РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
рабочая программа по информатике и икт (8,9 класс) по теме

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируется на дисциплинах «Черчение», «Геометрия», «Информатика и ИКТ». Может быть реализован как однопрофильных, так и в многопрофильных общеобразовательных учреждениях. Наибольший эффект т его реализации представляется в рамках модели сетевой организации профильного обучения посредством кооперации в общеобразовательном учреждении с учреждениями дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального обучения путем привлечения дополнительных образовательных ресурсов соответствующих организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_skryabin.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ                         СОГЛАСОВАНО                        РАССМОТРЕНО

Директор МОУ ИТЛ № 24         Зам.директора по УВР                 на заседании МО

_______________________                 ___________________                 Протокол № ______ от

«___» _________________г.         «___» _____________г.                 «___» ______________г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса

 «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D»

(КЛАССЫ  8-9)

УЧИТЕЛЬ  Скрябин Дмитрий Кимович

г.Нерюнгри 2010

Пояснительная записка

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируется на дисциплинах «Черчение», «Геометрия», «Информатика и ИКТ». Может быть реализован как однопрофильных, так и в многопрофильных общеобразовательных учреждениях. Наибольший эффект т его реализации представляется в рамках модели сетевой организации профильного обучения посредством кооперации в общеобразовательном учреждении с учреждениями дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального обучения путем привлечения дополнительных образовательных ресурсов соответствующих организации.

Цели, задачи и образовательные результаты

Курс преследует цель формирования у учащихся как предметной компетентности в области технического проецирования и моделирования с использованием информационных компьютерных технологий, так и информационной и коммуникативной компетентности для личного развития и профессионального самоопределения.

Для этого решаются следующие задачи:

  1. ознакомление с предметом автоматизированного проектирования и профессиональной деятельностью инженеров-проектировщиков, дизайнеров;
  2. овладение практическими навыками работы с современными графическими программными средствами;
  3. обучение выработке мотивированной постановки задачи проектирования, ее творческого осмысления и выбор оптимального алгоритма действий;
  4. овладение навыками индивидуальной и групповой деятельности в разработке и реализации проектов моделей объектов;
  5. индивидуальная и множественная мотивация к изучению естественно-математических и технологических дисциплин, основывающихся на использовании современных систем компьютерного проектирования и моделирования.

Задачи решаются посредством:

  1. проведение теоретических и практических занятий по тематике курса;
  2. выборы различных заданий для самостоятельной работы;
  3. углубленного изучения тематики посредством подготовки рефератов;
  4. самостоятельного выбора учениками объекта проектирования, разработки и публичной защиты проекта;
  5. использование в ходе реализации индивидуального проекта различных информационных ресурсов;
  6. выполнение как индивидуальных, так и групповых заданий на проектирование и компьютерное моделирование различных объектов

Планируемые результаты обучения

У учащихся должно сложиться представление о:

  1. эволюции развития систем автоматизированного проектирования (САПР);
  2. задачах и основных этапах проектирования;
  3. общих вопросах построения композиции и технического дизайна;
  4. основных способах работы с прикладной компьютерной системой автоматизированного проектирования Компас 3D;
  5. основных принципах моделирования трехмерных объектов компьютерных системах;
  6. путях повышения своей компетентности через овладения навыками компьютерного проектирования и моделирования.

Участие в занятиях должно помочь учащимся:

  1. понять роль и место конструктора-проектировщика в формировании окружающей человека предметной среды;
  2. повысить свою компетентность в области компьютерного проектирования;
  3. повысить свою информационную и коммуникативную компетентность.

Учащиеся будут знать:

  1. характеристики и основные принципы построения композиции при создании графических изображений;
  2. основные принципы освещения объектов на предметной плоскости;
  3. основные понятия, способы и типы компьютерной графики, особенности воспроизведения графики на экране монитора и при печати на принтере;
  4. принципы работы прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования в программе Компас 3D, приемы использования меню, командной строки, панели инструментов, строки состояния;
  5. основные методы моделирования графических объектов на плоскости;
  6. системные способы нанесения размеров на чертеж и их редактирование;
  7. принципы работы в системе трехмерного моделирования в программе Компас 3D, основные приемы работы с файлами, окнами проекций, командными панелями;
  8. приемы формирования криволинейных поверхностей;
  9. особенности системного трехмерного моделирования;
  10. приемы моделирования материалов.

Учащиеся будут уметь:

  1. использовать основные команды и режимы прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования Компас 3D;
  2. создавать и вносить изменения в чертежи (двухмерные модели) объектов проектирования средствами компьютерной прикладной системы;
  3. использовать основные команды и режимы системы трехмерного моделирования.

 

Учащиеся приобретут навыки:

  1. построения композиции при создании графических изображений;
  2. использования меню, командной строки, строки состояния прикладной компьютерной системы  автоматизированного проектирования Компас 3D;
  3. нанесение размеров на чертеж;
  4. работа с файлами, окнами проекций, командными панелями в системе трехмерного моделирования;
  5. создание криволинейных поверхностей моделей объектов;
  6. проектирования несложных трехмерных моделей объектов;
  7. работы в группе над общим проектом.

Тематический план курса

Курс рассчитан на два года обучения. Занятия проводятся по одному часу в неделю. В рамках курса общим объемом 68 часов предполагается развитие пользовательских навыков работы с ПВЭМ, использование готовых программных продуктов, облегчающих и автоматизирующих труд  в сфере конструирования. Курс не требует серьезного знания математического аппарата и языков программирования.

Курс построен по модульному принципу. Каждая тема представляет собой законченный учебный модуль, включающий теоретический материал, практические упражнения, задания для самостоятельной работы.

Преподавание курса включает традиционные формы работы с учащимися: лекционные, практические занятия и самостоятельную работу. Все эти формы проводятся в компьютерном классе. Практические занятия проводятся по одному заданию для всех одновременно. Самостоятельная работа предназначена для выполнения индивидуального задания. Упор в усвоении курса сделан на практические занятия.

8 класс

№ урока

Разделы

 Темы

Кол-во часов

1. Введение

1

Введение в программу Компас 3D

1

2

Интерфейс программы Компас 3D – 9LT

1

3

Основные типы документов

1

4

Электронный учебник в программе Компас 3D

1

5

Единицы измерения и системы координат

1

6

Панель свойств. Настройки и оформление панели свойств.

1

7

Компактная панель

1

2. Геометрические объекты

1

Инструментальная панель

1

2

Инструмент «отрезок»

1

3

Инструмент «окружность»

1

4

Инструмент «вспомогательная прямая»

1

5

Инструмент «дуга»

1

6

Инструменты «фаска и скругление»

1

7

Самостоятельная работа по теме «Геометрические объекты»

1

3. Создание объектов

1

Глобальные привязки

1

2

Локальные привязки

1

3

Практическая работа по теме «Построение геометрических деталей»

1

4

Лекальные кривые

1

5

Сопряжение

1

6

Общие сведения о размерах

1

7

Самостоятельная работа по теме «Постановка размеров»

1

4. Редактирование

1

Редактирование детали

1

2

Операции «сдвиг» и «копирование»

1

3

Операция «Удаление части объекта»

1

4

 Операция «Симметрия»

1

5

Операция «Масштабирование»

1

6

Самостоятельная работа по теме «Редактирование детали»

1

5. Создание чертежей

1

Управление листами

1

2

Текстовый редактор

1

3

Практическая работа по теме «Текстовый редактор»

1

4

Работа с таблицами

1

5

Практическая работа по теме «Работа с таблицами»

1

6

Общие сведения о печати графических документов

1

7

Зачет по теме «Моделирование в программе Компас 2D»

1

9 класс

№ урока

Разделы

 Темы

Кол-во часов

1

Повторение основных понятий в программе Компас 3D

1

1. Трехмерное моделирование

1

Общие принципы моделирования

1

2

Основные термины моделирования

1

3

Эскизы, контуры, операции

1

4

Моделирование деталей

1

5

Дерево модели

1

6

Редактирование в дерево модели

1

7

Панель редактирования детали

1

8

Операция выдавливания

1

9

Практическая работа по теме «Операция Выдавливания»

1

10

Операция «вырезать выдавливанием»

1

11

Построение объемных геометрических тел в 3D моделирование.

1

12

Операция «ребро жесткости»

1

13

Операция «зеркальный массив»

1

14

Практическая работа по теме «Редактирование детали»

1

15

Создание тел вращения

1

2. Создание рабочего чертежа

1

Выбор главного вида детали

1

2

Ассоциативные виды

1

3

Примы работы с ассоциативными видами

1

4

Построение ассоциативных видов

1

5

Построение простых разрезов

1

6

Построение сложных разрезов

1

7

Местный разрез

1

8

Вид с разрывом

1

9

Практическая работа по теме «Создание рабочего чертежа»

1

10

Создание кинематического элемента

1

11

Построение элементов по сечениям

1

12

Практическая работа по теме «Построение элементов по сечениям»

1

13

Построение пространственных кривых

1

3.Библиотеки

1

Использование менеджера-библиотек

1

2

Использование библиотек в построении стандартных резьбовых соединений

1

3

Заполнение спецификации

1

4

Импорт и экспорт графических документов. Печать

1

5

 Зачет  (по курсу Компас 3D)

1

Содержание курса

8 класс

I Введение. Цели и задачи курса. (7 часов)

Основное содержание

 Введение в программу Компас 3D. Интерфейс программы Компас 3D – 9LT. Основные типы документов. Электронный учебник в программе Компас 3D. Единицы измерения и системы координат. Панель свойств. Настройки и оформление панели свойств. Компактная панель.

Формы организации учебных занятий

Лекции – 3ч., практические работы – 4ч.

II Геометрические объекты. (7 часов).

Основное содержание

Инструментальная панель. Инструмент «отрезок». Инструмент «окружность». Инструмент «вспомогательная прямая». Инструмент «дуга». Инструменты «фаска и скругление».

Формы организации учебных занятий

Лекции – 1ч., практические работы – 5ч., самостоятельная работа – 1ч.

III Создание объектов (7 часов)

Основное содержание

 Глобальные привязки. Локальные привязки. Построение геометрических деталей. Лекальные кривые. Общие сведения о размерах. Постановка размеров.

Формы организации учебных занятий

Лекции – 1ч., практические работы – 5ч., самостоятельная работа – 1ч.

IV Редактирование (6 часов)

Основное содержание

 Редактирование детали. Операции «сдвиг» и «копирование». Операция «Удаление части объекта». Операция «Симметрия». Операция «Масштабирование».

Редактирование детали.

Формы организации учебных занятий

Лекции – 1ч., практические работы – 4ч., самостоятельная работа – 1ч.

V Создание чертежей (7 часов)

Основное содержание 

Управление листами. Текстовый редактор. Работа с таблицами. Общие сведения о печати графических документов.

Формы организации учебных занятий

Лекции – 1ч., практические работы – 5ч., зачет – 1ч.

9 класс

I Трехмерное моделирование (15 часов)

Основное содержание 

Общие принципы моделирования. Основные термины моделирования. Эскизы, контуры, операции. Моделирование деталей. Дерево модели. Редактирование в дерево модели. Панель редактирования детали. Операция выдавливания. Операция «вырезать выдавливанием». Операция «ребро жесткости». Построение объемных геометрических тел в 3D моделирование. Операция «зеркальный массив». Создание тел вращения.

Формы организации учебных занятий

Лекции – 2ч., практические работы – 11ч., самостоятельная работа – 2ч.

II Создание рабочего чертежа (13часов)

Основное содержание 

Выбор главного вида детали. Ассоциативные виды. Примы работы с ассоциативными видами. Построение ассоциативных видов. Построение простых разрезов. Построение сложных разрезов.

Местный разрез. Вид с разрывом. Создание кинематического элемента. Построение элементов по сечениям. Построение пространственных кривых.

Формы организации учебных занятий

Лекции – 1ч., практические работы – 10ч., самостоятельная работа – 2ч.

III Библиотеки (5 часов)

Основное содержание 

Использование менеджера-библиотек. Использование библиотек в построении стандартных резьбовых соединений. Заполнение спецификации. Импорт и экспорт графических документов. Печать.

Формы организации учебных занятий

Лекции –2ч., практические работы – 2ч., зачет – 1ч.

Методы преподавания и учения

Предполагается использовать:

  1. лекции в незначительном объеме при освещении основных положений изучаемой темы;
  2. практические занятия для разбора типовых приемов автоматизированного моделирования и проектирования;
  3. индивидуальную (самостоятельную) работу (роль преподавателя консультирующая).

Формы контроля

Это теоретические зачеты, отчеты по самостоятельным и практическим работам, оценка разработанных проектов с учетом их участия в конкурсах школьных проектов.

Из способов оценивания предлагается мониторинговая модель, как наблюдение за работой, описание особенностей поведения ребенка. Фиксируются не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развились, и на сколько они сформировались.

Литература

 

1.  Электронный учебник. «Пособие по выполнению лабораторных и практических работ в системе Компас – График и Компас 3D» - издательство ООО «Медиа – Сервис 2004».

2.  Электронный учебник «Обучение  Компас – График и Компас 3D» - издательство ООО «Медиа – Сервис 2005».

3.  И. А. Ройтман Методика преподавания черчения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

4.  И.А. Ройтман, Я.В. Владимиров. Черчение: Учеб. Пособие для уч-ся 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

5.  И.А. Ройтман, Я.В. Владимиров. Рабочая тетрадь по черчению для 8 класса. Пособие для учащихся. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

6.  Н.Г. Преображенская, Т.В. Кучукова, И.А. Беляева. Черчение. 7 класс. Рабочая тетрадь № 1, 2, 3, 4. – М.: «Вентана – Граф», 1997.

7.  Н. А. Гордиенко, В.В. Степакова. Черчение: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений – М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.

8.  В.В. Степакова, Л.Н. Анисимова, Р.М. Миначева и др. карточки – задания по черчению в 2 ч. – М.: Просвещение, 2002.

9.  А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. Черчение: Учебник для7 – 8 классов общеобразоват. учреждений. – М.:  Просвещение, АО «Московские учебники», 1996.

10. Н.Г. Преображенская. Сечения и разрезы на уроках черчения в школе: Пособие для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986.

11. Г.Ф. Хакимов, Р.Р. Вахитов. Эвристические графические задачи: В помощь учителю черчения. – М.: Школа – Пресс, 1999.

12. В.А. Гервер. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «С КОМПЬЮТЕРОМ ПО ЖИЗНИ»

Особенностью данной программы является довольно объемное изучение офисных технологий, компьютерных коммуникаций, презентаций и анимаций. Большое количество часов отводится на практическую (проектную) ...

Программа дополнительного образования «С КОМПЬЮТЕРОМ ПО ЖИЗНИ»

Особенностью данной программы является довольно объемное изучение офисных технологий, компьютерных коммуникаций, презентаций и анимаций. Большое количество часов отводится на практическую (проектную) ...

Рабочая учебная программа УЧИМСЯ ПРОЕКТИРОВАТЬ НА КОМПЬЮТЕРЕ

Предлагаемый курс составлен на основе элективного курса «Учимся проектировать на компьютере», созданного авторским коллективом М.Ю.Монаховым, С.Л. Солодовым, Г.Е. Монаховой....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый компьютер"

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Веселый компьютер" для учащихся 1-2 классов...

Рабочая программа элективного курса «Применение компьютера для оформления работ по учебным предметам» (7 класс)

Элективный курс «Применение компьютера для оформления работ по учебным предметам» (7 класс)...

Рабочая программа курса "Геометрия на компьютере" 7 класс

Рабочая программа курса "Геометрия на компьютере" с использованием программы GeoGebra...

Рабочая программа факультативного курса " Компьютерная графика в системе " Компас 3Д"

Рабочая программа факультативного курса " Компьютерная графика в ситеме " Компас 3Д" для 10 класса...