Разработка урока в 6 классе по теме:"Умозаключение как форма мышления"
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) по теме

Разработка урока по теме: "Умозаключение как форма мышления" включает в себя:

 

  • конспект
  • презентацию
  • файл - тренажер, выполненный в Excel

Надеюсь, пригодится и вам, коллеги 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx331.47 КБ
Office presentation icon umozaklyuchenie_kak_forma_myshleniya.ppt926.5 КБ
Office spreadsheet icon 6kl_23.xls52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: __________________________

Предмет: информатика

Учитель: Фёдорова М.А.

Класс: 6

Урок № 23

Тема: «Умозаключение как форма мышления».

Цели:

  1. Способствовать формированию у учащихся общего представления об умозаключении как форме мышления.
  2. Продолжить формировать у обучающихся навыки работы в среде табличного процессора.
  3. Воспитательная: формировать познавательные интересы учащихся, воспитывать трудолюбие, усидчивость, культуру умственного труда.

Основные понятия: суждение, умозаключение, понятие, посылка, заключение.

Тип урока: комбинированный

Основные методы:

  1. Объяснительно-иллюстративный
  2. Репродуктивный

Оборудование:

технические средства: 

компьютеры с операционной системой Linux,

мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

программные средства:

Open office calc, Power Point.

раздаточные материалы:

карточки с теорией,

карточки с домашним заданием.

Перечень информационных ресурсов:

  1. Информатика: Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 208 с.
  2. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008. – 464 с.

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Проверка домашнего задания (7 мин.)
  3. Объяснение и первичное закрепление нового материала (15 мин.)
  4. Постановка задания на дом (2 мин.)
  5. Физминутка (3 мин.)
  6. Компьютерный практикум (15 мин.)
  7. Подведение итогов (2 мин.)


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (1 мин.)

Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку.

  1. Проверка домашнего задания (7 мин.)

На данном этапе начинается использование презентации.

Повторение начинается с устного фронтального опроса, направленного на выяснение уровня знаний терминов предыдущего урока. Демонстрируется слайд № 1:

Ответы на вопросы:

  1. Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах, свойствах или отношениях объектов.
  2. Простые и сложные.
  3. Общеутвердительные, общеотри-цательные, частноутвердительные, частноотрицательные.
  4. Образуются из простых, с помощью логических связок.

Учитель проверяет правильность выполнения задания № 1. Предупреждает о том, что в конце урока необходимо сдать тетради. Демонстрируются слайды №№ 2,3:

Затем, учащиеся делятся на подгруппы.  1 подгруппа выполняет задания компьютерного практикума, направленные на повторение предыдущих тем раздела. 2 подгруппа приступает к изучению нового материала.

  1. Объяснение и первичное закрепление нового материала (15 мин.)

Объяснение нового материала ведется учителем на основе презентации. Демонстрируются слайды №№ 4 – 9:

Слайд № 4:

Ученики записывают в тетрадях число, «Классная работа», тему урока.

Слайд № 5:

Ученики знакомятся с понятием «умозаключение», находят определение у себя на карточках с теорией. Учитель просит дома записать это определение в тетради, чтобы не тратить время урока.

Слайд № 6

Учащиеся знакомятся со схемой и описанием первой из форм получения умозаключений.

Учитель обращает внимание ребят на диаграммы, просит назвать отношения приведенные на слайде.

Слайд № 7

Учащиеся знакомятся с примером.

Учитель знакомит детей с примером оформления решения задачи в тетради.

Слайд № 8

Учащиеся знакомятся со схемой и описанием второй формы получения умозаключений.

Учитель обращает внимание ребят на диаграммы, просит назвать отношения приведенные на слайде.

Слайд № 9

Учащиеся знакомятся с примером.

Учитель еще раз обращает внимание детей на оформление решения задачи в тетради.

Для первичного закрепления нового материала учитель предлагает ребятам выполнить задания, размещенные на последующих слайдах презентации. (Задания взяты из учебника, стр. 60 - 61.[1])

С учащимися 1 подгруппы учитель разбирает задания, приведенные на слайдах №№ 11 – 16.

Слайд № 11

 Учитель демонстрирует задание учащимся. Предлагает подумать.

Затем демонстрирует образец записи решения в тетради.

Учитель просит ребят записать решение в тетрадь.

Учитель обращает внимание детей на термины «посылка», «заключение».

Слайд № 12

Учитель предлагает ребятам выполнить следующие 2 задания.

Задания решаются устно.

Слайд № 13

Учитель предлагает учащимся следующее задание. После того, как школьники дают верный ответ, учитель демонстрирует образец решения данного задания с применением диаграмм.

Слайд № 14

Учитель предлагает ребятам выполнить следующее задание.

Задание решается устно.

Слайд № 15

Учитель предлагает ребятам выполнить задание.

Дает время на обдумывание.

Слайд № 16

При возникновении затруднений демонстрирует слайд с решением задания.

С учащимися 1 подгруппы учитель разбирает задания, приведенные на слайдах №№ 17 - 22.

Слайд № 17

 Учитель демонстрирует задание учащимся. Предлагает подумать.

Затем демонстрирует образец записи решения в тетради.

Учитель просит ребят записать решение в тетрадь.

Учитель обращает внимание детей на термины «посылка», «заключение».

Слайд № 18

Учитель предлагает ребятам выполнить следующие 2 задания.

Задания решаются устно.

Слайд № 19

Учитель предлагает учащимся следующее задание. После того, как школьники дают верный ответ, учитель демонстрирует образец решения данного задания с применением диаграмм.

Слайд № 20

Учитель предлагает ребятам выполнить следующее задание.

Задание решается устно.

Слайд № 21

Учитель предлагает ребятам выполнить задание.

Дает время на обдумывание.

Слайд № 22

При возникновении затруднений демонстрирует слайд с решением задания.

  1. Постановка задания на дом (2 мин.)

Учитель демонстрирует слайд № 23. Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. Затем учитель просит  ребят просмотреть  содержание заданий, говорит детям, что № 38 они выполняют по желанию. Поясняет при возникновении вопросов. Задания взяты из рабочей тетради №№ 36 - 38, стр. 73 – 74 (информационные ресурсы [2]).

  1. Физминутка (3 мин.)

Игра «Правда» и «Неправда»

(закрепление понятий истина и ложь).

Правила игры:

Если учитель произносит высказывание истинное, то ученики должны подпрыгнуть, в противном случае – присесть.

  1. Все крокодилы летают. (приседают)
  2. Компьютер – помощник человека при счете. (подпрыгивают)
  3. Телефон служит средством связи. (подпрыгивают)
  4. Все геометрические фигуры имеют углы. (подпрыгивают)
  5. 10 делится на 3 без остатка. (приседают)
  6. Клавиатура является устройством ввода. (подпрыгивают)
  7. Земля плоская. (приседают)
  8. Бумага – носитель информации. (подпрыгивают)
  9. Все люди ходят на четвереньках. (приседают)
  10. Солнце является спутником Земли. (подпрыгивают)
  11. Ботаника – раздел науки о технике. (приседают)
  12. Воробей – птица! (подпрыгивают)

  1. Компьютерный практикум (15 мин.)

Учащиеся выполняют задания из файла – приложения. Задачи предназначены для повторения тем, изученных на предыдущих уроках.

Задания представляют собой тест. Напротив каждого пункта учащиеся могут увидеть информацию о правильности данного ответа.

  1. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление отметок. (2 мин.)

Учитель просит ребят ответить на вопросы:

  1. О чём вы узнали на этом уроке?
  2. С какими новыми понятиями познакомились?
  3. С какими понятиями предыдущих занятий встретились?
  4. Есть ли вопросы по теме?

Педагог просит высказать свое мнение о прошедшем уроке.

Выставляет отметки за работу на уроке. Некоторым учащимся (наиболее активным) учитель выставляет по 2 отметки: за устные ответы и за задания компьютерного практикума.


Результаты урока

Класс: 6                предмет: информатика         

Дата: _________________                                        Тема: «                                                                                »

№ п/п

Ф.И. учащегося

Этап урока

Оценка

Опрос теория

Проверка д/з

Новый материал

Компьютерный практикум

Подведение итогов урока

1

Айнат

Татьяна

2

Белогородцева Марина

3

Вуквуье

Алла

4

Кли

Мария

5

Коравье

Елена

6

Крутова

Карина

7

Лелёк

Серафима

8

Нутевьи

Иван

9

Тевлянаут

Тына

10

Тейкылькут Григорий


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Давайте повторим Что такое суждение? Какие бывают суждения? Перечислите виды простых суждений. Как образуются сложные суждения?

Слайд 2

Проверим домашнее задание: № 1. Установите отношения между понятиями: а) «прямоугольный треугольник» и «равнобедренный треугольник». Некоторые прямоугольные треугольники являются равнобедренными треугольниками. б) «равносторонний треугольник» и «равнобедренный треугольник» Каждый равносторонний треугольник является равнобедренным треугольником. в) «прямоугольник» и «ромб» Некоторые прямоугольники являются ромбами.

Слайд 3

Проверим домашнее задание: № 1. Установите отношения между понятиями: г) «прямоугольник» и «квадрат» Некоторые прямоугольники являются квадратами. д) «квадрат» и «прямоугольник» Все квадраты являются прямоугольниками. е) «ромб» и «квадрат» Некоторые ромбы являются квадратами. ж) «прямоугольник» и «окружность» Ни один прямоугольник не является окружностью. з) «квадрат» и «ромб» Все квадраты являются ромбами.

Слайд 4

Тема : «Умозаключение как форма мышления». Классная работа.

Слайд 5

форма мышления , с помощью которой из одного или нескольких суждений , называемых посылками , мы по определенным правилам вывода получаем суждение – заключение. Умозаключение –

Слайд 6

Формы получения умозаключений Если все А являются B , а все В являются С , то все А являются С C B A C и B A

Слайд 7

Пример: “ Если все воробьи – птицы , а все птицы – животные , то все воробьи являются животными ” П.1: все воробьи – птицы П.2: все птицы – животные З.: все воробьи являются животными Запись в тетради:

Слайд 8

Если ни одно А не является В , а все С являются А , то ни одно С не является В . Формы получения умозаключений В А В С и А С

Слайд 9

Пример : “ Если ни у одного четного числа десятичная запись не заканчивается цифрой 5 и все числа , делящиеся на 4 , четны , то ни у одного числа , делящегося на 4 , десятичная запись не заканчивается цифрой 5 ” П.1: ни у одного четного числа десятичная запись не заканчивается цифрой 5 П.2: все числа , делящиеся на 4 , четны З.: ни у одного числа , делящегося на 4 , десятичная запись не заканчивается цифрой 5 Запись в тетради:

Слайд 10

Задания для 1 подгруппы Задания для 2 подгруппы Домашнее задание А теперь закрепим :

Слайд 11

Давайте закрепим: 1 подгруппа Все имена существительные изменяются по падежам и числам. Слово «урок» – имя существительное. Следовательно, … П.1: Имена существительные изменяются по падежам и числам. П.2:Слово «урок» – имя существительное. З.: Слово «урок» изменяется по падежам и числам.

Слайд 12

Давайте закрепим: 1 подгруппа Названия городов – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит, … Все растения на свету поглощают углекислый газ. Тополь – растение. Следовательно …

Слайд 13

Давайте закрепим: 1 подгруппа Все ученики 6 класса занимаются спортом. Саша учится в 6 классе. Значит, … Спорт 6 класс Саша Спорт и 6 класс Саша

Слайд 14

Давайте закрепим: 1 подгруппа Мама купила 4 шара красного и голубого цветов. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько мама купила красных шаров и сколько голубых?

Слайд 15

Давайте закрепим: 1 подгруппа Школьники, работая в колхозном саду, собрали 22 ящика фруктов. В одних были яблоки, во вторых – груши, в-третьих – сливы. Можно ли утверждать, что имеется по крайней мере 8 ящиков с одним из указанных видов фруктов?

Слайд 16

Давайте закрепим: 1 подгруппа Рассмотрим самый неблагоприятный случай: школьники собирали по 7 ящиков каждого вида фруктов: 7*3 = 21. В оставшийся ящик можно положить или яблоки, или груши, или сливы. Следовательно, существует по крайней мере 7+1=8 ящиков одного из видов фруктов.

Слайд 17

Все ученики, которые учатся в первую смену, приходят в 8 часов. Сережа учится в первую смену. Во сколько приходит Сережа? 2 подгруппа Давайте закрепим: П.1: Все ученики, которые учатся в первую смену, приходят в 8 часов. П.2: Сережа учится в первую смену. З.: Серёжа приходит в 8 часов.

Слайд 18

Если числитель меньше знаменателя, то дробь правильная. У дроби 3/8 числитель меньше знаменателя. Следовательно, … Если число оканчивается на 0, то оно делится на 5. Известно, что данное число не делится на 5. Следовательно, … 2 подгруппа Давайте закрепим:

Слайд 19

Если ни один слон не может летать, и все птицы летают. Следовательно, … 2 подгруппа Давайте закрепим: Летать Летать Слон Птицы и Слон Птицы

Слайд 20

У сестер Юли и Тани было три платка: один розовый и два голубых. Увидев на юле один из этих платков, Таня поняла, что она может надеть только голубой платок. Какой платок был на Юле? 2 подгруппа Давайте закрепим:

Слайд 21

Работая в поле, рабочие собрали 19 мешков овощей. В одних была морковь, во вторых – свекла, в-третьих – картофель. 2 подгруппа Давайте закрепим: Можно ли утверждать, что имеется по крайней мере 7 мешков с одним из указанных видов овощей?

Слайд 22

2 подгруппа Давайте закрепим: Рассмотрим самый неблагоприятный случай. Рабочие собирали по 6 мешков каждого вида овощей: 6*3 = 18. В оставшийся мешок можно положить или свеклу, или морковь, или картофель. Следовательно, существует по крайней мере 6+1=7 мешков одного из видов овощей.

Слайд 23

Домашнее задание: Прочитать теорию на карточках. Выполнить задания в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики в 6 классе на тему "Суждение как форма мышления".

Урок  "Суждение как форма мышления" в 6 классе разработан по учебнику Л.Л. Босовой "Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса" является десятым в серии уроков по теме «Человек и информация» и ...

Разработка уроков 7 класс по теме "Обработка оборок"

В данном материале 4 разработанных урока 7 класса по теме "Обработка оборок: Отделка швейных изделий. Виды отделки. Обработка отлетного среза оборки швом вподгибку двойной строчкой. Вт...

Материла для урока по информатике для 6 класса на тему "Суждение как форма мышления"

Данная папка содержит технологическую карту урока, приложения, необходимые для урока (рабочие листы, тексты для определения темы урока, таблицы для заполнения, практическое задание на компьютере) и со...

Урок информатики по теме "Умозаключение как форма мышления" 6 класс

Это урок № 12 в теме «Человек и информация»Тип урока. Урок изучения нового материала....

Методическая разработка урока 5 класс по теме "У врача"

Данная разработка может быть использована при прохождении темы " У врача" в 5 классе при любом УМК...

Разработка урока по теме: Умозаключение как форма мышления

Урок по теме "Умозаключение как форма мышления. Практикум №11 "Рисуем в редакторе Word"" разработан на основе УМК Босовой Л.Л. Разработка включает в себя план-конспект, презентацию, кроссворд, карточк...