задании, выставление оценок учащимся.

Домашнее задание: изучение § 53, 54. Ответить на вопросы и задания

1 группа натуралистов получает задание обследовать детально учебник, § 53 и ответить всему классу «Что же такое биосфера».

Маршрутная карта №1

Изучаемый вопрос

План к действию

Ответ

  1. Почему планета Земля является уникальной среди космических тел Солнечной системы?

Прочитать 1 пункт параграфа 53, стр. 228

  1. Что в переводе с греческого языка означает слово «Биосфера»

Прочитать 1 пункт параграфа 53, стр. 228

  1. Что такое «биосфера»?

Прочитать 1 пункт параграфа 53, стр. 228

  1. Как проходят границы биосферы?

Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 228. Рассмотреть рисунок 183, стр.229.

Составить схему «Что включает в себя биосфера».

  1. Что такое «озоновый слой»? На какой высоте он находится?

Вспомнить из изученной темы «Атмосфера», а если забыли найти ответ в п.3 на стр.131.

2 группа натуралистов получает задание обследовать детально учебник, параграф 53 и рассказать классу историю развития оболочки Земли, населенной живыми организмами.

Маршрутная карта №2

Изучаемый вопрос

План к действию

Ответ

  1.  Что происходило с границами биосферы с течением времени?

Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

  1.  Где и когда зародилась жизнь на Земле?

Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

  1.  В какое время жизнь распространилась на сушу?

Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

  1. В какой оболочке Земли появилась жизнь  после распространения на суше?

Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

  1.  Почему с течением времени некоторые живые организмы вымерли?

Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

  1. Почему  некоторые древние живые организмы смогли дожить  до наших дней?

Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

  1. Как изменялось общее количество видов живых организмов на Земле  с течением времени?

Прочитать 1  пункт параграфа 53 , стр. 229

  1. Какое событие стало важным этапом в развитии биосферы Земли?

Прочитать 1  пункт параграфа 53 , стр. 229

3 группа натуралистов получает задание обследовать детально учебник, параграф 44 и рассказать классу о живых организмах в биосфере и  их среде обитания.

Маршрутная карта №3

Изучаемый вопрос

План к действию

Ответ

  1. Сколько видов живых организмов обитает в современной биосфере?

Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 229

  1. Какие организмы биосферы образуют живое вещество биосферы?

Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 229

  1. Какие организмы преобладают на планете?

Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 229

  1. Что называют средой обитания?

Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 229

  1. Какие отношения существуют между организмом и средой обитания?

Прочитать 1 пункт параграфа 53 , стр. 230


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Роль кислорода в природе и жизни человека"

Материал можно использовать в курсе химии 8 класса в теме "Кислород"...

Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....

Научная статья "Роль образов-символов природы в раскрытии замысла писателя 19 века"

Как научить школьников различать свое мнение и мнение автора? Находить самое дорогое для писателя, услышать его заветы? Возникает проблема грамотного восприятия литературного произведения....

Урок биологии в 7 классе "Роль насекомых в природе и жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе  по теме: "Роль насекомых в природе и жизни человека" ...

Урок биологии в 7 классе "Роль насекомых в природе и жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе  по теме: "Роль насекомых в природе и жизни человека" ...

Открытый урок по географии "Что такое биосфера и как она устроена" 6 класс

Материалы к открытому уроку по географии "Что такое биосфера и как она устроена" для 6 класса (УМК В.П. Дронова)...

Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."

Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."...