Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Соколова Виктория Валерьевна

Рабочая программа содержит в себе пояснительную записку и календарно - тематическое планирование. Программа расчитана на изучение географии  в объеме 34 часа в год, 1 час в неделю.

Составлено для УМК "Полярная звезда" под ред. А.И. Алексеева 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_5_klass.docx78.12 КБ

Предварительный просмотр:

                 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 491 с углубленным изучением математики

 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

                                                                                           

Утверждаю

Директор  ГБОУ  СОШ  № 491

_____________В.А. Коганкова

Приказ №___  от  ___________

Принято

на заседании педагогического совета

Протокол №      от  

Рассмотрено

на заседании методического объединения

Руководитель методического объединения _____________________

     

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по  географии  для  5  класса

Автор:   Соколова В. В.

Учитель географии

Санкт-Петербург

2017

Пояснительная записка.

        Рабочая программа по предмету  разработана в соответствии с: Законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 32, пункт 7), на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной основной образовательной программе основного общего образования»; примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94с. – (Стандарты второго поколения); рабочих программ Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина « География» 5 – 9 классы, :М « Просвещение» 2014г.                                                                                    

 Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы основного общего образования (ФГОС). Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся класса.                                                                          В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

          Вклад  географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями   жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся   по определенным законам;

- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств  ( план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими  и другими принципами как основными ценностями географии;

- предпрофильной ориентации.

Общая характеристика курса географии.

        География в основной  школе формирует у обучающихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Цели географии:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);

- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;

- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

- формирование общечеловеческих  ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством  научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве  с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных  потребностей, интересов, проектов;

- формирование опыта творческой  деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных  географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

- понимание закономерностей размещения населения  и территориальной  организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- всестороннее изучение географии России, включая  различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических  знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

        Построение учебного содержания курса осуществляется  последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных  и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих  развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Содержание  курса географии 5  класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей  и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

Место географии в базисном учебном плане.

География  в основной школе изучается с 5  класса. Общее число учебных часов  в 5 классе 34 часа (1 час в неделю).

В соответствии с базисным  учебным планом  курсу географии на ступени основного общего образования  предшествует курс «Окружающий мир», включающий  определенное географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

        В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

        Таким образом ,содержание курса в основной школе  представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.

Результаты освоения курса географии

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих  взглядов, ценностных ориентаций, идейно - нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает  достижение следующих результатов личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и  настоящее многонационального  народа России;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному  многообразие современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной  работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

- формирование основ социально – критического мышления;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,  уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результами освоения географии являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;  

- умение овладевать  навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

-  умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке  общего решения  в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

- формирование осознанной адекватной  и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатами освоения географии являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных  практических задач  человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков  использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Содержание курса географии

        

География Земли.

Раздел 1.  Источники географической информации.

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование  и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Раздел 2. Природа Земли и человек.

Земля – планета Солнечной системы. Земля  – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.

Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера.  Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности  на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.

Практические работы:

Пр. работа №1. Анализ источников географической информации.

Пр. работа №2. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».

Пр. работа №3 «Описание форм рельефа».

Пр. работа №4. Обозначение на к/к материков и океанов.

Пр. работа №5. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».

Пр. работа №6. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута

Пр. работа №7. Топографический диктант.

Пр. работа №8. Ориентирование по плану.

Пр. работа №9. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков.

Пр. работа №9. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков.

Пр. работа №10. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений.

Пр. работа №11,12. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира и их столиц. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

Пр. работа №13. Изучение свойств горных пород и минералов.

Пр. работа №14. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных бедствий.

Пр. работа №15. Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.

Пр. работа №16. Описание по карте гор и равнин по плану.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Контрольные уроки

Практические работы

1

Развитие географических знаний о Земле

5

1

2

2

Земля – планета Солнечной системы

4

1

3

3

План и карта

12

1

5

4

Человек на Земле

3

1

2

5

Литосфера – твердая оболочка Земли

8

1

4

Резервные часы

2

Итого

34

5

16


Календарно-тематическое планирование

№  

Тема урока

Основные элементы содержания

Универсальные учебные действия

Виды учебной деятельности

Практика

Контроль

личностные

предметные

метапредметные

Развитие географических знаний о Земле – 5 ч.

1

Что такое география и как мы будем ее изучать.

Зачем нам география. Какие задачи и методы у науки географии

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 – гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

 Определять понятие

 « география»

 Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Различать природные и антропогенные географически объекты.

Познавательные

Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии

Создание историко-географического образа объектов Земли

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Устанавливать основные приемы работы с учебником

Вводная беседа

Знакомство с учебником, к.к., атласом

2

Развитие географических знаний о Земле

Развитие представления человека о мире от древности до  наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей.

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

Показывать по картам территории древних государств.

Находить информацию ( В Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах.

Регулятивные

Работа с картой, сравнение современной карты с древними

Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях

Познавательные

Поиск информации по накоплению географических знаний

Коммуникативные

Самостоятельный анализ .умение слушать другого

Работа с учебником, дополнительной литературой

Пр. работа №1. Анализ источников географической информации.

3

Выдающиеся географические открытия

Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизациА.и.

Марко Поло, А. Никитин, Васко  да Гама

 Х. Колумб

Ф Магеллан, Ф. ДрейкА. Тасман, Дж. Кук

Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев

Ермак, И. Москвин,

С. Дежнев

Р. Амундсен

Р. Пири

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию( в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО

 Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО.

Познавательные

Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте

Поиск информации о путешественниках

Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте

коммуникативный

Обсуждение значения открытий

Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях

Работа с учебником, дополнительной литературой

Пр.раб № 2 Нанесение на к.к. маршрутов путешественников и мореплавателей

Фронтальный опрос

4

Современный этап научных географических исследований.

Источники географической информации. Географические информационные системы

Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей

-умение анализировать и прогнозировать дальнейшее развитие географии как науки

Выявлять особенности изучения географии на современном этапе.

Познавательные

Поиск информации о путешественниках

Определение  значения географических исследований для жизни общества

Регулятивные

Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт  Работа с учебником, с атласом

коммуникативный

Обсуждение значения географической науки в парах, группах

Работа с учебником, дополнительной литературой

Работа с различными источниками географической информации

5

Контрольная работа

« Развитие географических знаний о Земле»

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий

Применение на практике полученных знаний

Тестирование

Планета Земля – 4 ч

6

Мы во Вселенной

Как устроена Солнечная система. Земля – планета Солнечной системы.   Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Как формировались земные сферы.

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Знают основные географические понятия и термины, как устроена Солнечная система. Умеют сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, выявлять взаимосвязи между ними

Регулятивные

Познавательные

Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы

Описание уникальных особенностей Земли как планеты

Коммуникативные

Оценить действие партнеров

Работа с учебником, схемами и картами.

Пр. работа №3. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной».

Пр. работа №4. Обозначение на к/к материков и океанов.

7

Форма, размеры и движение Земли.

Форма и размеры Земли.

Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года.

Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги.

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Знают какую форму имеет планета Земля, как она движется относительно Солнца и Луны, делают выводы, связанные с этими процессами

Познавательные

Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси

Регулятивные

Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года.

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное

коммуникативные Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений

Работа с учебником, схемами и картами.

Зарисовка схемы движения Земли

Фронтальный опрос

 8

Солнечный свет на Земле

Как распределяется свет и тепло по поверхности Земли.  Смена дня и ночи. Смена сезонов года, Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги.

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

Знают как распределяется свет и тепло по поверхности Земли. Делают вывод какие явления происходят на Земле во время движения по орбите.

Познавательные

Выявление зависимости неравномерного поступления тепла на поверхность Земли от ее формы.

Регулятивные

Составление и анализ схемы “Пояса освещенности Земли’ Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца»

Работа с учебником, схемами и картами.

Пр. работа №5. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».

Тестирование

9

Контрольная работа

«Земля – планета Солнечной системы»

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида

Дают определение основным понятиям темы, показывают на карте объекты номенклатуры

Работа с картой и другими источниками гео информации

Применение теоретических и практических знаний и умений

Тестирование

План и карта – 12 ч.

10

Ориентирование на местности

Ориентирование на местности. Стороны горизонта . Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде

План местности. Особенности изображения  местности на плане

Условные знаки.

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Распознавать условные знаки планов  местности

.Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Использовать

оборудование для глазомерной съемки.

Составлять

простейшие планы местности небольшого участка.

Познавательные

Иметь представления о понятиях

Знать определение «Азимут» и уметь определять его

Регулятивные

Умение работать с измерительными приборами

Научиться читать план местности с помощью условных знаков

Коммуникативные

Умение слушать товарища

Соблюдать правила поведения в кабинете

Работа с картой,

индивидуаль-

ный,фронтальный опрос. Работа с учебником. Работа с компасом

Знакомство с компасом

11

Изображение земной поверхности на плоскости.

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.

Относительная высота.

Абсолютная высота. Горизонтали.

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

 Распознавать высоты ( глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин.

Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.

Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины.

Познавательные

Знакомство с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности

Регулятивные

решение задач по определению абсолютной и относительной высоты

Уметь составлять план местности простейшим способом

коммуникативный

работа в группах

Работа с учебником, картами, наглядными пособиями.

Знакомство с планом и картой. Перевод одного вида масштаба в другой.

12

Масштаб и его виды.

Масштаб и его виды. Измерение расстояний  с помощью масштаба.

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Определять по топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб.

Познавательные

Иметь представления о понятиях

Регулятивные

Умение работать с измерительными приборами

Коммуникативные

Работа в группе

Работа с картой, беседа

Перевод одного вида масштаба в другой.

13

Практическая работа

«Определение масштаба»

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

Познавательные

Иметь представления о понятиях

Регулятивные

Умение работать с измерительными приборами

Коммуникативные

Работа в группе

Работа с картой

14

Практическая работа

«Определение относительной высоты точек и форм  рельефа  на местности»

Определение относительной высоты точек и форм  рельефа  на местности

Топографическая карта

Способы глазомерной съемки  местности.

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

Решать практические задачи

Познавательные

Иметь представления о понятиях

Регулятивные

Умение работать с измерительными приборами

Коммуникативные

Работа в группе

Работа с картой

15

Ориентирование на местности при помощи компаса.

Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. Урок-экскурсия на школьный двор (определение и измерение направлений на местности по компасу).

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

Умеют ориентироваться в пространстве при помощи компаса. Составляют план местности.

Познавательные

Иметь представления о понятиях

Регулятивные

Умение работать с измерительными приборами

Коммуникативные

Работа в группе

Работа с компасом, линейкой, картой

Пр. раб №6 Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута.

16

Географическая карта – особый источник информации.

Глобус – объемная модель Земли.

Географическая карта , ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков.

Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека.

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

Распознавать

различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимки.

Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

 Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые

Читать карты различных вдов на основе анализа легенды.

Определять

зависимость подробности карт от ее масштаба.

Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории.

Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений объектов.географические объекты.

Анализировать атласы и различать его карты по охвату территории и тематике.

Познавательные Регулятивные

Овладение умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия.

коммуникативные Формировать компетентности в общении.

Работа с учебником, картой и дополнительной литературой

Пр. работа №7. Топографический диктант

Пр. работа №8. Ориентирование по плану.

Топографический диктант

17

Градусная сетка.

Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах.

Определение направлений и расстояний по карте

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.

Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы.

 Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки  параллелей и меридианов.

Познавательные Регулятивные

Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте

коммуникативные

Самостоятельный анализ .умение слушать другого

Работа с картой, учебником.

Пр.раота №9 Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков

18

Географическая широта.

Географические координаты.

Географическая широта. Определение географической широты объектов

Определять по картам географическую широту

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.

Определять

расстояние  с помощью градусной сетки.

Познавательные Регулятивные

Знать определения “широта”, уметь определять их на глобусе и карте

коммуникативные

Самостоятельный анализ .умение слушать другого

Работа с картой, учебником.

Фронтальный опрос

19

Географическая долгота.

Географические координаты.

Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота.

Часовые пояса

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.

 Определять

расстояние  с помощью градусной сетки.

Познавательные

Отработка навыков по определению географических координат

Регулятивные

Определение расстояний с помощью градусной сети

Работа с картой, учебником

Пр. работа №10. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений.

Фронтальный опрос, тестирование

20

Решение практических задач.

Географические координаты.

Стороны света

Масштаб.

Переводят один вид масштаба в другой, рассчитывают расстояние на местности по картам и планам

Определяют гео координаты объектов, направления по карте и плану.

Работа с картой, атласом

Географический диктант

21

Контрольная работа

« План и карта»

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида

Дают определение основным понятиям темы, показывают на карте объекты номенклатуры, определяют гео координаты. Ориентируются по карте.

Дают определение основным понятиям темы, показывают на карте объекты номенклатуры, определяют гео координаты. Ориентируются по карте.

Повтор

пройденного

материал

Применение теоретических и практических знаний и умений

Тестирование

Человек на Земле – 3 ч.

22

Заселение человеком Земли

Основные пути расселения древнего человека.

Влияние природных условий  и ресурсов на расселение.

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

Называют и показывают предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле

коммуникативные Организовывать работу в паре

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Устанавливать основные приемы работы с учебником

Работа с картой и текстом учебника

Пр.работа№11 Нахождение на политической карте крупнейших государств мира и их столиц.

23

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города.

Расы и народы мира. Их отличительные особенности.

Численность  населения на Земле.

Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки.

Крупные государства и города мира.

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Знают основные расы и народы планеты Земля и ареалы их размещения

Коммуникативные

Умение слушать товарища

Соблюдать правила поведения в кабинете

Работа с картой, текстом учебника, дополнительной литературой

Пр. работа №12. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков

Тестирование

24

Практическая работа

«Многообразие стран мира.»

Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Языки. Государства на земном шаре

Работают с дополнительной литературой.

Составляют доклады и презентации.

Знают чем страны отличаются друг от друга

Коммуникативные

Позитивная  самооценка

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Устанавливать основные приемы работы с учебником

Работа с картой, дополнительной литературой и текстом учебника

Пр. работа №12. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков

Литосфера – твердая оболочка Земли – 8 ч.

25

Земная кора – основная часть литосферы.

Внешние и внутренние силы Земли

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора

Типы земной коры, ее строение под материками и океанами

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

Описывать модель строения Земли. 

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. 

Анализировать схему «Типы земной коры »

Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.

Познавательные

Регулятивные

Уметь выделять внутренние оболочки Земли и выявлять их особенности.

коммуникативные Оценить действия партнеров

Беседа, Работа с картой, поиск информации в различных источниках

26

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

 Овладевать

простейшими навыками определения горных пород и их свойствами.

Анализировать схему преобразования горных пород.

Познавательные

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения, определять горные породы по их свойствам

коммуникативный

работа в группах

Регулятивные

Сравнивать  горные породы различного происхождения, определять горные породы по их свойствам

Работа с учебником, картой, наглядным материалом

Пр. работа №13. Изучение свойств горных пород и минералов.

27

Литосферные плиты, их движение  и взаимодействие

Движение земной коры: вертикальные и горизонтальные.

Землетрясения и их причины.

Сейсмические районы и пояса Земли.

Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения.

Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов.

Гейзеры. Тихоокеаническое огненное кольцо.

Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.

Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит

Познавательные

Регулятивные

Уметь подбирать критерии для составления сравнения типов земной коры , сравнивать и  анализировать модели строения земной коры и литосферы. Формировать умения работать с тематической картой (устанавливать  соответствия границ и столкновения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействия литосферных плит)

коммуникативные Работа в группе

Работа с учебником, картой, наглядным материалом

28

Землетрясение и вулканизм.

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений.

 Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле.

 Наносить на контурную карту области распространения землетрясений.

 Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения вулканизма

 Устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле.

 Наносить на контурную карту области распространения   суши. Горы и равнины, особенности их образования.

Познавательные

Регулятивные

Выявлять  закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит Выявлять  при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма. Участвовать в обсуждении чрезвычайных ситуаций, приводить примеры  

коммуникативные Организовывать работу в паре

Работа с учебником, картой, наглядным материалом, презентацией

Пр. работа №14. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных бедствий.

Тестирование

29

Рельеф Земли. Равнины.

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.

Основные формы рельефа суши.

Горы и равнины особенности их образования.  

 Различие равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте.

Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте.

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

Распознавать на физических картах и планах  разные формы рельефа.

Выполнять

практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты.

 Выявлять

расположение крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит.

Познавательные

Распознавать на физических картах разные формы рельефа, определять количественные и качественные характеристики

Регулятивные

Уметь распознавать на физических картах горы и равнины с разной абсолютной высотой.

Выполнять  практические задания по карте и плану.

Выявлять  особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставлять расположение крупных  форм  рельефа дна океана с границами литосферных  плит

коммуникативные Оценить действие партнеров

Работа с текстом учебника.

Беседа.

Работа в тетради

Пр. работа №15. Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов

30

Рельеф Земли. Горы.

Человек и литосфера.

Различие гор по высоте, возрасту и размерам.

Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах.

Значение литосферы

для человека

Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.

Распознавать на физических картах и планах  разные формы рельефа.

Выполнять

практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты.

 Выявлять особенности  изображения на картах крупных форм рельефа.

Анализировать

иллюстрации и выявлять процессы действующие на разрушения гор. Описывают формы рельефа. Делают выводы о последствиях хоз. деятельности человека в своем крае

Познавательные

Распознавать на физических картах разные формы рельефа, определять количественные и качественные характеристики

Регулятивные

Уметь распознавать на физических картах горы и равнины с разной абсолютной высотой.

Выполнять  практические задания по карте Репродуктивные

Готовить  информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору

коммуникативные Формировать компетентности в общении.

Работа с картой, текстом учебника и в тетради.

Заполнение к.к.

Работа с картой, текстом учебника и в тетради.

Заполнение к.к.

Пр. работа №16,. Описание по карте гор и равнин по плану.

Опрос

31

Выполнение проекта

«Скульптурный портрет планеты»

Разработка проекта

« Скульптурный портрет планеты»

Правила работы с контурной картой

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах  на континентах

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках)

коммуникативные Самостоятельный анализ .умение слушать другого

Работа с картой, текстом учебника и в тетради.

Заполнение к.к.

32

Повторение курса географии за 5 класс

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий

Резервное время 2 часа

Ресурсное обеспечение рабочей программы.

Литература:

1. А.И. Алексеев Академический школьный учебник « Полярная звезда»

 География  5 – 6 класс Москва « Просвящение» 2012 г.

2. В.В. Николина « Мой – тренажер» 5 – 6 классМосква « Просвящение» 2012 г.

3. В.В. Николина География Поурочные разработки5 – 6 классМосква « Просвящение» 2012 г.

Программное обеспечение:

1.Примерная основная образовательная программа  образовательного учреждения, Москва Просвещение, 2011г.

2.Рабочие программы Предметная линия учебников «Полярная звезда»В.В. Николина,А.И. Алексеев, Е.К. Липкина

« География» 5 – 9 классы  Москва « Просвещение» 2011



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии 5 класс ( ФГОС)

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках  по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. Составлена по требованиям ФГОС. ...

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС (Е.М. Домогацких)

Настоящая рабочая программа по географии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МКОУ «Хомутовская средняя общеобразов...

рабочая программа по географии 5 класс ФГОС

рабочая программа по географии 5 класс...

Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Алексеев А.И., И.В. Ду...

Рабочая программа по географии. 5 класс. ФГОС

Рабочая программа по географии. 5 класс. ФГОС...

Рабочая программа по географии. 6 класс. ФГОС

Рабочая программа по географии. 6 класс. ФГОС...

Рабочая программа по географии. 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по географии. 7 класс. ФГОС...