Учебно-методический материал по географии (10 класс) по теме:
Программа элективного курса "НТП и экологические проблемы" (10-11 кл)

Аверьянова Надежда Петровна

Элективный курс расчитан на 18 часов.Изучение взаимодействия "человек- природа" в новых условиях НТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_elektivnogo_kurs1.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Программа элективного курса

                    « Научно – технический прогресс и экологические проблемы»

                                        Пояснительная записка

Углубляющееся воздействие человеческого общества на окружающую среду, ухудшение состояния природы, а вместе с этим и ухудшение здоровья самого человека, особенно в промышленно- урбанизированных районах ,приводит к необходимости введения в программы школьных курсов географии вопросов экологии. Сейчас необходимо выпускать из школы граждан, которые имеют четкие  представления о взаимодействиях  в системе «человек – природа».Поэтому назрел вопрос о введении в школе, который бы обобщал и систематизировал знания в области геоэкологии, давал четкие представления о причинно – следственных связях во взаимодействиях человека, производства и окружающей среды. Роль такого предмета  может взять на себя  элективный курс «НТП и экология».

Данная программа рассчитана на учащихся старших классов, так как базируется на уже имеющихся знаниях по экологии, полученных в среднем звене обучения. А так же расширяет программу по географии и экологии. Элективный курс состоит из введения и четырех тем, которые постепенно вводят учащихся в курс экологических проблем и предлагают найти пути их решения. Предполагается, что данный курс опирается на краеведческий подход к изучению проблем, что решается с помощью экскурсий и практических работ, выполняемых на материале своего города или района. Возможно включение  в систему обучения микроисследований и написание рефератов.

При изучении курса целесообразно использовать имеющийся материал в атласах и учебниках, а так же дополнительно многочисленные публикации в научных изданиях и периодической печати. Завершающий этап – выполнение зачетной работы в виде реферата или мини исследования по одной из предложенных тем или темы по своему выбору.

                                                         Программа ( 18 часов)

Введение. (1 час)

Основные направления НТП. Взаимодействие человеческого общества и природы. Экологические проблемы, связанные с воздействием человека на окружающую среду.

Тема 1. Взаимодействие человека и природы на разных этапах развития общества.

(1 час)

Общая продолжительность времени взаимодействия. Отношения «человек – природа» в древности, в до индустриальный период, в индустриальный период, в постиндустриальном обществе. Усложнение форм взаимодействия.

Тема 2. Окружающая среда и НТП. (4 часа)

Виды влияния современного общества и производства на окружающую среду. Старые и новые виды загрязнения. Изменения, вызываемые в окружающей среде хозяйственной деятельностью человека. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Понятие  о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ в окружающей среде Очистные сооружения и их устройство.

Экскурсия на очистные сооружения или в лабораторию, следящую за чистотой воды, воздуха ( могут быть различные варианты в зависимости от населенного пункта.).

Тема 3. Природопользование. (6 часов)

Понятие о природопользовании. Система планового управления природопользованием. Пути интенсивного использования сырьевой базы. Ресурсосбережение и ресурсосберегающие технологии. Природопользование и охрана окружающей среды в промышленных , сельскохозяйственных, рекреационных районах и районах крайнего севера. Особенности и возможные  пути решения проблем природопользования в странах с различным уровнем экономического развития..

Экскурсия на местное предприятие.

Практическая работа №1.- Изучение характера природопользования на примере местного предприятия.

Тема  4. Преобразование природы и природоохранная деятельность человека.

( 6 часов)

Мероприятия по преобразованию природы, их целенаправленные и непреднамеренные последствия.. Географические принципы природоохранной деятельности. Её основные направления. Условия сохранения природных экосистем.

Международное сотрудничество в решении экологических проблем: международные организации, учреждения, программы.

Экологическая проблема – глобальная проблема человечества.

Практическая работа №2.- Определение степени изменения природных комплексов под влиянием различных форм антропогенного воздействия. ( на примере одного комплекса).

Научно- практическая конференция.

                             Примерное тематическое планирование

                                                     (18 часов)

1.Введение

2.Взаимодействие  человека и природы  на разных этапах развития общества.

3.Виды влияния современного производства на окружающую среду.

4.Хозяйственная деятельность человека и окружающая среда.

5.ПДК.Очистные сооружения.

6.Экскурсия на очистные сооружения.

7.Природопользование. Система управления природопользованием.

.Ресурсосбережение.

8.Природопользование в промышленных и сельскохозяйственных районах. Рациональное использование сырьевой базы.

9.Природопользование в рекреационных  районах и районах крайнего севера.

10.Природопользование в странах с различным уровнем развития.

11.Экскурсия на местное предприятие.

12.Практическая работа №1.Изучение характера природопользования на местном предприятии.

13.Целенаправленные и непреднамеренные преобразования природы.

14.Принципы и основные направления природоохранной деятельности.

15Международное сотрудничество в решении экологических проблем.

16.Практическая работа №2.Определение степени изменения природных комплексов под влиянием различных форм антропогенного воздействия.

17.Экологическая проблема- глобальная проблема человечества.

18.Итоговая научно- практическая конференция.

                      Методические материалы в помощь учителю.

                                                   Практическая работа №1.

        План изучения характера природопользования на местном предприятии.

1. Совокупность различных видов природных ресурсов, используемых на предприятии.

2. Используются ли  вторичные ресурсы?  Какие? С какой целью?

3. Выявить зависимость между технологией производства и эффективностью    использования природных ресурсов.

4. Эффективность использования топлива, электроэнергии и их экономия.

5. Влияние данного предприятия на загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

6.  Условия труда  работников предприятия и их соответствие экологической ситуации на предприятии.

Данная работа эффективна после экскурсии на предприятие.

                                                     Практическая работа №2.

 Определение степени изменения природных комплексов под влиянием различных форм  антропогенного воздействия..

Вариант 1.( базовый уровень)

Дать описание одного из комплексов по плану:

1. Где расположен описываемый комплекс?

2.Основные источники загрязнения природного комплекса (промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и т.д.)

3. Виды и степень загрязнения природного комплекса.

4. Возможная зависимость между ухудшением качества окружающей среды и здоровьем человека.

Вариант 2.( усложненный)

Сравнительная характеристика 2-х природных комплексов, испытывающих различную антропогенную нагрузку ( по плану варианта 1). Оформление в виде таблицы.

План характеристики

Характеристика первого комплекса

Характеристика второго комплекса

Вывод: различия в  факторах и  степени воздействия, какой комплекс испытал наибольшее антропогенное воздействие. Возможно ли самовосстановление. Меры по защите и восстановлению данных комплексов.

                           Примерные темы мини исследований и рефератов.

1.Старые, новые и новейшие виды загрязнений окружающей среды.

2.Условия сохранения природных экосистем.

3. Самовосстановление природных экосистем.

4.Влияние транспорта на окружающую среду и здоровье человека.

5.Шумовое загрязнение и здоровье человека.

6.Источники загрязнения окружающей среды в своем поселке (городе).

7.Дымовое загрязнение и его влияние на здоровье.

8. Роль очистных сооружений в охране окружающей среды.

9.Промышленно развитые территории и окружающая среда.

10.Устоит ли природа под натиском человека?

                          Муниципальное образовательное учреждение  

                   Игринская общеобразовательная средняя школа №5

                              ПРОГРАММА

                                       Элективного курса

          по социальной и экономической географии мира

                  « Научно – технический прогресс

                       и экологические проблемы»     

                                            Составитель программы:    Аверьянова Н.П.,

                                                                                                                  учитель географии  

                                                                                                        МОУ Игринской СОШ №5        

                                                          2008 год            


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Учебно-методический комплекс для занятий настольным теннисом

Основная цель комплекса заключается в формировании у занимающихся устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом, д...

Сценарий выпускного вечера в 9 классе

Примерный сценарий выпускного вечера( линейки) в 9 классе....

Переводы стихов

Мои учащиеся изучают немецкий язык как второй иностранный с пятого класса. Для повышения интереса к изучаемому языку я и...

Презентация на тему: "Праздники Великобритании"

Презентация на тему: "Праздники Великобритании"...

Исследовательская деятельность на уроках немецкого языка.

 В нашей школе немецкий язык изучается как второй иностранный с 5 класса 2 часа в неделю. Для повышения мотивации у...

Учебное пособие для проведения географического практикума для обучающихся профильных классов

В учебном пособии представлен теоретический материал для подготовки к исследованиям и наблюдениям в полевых условиях, во...

Урок математики в 6 классе по теме "Длина окружности" с презентацией.

 Материал состоит из конспекта урока, презентации, рабочего листа (Excel), c которыми учащиеся работают на уроке, т...

Методические рекомендации по проведению занятий географического практикума (пособие для учителя)

Методические  рекомендации для учителя включают теоретический материал и примеры разработок учебных занятий. Систем...

Рабочая тетрадь к УМК "Географический практикум для профильных классов"

Рабочая тетрадь – это полевой дневник для выполнения работ на местности. Задания рабочей тетради стимулируют каждого уче...

Программа географического практикума для профильных классов

Программа предусматривает введение географического практикума на 17 часов. Основа  практикума  - это полевые э...

Комментарии

Остапенко Вера Гавриловна

Спасибо! Попробую внедрить в новом учебном году.