Рабочая программа по географии .6 класс.ФГОС
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Рабочая программа на 68 часов. ФГОС. Пояснительная записка. Место предмета, программа на основе которой разработанна данная программа, формы организации учебного процесса, планируемые результаты обучения, календарно - теметическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

П. Айхал Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)

           Обсуждено на методсовете                                                                                                                         Утверждаю:

           Протокол № 1                                                                                                                                             ___________Плотникова Н.А.

           От «___» сентября 2016 года                                                                                                                  директор МБОУ «СОШ№5»

                                                                                                                                                             От «___» сентября 2016 года

           Согласовано:

           Зам.директора

           _____________

           От «___» сентября 2016 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  географии

                                                                                  в   6    классе

Учитель: Руденко Лилия Демидовна

2016 – 2017 гг.

Пояснительная записка

  • Общая характеристика предмета.

Курс географии в 6 классе опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса географии 5 класса. При изучении географии в 6 классе продолжается формирование географической культуры, развивается система представлений и понятий, умений получать географическую информацию из различных источников, совершенствуются коммуникативные и исследовательские навыки. География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.

  • Цели обучения

 формирование целостной научной картины мира; объяснение взаимосвязей процессов и явлений природы;

 формирование эмоционально-ценностного отношения к миру;

 развитие интереса к наукам о Земле и к географии в частности;

 формирование представлений о единстве компонентов природы, объяснение их взаимосвязей;

 приобретение опыта творческой деятельности (в том числе в коллективе);

 воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.

     

  • Задачи обучения:

формирование представлений о единстве природы

развитие географических знаний и умений, необходимых для понимания закономерностей развития географической оболочки;

формирование представлений о строении и развитии основных географических оболочек Земли, об особенностях их взаимосвязей; развитие знаний о разнообразии природы, о размещении природных и антропогенных объектов, о географических закономерностях, протекающих в природе процессов;

формирование практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картами, глобусом, необходимыми для      

получения географической информации

развитие географических знаний и умений, необходимых для понимания последствий антропогенного влияния на природу;

  • Главная цель изучения географии (начальный курс) в современной школе – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • актуализация знаний и умений школьников, сформированных у них при изучении курса «Окружающий мир»;
  • развитие познавательного интереса у учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;
  • формирование умений устанавливать связи в системе географических знаний.

  • Программа данного курса составлена на основе следующих документов:

1)  Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) Приказ №1897 от 17.12.2010 года Министерства образования и науки РФ  «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта»

2) Методических рекомендаций по разработке рабочих программ по учебным предметам в основной школе в условиях введения ФГОС

нового поколения под ред. Слободина Н.Ю.. /Вологда: Изд. центр АОУ ВО ДПО ВИРО, 2013.

3) Приказ №253 от 31.03.14. Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федеральных рекомендуемых перечней учебников к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

4) Сан Пин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный номер 19993)

5) ) Положения о рабочей программе учителя, работающего по ФГОС МБОУ «СОШ №5» п.Айхал.

6)Учебный план МБОУ «СОШ№5»

  •   Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

         

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии (Примерные программы по учебным предметам.  География 5-9 классы. 3-е издание – М.: Просвещение, 2012. Стандарты второго поколения), рабочей программы по географии (М.: Дрофа, 2014). Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс» (М.: Дрофа, 2014).

  • Особенности программы:
  • большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
  • при изучении курса предполагается применение диагностических методов и результативно-оценочных форм контроля усвоения учебного материала на стартовом, экспресс- и финишном уровнях, выполняющих функцию обратной связи и способствующих корректировке учебного процесса, и итоговых достижений учащихся.
  • программа составлена с учетом психофизиологических особенностей учащихся 6 - х классов и ориентирована на их развитие в процессе внутренне мотивированной увлекательной деятельности. Разработанная программа предполагает обучение учащихся, имеющих различные учебные стартовые возможности.
  • особенность изучаемого курса состоит в том, что он опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 6 класса рассматриваются на уровне представлений.
  • программа ориентирована на реализацию деятельностного личностно-ориентированного подхода в формировании ключевых

компетенций учащихся. Через активную познавательную, поисковую, творческую деятельность формируются умения и навыки работы с источниками географической информации.

  • отличительными чертами данной программы являются ценностные ориентации, задающие позитивный настрой учащихся, который  обеспечивается с помощью таких операций, как проблематизация, мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта,

 коммуникация, рефлексия.

      особый акцент в программе сделан на использование знания о географических  явлениях в повседневной жизни для сохранения

здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

  • Определение места и роли учебного курса:

Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план МБОУ СОШ № 5, как общественно – научный предмет. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как биология, физика, химия, астрономия, экология. «География. 6 класс»

опирается  на знания учащихся, полученные при изучении курса географии 5 класса. Содержание курса географии 6 класса в основной школе  является базой для изучения географических закономерностей и основой для последующей профильной дифференциации. Большое внимание уделяется формированию навыков работы с основными источниками географической информации и практическим работам, минимум которых определен в программе.

  • Информация о количестве учебных часов.

      В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых контрольных и практических работ. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения географии в 6-м классе основной школы из расчета 1учебный  час в неделю. Для прохождения курса выделен дополнительный 1 учебный час  из части формируемой участниками образовательных отношений. Программа составлена на 68 часов, в том числе на практическую часть - 16 часов,  зачетные уроки - 7 часов.

Практическая часть рабочей программы

Перечень  практических  работ и зачетов.

 

Наименование раздела или темы

Всего часов

Из них количество

практических работ

зачетов(тестов)

I. Введение

  3

 

 1

II. Виды изображения земной поверхности

 14

 4

2

III. Строение Земли. Земные оболочки

 44

 12

4

IV. Население Земли

 7

1

ИТОГО

68

 16

7

Практические работы

Номер урока

Тема урока, название практической работы

1

6

Масштаб. «Изображение здания школы»

2

7

Стороны горизонта. Ориентирование. «Определение направлений и азимутов по плану местности» 

3

9

Составление простейших планов местности. «Составление плана местности»

4

16

Географические координаты. « Определение географических координат»

5

19

Рельеф суши. Горы. «Составление описания географического положения гор»  

6

20

Рельеф суши. Равнины. «Составление описания географического положения равнин»  

7

27

Части Мирового океана. «Описание географического положения моря»

8

28

Части Мирового океана.  «Нанесение на карту частей Мирового океана»

9

31

Океанические течения. «Нанесение на карту океанических течений»

10

38

Озера. «Нанесение на карту океанических течений»

11

44

Температура воздуха «Построение графика  суточного хода температур»

12

45

Температура воздуха «Определение средних месячных температур, построение графика

13

47

Атмосферное давление ветер. «Построение розы ветров»

14

49

Водяной пар в атмосфере. «Определение абсолютной и относительной влажности»

15

51

Облака и атмосферные осадки. «Построение диаграммы количества осадков»

16

60

Природный комплекс. «Характеристика природного комплекса»

  • Формы организации учебного процесса:

При  изучении курса для обучающихся предусмотрены большие возможности самостоятельно анализировать современные источники информации, в том числе  материалы на электронных носителях, обобщать факты, составлять план, формулировать и обосновывать выводы. В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации. На уроках ознакомления с новым материалом программа предусматривает проведение традиционных уроков,  практикумов, презентаций, обобщающих уроков,  лекций, бесед; на уроках проверки знаний - зачётов, контрольных работ, викторин, игр.

  • Планируемые результаты обучения

       Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

      Личностные результаты:

  • ответственное отношение к учению;
  •  готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  •  постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
  •  приобретение опыта участия в социально значимом труде;
  •  развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • осознание ценности здорового образа жизни;
  • понимание основ экологической культуры.

     Метапредметные результаты:

      учащийся должен уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • работать в соответствии с предложенным планом;
  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • искать и отбирать информацию в различных информационных источниках;
  • составлять описания объектов;
  • составлять простой план;
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
  • оценивать работу одноклассников.

  Регулятивные УУД: 

  •  ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);
  •  планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • работать в соответствии с предложенным планом;
  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
  • и владение основами самоконтроля самооценки;
  • осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

    Коммуникативные УУД: 

•     участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;

  • оценивать работу одноклассников;
  • в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению;
  • критичное отношение к своему мнению.

      Познавательные УУД:

  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
  • классифицировать информацию по заданным признакам;
  • решать проблемные задачи;
  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
  • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

    Предметные результаты:

учащийся должен уметь:

•анализировать, обобщать, географическую информацию;

  • по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;

•составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

•  сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую

классификацию;

•  создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать

   выступление презентацией;

•  описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

•  находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; работать с компасом;

•  ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

•  называть и показывать по карте основные географические объекты;

•  наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

•  объяснять значение ключевых понятий курса;

 •  объяснять особенности строения и развития основных оболочек Земли;

 •  называть и объяснять географические закономерности природных процессов;

•  называть и показывать основные географические объекты;

 •  работать с основными источниками географической информации (глобусом, планом местности и географическими картами);

 •  работать с контурной картой;

 •  производить простейшую съемку местности;

 •  пользоваться приборами для проведения наблюдений и простейших исследований

 •  ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

 •  составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану;

 •  приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;

 •  приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.

 •  называть меры по охране природы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ

Введение (3 час)

Что изучает география.

Методы географического изучения.

Открытие, изучение и преобразование Земли.

Как человек открывал Землю. Великие географические открытия. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля — планета Солнечной системы.

Земля – планета Солнечной системы. Вселенная. Галактика. Вращение Земли.  Следствия вращения Земли. Луна.

Предметные результаты обучения:

 учащийся должен
уметь:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.

II.Виды изображений поверхности Земли ( 14 часов)

План местности (6 ч)
Понятие о плане местности.

Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб.

Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование.

Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Бергштрихи. Профиль местности.
Составление простейших планов местности.

Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.
Практикумы.

1. Изображение здания школы в масштабе.

2. Определение направлений и азимутов по плану местности.

3. Составление простейших планов местности.

Географическая карта (8 ч)
Форма и размеры Земли.

Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара.
Географическая карта.

Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах.

Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и карте.
Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота.

Определение географической долготы. Географические координаты.

Географическая широта.

Определение географической широты. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин.

Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин. Изобаты. Послойная окраска.
Практикумы.

4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

Предметные результаты обучения:

Учащийся  должен  
уметь:
-  объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
-  находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
-  читать план местности и карту;
-  определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
-  производить простейшую съемку местности;
-  работать с компасом, картой;
-  классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
-  ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
-  определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических

   объектов на глобусе;
-  называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

III. Строение Земли. Земные оболочки ( 38 ч)

 Литосфера ( 8 час)
Земля и ее внутреннее строение.

Внутреннее строение Земли. Ядро. Мантия. Земная кора. Астеносфера. Поверхность Мохоровичича. Литосфера. Изучение земной коры человеком. Материковая земная кора. Континентальная земная кора.

Горные породы. Минералы.

Из чего состоит земная кора. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы. Свойства горных пород.  Минералы. Использование человеком горных пород и минералов.

Движения земной коры.

Землетрясения. Причины землетрясений. Сейсмические пояса планеты. Сейсмология. Сила землетрясений. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности. Медленные вертикальные движения земной коры.  Рельеф Земли.

Вулканы. Горячие источники. Гейзеры.

Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Строение вулкана. Потухшие и действующие вулканы. Долина гейзеров.
Рельеф суши. Горы.

Рельеф гор. Хребет. Горная долина. Нагорье. Горная система. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши.

Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Низменности. Возвышенности. Плоскогорья. Изменение равнин по времени. Плоские и холмистые равнины.
Рельеф дна Мирового океана.

Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков - шельф. Переходная зона. Ложе океана. Срединный океанический хребет.  Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практикумы. 

5. Составление описания географического положения гор.

6. Составление описания географического положения равнин.


Гидросфера (16 часов)
Вода на Земле.

Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.

Части Мирового океана.

Что такое Мировой океан. Океаны. Моря, заливы и проливы. Моря внутренние. Моря окраинные. Острова, полуострова. Влияние Мирового океана.
Свойства вод Океана. 

Свойства вод океана. Соленость. Температура.
Движение воды в океане.

Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы

Океанические течения.

Причины возникновения океанических течений. Закономерности размещения. Схема поверхностных течений.
Подземные воды.

Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Водоупорные, водопроницаемые слои. Артезианские бассейны. Использование и охрана подземных вод
Реки.

Части реки. Устье, исток, русло, пойма, долина реки. Виды устья: дельта, эстуарий. Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Использование и охрана рек.
Озера.

Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере.
Ледники.

Как образуются ледники?  Строение ледника. Причины образования. Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота. География ледников. География подземной мерзлоты.

Искусственные водоемы.

Каналы. Водохранилища.
Практикумы. 

7. Описание географического положения моря

8. Нанесение на карту частей Мирового океана

9. Нанесение на карту океанических течений

10. Составление описания внутренних вод.

Атмосфера (14 часов)
Атмосфера: строение, значение, изучение. 

Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура
 воздуха.

Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер.

Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
 Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат.

Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат.

Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практикумы. 

11Построение графика хода суточных температур.

12. Построение графика хода месячных  температур.

13. Построение розы ветров.

14. Построение диаграммы количества осадков

15.Определение абсолютной и относительной влажности»

Биосфера. Географическая оболочка (6 ч)
Разнообразие и распространение организмов на Земле.

Распространение организмов по территории суши. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс.

Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.
Практикумы.

16. Составление характеристики природного комплекса (ПК).

Предметные результаты обучения:

Учащийся должен  уметь:
-  объяснять значение понятий: «гидросфера»,  «литосфера», «атмосфера», «рельеф», «Мировой океан», «море», «горные породы», «земная кора»,  

«полезные ископаемые», «горы», «равнины», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
-  называть и показывать основные географические объекты;
-  работать с контурной картой;
-  называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
- приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
-  определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
-  классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
-  объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности  

циркуляции атмосферы;
-  измерять (определять) температуру  воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур,  среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
-  составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;
-  описывать погоду и климат своей местности;
-  называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
-  называть меры по охране природы.

IV.Население Земли (7 ч)
Население Земли.

Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.

Предметные результаты обучения:

Учащийся должен
уметь:
- рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
- составлять описание природного комплекса;
- приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

 (в соответствии с ФГОС)

 универсальные

 учебные действия (УУД)

Содержание.

Формируемые понятия.

Формы диагностики и контроля

Дом. Зад.

План.

Факт.

предметные

метапредметные

                                                                                                                       I.  Введение

1

05.09

 –

География как наука.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть методы изучения Земли;

понимать

место географии в кругу других наук;

объяснять роль географии в жизни и деятельности людей

Планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;  отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками  

Развитие географических знаний о Земле.  Современная

география.

Входной контроль.

Тестирование. Индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ, самоконтроль, взаимоконтроль

стр.3,    рабочая тетрадь - (РТ) стр. 3 - №1

2

10.09

Открытие, изучение и преобразование Земли

Урок актуализации знаний

Называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий; выявлять причины и следствия географических открытий; уметь работать с картографическими источниками географической информации.

Выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого.

Представление о Земле в древности, эпоха Великих географических открытий, путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева.

 Входной контроль.

выборочный контроль письменных работ, самоконтроль, взаимоконтроль

§1

(РТ) стр.5 - № 5

3

12.09

-

 Земля-планета Солнечной системы.

Урок актуализации знаний

Определять адрес планеты Земля; знать  причины уникальности Земли;

объяснять причины смены  дня и ночи,  

времен года.

Выявлять причинно-следственные связи.

  • уметь работать с различными  источниками информации; выделять главное; высказывать суждения, подтверждая их фактами; работать с текстом и нетекстовыми компонентами.

 

Вселенная. Галактика. Строение Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Астероиды. Спутники планет. Земля-планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.

Тестирование.

 РТ – стр. 8 - 9

§ 2,

РТ -  стр. 7 - № 3,4

                                                                                                                     II. Виды изображения земной поверхности (  часов)

                                                                                                                        План местности (6 часов)

4

17.09

Понятие о плане местности.

Урок открытия новых знаний

Называть и объяснять значение терминов; знать условные знаки; читать план местности: уметь наносить условные знаки.

Работать в соответствии с предложенным планом; оценивать работу одноклассников; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выслушивать и объективно оценивать другого.

 

План местности. Особенности различных видов изображения местности. Условные

знаки.

РТ – стр. 11 – 12, № 3 - 5

самопроверка, взаимопроверка

§ 3

(РТ) стр. 14 - № 7, 8

5

19.09

-

Масштаб.

Урок открытия новых знаний

Называть и объяснять значение терминов; приводить примеры перевода одного вида  масштаба в другой

Выделять главное, существенные признаки понятий; классифицировать информацию по данным признакам.

Масштаб. Виды масштабов. Численный, именованный,

линейный. Выбор масштаба.  

РТ – стр. 15 – 16, № 1 - 6

§ 4,

6

24.09

Масштаб.

Урок - практикум

Измерять расстояние по плану с помощью масштаба ; изображать расстояние на плане местности в нужном масштабе; выбирать масштаб.

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; участвовать в совместной деятельности; оценивать работу одноклассников.

 Масштаб. Виды масштабов. Численный, именованный,

линейный. Выбор масштаба.  

Практическая работа №1  «Изображение здания школы в масштабе»

§4

7

26.09

-

Стороны горизонта. Ориентирование

Урок рефлексии

Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты  и местных предметов; определять азимут, направление; работать с планом местности.

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию.

Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Практическая работа

 № 2.

«Определение направлений и азимутов по плану»

РТ – стр. 21- 23, № 7 - 11

§5

8.

01.10

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Комбинированный

Называть и  давать определение терминам; определять рельеф по плану; составлять профиль; читать план.

Выделять главное, существенные признаки понятий; классифицировать информацию по данным признакам; определять критерии для сравнения фактов, событий, объектов.

Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали

(изогипсы). Бергштрихи. Профиль местности.

Тестирование

РТ - стр.24 - 25

§6

раб. тетр. –

стр. 26 – 28, № 4,5 – составление профиля

9.

03.10

Составление      

простейших    планов  местности.

Урок комплексного применения знаний и способов действий.

Производить простейшую съемку местности; определять  направления, расстояния на плане, карте и местности; выбирать масштаб

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; классифицировать информацию по заданным признакам.

Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

Практическая работа

№ 3.

«Составление плана местности»

Стр.26 учебника

§ 7

РТ – стр.32

№ 1,2,3

                                                                                                                   Географическая карта ( 8 часов)

10

08.10

Форма и размеры Земли.

Урок  открытия новых знаний.

Давать определение понятиям, знать размеры Земли.

Выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выслушивать и объективно оценивать другого.

Форма Земли. Размеры Земли.  Глобус — модель земного шара.  

РТ – стр.33, № 1 - 3  взаимоконтроль.

§8

Вопрос 4

11

10.10

-

Географическая карта.

Урок - путешествие

Давать определение понятиям; знать классификацию карт; уметь определять мелко -, средне -, крупно – масштабные карты; виды карт.

Анализировать и обобщать  информацию; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Географическая карта - изображение Земли на плоскости. Классификация  географических карт. Значение географических карт. Картография

РТ - № 1 - 2

самоконтроль

§ 9

12

15.10

Градусная сеть на глобусе и картах.

Урок открытия новых знаний

Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте.

Участвовать в совместной деятельности, сравнивать объекты, факты, явления по заданным критериям.

Меридианы,

Параллели. Градусная

сеть на глобусе и картах

РТ – стр.37

№ 1 - 3

§10

РТ –

 стр.37 – 38

№ 4 - 6

13

17.10

Географические координаты.

Географическая широта.

Урок комплексн ого применения знаний и способов действий.

Называть и показывать элементы градусной сети, географические полюса, параллели, объяснять их особенности; определять географическую широту

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; классифицировать информацию по заданным признакам;  участвовать в совместной деятельности; выслушивать и объективно оценивать другого.

Экватор. Параллели. Длина дуги параллели в градусах.

Географическая широта.

Стр.37. учебника зад.1 – 3

Взаимоконтроль, контроль учителя.

§11

РТ – стр.39 – 41,

№ 4 - 6

14

-

22.10

Географические координаты. Географическая долгота.

Урок комплексн ого применения знаний и способов действий.

Называть и показывать элементы градусной сети, географические полюса, параллели, объяснять их особенности; определять географическую широту

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; классифицировать информацию по заданным признакам;  участвовать в совместной деятельности; выслушивать и объективно оценивать другого.

Нулевой меридиан. Длина дуги в градусах. Географические координаты

Географическая долгота.

РТ – стр.42 - 43

Взаимоконтроль, контроль учителя.

§12

РТ – стр.44 - 45

15

24.10

-

Географические координаты

Урок - практикум

Уметь определять координаты географических объектов; определять объекты по географическим координатам.

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

Географические координаты.

Практическая работа

 № 4. «Определение географических координат»

РТ – стр.46 - 49

§12

16

29.10

Изображение на физических картах высот и глубин.

Комбинированный

Читать план местности и карты; определять по карте высоты и глубины.

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; участвовать в совместной деятельности.

Изображение на физических картах

высот и глубин отдельных точек.

Шкала высот и глубин. Горизонтали. Изобаты. Послойная окраска.

Фронтальный опрос

§13

РТ – стр.50

 № 1 - 4

17

31.10

 –

Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Урок контроля и коррекция знаний

Уметь определять координаты географических объектов; определять объекты по географическим координатам.

Читать план местности и карты; определять по карте высоты и глубины; ; знать классификацию карт;

  • Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; участвовать в совместной деятельности. Анализировать и обобщать  информацию; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владеть основами самоконтроля самооценки.

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля.

Тестирование.

Анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля.

Повторение материала

«Внутреннее строение Земли»

III.Строение Земли. Земные оболочки(  час)

                                                                                                                            Литосфера (8 часов)

18.

09.11

Земля и ее внутреннее строение

Урок рефлексии

Объяснять значение терминов;  виды земной коры; внутреннее строение

Земли.

  • Работать в соответствии с поставленной задачей; участвовать в совместной деятельности; оценивать работу одноклассников; работать с текстом и нетекстовыми компонентами.

Внутреннее строение Земли. Астеносфера. Слой Мохоровичича. Континентальная земная кора. Океаническая.

Фронтальный опрос

§14 (1,2,3)

РТ – стр.55

 № 1,2

19.

10.11

-

Горные породы и минералы

Урок открытия новых знаний

Распознавать горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения;  знать их свойства, закономерность изменения температуры с глубиной.

Анализировать, классифицировать;

участвовать в совместной деятельности; оценивать работу одноклассников.

Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Минералы. Геология.

РТ – стр.55

 № 3,4,5

Контроль учителя

§14 до конца

РТ – стр.55

 № 5,6,7

Презентация

«Землетрясения»

20.

12.11

Движение земной коры.

Урок открытия новых знаний

Знать и объяснять причины землетрясений, географические понятия; показывать сейсмические пояса; называть методы изучения земных недр; определять на карте сейсмические районы мира.

Высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно – следственные связи; делать выводы; использовать разные источники информации; анализировать, обобщать.

Землетрясения.  Сейсмические пояса. Тихоокеанское огненное кольцо. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород. Сейсмология. Сила землетрясений.

Презентация

«Землетрясения»

Самоконтроль. Работа с картой.

§15(1)

РТ – стр.58

 № 1

Презентация

«Вулканы»

21.

 14.11

-

Вулканизм.

Горячие источники. Гейзеры.

Знать строение, типы и виды вулканов; объяснять причины вулканизма, возможность использования сейсмической активности Земли в хозяйственной деятельности; называть методы изучения земных недр; определять на карте районы вулканизма.

  • Высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно – следственные связи; делать выводы; использовать разные источники информации; анализировать, обобщать; работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

Типы и виды вулканов. Строение вулкана. Вулканология. Горячие источники. Гейзеры. Долина гейзеров.

Презентация

«Вулканы»

Самоконтроль. Работа с картой.

§15 до конца

РТ – стр.58

 № 3,4

22.

19.11

Рельеф суши. Горы.

Урок открытия новых знаний

Приводить примеры горных систем; объяснять их связь с тектоническими структурами; определять абсолютную и относительную высоту точек; классифицировать горы по высоте; определять географическое положение по плану.

Работать в соответствии с предложенным планом; применять знания на практике.

Рельеф гор. Крупнейшие горные системы мира. Различие гор по высоте.

Изменение гор во времени. Человек в горах. Нагорье. Горная система. Хребет. Горная система.

Практическая работа

№ 5.

«Составление описания географического положения гор» по плану стр. 154 учебника

§16

РТ – стр. 61

 № 4,7

23.

21.11

-

Равнины суши.

Комбинированный

Приводить примеры основных форм рельефа; объяснять их связь с тектоническими структурами; определять абсолютную и относительную высоту точек; находить на карте равнины; определять географическое положение по плану; классифицировать  равнины по высоте, происхождению, строению.

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей, применять знания на практике.

Равнины. Низменности. Возвышенности. Плоскогорья. Крупнейшие равнины мира. Изменение равнин во времени.

Человек на равнинах.

Практическая работа

№ 6. «Составление описания географического положения равнины» по плану стр. 154 учебника

§17

РТ – стр. 65

 № 3,4

24.

26.11

Рельеф дна Мирового океана

Урок открытия новых знаний

Знать элементы рельефа дна; объяснять процессы формирующие рельеф дна Мирового океана; работать с  картой.

Выявлять причинно – следственные связи; делать выводы; использовать разные источники информации; анализировать, обобщать; выслушивать и объективно оценивать другого.

Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Шельф. Материковый склон. Ложе океана. Срединные океанические хребты. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана

Взаимоконтроль.

РТ – стр. 66 № 1 - 3

§18

 стр. 70 – вопросы для повторения

25.

28.11

-

Обобщение и контроль знаний по теме «Литосфера»

Урок контроля и коррекция знаний

Знать и объяснять географические понятия; называть и показывать основные географические объекты; работать с картой.

  • Работать в соответствии с поставленной учебной задачей, применять знания на практике. Выявлять причинно – следственные связи; делать выводы; использовать разные источники информации; анализировать, обобщать; владеть основами самоконтроля самооценки.

Обобщение знаний по теме «Литосфера»

Тестирование

РТ – стр. 67 – 68

Анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля.

Повторение материала

«Гидросфера»

Гидросфера (16 часов)

26.

03.12

Вода на Земле.

Урок рефлексии

Знать состав гидросферы, ее значение. Понимать и объяснять значение Мирового  круговорота воды.

Выявлять причинно – следственные связи; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.

Схема «Состав  гидросферы»

§19

27

05.12

-

Части Мирового океана.

Урок открытия новых знаний

Знать определения географических понятий: море, залив, пролив, остров, полуостров, канал. Называть и показывать основные географические объекты.

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей, применять знания на практике.

Океаны, моря, заливы, проливы, острова, типы островов, полуострова, архипелаги. Самые большие острова, полуострова, моря мира. Океанология.

Практическая работа

№ 7        

«Описание географического положения моря»

§20 (1,2,3)

стр.154 учебника. «План описания географического положения моря»

28

10.12

Части Мирового океана.

Урок - практикум

 Применять географические знания на практике; уметь находить географические объекты и  наносить их  на карту; определять по карте глубины океанов и морей

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей, применять знания на практике.

Моря Мирового океана.

Практическая работа

№ 8        

«Нанесение на карту частей Мирового океана»

РТ – стр. 71

 № 4

29

12.12

-

Свойства океанической воды.

Комбинированный урок

Знать свойства океанической воды, объяснять причины солености, закономерности изменения солености, температуры.

Выявлять причинно – следственные связи; делать выводы.

Свойства океанической воды. Соленость. Промилле.

Причины, влияющие на соленость.

Температура. Ледовитость.

Географический диктант.

Нахождение на карте географических объектов.

§20 (4,5)

30

17.12

Движение воды в океане

Урок открытия новых знаний

Объяснять особенности движения вод в Мировом океане; объяснять причины образования волн, приливов, отливов, прибоя.

Выдвигать версии,

обосновывать свои версии.

Ветровые волны. Цунами. Приливы

и отливы. Прибой.

Фронтальный опрос.

§21 (1 - 3)

РТ – стр. 73

 № 1 - 3

31

19.12

-

Океанические течения

Урок открытия новых знаний

Объяснять особенности движения вод в Мировом океане; объяснять причины образования волн, приливов, отливов, прибоя.

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей, применять знания на практике; выслушивать и объективно оценивать другого.

Океанические течения. Закономерности распределения течений. Течения теплые и холодные. Экология.

Самопроверка, взаимопроверка.

§21 (4)

32

24.12

Океанические течения

Урок - практикум

Наносить на карту океанические течения. Уметь ориентироваться по контурной карте.

Применять знания на практике.

Холодные и теплые течения.

Практическая работа

№ 9

«Нанесение на карту океанических течений»

§ 19 - 21

повторение

33

16.01

Обобщение и контроль знаний по теме «Гидросфера. Мировой океан»

Урок контроля и коррекция знаний.

Знать и объяснять термины, уметь ориентироваться по карте, определять основные закономерности процессов в гпдросфере.

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей, применять знания на практике; выявлять причинно – следственные связи; делать выводы; выдвигать версии,

  • обосновывать свои версии; владеть основами самоконтроля самооценки.

Обобщение знаний по теме «Гидросфера. Мировой океан»

Анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля.

Интернет. «Подземные воды»

34

21.01

Подземные воды.

Урок открытия новых знаний

Знать  способы образования грунтовых и межпластовых  подземных вод; объяснять их значение.

Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания.

Устанавливать причинно-следственные связи.

 Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; выслушивать и объективно оценивать другого.

Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Артезианские бассейны. Источники. Использование и охрана подземных вод.

Самоконтроль, взаимоконтроль

стр. 75(1- 4)

 § 22

стр. 75( 5)

Повторение «Реки»

35

23.01

-

Реки.

Урок открытия новых знаний

Называть и показывать на карте части реки; давать определения терминам; наносить на контурную карту крупнейшие реки мира и России.

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

Реки. Части реки. Дельта, эстуарий.  Бассейн реки, водораздел. Реки России.

Практическая работа № 10. 

«Составление описания географического положения реки по плану»

 § 23(1,2)

РТ – стр. 76

 № 1 - 4

36

28.01

Реки.

Комбинированный

Знать режим и питание рек; причины паводков и половодий; объяснять значение рек; находить на карте; устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа.

Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания.

Питание и режим реки. Реки

равнинные

и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование

и охрана рек. Крупнейшие реки мира. Значение рек.

Географический диктант.

§ 23 до конца.

РТ – стр. 76

 № 6

37

30.01

-

Озера.

Урок открытия новых знаний

Виды озерных котловин; составлять краткую характеристику объекта по плану; определять по форме  озерной котловины  ее происхождение.

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Озеро.  Типы озерных котловин.

Вода в озере. Водохранилища. Крупнейшие озера мира.

Тестирование

§ 24

38

04.02

Озера

Урок - практикум

Наносить на карту океанические течения. Уметь 3ориентироваться по контурной карте.

Применять знания на практике.

Самые большие озера мира.

Практическая работа

№ 11

«Нанесение на карту озер»

РТ – стр. 81

 № 5

39

06.02

 –

Пруды Водохранилища. Болота.

Урок открытия новых знаний.

Называть и объяснять  термины; объяснять происхождение и значение болот, водохранилищ;  показывать на карте.

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Пруды Водохранилища. Болота. Происхождение и значение болот, водохранилищ;  

Фронтальный опрос

§ 24(4)

40

11.02

Ледники. Многолетняя мерзлота.

Урок открытия новых знаний.

Называть и объяснять  термины; объяснять происхождение ледников и вечной мерзлоты; показывать на карте.

Применять методы информационного поиска; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы.

Причины образования ледников. Горные и покровные ледники. Границы зоны вечной мерзлоты.  Использование человеком ледников и вечной мерзлоты. Гляциология.

Индивидуальный опрос

§ 25

стр. 103, вопросы для повторения.

41

13.02

-

Обобщение и контроль знаний по теме «Реки. Озера. Ледники»

Урок контроля и коррекция знаний.

Знать географические термины  темы, объяснять закономерности размещения водоемов, выявлять причинно – следственные связи.

  • Работать в соответствии с поставленной учебной задачей, применять знания на практике; выявлять причинно – следственные связи; делать выводы; выдвигать версии; владеть основами самоконтроля самооценки.

Обобщение знаний по теме

«Реки. Озера. Ледники»

Тестирование.

Анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля.

Повторение

«Атмосфера»

                                                                                                                    Атмосфера (14 часов)

42

18.02

Атмосфера: строение, значение, изучение.

Урок рефлексии

 Объяснять строение, значение  атмосферы; объяснять особенности циркуляции атмосферы.

Уметь самостоятельно выделять познавательную цель;

искать и выделять необходимую информацию;

формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.

 Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Фронтальный опрос

§ 26

РТ – стр. 85 - 86

 № 2,6

43

20.02

 –

Температура воздуха.

Урок комплексного применения знаний и способов действий.

Определять температуру воздуха, амплитуды температур; среднесуточные, среднемесячные, многолетние показатели температур.

Осознавать себя как движущую силу своего научения,  свою способность к преодолению препятствий.

 Измерение

температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина  изменения температуры воздуха

в течение года.

Зависимость между географическим положением территории и температурой воздуха.

 Решение задач.

§ 27 (1 – 4)

РТ – стр. 88 - 89

 № 2,3

44

25.02

Температура воздуха.

Урок - практикум

Определять среднесуточные амплитуды температур, строить графики; анализировать

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей, выявлять причинно – следственные связи; делать выводы; анализировать.

Уметь составлять и анализировать графики, выявлять закономерности изменения температуры.

Практическая работа

№ 11

«Построение графика  суточного хода температур»

РТ – стр. 89

 № 4

РТ – стр. 89

 № 5

45

27.02

-

Температура воздуха.

Урок - практикум

Определять  среднемесячные, амплитуды температур; строить графики; анализировать

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; выявлять причинно – следственные связи; делать выводы, анализировать.

 Уметь составлять и анализировать графики, выявлять закономерности изменения температуры.

Практическая работа

№ 12              «Определение средних месячных температур, построение графика »

РТ – стр. 89

 № 6

46

04.03

Атмосферное давление. Ветер.

Урок открытия новых знаний

Измерять атмосферное давление, направление и силу ветра; объяснять причинно – следственные связи; сравнивать природные явления и процессы.

Планировать свою деятельность; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы; работать с текстом.

Понятие об атмосферном давлении. Барометр. Изменение атмосферного давления.

Причины возникновения ветров. Виды ветров. Направление и сила ветра. Приборы для измерения силы ветра и направления.

§ 28 (1 – 4)

РТ – стр. 90 - 91

 №  1,2,3

47

06.03

-

Атмосферное давление. Ветер.

Урок - практикум

Уметь составлять розу ветров, анализировать; оценивать влияние атмосферного давления на здоровье человека.

Выявлять причинно – следственные связи, сравнивать.

Изменения направления ветров по сезонам года.

Практическая работа

№ 13

«Построение розы ветров»

§ 28

РТ – стр. 92

 № 8, 9

48

11.03

Водяной пар в атмосфере.

Урок открытия новых знаний

Знать понятия абсолютной и относительной влажности; способы определения влажности.

Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы;

осознанно выбирать способы решения наиболее эффективные способы решения учебных задач.

 

Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Абсолютная влажность.  

§ 29(1,2,3)

РТ – стр. 92

 № 8, 9

49

13.03

-

Водяной пар в атмосфере.

Урок комплексного применения знаний и способов действий.

Определять относительную и абсолютную влажность.

Применять знания на практике.

Решение задач по определению влажности.

Практическая работа

 № 14

«Определение абсолютной и относительной влажности»

РТ – стр. 93

 № 2,3

50

18.03

Облака и атмосферные осадки.

Урок открытия новых знаний

Знать виды атмосферных осадков; способы измерения количества атмосферных осадков; анализировать диаграммы осадков.

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; выявлять причинно – следственные связи; делать выводы, анализировать.

Туман и облака. Типы облаков. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на

количество осадков.

Фронтальный опрос

§ 29 (4,5,6)

РТ – стр. 94

 № 4, 5

51

20.03

-

Облака и атмосферные осадки.

Урок - практикум

Анализировать диаграммы, делать выводы.

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; самоконтроль и контроль.

Диаграмма количества осадков.

Практическая работа

 № 15

«Составление диаграммы количества осадков»

§ 29

52

24.03

Погода.

Климат.

Урок открытия новых знаний

Описывать погоду и климат своей местности. Читать синоптические карты. Тепловые и климатические пояса Земли: называть и показывать  на карте; объяснять причину образования поясов.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

добывать недостающую информацию с помощью вопросов;

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Погода. Причины изменения погоды. Прогноз  погоды. Синоптические карты. Климат. Влияние климата на природу

и жизнь человека.

 

Самоконтроль, взаимоконтроль

§ 30 (4,5,6)

РТ – стр. 96 - 97

 № 1 - 4

53

04.04

 –

Причины, влияющие на климат.

Комбинированный урок.

Объяснять зависимость климата от географической широты.

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; выявлять причинно – следственные связи; делать выводы, анализировать.

Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года.

Взаимоконтроль

§ 31 (1)

РТ – стр. 95

 № 2

54

08.04

Причины, влияющие на климат.

Комбинированный урок.

Понимать и объяснять зависимость климата от близости океанов, влияния господствующих ветров, высоты местности; сравнивать типы климатов.

Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы;

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Зависимость климата от близости морей и

океанов, направления господствующих ветров, подстилающей поверхности,  от

океанических течений,  от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Контроль учителя

§ 31 (2,3,4)

стр. 134 учебника

 № 3

Вопросы и задания для повторения

55

10.04

-

Обобщение и контроль знаний по теме «Атмосфера»

Урок контроля и коррекция знаний.

Знать и объяснять географические процессы и явления; выявлять причинно-  следственные связи.

  • Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; выявлять причинно – следственные связи; делать выводы; выдвигать версии; владеть основами самоконтроля.

Обобщение знаний по теме «Атмосфера»

Тестирование.

Анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля.

Повторение темы «Биосфера»

                                                                                                                     Биосфера (6 часов)

56

15.04

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

Урок открытия новых знаний

Объяснять значение терминов; объяснять размещение живых организмов на Земле и Мировом океане; объяснять влияние живых организмов  на природу Земли.

Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы;

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Распространение организмов на Земле.

Широтная зональность. Высотная поясность.

Фронтальный опрос

§ 32

Презентации «Природные зоны»

57

17.04

-

Природные зоны

Комбинированный урок

Знать и понимать закономерности природной зональности, природной поясности; отличительные признаки природных зон.

Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы;

выявлять причинно – следственные связи; получать информацию из разных источников.

Электронные презентации.

§ 32

 РТ – стр. 99

 № 1

Презентации «Организмы в Мировом океане»

58

22.04

Распространение организмов в Мировом океане.

Урок открытия новых знаний

Объяснять воздействие организмов на земные оболочки; особенности распространения,

Формирование познавательного интереса к предмету исследования, выявлять причинно – следственные связи.

Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Нектон, планктон, бентос.

Электронные презентации.

§ 32

стр.141 - 142

59

24.04

 –

Влияние организмов на географические оболочки.

Урок актуализации знаний

Объяснять воздействие организмов на земные оболочки.

Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы;

выявлять причинно – следственные связи; получать информацию из разных источников.

Влияние организмов на географические оболочки.

 Контроль учителя

РТ –

 стр. 103

 № 7

60

29.04

Природный комплекс.

Урок открытия новых знаний

Называть и показывать на карте ПК, объяснять причины образования. Составлять характеристику ПК.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера. Воздействие организмов на географические

оболочки. Почва.  ПК своей местности

Практическая работа

№ 16.

«Составление характеристики природного комплекса»

§ 33

61

2.05

-

Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки.»

Урок контроля и коррекция знаний

Знать, понимать, объяснять строение и особенности географических оболочек; выявлять причинно – следственные связи.

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; самоконтроль и контроль.

Обобщение знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки»

Тестирование.

Анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля.

                                                                                                                  IV. Население ( 7 часов)

62

06.05

Население Земли

Урок открытия новых знаний

Уметь рассказывать о численности; понимать, что человечество – единый биологический вид  

Устанавливать рабочие отношения, эффективно  сотрудничать;

полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Человечество— единый биологический вид. Численность населения

Земли.

Этнографические особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников.

Индивидуальный опрос

§ 34

63

08.05

-

Государства на карте мира.

Комбинированный урок

Называть государства, их столицы, показывать объекты на карте.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно  сотрудничать;

полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Государства Евразии, Америки, Африки, Австралия. Большие государства, микрогосударства.

Взаимоконтроль.

РТ –

 стр. 105

 № 3

Презентации «Стихийные природные явления»

64

13.05

Населенные пункты

Урок актуализации знаний.

Называть основные типы населенных пунктов; называть и показывать объекты на карте.

Самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

Основные типы населенных пунктов. Города. Агломерации. Села.

Самоконтроль.

РТ –

 стр. 105

 № 4

65

15.05

-

Стихийные явления.

Урок открытия новых знаний

Рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий; приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях. Показывать районы распространения стихийных природных явлений на карте мира. Оценивать уровень опасности стихийных явлений для общества.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования, выявлять причинно – следственные связи.

Стихийные природные явления Смерч. Ураган. Сель. Паводок. Землетрясение. Влияние природы на жизнь и здоровье

человека.

Презентации

 «Стихийные природные явления»

РТ –

 стр. 106

 № 5

66

20.05

Человек и природа.

Урок общеметодологической направленности.

Урок – суд.

Знать причины загрязнения; оценивать степень загрязненности; предлагать способы очистки окружающей среды.

Устанавливать рабочие отношения;

полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Влияние человека на природу. Загрязнение природы. Охрана природы.

Самоконтроль

Материал о заповедниках.

67

22.05

-

Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли»

Урок контроля и коррекция знаний

Знать, понимать, объяснять, оценивать.

Уметь концентрироваться, настраиваться на решение поставленной задачи

Обобщение знаний по разделу «Население Земли»

Население мира. Взаимосвязь человек - природа

Контроль учителя. Тестирование.

Анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля

68

27.05

Урок контроля и коррекция знаний.  Итоговый контроль за 2 полугодие

      Используемый  учебно – методический комплекс

География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС. ТП.Герасимова, Н.П. Неклюкова

География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие. (автор О.А. Бахчиева)

География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь с тестовыми заданиями ЕГЭ. ФГОС, Т.А. Карташева, С.В. Курчина

География. Начальный курс. 6 класс. Электронное приложение.

Интерактивные наглядные пособия. География. Начальный курс. Дрофа.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, цифровой фотоаппарат, интерактивная доска для

– поиска дополнительной информации в Интернете;

– создания текста сообщения;

– фотографирования географических объектов и явлений;

– обработки данных проведённых наблюдений и географических исследований;

– создания мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.

Демонстрационное оборудование: таблицы, глобусы, коллекции горных пород

Карты; физическая карта полушарий, политическая, топографическая.

ПЕРЕЧЕНЬ  ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ  ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ  НОМЕНКЛАТУРЫ  ДЛЯ  6  КЛАССА

Тема «Литосфера»

Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.

Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.

Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.

Тема «Гидросфера»

Моря: Чёрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.

Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер, Аляски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии 5 класс ( ФГОС)

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках  по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. Составлена по требованиям ФГОС. ...

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС (Е.М. Домогацких)

Настоящая рабочая программа по географии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МКОУ «Хомутовская средняя общеобразов...

рабочая программа по географии 5 класс ФГОС

рабочая программа по географии 5 класс...

Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Алексеев А.И., И.В. Ду...

Рабочая программа по географии. 5 класс. ФГОС

Рабочая программа по географии. 5 класс. ФГОС...

Рабочая программа по географии. 6 класс. ФГОС

Рабочая программа по географии. 6 класс. ФГОС...

Рабочая программа по географии. 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по географии. 7 класс. ФГОС...