Презентация и конспект урока 7_2.5.3 «Сложные таблицы» Босова Л.Л.
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) по теме

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.

 Цель работы: расширить  и  систематизировать  представления  учащихся  о  табличных информационных  моделях,  сформировать  представление  о  сложных  таблицах,  закрепить навыки создания таблиц.

При  объяснении  нового  материала  можно  использовать  презентацию 7_2.5.3 «Сложные таблицы».

В презентации представлены порядок и примеры создания сложных таблиц типа ООН (объекты-объекты-несколько) и ОСО (объекты-свойства-объекты).

В презентацию включена работа Галкиной И.А. учителя начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области по проведению зарядки для глаз.

Представленный урок служит продолжением уроков 7_5.2.1 "Табличные информационные модели" и 7_2.5.2 «Простые таблицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_2.5.3_Slozhnye_tablicy.rar743.84 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель информатики МОУ «СОШ №20» Поспелова Г. В. г. Новомосковск Тульская область

Тема «Сложные таблицы»

7 класс (УМК Л.Л. Босовой)

Цели урока:

  1. систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
  2. расширить  представления  учащихся  о  знаковых  информационных моделях;  
  3. расширить  представления  учащихся  о  табличных  информационных моделях, закрепить навыки создания таблиц.

Задачи:

Образовательные:

  1. закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, математических моделях, табличных информационных моделях; 
  2. систематизация полученных знаний.

Развивающие:

  1. развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Воспитательные:

  1. воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений  и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:  

  1. Ноутбуки;
  2. Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
  3. Презентация 7_2.5.3 «Сложные таблицы».

Основные понятия:

  1. модель,
  2. информационная модель,
  3. табличная информационная модель,
  4. сложная таблица.

Ход урока

1) Актуализация  и проверка усвоения изученного материала

1. Обсуждаются вопросы:

  1. К какому типу относится таблица «Табель успеваемости», расположенная в конце вашего дневника? (Простая таблица типа ОС: объекты - свойства).
  2. Рекомендуется обсудить примеры простых таблиц, подготовленных учащимися дома.

2) Объяснение нового материала: Сложные таблицы. § 2.5.3.

(Сопровождается показом презентации 7_2.5.3_ «Сложные таблицы»)

Напомнить, что для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.

Объект – это то, о чем идет речь.

Класс объектов – множество объектов, объединенных какими- то общими свойствами.

Свойства – характеристики, признаки объекта.

Отметить, что условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные. Сложные таблицы в свою очередь можно разделить на два типа:

Сложные таблицы

ООН

объекты –объекты -несколько

ОСО

объекты-свойства-объекты

Таблица типа ООН «объекты – объекты – несколько»

Таблицы типа ООН содержат информацию о нескольких свойствах нескольких пар объектов, принадлежащих разным классам.

В этой таблице верхний заголовок имеет трехъярусную структуру.

Общий вид таблиц типа ООН

Имя первого  класса объектов

Имя второго  класса объектов

Имя 1-го объекта второго  класса объектов

Имя 2-го объекта второго  класса объектов

Имя 1-го свойства пары объектов

Имя 2-го свойства пары объектов

Имя 1-го свойства пары объектов

Имя 2-го свойства пары объектов

Имя 1-го объекта первого  класса

Имя 2-го объекта первого  класса

... 

Значение свойства пар объектов

Таблица 1. «Оценки по информатике и информатике»

Ученик

Период обучения

I четверть

II четверть

Информатика

Математика

Информатика

Математика

Баутин Дима

4

4

5

4

Школина Ира

5

5

5

5

Зайцев Илья

4

3

4

4

В этой таблице пары образуются из объектов, относящихся к классам «ученик» и «период обучения».

Свойствами являются оценки, полученные учениками по информатике и математике.

Таблица 2. «Оценки по информатике и информатике»

Представим информацию иначе. Образуем пары из объектов, принадлежащих классам «ученик» и «предмет».

Свойствами являются оценки, полученные учениками за разные периоды обучения: I  и II четверти.

Ученик

Предмет

Информатика

Математика

I четверть

II четверть

I четверть

II четверть

Баутин Дима

4

5

4

4

Школина Ира

5

5

5

5

Зайцев Илья

4

4

3

4

Объекты и свойства могут меняться ролями. В таблице 1 объекты-периоды обучения, а предметы – свойства. В таблице 2 объекты- предметы, а свойства – периоды обучения.

Таблица типа ОСО «объекты – свойства - объекты»

Таблицы типа ОСО содержат информацию и о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов одного из классов.

Таблица 3. Антропометрические данные учеников 7 класса

Ученик

Рост (см)

Вес (кг)

Баутин Дима

168

56

Голубев Миша

159

48

Куликов Иван

164

60

Эта таблица относится к типу ОС.

Результаты, показанные ребятами в школьной спартакиаде, приведены в таблице 4. Эта таблица относится к типу ООН.

Таблица 4. Результаты школьной спартакиады.

Ученик

Упражнение

Прыжок в длину с места

Бег на 1000 м

Результат, см

Оценка

Результат, с

Оценка

Баутин Дима

197

5

220

5

Голубев Миша

178

4

263

4

Куликов Иван

159

3

306

3

Объединим информацию, содержащуюся в таблице 3 и таблице 4. Для этого добавим в таблицу 3 графы из таблицы 4. Получим таблицу 5.  

Таблица 5. Антропометрические данные и спортивные результаты.

Ученик

Рост, см

Вес, кг

Упражнение

Прыжок в длину с места

Бег на 1000 м

Результат, см

Оценка

Результат, с

Оценка

Баутин Дима

168

56

197

5

220

5

Голубев Миша

159

48

178

4

263

4

Куликов  Иван

164

60

159

3

306

3

В таблице 5 свойства «рост» и «вес» не являются парными, они относятся только к объектам класса «ученики». Свойства «результат» и «баллы» характеризуют пары объектов классов «ученик» и «упражнения».

В отличие от таблиц других типов, таблицы типа ОСО нельзя «повернуть набок», так как одиночные свойства объектов обязательно должны находиться в боковике.  

3) Физкультминутка.

  1. Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

  2. Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
  3. Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
  4. Продолжительность 1-2 минуты.

(Проводится электронная физкультминутка для глаз.)

4) Практическая работа.

В практической  части урока ученики  закрепляют  навыки  построения таблиц и  выбора информации  для  построения  таблиц.  Обязательным  для  выполнения  является  задание  №5 «Таблица типа ООН. Климат»  работы №6. Задание №6 «Таблица типа ООН. Производство бумаги» более сложное, его можно рекомендовать самым сильным ученикам.  

5) Подведение итогов.

На завершающем  этапе  урока  можно  разместить  на слайдах примеры таблиц и спрашивать у ребят, к какому типу и почему можно отнести ту или иную таблицу.

6)  Домашнее задание

§ 2.5 (стр. 65 - 69); Ответы на вопросы №№ 10, 11 (стр. 70)

6) Рефлексия

У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:

  1. Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.
  2. Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
  3. Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

Литература

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2009. - 229 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..
  2. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 6_2.3.2 «Как образуются понятия» (Босова Л.Л)

Урок предназначен для учеников 6-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: познакомить с основными логическими приёмами формирования понятия.Объяснение нового материала и его закре...

Презентация и конспект урока 7_2.4 «Математические модели» (Босова Л. Л.)

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы:расширить  представления  учащихся  о  знаковых  информационных модел...

Презентация и конспект урока 5_1.7 «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.Во время урока рассматриваются многооб...

Презентация и конспект урока 5_1.9 «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации;  акцентировать внимание учащихся ...

Презентация и конспект урока 7_2.3 «Словесные информационные модели» Босова Л.Л.

Данная разработка предназначена для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях.В презентации рассмат...

Презентация и конспект урока 7_2.5.2 «Простые таблицы» Босова Л.Л.

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы: расширить  представления  учащихся  о  табличных  информационных моделях, ...

Презентация и конспект урока 7_2.7 «Вычислительные таблицы» Босова Л.Л.

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке; расширить  представ...