Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 классы УМК Босовой Л.Л.
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) по теме

Чиркова Анна Николаевна

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 классы к учебнику Босовой Л.Л. с поурочным планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 5-7_klass.zip194.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Первомайская средняя общеобразовательная школа Шипуновского района Алтайского края

Руководитель МО

«Утверждаю»

____________________(_____________)

Директор школы:____________

(Андрузский Е.М.)            

Протокол №_______от

Приказ №________от

«______»_________________2012 г.

«_____»________________2012 г.

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 5-7 классах

базовый уровень

на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской программы

Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»

 Составитель: Чиркова А.Н.

Учитель информатики и ИКТ

П. Первомайский – 2012

Пояснительная записка

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во II–XI классах.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета  «Информатика и ИКТ» предполагается в VII-IX классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его  изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в V-VII классах.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012», с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ».

Изучение информатики и ИКТ в  V-VII классах направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  2. формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
  3. усиление культурологической составляющей школьного образования;
  4. пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  5. развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В основу курса информатики и ИКТ для  V-VII классов положены следующие идеи:

  1. целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень  является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
  2. научность в сочетании с доступностью,  строгость и систематичность изложения (включение в содержание  фундаментальных положений  современной  науки  с учетом возрастных особенностей обучаемых);
  3. практическая направленность,  обеспечивающая отбор содержания,  направленного  на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни,  в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
  4. дидактическая  спираль  как  важнейший  фактор структуризации в методике обучения информатике:  вначале  общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых;  затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
  5. развивающее обучение – обучение  ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов,  формирование   и развитие у школьников обобщенных способов деятельности,  формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

1.        Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

2.        Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

3.        Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

4.        Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

5.        Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

6.        Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

7.        Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (15-20 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Программа рассчитана на 105 часов  (35 часов в 5 классе;35 часов в 6 классе и 35 часов в 7 классе).

Программой предусмотрено проведение:

  1. практических работ – 15 (в 5 классе), 21 (в 6 классе);12 (в 7 классе)
  2. контрольных работ – 1 (в 5 классе), 4 (в 6 классе), 2 (в 7 классе).

Формы организации учебного процесса

Главная форма- коллективная (лекция, беседа, рассказ, конференция)

Также используется индивидуальная форма работы, парная и групповая.

В авторское содержание  рабочей программы были внесены изменения. В теме  «Элементы алгоритмизации» (6 класс) среда программирования «Алгоритмика» заменена на Комплект Учебных Миров (КУМИР), который входит в состав ОС Linux. Данные изменения были сделаны потому, что техническая поддержка курса осуществляется ОС Windows, в силу того, что на всех компьютерах в школе установлена ОС Linux, с уже включенным туда КУМИРом, который в полном объеме выполняет те же функции, что и среда «Алгоритмика», вместо исполнителей Line, Draw в теме будут рассматриваться исполнители из комплекта КУМИР Чертежник и Робот. По тем же причинам тема «Алгоритимка» (7 класс) была заменена на Комплект учебных миров (КУМИР). То есть учащиеся в 6 классом знакомятся со средой программирования КУМИР (исполнителей Чертежник и Робот), а в 7 классе продолжают работу по написанию простейших программ.

Требования к подготовке школьников  в области информатики и ИКТ

V класс

Учащиеся должны:

  1. понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  2. различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  3. приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  4. приводить примеры информационных носителей;
  5. иметь представление о способах кодирования информации;
  6. уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  1. определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  2. различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  3. запускать программы из меню Пуск;
  4. уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  5. вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  6. уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  7. уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  8. уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  9. знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

VI класс

Учащиеся должны:

  1. определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  2. понимать смысл  терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  3. приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  4. различать необходимые и достаточные условия;
  5. иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
  6. уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  7. иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
  8. иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
  1. уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  2. определять назначение файла по его расширению;
  3. выполнять основные операции с файлами;
  4. уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  5. уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  6. создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
  1. иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

VII класс

Учащиеся должны:

  1. для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  2. называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  3. осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;
  4. понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
  5. приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  6. понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
  7. иметь представление о назначении и области применения моделей;
  8. различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  9. приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  10. уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
  11. знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  12. знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
  13. осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
  14. приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  15. давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
  16. осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  17. выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  18. выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  19. уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  20. уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  21. выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  22. создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  23. для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

        Календарно-тематическое планирование (информатика и ИКТ: 1ч.в неделю; 35 учебных недель)

5 класс

№ п/п

Наименование раздела программы и тем

Всего часов

Контрольные  и диагностика

Дата

Примечание

I

Компьютер для начинающих

8

1

Информация - Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный  тренажер в режиме ввода слов.

1

2

Как устроен компьютер. Клавиатурный  тренажер в режиме ввода слов.

1

3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой»

1

4

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Клавиатурный тренажер.

1

5

Программы и файлы.

Клавиатурный  тренажер в режиме игры.

1

6

Рабочий стол.

Управление мышью.

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь»

1

7

Главное меню. Запуск программ.

Практическая работа № 3: «Запускаем программы. Основные элементы окна программы»

1

8

Проверочная работа.

Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню»

1

Информация вокруг нас

15

9

Действия с информацией. Хранение информации.

1

10

Носители информации. Клавиатурный  тренажер в режиме ввода слов.

1

11

Передача информации. Клавиатурный  тренажер в режиме ввода предложений.

1

12

Кодирование информации.

1

13

Формы представления информации. Метод координат

1

14

Текст как форма представления информации

1

15

Табличная форма представления информации

1

16

Наглядные формы представления информации.

Проверочная работа

1

17

Обработка информации. Практическая работа №5: «Выполняем вычисления помощью приложения Калькулятор» (часть1)


1

18

Обработка текстовой информации.
Практическая работа №6: «Вводим текст»

1

19

Обработка текстовой информации.

Практическая работа №7 «Редактируем текст»

1

20

Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа №8: «Работаем с фрагментами текста»

1

21

Редактирование текста. Поиск информации.

Практическая работа №8: «Работаем с фрагментами текста»

1

22

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

1

23

Форматирование — изменение формы представления информации.

Практическая работа №9: «Форматируем текст»

1

Информационные технологии

11

24

Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Практическая работа №10: «Знакомимся с инструментами графического редактора»

1

25

Инструменты графического редактора.

Практическая работа №11: «Начинаем рисовать»

1

26

Обработка текстовой и графической информации.

Практическая работа №11: «Начинаем рисовать»

1

27

Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа №12: «Создаем комбинированные документы»

1

28

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №5: «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор»

1

29

Преобразование информации путем рассуждений.

Практическая работа №13: «Работаем с графическими фрагментами»

1

30

Разработка плана действий и его запись.

Логические задачи  на переливания

1

31

Разработка плана действий и его запись.

Логические задачи «Переправа»

1

32

Контрольная работа.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему»

1

33

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему»

1

34-35

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему»

2

Календарно-тематическое планирование (информатика и ИКТ: 1 ч.в неделю; 35 учебных недель)

6 класс

№ п/п

Наименование раздела программы и тем

Всего часов

Контроль и диагностика

Дата

Примечание

I

Компьютер и информация

11

1

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

1

2

Файлы и папки. Практическая работа №1: «Работаем с файлами и папками»

1

3

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2: «Знакомимся с текстовым процессором»

1

4

Двоичное кодирование числовой информации.

Практическая работа №2: «Знакомимся с текстовым процессором»

1

5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор

1

6

Тексты в памяти компьютера.

Практическая работа №3: «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи»  

1

7

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №3: «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2)

1

8

Создание документов в текстовом процессоре.

Практическая контрольная работа

1

9

Растровое кодирование графической информации.

1

10

Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа №4: «Нумерованные списки»

1

11

Единицы измерения информации.

Практическая работа №5 «Маркированные списки»

1

Человек и информация

13

12

Контрольная работа.

Информация и знания. Практическая работа №6: «Создаем таблицы»(задания 1-2)

1

13

Чувственное познание окружающего мира.

Практическая работа №6: «Создаем таблицы»(задания 3, 4)

1

14

Понятие как форма мышления.

Практическая работа №7: «Размещаем текст и графику в таблице»

1

15

Как образуются понятия. Практическая работа №8: «Строим диаграммы»  (задания1-2)

1

16

Структурирование и визуализация информации.

Практическая контрольная работа

1

17

Содержание и объем понятия.

Практическая работа №8: «Строим диаграммы» (задания 3 - 5)

1

18

Отношения тождества, пересечения и подчинения.  Практическая работа №9: «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1-3)

1

19

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9: «Изучаем графический редактор Paint» (задания 4-7)

1

20

Определение понятия. Практическая работа №10: «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1-3)

1

21

Классификация. Практическая работа №10: «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1-3)

1

22

Суждение как форма мышления.

Практическая работа №11: «Рисуем в текстовом редакторе» (задания 1-3)

1

23

Умозаключение как форма мышления.

Практическая работа №11: «Рисуем в текстовом редакторе» (задания 4-6)

1

24

Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №12: «Рисунок на свободную тему»

1

III

Элементы алгоритмизации

9

25

Исполнители вокруг нас. Логические задачи на переливания.

1

26

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа

1

27-28

Линейные алгоритмы. Практическая работа №13: «OpenOffice.org

Impress. Часы»

2

29-30

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14: «OpenOffice.org

Impress. Времена года»

2

31-32

Циклические алгоритмы. Практическая работа №15: «OpenOffice.org

Impress. Скакалочка»

2

33

Контрольная работа.Систематизация информации. Практическая работа №16: «Работаем с файлами и папками. Часть2»

1

34-35

Итоговый мини-проект. Практическая работа №17: «Создаем слайд-шоу»

2

Календарно-тематическое планирование (информатика и ИКТ: 1 ч.в неделю; 35 учебных недель)

7 класс

№ п/п

Наименование раздела программы и тем

Всего часов

Контроль и диагностика

Дата

Примечание

I

Объекты и их имена

6

1

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов.

Практическая работа №1: «Основные объекты операционной системы Linux»

1

2

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2: «Работаем с объектами файловыми системы»

1

3

Состав объектов. Практическая работа №3: «Создаем текстовые объекты»(задания 1-3)

1

4

Системы объектов. Практическая работа №3: «Создаем текстовые объекты» (задания 7-9)


1

5

Система и окружающая среда. Практическая работа №3: «Создаем текстовые объекты» (задания 4-6)


1

6

Персональный компьютер как система. Контрольная работа

1

II

Информационное моделирование

20

7

Модели объектов и их назначение. Практическая работа №4: «Создаем словесные модели» (задания1-3)

1

8

Информационные модели. Практическая работа №11 «Графические модели»

1

9

Словесные информационные модели. Научные и художественные описания. Практическая работа №4«Создаем словесные модели» (задания 4-5)


1

10

Словесные информационные модели. Практическая работа №4«Создаем словесные модели» (задания 6-7)


1

11

Словесные информационные модели. Практическая работа №4«Создаем словесные модели» (задания 8-9)


1

12

Многоуровневые списки. Практическая работа №5 «Многоуровневые списки»

1

13

Математические модели. Контрольная работа

1

14

Табличные информационные модели.

Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа №6: «Создаем табличные модели» (Задания 1-2).

1

15

Простые таблицы.

Практическая работа №6: «Создаем табличные модели» (Задания 3,4).

1

16

Сложные таблицы. Практическая работа №6: «Создаем табличные модели» (Задания 5,6).


1

17

Табличное решение логических задач. Практическая работа №6: «Создаем табличные модели» (Задания 7).


1

18

Вычислительные таблицы. Практическая работа №7: «Создаем вычислительные таблицы»

1

19

Знакомство с электронными таблицами.

Практическая работа №8 : «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 1-3)

1

20

Работа с электронными таблицами. Практическая работа №8: «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 4-6)


1

21

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Практическая работа №9: «Создаем диаграммы и графики» (задания 5-7)

1

22

Графики и диаграммы.

Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9: «Создаем диаграммы и графики» (задания 1-7)

1

23

Графики и диаграммы.

Визуализация многорядных данных.

Практическая работа №9: «Создаем диаграммы и графики» (задания 4)

1

24

Многообразие схем. Практическая работа №10: «Схемы, графы, диаграммы» (задания 1-2)

1

25

Информационные модели на графах. Практическая работа №10: «Схемы, графы, диаграммы» (задания 3-5)

1

26

Деревья. Практическая работа №10: «Схемы, графы, диаграммы» (задания 6-7). Проверочная работа

1

III

 Среда Кумир

7

27

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник.

Управление Чертежником. Работа в среде «КУМИР»

1

28

Исполнитель Чертежник.

Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде «КУМИР»

1

29

Исполнитель Чертежник.

Цикл повторить n раз. Работа в среде «КУМИР»

1

30

Исполнитель Робот.

Управление Роботом. Работа в среде «КУМИР»

1

31

Исполнитель Робот.

Цикл «пока». Работа в среде «КУМИР»

1

32

Исполнитель Робот.

Ветвление. Работа в среде «КУМИР»

1

33

Проверочная работа

1

34-35

Итоговый проект. Практическая работа № 12: «Итоговая работа»

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатики и ИКТ 5 - 7 класс (Босова Л.Л,)

«Рассмотрено» Руководитель МО________________________ФИОПротокол №_____ от«___» ____________ 20___г.«Согласовано»Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса к учебнику Л. Босова

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям «Народное образование» №9 2006, федерального компонента госуда...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 5 класс

Данная рабочая программа по информатике и ИКТ (по учебнику Л.Л.Босовой ) состоит из 3 файлов : 1) УМК, 2) пояснительная записка, 3) тематическое планирование (1 час в неделю)....

Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л.

Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л. Тематическое планирование расчитано  на 1 час в неделю для 5-8 классов, 2 часа в неделю в 9 классе....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 класс по авторской программе Босовой Л.Л.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике для 5-7 классов, разработанной мной в 2013-2014 учебном году....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 классы УМК Босова Л.Л.

Программа составлена на основе: 1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 13)2.«...

Аннотация к рабочей программе по информатике и ИКТ для 9 класса (УМК Босова)

Аннотация к рабочей программе по информатике и ИКТ для 9 класса...