О целях преподавания информатики в школе
статья по информатике и икт по теме

Масленникова Наталья Алексеевна

В статье поднимается вопрос о том, каким должен быть учитель, преподающий информатику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_celyah_prepodavaniya_informatiki.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Методика преподавания
информатики — как новая педагогическая дисциплина.

Цели преподавания информатики в школе.

Важность целей воспитания при преподавании информатики.

Информатики рано или поздно должна заняться тем, для чего она предназначена — интеграцией образования и знания вообще.

Методика преподавания информатики (МПИ) постоянно подчеркивает  межпредметную направленность информатики, ее огромный дидактический потенциал в деле интеграции школьного образования.

МПИ рассматривает компьютер и как средство обучения.

Курс МПИ может быть рассмотрен как единая система целей, содержания, методов, форм и средств обучения.

В результате изучения курса учитель должен подготовиться к полноценной работе в компьютеризующейся школе. Для этого ему необходимо:

  1. понять и усвоить цели изучения школьной информатики во всех трех аспектах — образования, развития и воспитания;
  2. увидеть место и значение курса информатики в общем образовании школьника;
  3. освоить содержание курса (провести сравнительное изучение существующих учебников и программ по курсу информатики);
  4. понять принципы отбора содержания, уметь ими пользоваться;
  5. овладеть средствами изучения курса, освоить классические и новые методы обучения, управлять умственной деятельностью учащихся;
  6. освоить различные организационные формы занятий;
  7. увидеть, понять и вскрыть связи информатики с другими дисциплинами;
  8. научиться анализировать процесс обучения информатике, использовать и разрабатывать его программное и техническое обучение;
  9. уметь пробуждать, закреплять и развивать интерес к предмету у учащихся.

Цели развития.

При изучении МПИ у учителя формируется логико-алгоритмический и системно-комбинаторный стиль мышления.

Логичность мышления, кроме его культуры в математическом смысле, предполагает и выраженную процедурность: умение делать строгие выводы, например при поиске ошибок в алгоритме.

Алгоритмичность мышления должна обеспечить точность выводов учителя при доказательных рассуждениях. Эти две особенности мышления тесно взаимосвязаны.

Системность мышления учителя предполагает богатство ассоциативных связей между понятиями, видение взаимного проникновения понятий и дисциплин.

Комбинаторность мышления учителя необходима:

  1. для генерирования множества вариантов, способов обучения и отбора наиболее подходящих из них в конкретной ситуации;
  2.  для порождения множества интерпретаций действий учащегося и выявления истинных его затруднений и успехов;
  3. для многократной переформулировки задач при взаимодействии с другими предметниками с целью компьютеризации их урок.
  4. Для поиска и вскрытия внутри - и межпредметных связей.

Для учителя информатики формирование системно-комбинаторного стиля мышления — это один из признаков профессионализма.

Система целей преподавания информатики.

Чтобы конкретизировать цели обучения, надо рассмотреть возможные уровни работы человека с компьютером:

Пассивный пользователь - непосредственно на компьютере не работает, но пользуется компьютерными "благами" (покупает авиабилеты, получает зарплату, рассчитанную на компьютере и т.д.) - почти каждый из нас.

Активный (параметрический) пользователь - работает с готовыми программами. Умеет работать с текстом на компьютере, рисовать, искать информацию. Он способен длительное время обходиться без помощи программиста.

"Программирующий" пользователь - способен внести некоторые изменения в готовую программу (например, формулу в ЭТ).

Парапрограммист ("настройщик") - работает на языках сверхвысокого уровня: язык управления БД, ЭТ, настраивает готовые продукты на конкретные нужды пользователя.

Программист - разрабатывает средства для всех вышеперечисленных пользователей. Работает на языках высокого уровня (Pascal, Cи).

Системный программист - обеспечивает эффективность работы на всех предыдущих уровнях.

С позиций школьной информатики наиболее массовой фигурой является активный пользователь. Но эффективность деятельности человека возрастает, если он подтягивается до уровня "программирующего" пользователя - уменьшается зависимость от программистов. Подготовка учащихся до этого уровня - посильна для школ с углубленным изучением информатики - это социально необходимая задача.

Цели преподавания  информатики

Цели обучения рассматриваются в единстве развития, образования и воспитания. Информатика подчеркивает и практический аспект — подготовку человека к полноценной жизни в компьютеризованном обществе.

Свяжем  теперь направления в целях курса информатики и уровни работы с компьютером.

  1. Образование прикладное — проявляется в умении извлекать немедленную практическую пользу из общения с ЭВМ (небольшие расчеты, запросы к поисковым системам, подготовка к трудовой деятельности с использованием компьютера). Сегодня оно уже определяет уровень и качество жизни.
  2. Образование общее — заключается в формировании мировоззрения, понимании принципов работы, возможностей и, что не менее важно, ограничений ЭВМ и достигает лишь на основе  системных знаний, выводящих за рамки прагматичного, потребительского подхода к ЭВМ. Признаки общего образования:
  1.  понимание принципов работы ЭВМ (а не частностей);
  2.  представление о сути деятельности программиста (может быть понята как деятельность человека – творца, пусть и в небольшом, формализованном “мире”);
  3.  знания о типах информации и способах ее обработки;
  4.  представление о сложности типичных алгоритмов;
  5.  знания о возможностях и ограничениях автоматизации мышления.

Умственное развитие – цели развития в основном сводятся к формированию двух взаимосвязанных стилей мышления: логико-алгоритмического и системно-комбинаторного.

Логико-алгоритмическое мышление проявляется в умении: строить логические утверждения о свойствах данных и запросы к поисковым системам; мыслить индуктивно и дедуктивно при анализе своих затруднений в работе с ЭВМ; формировать свои намерения вплоть до записи на некотором алгоритмическом языке.

Признаки системно-комбинаторного мышления таковы: видение предметов и явлений в целостности, взаимосвязях; умение строить несколько взаимодополняющих точек зрения на один и тот же объект; умение комбинировать понятийные и орудийные средства из различных дисциплин при построении моделей.

В реальности системно-комбинаторный стиль мышления сегодня — редкость.

Здесь информатика должна сказать свое слово именно как межпредметная, интегрирующая дисциплина.

Еще одна особенность системно-комбинаторного мышления – это языковая деятельность, умение излагать свои мысли и намерения на формальных языках, оперируя их понятиями. Это относится и к пользователям (он общается с компьютером на некотором формальном языке меню, команд, «горячих» клавиш.

Еще одна цель – развить у школьника умения и склонности к рефлексии, буквально – к наблюдению за собственным мышлением: «что я хотел – что сделал – что получилось и почему».

Цели воспитания — связаны с формированием черт и качеств, необходимых для эффективного и безопасного для себя и других пользования ЭВМ, а так же, формированию которых способствует именно компьютер. Можно говорить о воспитании таких качеств:

  1. эмоционально-положительная направленность на практическую деятельность как основной способ решения реальных проблем, отношение к практике как к критерию истины;
  2. объективное отношение к данным компьютерных вычислений, т.е. критичность и самокритичность мышления, способность спокойно отказываться от заблуждений, не настаивать на них;
  3. бережное отношение, как к технике, так и к информации, своей и чужой; этическое, нравственное неприятие компьютерного вандализма и вирусотворчества;
  4. стремление к самоутверждению через освоение ЭВМ и созидательную деятельность с ее помощью;
  5. личная ответственность за результаты своей работы на компьютере, за возможные свои ошибки;
  6. личная ответственность за решения, принимаемые на основе компьютерных данных;
  7. потребность и умение работать в коллективе при  решении сложных задач бригадным методом;
  8. скромность, забота о пользователе продуктов своего труда.

Выводы:

Цели практического образования служат формированию компьютерной грамотности.

Цели общего образования и умственного развития связаны с компьютерной образованностью.

Цели воспитания служат формированию информационной культуры.

Все три указанные цели требуют направленных усилий педагога и не достигаются автоматически при простом усвоении материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ И ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Интеграция   помогает повысить интерес учащихся, в том числе и познавательный, способствует формированию научного представления о целостной картине мира.Формы интеграции могут самыми разными...

Проблематика преподавания информатики в школе

В данной статье представлены основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться учителю информатики и ИКТ при преподавании школьного курса "Информатика"....

Особенности преподавания информатики в школе для слепых и слабовидящих детей

В этой работе рассматриваются вопросы, связанные с особенностями преподавния информатики в школе для слепых и слабовидящих детей. Она написана с учетом опыта работа с такими детьми....

Статья "Современные проблемы в преподавании информатики в школе"

 В последние годы школьный курс «Основы информатики и вычислитель-ной техники» вышел на качественно новый этап его развития. Более или менее единый набор школьных вычислений. С...

Цели изучения информатики в школе

Описаны основные цели изучения информатики в школе....

Статья «Современные технологии в преподавании информатики в школе с углубленным изучением иностранных языков»

Федеральный компонент государственного стандарта ориентирован «не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в н...