Защита проектов "Правильные многогранники"
методическая разработка по геометрии (10 класс) по теме

Лифанова Вера Алексеевна

Данная разработка может быть использована при проведении урока-семинара. Для проведения данного семинара используются проектные работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx100.13 КБ
Файл prezentaciya_uroka.rar2.15 МБ

Предварительный просмотр:

 Защита проектов по теме «Правильные многогранники»

(Геометрия 10 класс)

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Сформировать представление о правильных многогранниках и их свойствах ;
  2. получить дополнительные сведения по теме, обеспечить межпредметные связи (физика, химия, география, геология, физкультура), приобретать навыки исследовательской групповой работы.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию и закреплению знаний;

Развивающие: 

  1. создать условия для развития познавательного интереса и творческой активности учащихся;

Воспитательные: 

  1. воспитывать чувства ответственности, культуры диалога;
  2. воспитывать интерес к математике как учебному предмету через современные технологии преподавания;
  3. создать условия для целостного восприятия общей картины мира.

  1. Вид урока: комбинированный; урок  защиты творческих проектов в рамках компетентностно ориентированных технологий (метод проектов)

Оборудование:

наборы моделей геометрических тел; модели правильных многогранников; интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер.

Средства обучения: презентация урока и презентации учащихся «Симметрия в пространстве», «Правильные многогранники», «Элементы правильных многогранников», «Полуправильные многогранники», «Звездчатые  многогранники», «Кристаллы» Компьютерное программное обеспечение: программа

 Microsoft Office PowerPoint 2003,2007

ПЛАН СЕМИНАРА.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Выступления учащихся( защита творческих проектов)
  1. Симметрия в пространстве.
  2. Правильные многогранники. Теорема Эйлера.
  3. Элементы симметрии правильных многогранников
  4. Полуправильные многогранники.
  5. Звездчатые многогранники.
  6. Кристаллы – природные многогранники.
  1.  Применение многогранников.
  2. Домашнее задание
  3. Итог урока
  4. Рефлексия

ХОД СЕМИНАРА.

  1. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с миром многогранников, заглянем в прошлое, вспомним имена ученых, сделавших большой вклад в теорию многогранников, посмотрим, где еще, кроме геометрии, можно встретиться с этими пространственными телами. К сегодняшнему занятию в качестве эпиграфа я взяла бы изречения двух известных людей:

      «В геометрии нет царских дорог». Евклид

      «Можно с уверенностью сказать, что жители самой отдаленной Галактики

        не смогут играть в кости, имеющие форму неизвестного нам правильного  

        многогранника». М. Гарднер        

Начнем с Евклида, ибо с него начинается геометрия. Примерно 2000 лет назад жил этот великий ученый и мыслитель. В Древней Греции появился знаменитый трактат «Начала», где отдельные осмысленные факты были объединены в общую логическую систему. «Начала» Евклида не потеряли своей ценности и поныне. Примечателен такой разговор Евклида с царем Птолемеем. Когда царь спросил: «А нет ли пути более быстрого, чем «Начала»?», Евклид ответил: «В геометрии нет царских дорог».

Последняя, XIII книга «Начал», посвященная правильным многогранникам, стала венцом творения Евклида. С ними мы и познакомимся сегодня на уроке.

  1. Правильные многогранники. Теорема Эйлера Итак, переходим к знакомству с правильными многогранниками. По этой теме материал в виде компьютерной презентации и модели многогранников приготовили _____________________.(учащиеся выполняют краткий конспект в тетрадях) 
  2. Симметрия в пространстве. Вы уже знакомы с симметрией на плоскости. Сегодня мы рассмотрим симметрию в пространстве. По этой теме презентацию приготовили_________

(учащиеся выполняют краткий конспект в тетрадях)

  1. Элементы симметрии правильных многогранников.

Об элементах правильных многогранников нам расскажут _________(презентация)

5.Полуправильные многогранники. Кроме правильных многогранников существуют еще и полуправильные многогранники, часть из которых открыл Архимед. С этими материалами вас познакомит___________________________

(Презентация, портрет Архимеда)

6.Звездчатые многогранники. Интересна еще одна группа многогранников –

звездчатые, которые были открыты И. Кеплером и Л. Пуансо. О них вам расскажет______________________________

      (Презентация)

    7. Кристалы  - природные многогранники 

О природных многогранниках представит материал _________________ (презентация)

8.Применение многогранников. А теперь подведем некоторый итог. Неужели столь

необычные и удивительные формы есть объект изучения только такой науки как геометрия?..  

ФИЗИКА – смотри Справочник (Кристаллические и аморфные тела)

ХИМИЯ – кристаллические решетки таких веществ, как метан, поваренная соль, алмаз имеют форму правильных тетраэдра, октаэдра, гексаэдра (куба).

ГЕОГРАФИЯ – см. книгу «Минералы Кольского полуострова».

СПОРТ – футбольный мяч имеет форму полуправильного многогранника.

ИГРЫ  И  ИГРУШКИ – знаменитая на весь мир игрушка кубик Рубика (см. Энциклопедический словарь юного математика, с. 142); похожая на кубик Рубика игрушка «Тетраэдр»; головоломка «Звездочка».

9.  Домашнее задание: 1) п. 31, 32, 33.

2) Выполнить модели правильных многогранников (материал любой: бумага, картон, проволока, дерево)

10. ИТОГ УРОКА.

Подведем итог изученного материала:

  1. Определение правильного многогранника
  1. Виды и названия правильных многогранников
  2.   Устная работа по готовым чертежам.

№1. Чему равна площадь поверхности куба с ребром 1?

Ответ: 6.

  1. №2. Чему равна площадь поверхности правильного тетраэдра с ребром 1?

              

Ответ:  √3

  1. №3. Чему равна площадь поверхности октаэдра с ребром 1?

         

                 

  1.  Ответ:  2√3
  2. №4. Чему равна площадь поверхности икосаэдра с ребром 1?

Ответ: 5√ 3

5.Сколько плоскостей симметрии имеет: а) правильный тетраэдр; б) куб; в) октаэдр; г) икосаэдр; д) додекаэдр?

6.Имеет ли центр симметрии: а) правильный тетраэдр;

б) куб; в) октаэдр; г) икосаэдр; д) додекаэдр?

  1. РЕФЛЕКСИЯ.
  1. Интересно ли было тебе на уроке?
  2. Узнал ли ты что-либо новое для себя?



Подписи к слайдам:

Тема урока-семинара: « Правильные многогранники»
Цель: - рассмотреть виды симметрии в пространстве; - ввести понятие правильных многогранников; - рассмотреть виды правильных многогранников;-рассмотреть применение правильных многогранников
ПЛАН УРОКА:1.Вступительное слово учителя.2.Выступления учащихся ( защита проектов)-презентации3.Домашнее задание4.Итог урока5.Рефлексия
«В геометрии нет царских дорог». Евклид
«Можно с уверенностью сказать, что жители самой отдаленной Галактики не смогут играть в кости, имеющие форму неизвестного нам правильного многогранника». М. Гарднер
1 ГРУППА – РУК. КУРЧАШОВА КРИСТИНА
Вопросы: - центральная симметрия в пространстве; - осевая симметрия в пространстве; - зеркальная симметрия в пространстве;( учащиеся выполняют краткий конспект в тетрадях).
2 группа – рук. Орлова Екатерина
Вопросы: понятие правильных многогранников теорема Эйлера (конспект в тетрадях)
3ГРУППА – РУК. БАЛУЕВА АННА
Вопросы: - элементы симметрии правильных многогранников ( центр, ось, плоскость)-презентация
Полуправильные многогранники
Звездчатые многогранники
Кристаллы- природные многогранники
Применение многогранников

ГЕОМЕТРИЯ
ФИЗИКА
ГЕОГРАФИЯ
ХИМИЯ
ГЕОЛОГИЯ
ИГРЫ
СПОРТ
3. Решение задач по готовым рисункам.
№1. Чему равна площадь поверхности куба с ребром 1?Ответ: 6.
№2. Чему равна площадь поверхности правильного тетраэдра с ребром 1? Ответ: √3
№3. Чему равна площадь поверхности октаэдра с ребром 1? _ Ответ: 2√3
№4. Чему равна площадь поверхности икосаэдра с ребром 1? __ Ответ: 5√ 3
Имеет ли центр симметрии: а) правильный тетраэдр; б) куб; в) октаэдр; г) икосаэдр; д) додекаэдр?
Сколько плоскостей симметрии имеет: а) правильный тетраэдр; б) куб; в) октаэдр; г) икосаэдр; д) додекаэдр?
Домашнее задание
1) п. 31, 32, 33. 2) Выполнить модели правильных многогранников (материал любой: бумага, картон, проволока, дерево)
ИТОГ УРОКА.
Подведем итог изученного материала:Определение правильного многогранникаВиды и названия правильных многогранников
РЕФЛЕКСИЯ.Интересно ли было тебе на уроке?Узнал ли ты что-либо новое для себя?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: Симметрия в пространстве. Правильные многогранники. Элементы симметрии правильных многогранников".

Методическое обоснование урока. Использование знаний из физики, астрономии, МХК, биологии на уроке геометрии при обобщении систематизации сведений по теме: «Симметрия в пространстве. Правил...

«Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.»

Презентация к уроку геометрии в 10 классе по теме «Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.»к учебнику Атанасяна Л.С....

Многогранники вокруг нас или мы внутри многогранника?

Данный материал познакомит учащихся с мнргогранным миром геометрии....

Обобщающий урок в 10 классе по теме: «Многогранники. Работа с многогранниками в программе Cabri 3D»

Интегрированный практикум по геометрии и информатике.Закрепить понятие о выпуклых многогранниках, их некоторых свойствах, выработка навыков решения задач на построение сечений многогранников в програм...

Моделирование многогранников. Правильные многогранники. Урок геометрии 10 класс.

Моделирование многогранников. Правильные многогранники» Предлагаемый сценарий урока основан на интеграции практической работы и исследовательской деятельности учащихся с мультимедийным сопровожде...