Главные вкладки

    Статья по информатике и икт по теме:
    Интерактивная доска на уроке информатики и ИКТ: из опыта работы

    Попова Татьяна Сергеевна

    Сегодня трудно представить как провести урок без интерактивной доски (ИД). В ЛГН интерактивное оборудование успешно использует на уроках разных дисциплин более пяти лет. Накопленный опыт позволяет сделать определенные выводы и  рекомендации по разработке уроков с применением интерактивной доски.  Для  учителей,  кто  освоил основы компьютерной грамотности,   не составит большого труда разобраться в программного обеспечении ИД.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    statya_bez_risunkov.docx16.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы.

    Сегодня трудно представить как провести урок без интерактивной доски (ИД). В ЛГН интерактивное оборудование успешно использует на уроках разных дисциплин более пяти лет. Накопленный опыт позволяет сделать определенные выводы и  рекомендации по разработке уроков с применением интерактивной доски.  Для  учителей,  кто  освоил основы компьютерной грамотности,   не составит большого труда разобраться в программного обеспечении ИД.

    ИД предоставляет учителю широкий спектр инновационных  форм процесса обучения,  делает его  увлекательными и информативным, что в сочетании с традиционными формами, методами и средствами обучения позволяет значительно повысить  эффективность урока.

    На своих уроках  информатики и ИКТ  я применяю электронные учебники, наглядные пособия, презентации учебного материала, on-line  уроки,  дистанционные диагностические методики по различным темам.

    Курс Информатика и ИКТ в  9 классе начинаем с с изучения тем, касающихся кодирования и обработки графической и звуковой информации (учебник: Н.Угринович, Информатика.  Базовый курс. 9 класс). Для урока обобщения знаний по этим темам я использую специально разработанные интерактивные задания и тесты. Вот некоторые из них.

    Провожу фронтальный опрос с использованием ИД. Необходимо провести аналогию между процессами кодирования графической информации и звука (рис.1). На ИД выводится таблица (статичная картинка, подготовлена заранее). Вопросы классу:

    - как называет процесс преобразования графического изображения из аналоговой формы в дискретную?

    - как называется процесс преобразования непрерывного звукового сигнала в цифровую форму?

    - какие параметры характеризуют графическое изображение, а какие звуковой сигнал?

    - приведите примеры форматов  и редакторов графических изображений и оцифрованного звука.

    - какие устройства компьютера отвечают за качество графического изображения и звука?

    Ребята заполняют ячейки (рис.2).

                           Работа с интерактивными объектами. Требуется привести в соответствие процессы преобразования  (воспроизведения) звука. На ИД выводятся анимации, которые можно перетаскивать с помощью мыши (маркера ИД); переходим от «пера» к «мыши» и выстраиваем схемы (рис. 3).

           После фронтального опроса и повторения основных определений, формул и т.п. провожу on-line тестирование. Сегодня можно встретить очень много дифференцированных тестов по любой теме предмета, дистанционное интернет-тестирование, с использованием учебных дисков, задания составленные в какой-либо тестовой оболочке.  Я использую мастер-тест с возможностью повторного выполнения ошибочно выполненных заданий. Тестирование on-line учащиеся выполняют за ПК каждый самостоятельно.

    Оцениваю его результаты в баллах, а оценку выставляю за весь урок, как показатель работы школьника на всех этапах. Отслеживаю результаты тестирования  (сбор данных осуществляется по локальной сети) и вывожу рейтинг набранных баллов на ИД. Это выглядит примерно так (рис.4):

    Ребята, перешагнувшие «пороговое значение» приступают к решению задач, а те, кто не справился с тестом, выполняют работу над ошибками (это предусмотрено структурой самого теста).

    Задачи мы тоже решаем на интерактиве, это очень удобно и полезно. Всегда можно вернуться к предыдущим действиям, к предыдущему примеру, или даже, к прошлому уроку, потому как все записи на интерактиве сохраняются в виде книги, и ребята легко ориентируются в ней.

    Выводим на ИД текст задачи. Наиболее значимые моменты или ошибки можно выделить цветом, используя многоцветное перо или специальные значки (рис. 5).

    Нахожу очень полезным средством  работы с  ИД «шторку» и «прожектор», но особенно мне нравится использование функции ИД «видеозапись». Она позволяет записать все выполняемые на ИД действия в определенном порядке,  а затем ее использовать  как фрагмент видеоурока. Заранее просчитываю все команды и записываю, а на уроке только комментирую видеоролик.

    Таким образом, еще раз подчеркну, что обучение с использованием  ИД предусматривает простое, но творческое использование учебных материалов не только на уроках освоения новой темы, но и при закреплении, обобщении знаний. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета, выводить и анализировать результаты тестов, выполнять работу над ошибками. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, используя шторки и прожектор, а затем показать в ключевые моменты урока. Учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, повышает интерес.

    Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на последующих занятиях.

    Загруженные на интерактив тексты, таблицы, диаграммы, картинки, карты, тематические диски, видео,  а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам позволяет разнообразить формы проведения урока. Такое многообразие направлений деятельности  привлекает к активному участию всех ребят, равнодушных к происходящему не остается. ИД не только развивает самостоятельность, инициативность, творческий потенциал, но и способствует более легкому запоминанию, анализу и обобщению, систематизации и синтезу полученных знаний.