рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс, основное общее образование, базовый уровень
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме

Шароватова Яна Олеговна

Рабочая программа по информатике составлена на основе  программы базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. 8-9 классы. Автор: Н.Д. Угринович - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Программа содержит пояснительную записку, критерии оценивания, требования к знаниям по информатике учащихся 9 класса, умениям и навыкам учащихся, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_9_klass1.doc400.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Нормативные документы

Закон об образовании РФ, 2007.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ. Москва, 2004.

Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 № 1276)

Примерная программа по информатике и ИКТ  МО РФ. М.: «Дрофа» 2007 г.

Программа базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. 8-9 классы. Автор: Н.Д. Угринович - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

 САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

 Учебный план  МКОУ «Новоярковская СОШ» 2013 – 2014 учебный год

Содержание данной программы согласовано с содержанием примерной программы основного курса информатики для средней школы, рекомендованной министерством образования и науки РФ.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами, СУБД мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

 На  уроках информатики в соответствии с программой предполагается теоретическая и практическая часть за компьютером в соответствии с нормами СанПин.

Изучение информатики  в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • Расширение  у учащегося системы базовых знаний по информатике;
  • Формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;
  • Освоение информационной технологии моделирования в среде графического редактора, в текстовом процессоре;
  • Освоение базовой информационной технологии работы в системной среде, в графическом редакторе, в текстовом процессоре, в табличном процессоре, в системе управления базой данных;
  • Освоение коммуникационных технологий в глобальной сети Интернет;
  • Ознакомление с основами алгоритмизации и программирования;
  • Ознакомление с основами алгебры логики и логическими основами построения компьютера;
  • Приобретение знаний и умений целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
  • Понимание необходимости соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности.
  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира,

         роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и          процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других      школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования           методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и           познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 9  - 68 -часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Учебный план МКОУ «Новоярковская  СОШ» определяет на изучение предмета «Информатика и ИКТ  68 часов - 2 часа в неделю.

Компетенции

Основой целеполагания при изучении курса «Информатика и ИКТ» является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса информационных технологий.

Формирование практических навыков обработки информации будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе использования шаблонов информационных объектов различных типов (текстовых, графических, мультимедийных, структурных) и разных уровней сложности (элементарные и комплексные шаблоны, реализованные в общедоступных программных пользовательских средствах). Для компетентностного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свое информационное пространство и познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в программе это является основой для целеполагания.\

Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:

  • Примерные учебные программы по информатике;
  • Методические разработки и рекомендации;
  • Индивидуальные проблемные задания;
  • Индивидуальные вариативные задания;
  • Тестовые тематические задания;
  • Занимательные задачи, кроссворды, ребусы, викторины по информатике.

Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:

  • Традиционное обучение;
  • Развивающее обучение;
  • Личностно-ориентированное обучение;
  • Дифференцированное обучение;
  • Дидактические игры;
  • Проблемное обучение;
  • Педагогики сотрудничества.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок;
  • Урок-лекция;
  • Урок-демонстрация;
  • Урок-практикум;
  • Творческая лаборатория;
  • Урок-демонстрация;
  • Урок-игра;
  • Урок-консультация.

На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Структура курса

Раздел

Примерная программа

Всего

Кодирование и обработка числовой информации

6

12

Представление информации

6

-

Алгоритмы и исполнители

19

24

Формализация и моделирование

8

8

Хранение, поиск и сортировка информации

4

5

Коммуникационные технологии

12

14

Информационные технологии в  обществе

4

4

Резерв, итоговый контроль

11

1

Итого

68

Изменения, внесенные в  программу:

  1. В соответствии с учебным планом на изучении предмета « Информатика и ИКТ» начинается с 8 класса, а программа Угриновича  предполагает изучение предмета для основной школы  с 7 класса, поэтому материал, рассчитанный на 3 года  уплотнен и выдается за  8 – 9 классы .
  2. В связи с переходом на СПО, учителем  в учебном процессе используется учебник  Н.Д. Угриновича, так как он мультисистемный и практические работы компьютерного практикума  могут выполняться в операционных системах Windows и Linux.
  3. В разделе « Представление о программе. Классификация программ.» сокращено количество часов( 2)  на изучение операционной среды Windows, и добавлены часы на изучение ОС Linux.  
  4. Раздел «Представление информации» (6 часов) не преподается отдельным блоком, а включен отдельными темами при изучении соответствующих разделов: «Информация и информационные процессы» – 2 час, «Обработка текстовой информации» – 2 час, «Обработка числовой информации» – 2 часа, «Мультимедийные технологии» – 1 час. Образующийся резерв времени (5 часов) используется на изучение раздела «Алгоритмы и исполнители» и 6 часов на контроль и резерв учебного времени.
  5. Предполагается проведение непродолжительных практических работ (ПР) на 10—25 минут, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения ученик должен

знать/понимать:

• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

• единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

уметь:

• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

• программный принцип работы компьютера;

• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий,

• выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

создавать записи в базе данных;

создавать презентации на основе шаблонов;

• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

Содержание рабочей программы (68ч)

Обработка числовой информации (12 ч).

Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

Практические работы:

  1. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления с помощью программного калькулятора.
  2. «Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных».
  3. «Создание и обработка таблиц».
  4. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». Ввод математических формул и вычисление по ним.
  5. «Построение диаграмм и графиков». Параметры диаграммы.

Практикум: работа V. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов.

Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.

Алгоритмы и исполнители (24 ч).

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи I на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Практические работы:

  1. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических  функций при записи арифметического выражения.
  2. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления.
  3. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла.
  4. Разработка алгоритма (программы), содержащего подпрограмму.
  5. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
  6. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.

Практикум: работа VI. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу.

Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражения, операторов ветвления и цикла.

Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива.

Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.

Формализация и моделирование (8 ч).

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования.

Практические работы:

  1. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
  2. Построение генеалогического дерева семьи.
  3. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
  4. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
  5. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
  6. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.

Практикум: работа VIII. Работа с моделями.

Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики. Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.

Хранение поиск и сортировка информации (5 ч).

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.

Практические работы:

  1. Поиск записей в готовой базе данных.
  2. Сортировка записей в готовой базе данных.

Практикум: работа VII. Работа с учебной базой данных.

Поиск необходимой информации. Ввод информации. Обработка запросов.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.

Коммуникационные технологии (14 ч).

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.

Практические работы:

  1. «Регистрация почтового ящика электронной почты». Создание и отправка сообщения.
  2. «Путешествие по Всемирной паутине».
  3. «Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора».
  4. «Загрузка файла из файлового архива».
  5. «Поиск документа». Использование систем каталогов и ввод ключевых слов.
  6. «Сохранение информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них».
  7. «Создание комплексного информационного объекта в виде веб-страницы с использованием шаблонов».

Практикум IX. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.

Планирование веб-страницы (веб-сайта). Поиск необходимой информации.

Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста).

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

Информационные технологии в  обществе (4 ч)

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

Основные этапы развития средств информационных технологий.

Практические работы:

  1. «Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи».
  2. «Защита информации от компьютерных вирусов».
  3. «Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы».

Практикум: работа X. Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.

Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты. Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них. Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой. Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.                                                                                                    

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.)  – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения
  • Простой редактор Web-страниц

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

ДАТА

ВИД РАБОТЫ

ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ

Ноябрь

Олимпиада по информатике

Май

Творческий проект «Моя школа»

Сентябрь – май

Творческий проект «Школьный сайт»

Сентябрь – май

Участие в различных конкурсах

Критерии оценивания

Виды контроля:

Устный контроль - индивидуальный и фронтальный опрос. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.

Письменный контроль - выполняется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, различаются глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный срез).

Лабораторный контроль-практикум - направлен на проверку умений учащихся работать на компьютере, знания программного обеспечения, которое будет использовано на уроке, составления компьютерных моделей, отладка программ.

Машинный (программированный) контроль - предполагается на компьютере, при наличии контролирующих программ. Может применяться на всех этапах изучения учебных предметов. Отличается высокой объективностью при использовании умело и грамотно созданных средств контроля.

Тестовый контроль - может быть машинным или безмашинным, в основе которого лежат тесты.

Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

Оценка практических работ

Оценка «5»

выполнил    работу    в    полном    объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;

проводит  работу  в  условиях,   обеспечивающих  получение   правильных результатов и выводов;

соблюдает правила техники безопасности;

в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи,    графики, вычисления;

правильно выполняет анализ ошибок.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не     более одной ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если

работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;

в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если

работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;

работа проводилась неправильно.

Оценка «1» ставится в том случае, если

ученик совсем не выполнил работу.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся

правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;

правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;

строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;

может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если

ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;

учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся

правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;

допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;

допустил четыре-пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка тестовых работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся

 выполнил   работу   в   полном   объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;

допустил не более 2% неверных ответов.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).

Оценка 3 ставится, если учащийся

выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;

если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

Оценка 2 ставится, если

работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;

работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.

Критерии оценивания реферата

  • соответствие реферата теме;
  • глубина и полнота раскрытия темы;
  • адекватность передачи первоисточников;
  • логичность, связность;
  • доказательность;
  • структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);
  • оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);
  • языковая правильность.

Частные критерии относятся к конкретным структурным частям реферата:       введению, основной части, заключению.

Защита творческой работы   

  1. Уверенное владение материалом творческой работы (реферата).
  2. Компетентность и эрудированность учащегося по теме работы.
  3. Аргументированность выводов по заявленной теме.
  4. Грамотность и полнота ответов на встречные вопросы.
  5. Личностное отношение к проблеме исследования.
  6. Четкость представления материала с использованием программы     просмотра  слайдов

Список литературы и средств обучения

Основная литература - для учителя:  

  1. Информатика.8-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2007
  2. Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям
  3. / Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2007
  4. «Информатика. Базовый курс. 9 класс» Н. Д. Угринович.  – Москва, БИНОМ, 2010г.;
  5. Информатика. Методическое пособие для учителя. 8 класс/ Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.:Питер, 2004
  6. Программа по информатике (системно-информационная концепция). Н.В.Макарова.- СПб.:Питер, 2007

Дополнительная литература для учителя:

  1. Научно-методический журнал «Информатика и образование»
  2. Методическая газета для учителя информатики «ИНФОРМАТИКА», издательский дом «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
  3. Информатика        8-9        Информатика. Поурочные планы        А.С. Федоров        «Учитель»        2006
  4. Информатика        9-11        Конспекты уроков        А.А. Чернов        «Учитель»        2006
  5. Информатика        9-11        Информатика. Проектная  деятельность         Э.С. Ларина        «Учитель»        2009
  6. Информатика        8-9        Поурочные разработки по информатике        А.Х. Шелепаева        М.: «ВАКО»        2008
  7. Информатика        10        Поурочные разработки по информатике        О.Л. Соколова        М.: «ВАКО»        2008
  8. Информатика        8-9        Сборник типовых задач        А.А. Кузнецов        Просвещение        2006
  9. Информатика        8        Методическое пособие для учителей        п/ред Н.В. Макаровой        «Питер»        2006
  10. Информатика                Компьютер в вашей школе        С. Симонович        «АСТ-пресс»        2001

 - Основная учебная литература  для учащихся:

1.  Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2005

2.  Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2005

  1. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник  по моделированию/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2005

Интернет – ресурсы:

Для учителя:

  1. http://www.int-edu.ru
  2. http://school.ort.spb.ru
  3. http://www.softronix.com
  4. http://www.infojournal.ru
  5. http://festival.1september.ru

6.http://makarova.piter.com.

Для учащихся:

       Библиотека учебных курсов Microsoft http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/ 

       Виртуальный компьютерный музей http://www.computer-museum.ru/ 

       Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» http://inf.1september.ru/ 

       Дидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ru/ 

       Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру) http://www.intuit.ru/ 

       Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского http://marklv.narod.ru/inf/ 

       Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой http://infoschool.narod.ru/ 

       Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой http://www.syrtsovasv.narod.ru/ 

       Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников http://www.phis.org.ru/informatika/ 

       Информатика и информационные технологии в образовании http://www.rusedu.info/ 

       Информатика и информационные технологии: майт лаборатории информатики МИОО http://iit.metodist.ru/ 

Темы рефератов

  1. Системы счисления.
  2. Компьютерное представление числовой информации
  3. Электронные таблицы
  4. Алгоритм
  5. Формализация. Моделирование
  6. Виды моделей
  7. Графические модели
  8. Работа с моделями
  9. Базы данных
  10. Информационные ресурсы
  11. Интерактивное общение.
  12. Wed-технологии
  13. Информационные ресурсы
  14. Информационная безопасность


Наименование работ

Общее кол-во работ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Контрольные работы

3

1

1

1

Практические работы

28

6

6

7

9

Календарно-тематическое планирование курса информатики 9 класс

Дата

Наименование урока

Краткое содержание

Форма контроля

Примечание

Кодирование и обработка числовой информации (12 часов)

1

Представление числовой информации в различных СС

Представление числовой информации с помощью систем счислений (СС)

беседа

2

Перевод чисел в системах счисления.

Перевод чисел из одной СС в другую.

ПР № 15 «Перевод чисел в СС с помощью программного калькулятора»

ПР

3

Арифметические операции в СС

Арифметические операции в позиционных СС.

ПР № 15 «Арифметические вычисления в СС с помощью программного калькулятора»

СР

4

Компьютерное представление числовой информации

Двоичное кодирование чисел в компьютере

опрос

5

Электронные таблицы (ЭТ)

Параметры. Основные типы и форматы данных.

ПР № 16 «Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных»

тест

6

Ссылки в ЭТ

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
ПР № 17 «Создание и обработка таблиц»

опрос

7

Встроенные функции

Встроенные функции в ЭТ.
ПР № 18 «Создание таблиц значений функций в ЭТ»

ВК

8

Построение диаграмм и графиков

Типы диаграмм. Диапазон исходных данных. Элементы области диаграммы

ПР № 19 «Построение диаграмм и графиков»

9

Практикум V

Создание и обработка таблиц
с результатами измерений опросов.

Создание кроссворда

ВК

ДЗ: подготовка шаблона таблицы

10

Защита

11

12

Контрольная работа

Кодирование и обработка числовой информации

Алгоритмы и исполнители (24часа)

13

Алгоритм. Свойства алгоритма

Алгоритм. Свойства алгоритма

14

Способы записи алгоритмов

Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

15

Исполнители алгоритмов

Возможность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

16

Алгоритмические конструкции

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.

17

Решения задач «Выбор алгоритмических конструкций»

Алгоритмы ветвления и повторения. Разбиение задачи  на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

18

Классификация языков программирования

Языки программирования, их классификация.

19

Алгоритмы работы с величинами

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Правила представления данных.

20

Правила записи операторов

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла.

21

Правила записи линейной программы

Правила записи программы. ПР № 30 «Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения»

22

Правила записи  программы с ветвлением

Правила записи программы. ПР № 31 «Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления»

23

Решение задач с ветвлениями

Решение задач на разработку алгоритмов с ветвлением

24

Логические операции в записи алгоритмах.

ПР № 35. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.

25

Правила записи циклической программы

Правила записи программы. ПР № 32 «Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла»

26

Решение задач с циклами

Решение задач на разработку алгоритмов с циклами

27

Решение задач с ветвлениями и циклами

 «Составление алгоритмов для задач с ветвлениями и циклами»

28

Этапы разработки программы

Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование.

29

Функции и процедуры

Подпрограммы. Функции и процедуры.

ПР № 33 «Разработка алгоритма (программы), содержащего подпрограмму»

30

Массив

Массив. Имя, тип данных, размерность. Заполнение и вывод линейного массива

31

Обработка одномерного массива

ПР № 34 «Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива»

32

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.

33

Программирование символьных цепочек

Программирование символьных цепочек

34

Практикум VI

Составление алгоритма (программы) решения задач

35

36

Контрольная работа «Алгоритмы и исполнители»

Проверка ЗУН

тест

Формализация и моделирование и (8ч)

37

Формализация. Моделирование.

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

38

Виды моделей

Виды информационных моделей. ПР № 36. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.

тест

39

Графические модели

Чертежи. Двумерная графика. ПР № 38. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.

опрос

ДЗ: ПР №37 «генеалогическое дерево семье»

40

Графические модели

Диаграммы, планы, карты.

ПР № 41. Построение и исследование геоинформа-ционной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.

ВК

41

Математические модели

Математические модели, моделирование.

ПР № 39. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.

42

Табличные модели

Таблица как средство моделирования. ПР № 40. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.

43

Практикум: VII.

Работа с моделями

44

защита

Хранение, поиск и сортировка  информации (5 часов)

45

Базы данных

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.

тест

46

Поиск информации

Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск и удаление данных. ПР № 42. Поиск записей в готовой базе данных.

ВК

47

Сортировка данных

Сортировка данных.

ПР № 43 «Сортировка записей в готовой базе данных»

Тест

48

Запросы

Поиск с помощью запросов

Тест

49

Практикум: VII.

Работа с учебной базой данных

Коммуникационные технологии (14ч)

50

Передача информации

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.

51

Информационные ресурсы

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина

ПР № 46 «Путешествие по Всемирной паутине»

52

Интерактивное общение. Электронная почта

Интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

ПР № 45 «Регистрация почтового ящика электронной почты»

53

Интерактивное общение. Электронная почта

Интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

ПР № 45 «Регистрация почтового ящика электронной почты»

54

Интернет - конференции

Общение с помощью веб-камеры

55

Поиск информации

Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.

56

Файловые архивы

Файловые архивы, архивирование и разархивирование.

ПР № 46 «Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора»

ПР № 47 «Загрузка файла из файлового архива»

57

Поиск информации по ключевым словам

ПР № 48. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов. ПР № 49 «Сохранение информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них»

58

Wed-технологии

Гипертекст. Основные технологии World Wide Web. Основные понятия языка HTML. Использование цветов. Форматирование текста.

59

Язык гипертекстовой разметки документов

Основные понятия языка HTML. Вставка изображений.

60

Язык гипертекстовой разметки документов

Атрибуты тэгов. Таблицы. Ссылки.

61

Создание web-странички

ПР № 50 «Создание комплексного информационного объекта в виде web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов»

62

Практикум: IX.

Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.

63

Информационные технологии в обществе (5 часа)

64

Информационные ресурсы

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

ПР№52 «Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи»

65

Информационная безопасность

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. ПР№53 «Защита информации от компьютерных вирусов» ПР№54 «Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы»

66

Информационная безопасность

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. ПР№53 «Защита информации от компьютерных вирусов» ПР№54 «Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы»

67

68

Практикум: X.

Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.

Защита

итоговый контроль (2ч)

69

Контрольная работа

Проверка ЗУН по теме Информационные технологии в обществе

тест

70

Итоговый урок

        


Лист внесения изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в 8 классе основного общего образования, базовый уровень на 2012 - 2013 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программ:Алгебра. 7-9 классы, авторы-составители И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. - 2 изд., испр. и доп. - М.:Мнемозина, 2009.Программы общеобразовательных учр...

рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс, основное общее образование, базовый уровень

Рабочая программа по информатике составлена на основе  программы базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. 7-8 классы. Автор: Н.Д. Угринович - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Технология» 8 класс основное общее образование, базовый уровень Составлена на основе авторской общеобразовательной программы «Технология» (авторы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д Симоненко) по направлению «

Пояснительная записка. Рабочая программа  разработана на основе Примерных программ по технологии Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования, авторской програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Технология» 9 класс основное общее образование, базовый уровень Составлена на основе авторской общеобразовательной программы «Технология» (авторы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д Симоненко) по направлению «

Пояснительная записка. Рабочая программа  разработана на основе Примерных программ по технологии Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования «Технология. Cель...

Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Рабочая программа  по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по  литературе для 9  класса к учебнику под...

Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Программа разработана на основе:   Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений           (5-9 классы) / авт.сост. М.М.Раз...

Рабочая программа по предмету "Биология" 6 класс.Основное общее образование .Базовый уровень

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте,рекомендует последовательность их изучения  и приводит примерное распределение учебных часов на изуче...