Спецкурс «Симметрия в орнаментах, бордюрах, паркетах, замощениях».
элективный курс по геометрии по теме

Все в мире подчиняется закону гармонии. С древних времен многие народы владели представлением о симметрии в широком смысле - как об уравновешенности и гармонии. Творчество людей во всех своих проявлениях тяготеет к симметрии. Посредством симметрии человек всегда пытался, по словам немецкого математика Германа Вейля, «постичь и создать порядок, красоту и совершенство».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рецензия

на программу спецкурса по прикладной геометрии

для учащихся 7-9 классов "Симметрия в орнаментах,

бордюрах, паркетах, замощениях", составленную учителем математики

средней общеобразовательной школы № 7 г.Аксу Коцуконь Д.Н.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и состоит из пяти глав. К каждой главе предлагается перечень вопросов для более полного раскрытия темы, а также темы рефератов и сообщений, заданий для поисковой работы.

В пояснительной записке учитель дает обоснование составления программы, обозначает основную цель изучения учебного материала и что должны знать учащиеся по изучению спецкурса, а также форму занятий. В полном объеме спецкурс ориентирован на учащихся 7-9 классов. Но отдельные его главы могут быть использованы в 5-6 классах. Данный спецкурс можно преподавать как самостоятельный курс по прикладной геометрии, а также использовать его в качестве дополнительного материала на уроках геометрии.

Ценность спецкурса состоит в том, что здесь осуществляется как внутрипредметная связь, так и межпредметная связь.

Кроме того, здесь дано тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на занятия и определено содержание каждой главы, а также указан перечень литературы.

Данную программу спецкурса по прикладной геометрии можно рекомендовать учителям математики как рабочую программу спецкурса дополнительно к учебной программе по математике для учащихся 7-9 классов общеобразовательной школы.

Пояснительная записка.

          Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателями математики в современной школе. Одним из средств такого воспитания и развития математических способностей учащихся является спецкурс по прикладной геометрии «Симметрия в орнаментах, бордюрах, паркетах, замощениях».

          Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и состоит из пяти глав. К каждой главе прилагается перечень вопросов для более полного раскрытия темы, а так же темы рефератов и сообщений, задания для поисковой работы. Число в квадратных скобках (например ) соответствует номеру источника в списке рекомендуемой литературы.

          Первая глава «Этот удивительно симметричный мир» поможет учителю привлечь внимание школьников к самому понятию симметрии, рассказать учащимся о многообразных проявлениях симметрии в окружающем мире.

          Вторая глава посвящена видам симметрии: зеркальной, зеркально-поворотной, переносной; рассмотреть их роль в живой и неживой природе и искусстве.

          В третьей главе «Орнаментальная симметрия» учащиеся познакомятся с симметрией орнаментов и бордюров.

          Четвертая глава знакомит с паркетами. Здесь необходимо выйти на определение правильного паркета, сформулировать основную задачу о паркетах, ознакомить учащихся с некоторыми указаниями к решению и предоставить им право решить эту задачу самостоятельно с проверкой на следующем занятии.

          В пятой главе, продолжая изучение темы «Паркеты», необходимо познакомить учащихся с паркетами из неправильных многоугольников и доказать вместе с ними основную теорему.

          Формой занятий могут служить лекции учителя, семинары смешанного типа (выступление учителя и заслушивание рефератов и сообщений, подготовленных учащимися).

          Данный спецкурс можно преподавать как самостоятельный курс по прикладной геометрии, а также использовать его в качестве дополнительного материала на уроках геометрии.

           В полном объеме спецкурс ориентирован на учащихся 7-9 классов. Но отдельные его главы, например, «Паркеты», могут быть использованы при работе с учащимися 5-9 классов. В 5-6 классах полезно предложить учащимся фигурку – элементы паркета (или набор фигурок) с тем, чтобы они заполнили ею плоскость. Подобное занятие напоминает игру «конструктор». Это способствует формированию у учащихся геометрического видения.

          Для учащихся 6-9 классов «паркеты» являются прекрасным материалом для вовлечения их в интересную, поучительную деятельность при изучении таких тем школьного курса математики как «Координатная плоскость», «Векторы», «Осевая и центральная симметрии», «Параллельный перенос», «Поворот» и их комбинации.

          В результате изучения спецкурса учащиеся должны свободно владеть понятиями – симметрия, паркет. Знать и уметь определять различные виды симметрии при составлении орнаментов, паркетов.

                                                                  «Все, что я даю, так или иначе

                                                                  возвращается     ко     мне.

                                                                  Даю  ли  я сейчас то, что  хочу

                                                                  получить   взамен?»

                                                                                       Дж.Джампольски.

Программа курса

(1 час в неделю, всего 34 часа)

Номер главы

Название темы

Количество часов

Глава I

Этот удивительно симметричный мир

Понятие симметрии.

Типы симметрии.

Симметрия в окружающем мире.

3

1

1

1

Глава II

Виды симметрии.

Зеркальная симметрия.

Поворотная симметрия.

Зеркально-поворотная симметрия.

Переносная (трансляционная) симметрия.

6

1

1

1

3

Глава III

Орнаментальная симметрия

Орнаменты. Построение орнаментов.

Симметрия плоских орнаментов. Линейные орнаменты.

Симметрия бордюров.

10

4

3

3

Глава IV

Паркеты

Понятие паркета.

Правильные паркеты.

Основная задача о паркетах.

10

2

5

3

Глава V

Паркеты из неправильных многоугольников

Паркеты из неправильных многоугольников.

Система направляющих.

Основная теорема.

5

3

1

1

Содержание занятий к главе I.

Понятие симметрии .

Симметрия у истоков человеческого сознания .

Симметрия в природе: симметрия минералов, симметрия атомной структуры молекул и кристаллов, симметрий растений, беспозвоночных и позвоночных животных, симметрия человеческого тела, симметрия земного шара .

Два типа симметрии: зеркальная и радиально-лучевая .

Общий закон симметрий. Учет закона симметрии при строительстве и конструировании .

Симметрия в технике и архитектуре .

Симметрия в живописи и скульптуре .

Симметрия в поэзии и музыке, ритмичное построение стихотворения и музыкальной фразы .

Роль симметрии в химии и биологии, физике и математике .

Содержание занятий к главе II.

Зеркальная симметрия .

Объект и его зеркальный двойник . Зеркально симметричные объекты . Плоскость симметрии. Ось симметрии. Центр симметрии .

Поворотная симметрия. Поворотная ось. Плоскость симметрии. Зеркально-поворотная симметрия. Зеркально-поворотная ось .

Переносная /трансляционная/ симметрия  ось переноса. Элементарный перенос (период) . Двухмерная периодическая структура – плоская решетка. Узлы решетки. Элементарная ячейка .

Пять типов плоских решеток: квадратная, прямоугольная, гексагональная, ромбическая, косая .

Пространственная решетка .

Кубическая решетка .

14 типов пространственных решеток .

Скользящая плоскость симметрии .

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.

1.Осевая симметрия в изделиях гончарного производства .

2.Зеркальная симметрия в искусстве древних народов .

3.Переносная и поворотная симметрии – «неуживчивые соседи» .

4.Поворотная и переносная симметрии в искусстве .

Содержание занятий к главе III.

Бордюры. 7 типов симметрии бордюров . Орнаменты. Плоская решетка – основа орнамента. Поворотные оси, скользящие оси зеркальной симметрии. Построение орнаментов. 17 типов симметрии плоских орнаментов. Плоские кристаллографические группы. Плоские орнаменты. Линейные орнаменты .

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.

1.Уравнение орнаментов .

2.Роль орнаментов в народных промыслах .

3.Орнаменты в изобразительном искусстве народов мира .

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ.

1.Практическое задание из журнала «»Квант №3, 1977, стр.25 .

2.Начертить заданные в таблице орнаменты. Для каждого из орнаментов описать его группу симметрий и начертить соответствующий скелет. Убедиться, что группы симметрии построенных орнаментов устроены по-разному.

3.Проследить путь развития архитектуры и искусства за два тысячелетия, в том числе рассмотреть изменения в настенной росписи, украшающей стены зданий, галерей, лестничных переходов; в чугунном литье, используемом в оградах парков, решетках мостов; в гипсовых барельефах и керамике .

4.На примере нескольких национальных ковров (казахского, русского, азербайджанского, армянского, дагестанского и др.) рассмотреть, какие виды симметрии используются в искусстве народного ткачества .

Содержание занятий к главе IV.

Паркеты .

Определение правильного паркета.

Основная задача о паркетах .

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ.

1.Решить основную задачу  о паркетах.

2.Доказать, что правильными треугольниками или шестиугольниками нельзя замостить комнату.

3.Придумать пример прямоугольной комнаты, которую нельзя замостить никакими квадратными плитками.

Содержание занятий к главе V.

Паркеты из неправильных многоугольников .

Система направляющих .

Основная теорема .

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.

1.Паркеты в творчестве мастеров русского зодчества .

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОТСКОВОЙ РАБОТЫ.

1.Рассмотреть на первой странице обложки журнала «Квант» №10, 1972г. рисунок Эшера. Этот паркет замечателен тем, что одним из неменяющихся преобразований является увеличение вдвое всех расстояний относительно центра (преобразование подобия). Иначе говоря, на рисунке изображено бесконечное число уменьшающихся ящериц. Попытайтесь придумать другие паркеты, не меняющиеся при преобразовании подобия.

2.Задание на четвертой странице обложки журнала «Квант» №5, 1982г.

Рекомендуемая литература.

  1. Тарасов Л. Этот удивительно симметричный мир. – М.: Просвещение, 1982г..
  2. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. – Л.: Недра, 1985г.
  3. Сенешаль М., Флек Дж. Узоры симметрии. М.: Мир, 1980г.
  4. Вейль Г. Симметрия. – М.: Наука, 1968г.
  5. Шаскольская М.П. Очерки о свойствах кристаллов. – М.: Наука, 1978г.
  6. Берже М. Геометрия Т.I. – М.: Мир, 1984г.
  7. Левитин К. Геометрическая рапсодия. – М.: Знание, 1984г.
  8. Гильберт Д. Кон – Фоссен С. Наглядная геометрия, Гл.2 – М.: Наука, 1981г.
  9. Кокстер Г.С.М. Введение в геометрию. Гл.3,4,15. – М.: Наука, 1966г.
  10. Штейнгауз Г. Математический калейдоскоп. – М.: Наука, 1981г.
  11. Веннинджер. Модели многогранников. – М.: Наука, 1974г.
  12. Журналы «Квант»:           №3, 1977               №7, 1974г

                                                 №10,1972              №10, 1971

                                                 №5, 1982               №3, 1970

  1. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. – М.: Высшая школа, 1980г.
  2. Суржаненко А.Е. Альфрейно – живописные работы. – М.: Высшая школа, 1982г.
  3. Маслих С.А. Русское изразцовое искусство XV–XIX вв. Альбом. – М.: Изобразительное искусство, 1976г.
  4. Пряник, Прялка и птица Сирин. (под ред. Жигалова С.) – М.: Просвещение, 1983г.
  5. Станькова Я. Тысячелетнее развитие архитектуры. – М.: Строй – издат, 1984г.
  6. Любимов Л. Искусство древнего мира. – М.: Просвещение, 1971г.
  7. Формозов А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. – М.: Наука,1980г.
  8. Рондели Л.Д. Народное декоративно – прикладное искусство. М.: Просвещение, 1984г.
  9. Хохлова Е.Н. Современная керамика и народное гончарство. М.: Легкая индустрия, 1969г.
  10. Борисовский Г. Наука, техника, искусство. М.: Наука, 1969г.
  11. Корбюзье Ле. Архитектура XX в. М.: Прогресс, 1977г.
  12. Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э., Язык, музыка, математика. М.: Мира, 1981г.
  13. Колморогов А.Н. Теория стиха. М.: Наука, 1968г.
  14. Сонин А.С. Постижение совершенства. М.: Знание,1987г.
  15. Паньшина И.Н. Декоративно – прикладное искусство. Минск.: Народная Асвета,1975г.
  16. Народные художественные промыслы РСФСР (под ред. Смолинского В.Г. и др.) – М.: Высшая школа, 1982г.
  17. Основы художественного ремесла (под ред. Барадулина В.А.) – М.: Просвещение, 1978г.
  18. Искусство, созданное народом. Альбом. – М.: Беларусь, 1978г.
  19. Харгийттан И., Харгийттан М. Симметрия глазами химика. – М., 1989г.
  20. Гильде В. Зеркальный мир. – М.:, 1982г.

          Воспитание творческой активности учащихся является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателями математики в современной школе. Одним из средств такого воспитания и развития математических способностей учащихся является спецкурс по прикладной геометрии «Симметрия в орнаментах, бордюрах, паркетах, замощениях».

          Программа курса рассчитана на 34 часа и состоит из пяти глав. Число в квадратных скобках (например ) соответствует номеру источника в списке рекомендуемой литературы.

          Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателями математики в современной школе. Одним из средств такого воспитания и развития математических способностей учащихся является спецкурс по прикладной геометрии «Симметрия в орнаментах, бордюрах, паркетах, замощениях».

          Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и состоит из пяти глав. К каждой главе прилагается перечень вопросов для более полного раскрытия темы, а так же темы рефератов и сообщений, задания для поисковой работы. Число в квадратных скобках (например ) соответствует номеру источника в списке рекомендуемой литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование симметрии в орнаментах ненецкой одежды"

Конспек урока геометрии для 9 класса. Тип  урока -  закрепления полученных знаний на практике. Цель данного урока состоит в том, чтобы познакомить ребят с другими видами симметрии, используя...

План-конспект урока технологии на тему «Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»

План-конспект урока технологии на тему«Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»Подготовил учитель технологииГусева Любовь Гр...

СИММЕТРИЯ В АЛТАЙСКИХ ОРНАМЕНТАХ на примере алтайских костюмов

СИММЕТРИЯВ АЛТАЙСКИХ ОРНАМЕНТАХна примере алтайских костюмов...

Разработка внеурочного занятия по курсу "Наглядная геометрия" на тему "Симметрия ленточных орнаментов. Бордюры". 6-й класс

Раздел курса: "Симметрия, Бордюры и орнаменты".Автор курса: Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. учебное пособие "Наглядная геометрия 5-6 класс" издательство Дрофа 2015 г....

Открытый урок по технологии на тему: «Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте».

Цель:познакомить с понятием «орнамент»; ознакомить учащихся с символикой в орнаменте; дать представление о цветовом сочетании; отработать навыки выполнения эскизов орнаментов для одежды, д...

Симметрия и пропорции русского орнамента

Данный материал описывает особенности русского орнамента, его пропорции и симметрию...