Использование интерактивной доски на уроках информатики
статья по информатике и икт по теме

Выступление на районном фестивале передового педагогического опыта; обобщение опыта по теме "Использование интерактивной доски на уроках информатики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_id_na_urokah_informatiki.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

учителя информатики Нацюк Ю.Л.

на районном фестивале передового педагогического опыта

 по теме «Использование интерактивной доски на уроках информатики»

март 2010 г.

Если человек хочет чему-то научиться, то, как минимум, он должен иметь достаточно четкое представление – чему именно. Сегодняшнее выступление я хочу посвятить новому явлению российского образования, называемому Интерактивной доской.

Любой учитель знает, что такое испачканные мелом рукава и грязные разводы на доске. Очень скоро эти неизменные атрибуты любого учебного кабинета уйдут в небытие. Такая участь постигает нашу вечную мучительницу и помощницу, традиционную хозяйку учебных классов – меловую доску, которую потихонечку, но все увереннее вытесняет её младшая сестра - интерактивная доска. Сегодня интерактивные доски занимают свои места в классах и аудиториях многих российских школ.

Как применять это “чудо техники” на уроках? Как ими пользоваться? Где найти готовые разработки для использования на уроках? Такие вопросы возникают, наверно, у каждого учителя, которому посчастливилось приобрести новинку.

В моем кабинете информатики тоже есть ИД SMART Board. Передо мной также возник целый ряд вопросов, и я пыталась найти на них ответы, привлекая коллег, используя публикации в Интернете, печатные издания. Хочется поделиться своим опытом использования ИД на уроках информатики.

На сегодняшний день я использую ИД в процессе обучения в качестве:

  1. Во-первых, демонстрационного экрана, на который можно вывести проектором всё, что угодно, взяв это изображение за «основу». «Поверх» этой основы можно рисовать и писать, как на обычной доске, специальным электронным пером, в некоторых случаях – даже пальцем. Всё написанное и нарисованное можно сохранить в виде файла на компьютере.
  2. Во-вторых, (и это более интересно) мощного интерактивного инструмента, позволяющего работать непосредственно на ИД с заранее подготовленным визуальным рядом информации.

Интерактивная доска удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно. Этот виртуальный экран способен дать более яркое, более обширное представление об изучаемом объекте. Он способен наглядно и мобильно представить то, что трудно или скучно объяснять словами. Тактильное управление облегчает восприятие новой информации, что выводит визуальную составляющую учебных процессов на гораздо более высокий уровень и существенно “развязывает руки” учителю, предоставляя возможность создавать динамичные уроки, которые захватывают внимание учеников. Интерактивная доска, независимо от того, где и для каких целей она применяется, является мощным инструментом визуального представления данных. На ней можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске. Специальное программное обеспечение SmartNotebook в сочетании с комплектом специальных интерактивных инструментов LAT (Lesson Activity Toolkit) позволяет преподавателю создавать авторские уроки.

Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Разработка уроков с использованием интерактивной доски - достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды.

Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя.

Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой — в незаинтересованности ученика. Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти. Регулярная проверка на ИД домашнего задания по рабочим тетрадям в 5 – 6 классах позволила мне добиться 100% готовности учащихся к урокам.

Технология работы с ИД сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов, но не стоит забывать, что мало уметь работать самому учителю, нужно научить этому учеников. Постепенно инструктируем учащихся по работе с чернилами, ластиком и другими инструментами. На самых первых уроках все ученики тянут руки, чтобы подойти к доске и ответить. Перемены используем для тренинга работы на интерактивной доске. Когда все ученики освоят работу на доске, ажиотаж проходит и наступает деловая научная работа. Тогда можно предложить учащимся старших классов загрузить программное обеспечение на свой компьютер и использовать его при выполнении домашних заданий, для изучения пропущенных уроков или подготовки собственных материалов к уроку.

А теперь более подробно о конкретных приемах работы на ИД. Возможность использования клеточного поля и построения на нем прямых и точек избавила меня от утомительной меловой работы, которая всегда присутствует на обычной доске при изучении таких тем, как «Метод координат» - 5 класс, «Исполнитель алгоритмов» - 6 и 9 класс, позволила заготовить для урока большое многообразие упражнений и задач.

Технология Drag & drop находит самое широкое применение для проведения уроков в любом классе и практически по любой теме. При этом следует отметить, что в режиме интерактивной доски можно использовать готовые программные средства. Например, ПО «Фантазия» для учащихся 2 – 4 классов. Учащимся, работающим у доски, необходимо выделить выбранный рисунок, переместить в соответствующую область и обосновать свои действия.

Аналогичным образом был построен фрагмент другого урока в 11 классе, закрепляющий понятия топологии локальной компьютерной сети. Ученикам необходимо составить тут или иную топологию сети из представленных на доске основных узлов.

Упражнения типа «Установить соответствие» использовались, например, при изучении темы «Формы мышления» в 6 классе, когда отвечающему необходимо захватить текстовый объект и перетащить его в нужную по смыслу область рабочего поля интерактивной доски или с помощью маркера соединить нужные блоки.

Эффективно работает прием выделения фрагмента рисунка и его подписи с помощью электронного маркера при изучении тем «Устройство компьютера» или «Знакомство с интерфейсом различных программ».

Возможность работы с текстом как с отдельными блоками помогает реализовать прием «Собери определение», в котором, меняя порядок предложенных слов в предложении, учащиеся должны составить определение понятия.

Интерактивный режим работы помогает организовать коллективный поиск по решению известных математических задач на переливание, разъезды. Решение задачи значительно упрощается и становится более понятным, когда каждый шаг решения может быть визуализирован.

На этапе закрепления или в качестве средства контроля, интеллектуальной разминки можно использовать прием «Найди ошибку», в котором мною намеренно допускаются ошибки. Использовать этот приём следует с осторожностью, в классах с достаточно сильной учебной мотивацией. Поскольку демонстрация ошибочных ответов может быть «эффективно усвоена».

Встроенный инструмент «перо» позволяет сделать процесс решения кроссвордов, шарад и т.п. вещей доступным широкой публике.

А такой приём, как зашторивание экрана, позволяет проводить опросы с само- или взаимопроверкой.

Ещё существует замечательный инструмент «лупа», с помощью которого можно сконцентрировать внимание учеников на отдельном фрагменте рисунка, особенно интересен он при изучении предмета биология, химия, география. К сожалению, для себя я пока не определила темы для  его реализации.

Осваивая технологию работы с ИД, я отметила один существенный недостаток: ограниченные возможности по настройки анимации движения и действия в специализированном программном обеспечении. Хотя, в последней версии SmartNotebook 10.0 эти возможности очень расширены, однако приобрести это ПО я пока не могу в связи с достаточно высокой ценой. Но на данный момент я для себя эту проблему решила путем использования презентаций Power Point. Хочется заметить, что их применение на ИД имеет некоторые особенности.

ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ PowerPoint К РАБОТЕ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ

1. Прежде всего, настройте смену слайдов таким образом, чтобы переход от одного слайда к другому происходил только по гиперссылке.

Таким образом, мы избавились от несанкционированного перехода от одного слайда к другому, в случае если вы (или ученик) маркером случайно щёлкнули в не нужный объект или пустую часть экрана.

Теперь можно смело использовать в своей разработке гиперссылки и триггеры, что поможет создать многоуровневую, интерактивную разработку.

2. Использование триггеров позволяет успешно пользоваться технологией «горячих зон», когда не меняя слайд, мы изменяем какой-то его отдельный фрагмент. «Триггер» с английского «спусковой крючок». И, действительно, мы можем неоднократно воспроизводить на слайде один  и тот же фрагмент.

3. По ходу демонстрации учебного эпизода у нас может появиться необходимость паузы, появления какого-то объекта по щелчку, нескольких фрагментов, следующих друг за другом и т.п. Но вспомним о том, что мы отключили возможность работы по щелчку. В этом случае нам поможет управляющая кнопка «Настраиваемая».

4. Использование «ручки», «фломастера», «ластика», эффекты «выделение», удаление всех рукописных  данных  возможны и в программе PowerPoint. На интерактивной доске такая возможность приобретает совершенно новое качество. Достаточно в необходимый момент щёлкнуть в нижней левой части экрана и настроить необходимый режим

5. При работе на интерактивной доске у вас могут возникнуть серьёзные проблемы со стрелкой, если вы её не настроите. Обычно она появляется в автоматическом режиме и при больших паузах исчезает. Нам приходится её «искать». То есть водим впустую маркером по экрану, «ловим» стрелку. В результате теряется темп урока, мы чувствуем себя не комфортно. Для того, чтобы стрелка постоянно присутствовала на экране (интерактивной доске) в «параметрах стрелки» установите режим «видимый».

Таким образом, использование интерактивной доски открывает новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей. Но прежде всего следует помнить, что доска - всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя и качества специализированного программного обеспечения.

Далее хочу поделиться конспектом открытого проблемного урока, проведенного в 9 классе по теме: “Информационная культура”, с использованием интерактивной доски.

 

Конспект проблемного урока в 9 классе по теме: “Информационная культура человека”

Образовательная цель: сформировать у учеников понятие «информационная культура».

Развивающая: развитие аналитического мышления.

Воспитательная: воспитание информационной культуры.

Тема урока: Информационная культура человека.

Проблема: Незнание признаков наличия у человека информационной культуры

Проблемный вопрос: Чем определяется информационная культура человека?

Оборудование: компьютерный класс 10 компьютеров для учеников, проектор, интерактивная доска.

 

Комментарий к ходу урока.

I. Оргмомент.

Учитель приветствует детей, интересуется с каким настроением они пришли на урок.

II. Повторение

Для актуализации знаний учитель предлагает вместе вспомнить:

Что изучает наука информатика?

Что такое информация с точки зрения человека, техники, общества?

Какие информационные процессы выполняет человек в своей деятельности?

III. Работа на интерактивной доске. Установить соответствие даты и события, связанного с развитием информационного общества.

IV. Изучение новой темы.

Учитель ставит проблемный вопрос: “Чем определяется культура человека?”

(Выслушать ответы учеников).

Сделать вывод: Культура человека определяется:

Знаниями, умениями, профессиональными навыками.

Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития.

Способами и формами взаимного общения.

Личная культура человека определяется:

Уровнем его умственного развития.

Характером его профессиональной и творческой деятельности.

(На доске записываются эти определения)

Учитель конкретизирует вопрос: “Чем определяется информационная культура человека”?

(Выслушать предположения учеников).

Учитель: “ В связи с переходом к информационному обществу к общей культуре человека добавилась еще одна категория – информационная культура.

Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы”.

(Соответствующие определения проецируются на доску).

Учитель: “Создадим образ человека, владеющего информационной культурой”.

Пояснение: Для создания образа будем использовать средства интерактивной доски – коллекцию рисунков из “Галереи изображений”. Учитель заранее должен заготовить рисунки из коллекции и отсканированные (если необходимо), разместив их в папку “Мое содержимое”.

В центре доски разместить “образ культурного человека” в виде отдельной фигуры. В ходе рассказа – рассуждения к фигуре человека будем добавлять элементы, иллюстрирующие характерные черты информационной культуры человека.

В ходе работы над созданием образа культурного человека учитель задает вопросы, подводящие учащихся к решению проблемы. Например:

Что должен уметь современный человек?

Какими устройствами необходимо владеть каждому в информационном обществе?

Какими средствами поиска информации нужно уметь пользоваться?

Какие виды информации вы знаете и умеете ими владеть?

Какими способами обработки информации вы знакомы? и другие.

Учитель: Информационная культура человека должна проявляться в следующем:

- в умении использовать различные технические устройства – от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей. ( В это время к фигуре на доске добавить рисунок с компьютером, калькулятором и телефоном);

- в способности владеть информационными технологиями (к фигуре на доске добавить окна программ из пакета Microsoft Office и окна графических редакторов или другие);

- в умении поиска информации из газет, из компьютерных коммуникаций (добавить к фигуре на доске рисунки газет и окно программы – браузера);

- в знании различных методов обработки информации (добавить к фигуре человека рисунки тетради с решением задачи, программу на языке программирования для решения этой же задачи, решение задачи в электронных таблицах);

- в умении представлять информацию в понятном виде (добавить к фигуре человека рекламу чего либо);

- в умении работать с различными видами информации: графической, текстовой, табличной, видео- , аудио – информацией (добавить к фигуре человека различные виды информации: рисунки, тексты, таблицы, звуковые файлы, видеоролики).

Учитель: Посмотрите на доску мы с вами получили образ современного человека, владеющего информационной культурой.

Пояснение: готовый образ необходимо заранее подготовить, распечатать и после его составления на доске раздать все детям, для того чтобы они его вклеили в тетрадь и сохранили. Например:

V. Проведение физкультминутки.

Можно провести комплекс упражнений для снятия усталости глаз, мышц шеи и спины.

Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами "восьмерку" в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.

Голову слегка запрокиньте назад. Преодолевая сопротивление напряженных мышц шеи, прижмите подбородок к яремной ямке. Выполните упражнение не менее 5 раз.

Голову и плечи держите прямо. Медленно поверните голову максимально вправо (5 раз). Столько же раз выполните движение влево.

И.п. - сидя на стуле. Заведите руки за голову - вдох, максимально прогнитесь назад 3 - 5 раз, опираясь лопатками о спинку стула - выдох.

VI. Закрепление темы:

Выполним упражнение (устно).

Ответьте на вопрос: В какой степени каждый из вас соответствует этому образу человека, владеющего информационной культурой?

Пояснение: Выслушать ответы учеников. Ученики должны аргументировать свой ответ. Скорее всего, после ответов всех учащихся окажется, что дети в малой степени владеют информационной культурой. И поэтому важно сделать следующий вывод:

“Уроки информатики нацелены на формирование и повышения уровня информационной культуры”.

VII. Практическое задание для выполнения на компьютере: Создайте рекламу какого-либо товара или услуги, используя возможности пакета Microsoft Office (программы, в которых будут создавать рекламу, ученики выбирают по своему усмотрению)

VIII. Задание на дом. Напишите план-сочинение на тему: “Как стать культурным человеком?”

IX. Подведение итогов и завершение урока.

Подведем итоги занятия.

Что на занятии было главным?

А что было интересным?

Чему вы научились сегодня?

Спасибо всем за урок. До свидания.

 Использованная литература: 

  1. Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике: 10 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 400 с. – (В помощь школьному учителю)
  2. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы/ сост. О.Н.Черненко. – Волгоград: Учитель, 2007
  3. Интерактивная доска в школе / авт.-сост. Е.А.Голодов, И.В.Гроцкая, В.Е.Бельченко. – Вологоград: Учитель , 2009.