Урок информатики в 9 классе "Приближенное решение уравнений с помощью табличного процессора Excel"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Кулик Елена Николаевна

Тема  урока: «Приближенное решение  уравнений с помощью табличного  процессора  Excel» 

Тип  урока:  урок -  закрепление  изученного

Вид  урока:  урок – практикум

Технология: проблемно – исследовательская

Оборудование:  компьютерный  класс,  оснащенный  современной  техникой  и  программным  обеспечением

Цели  урока:

1.      Формирование  умений  и  навыков,  носящих в современных  условиях  общенаучный  и  общеинтеллектуальный   характер.

2.      Развитие  у  школьников  теоретического,  творческого  мышления,  а  также  формирование  операционного  мышления,  направленного  на  выбор  оптимальных  решений.

3.      Научить  школьников  применять  современное  программное  обеспечение  в  решении  нестандартных  задач.

Задачи  урока:

 

1.     Воспитательная  -  развитие  познавательного  интереса,    воспитание  информационной  культуры.

2.     Учебная -  изучить  и  закрепить  основные навыки  работы  с  электронными  таблицами.

3.     Развивающая -  развитие  логического  мышления,  расширение  кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priblizhennoe_reshenie_uravneniy.doc64.5 КБ
Office presentation icon priblireshuravneks.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ООШ №6

Урок информатики

Тема «Приближенное решение  уравнений с помощью табличного  процессора  Excel»  

класс: IX (общеобразовательный)

учитель:  Е.Н.Кулик


Тема  урока: «Приближенное решение  уравнений с помощью табличного  процессора  Excel»  

Тип  урока:  урок -  закрепление  изученного

Вид  урока:  урок – практикум

Технология: проблемно – исследовательская

Оборудование:  компьютерный  класс,  оснащенный  современной  техникой  и  программным  обеспечением

Цели  урока:

  1. Формирование  умений  и  навыков,  носящих в современных  условиях  общенаучный  и  общеинтеллектуальный   характер.

  1. Развитие  у  школьников  теоретического,  творческого  мышления,  а  также  формирование  операционного  мышления,  направленного  на  выбор  оптимальных  решений.

  1. Научить  школьников  применять  современное  программное  обеспечение  в  решении  нестандартных  задач.

Задачи  урока:

  1. Воспитательная  -  развитие  познавательного  интереса,    воспитание  информационной  культуры.
  2. Учебная -  изучить  и  закрепить  основные навыки  работы  с  электронными  таблицами.
  3. Развивающая -  развитие  логического  мышления,  расширение  кругозора.

План  урока.

  1. Краткий  инструктаж  по  технике  безопасности  в  компьютерном  классе.

  1. Фронтальный  опрос  для  проверки  уровня  подготовки  учащихся  к  усвоению  нового  материала.

  1. Объяснение  нового  материала  и  самостоятельная  работа  учащихся  на  компьютерах.

  1. Выполнение  индивидуальных  дифференцированных  заданий  (работа  в  группах).

  1. Распечатка  отчетов  по  практикуму  и  выставление  оценок.

  1. Домашнее  задание.

  1. Рефлексия.

ХОД  УРОКА

I.  Краткий  инструктаж по  технике  безопасности  в  компьютерном  классе.

Здравствуйте,  ребята!  Сегодня  мы  проводим  практическое  занятие  по  электронным  таблицам  в  компьютерном   классе.  Для  обеспечения  безопасной  работы  необходимо  выполнять  следующие  правила:

-   нельзя  самостоятельно,  без  разрешения    учителя,  включать  и  выключать  компьютер;

-   нельзя  касаться  тыльной  стороны  компьютера  и  проводов;

-   нельзя  нажимать  клавиши  ручкой  или  карандашом;

-   нельзя  ходить  по  классу,  вставать  со  своего  места;

-   в  случае  неисправности  компьютера  или  при  обнаружении  запаха  гари  -  подозвать  учителя.

  1. Фронтальный  опрос.

На  прошлом  теоретическом  занятии  мы  уже  говорили  о  дополнительных  возможностях  программы  Excel.

  1. Вспомним  для  чего  нужна  эта  программа?   (С  помощью  ее  богатой  библиотеки  диаграмм  можно  составить  диаграммы  и  графики  разных  видов: круговые,  столбчатые  диаграммы,  графики;  можно  снабжать  заголовками  и  пояснениями,  можно  задавать  цвет  и  вид  штриховки  в  диаграммах; печатать  на  бумаге,  изменяя  размеры  и  расположение  на  листе  и  вставлять  диаграммы  в  нужное  место  листа)
  2. Как  вы  понимаете  термин  «деловая  графика»?  (Под  этим  термином  обычно  понимают  графики  и  диаграммы, наглядно   представляющие  динамику  развития  того  или  иного  производства,  отрасли  и  любые  другие  числовые  данные)

  1. При  помощи  какой  команды  меню  можно  построить  диаграммы  и  графики  в  Excel?  (Диаграммы  и  графики  можно  построить  с  помощью  кнопки  вызова  Мастера  диаграмм)
  2. Как  задать  автоматическое  вычисление  в  таблице  значений  ячеек  по  определенной  формуле?  (Чтобы  задать  автоматическое  вычисление  в  таблице  значений  по  определенной  формуле  надо  ввести  знак  «=»,  затем  активизировать  нужную  ячейку  и  вводить  соответствующие  знаки  арифметических   операций)
  3. Можно  ли  контролировать  ввод  формулы?  (Контролировать  ввод  формулы  можно  используя  окно  ввода  формулы)
  4. Каким  образом  можно  занести  формулу  в  несколько  ячеек,  т.е.  скопировать  ее?   (Чтобы  занести  формулу  в  несколько  ячеек  нужно  установить  курсор  на  нижнем правом   маркере  ячейки  и  протянуть  его  до    последней  ячейки  в  нужном  диапазоне)
  5. Что  можно  сказать  о  виде  курсора,  установленном  на  правом  нижнем   маркере  ячейки?

III.  Изложение  нового  материала  и  самостоятельная  работа  учащихся  на  компьютерах.

Тема  урока«Приближенное решение  уравнений с помощью табличного  процессора  Excel»  

  • Из  курса  математики  давайте  вспомним, что  значит  решить  уравнение?  (Решить  уравнение  значит  найти  его  корни  или  доказать,  что  корней  нет)
  • Какие  способы  решения  уравнений  вам  известны?  (Существуют  два  способа  решения  уравнений:  аналитический  и  графический)
  • Остановимся  на  графическом    методе  нахождения  корней.Исходя  из  этого  метода,  скажите,  пожалуйста,  чем  являются  корни  уравнения?  (корнями  уравнения  являются  значения  точек  пересечения  графика   функции  с  осью  абцисс).
  • Если  мы  решаем  систему  уравнений,  то  что  будет  ее  решением?   (Решением  системы  уравнений  будут  координаты  точек  пересечения  графиков  функций).
  • На  прошлом  занятии  мы  узнали,  что  с  помощью  программы  Excel  можно  строить  практически  любые  графики.

Воспользуемся  этими  знаниями  для  нахождения  корней  системы  уравнений  графическим  методом:

у=х2

у=2х+9

  • Что  нужно  сделать,  чтобы  решить  эту  систему  уравнений? (Преобразовать  данную  систему  в  приведенную)

Получаем:    х2=2х+9

                        у=х2

Для  оценки  решений  воспользуемся  диаграммой  на  которой  отобразим  графики  обеих  функций  в  одой  системе  координат.

Сначала  постоим  таблицу.

    А                                            

В  

С

1

     x                

y=x*x                  

y=2x+9

2

Первая  строка  -  строка  заголовков

  • далее  для  построения  этой  таблицы  воспользуемся   следующими  формулами:

При  заполнении столбца  А:  в   ячейку  А2  заносится  начальное  значение  аргумента  х. Ребята,  предложите  начальное  значение   х  (___).

  • А  почему  мы  можем  взять  начальное  значение  равное ____?  (Потому  что  область  определения  обеих  функций -  все  действительные  числа).

- Для  автоматического  заполнения  всего  столбца  нужно  в   ячейку  А3  занести  формулу:

А2+1,  где   +1  -  это  шаг  изменения  аргумента  и   скопировать  ее  до  ячейки  А23.

- При  заполнении  столбца  В  в  ячейку  В2  заносим  формулу  А2*А2,  которую  тоже  копируем  до  ячейки  В23.

- При  заполнении  столбца  С  в  ячейку  С2  заносим  формулу   2*А2+9  и  также  копируется  до  С23.

- Выделите  полученную  таблицу.

На  панели  Стандартная  щелкните  на  кнопке  «Мастер  диаграмм»,  откроется  окно  «Мастер  диаграмм»,  щелкните  на  типе  «Точечная»,  затем  выберите  вид  «Точечная  диаграмма  со   значениями   соединенными   сглаженными  линиями»  и  построим  диаграмму   оценки  решений.

  • Что  мы  видим  на  диаграмме?  (На  диаграмме  видно,  что  оба  графика  имеют  две  точки  пересечения)
  • Что  можно  сказать  об  этих  точках  пересечения?(Координаты  точек   пересечения  и  есть  решения  системы)

По графику приближенно можно определить координаты

 Давайте  еще  раз  вспомним,   как  графически  найти  решение  уравнения?

(Это  можно  сделать,  построив  график  функции y=x^3-2x^2+4x-12   и  определив  координату  х  точек  пересечения  с  осью  ОХ.

Или  представить  данное  уравнение  в  виде  x^3=2x^2-4x+12 и  построив  два  графика  y=x^3     y=2x^2-4x+12   и  определить  абциссы  точек  пересечения   графиков  функций  и  значения  абцисс  будут  корнями  уравнения)

Мы  уже  рассмотрели  построение  двух  графиков.  Давайте  найдем  решение  этого  уравнения,  определив  координату  х  точек  его  пересечения  с  осью  ОХ.

Начинаем  с  заполнения  таблицы.

В  строку  заголовков  заносим  текст:

    А                                            

В  

С

1

     x                

y=x^3 – 2*x^2+4*x                  

2

0

=А2^3-2*А2^2+4*А2-12  

3

=А2+0,15

Я  предлагаю  начальное  значение  аргумента  взять  равное  0,  его  заносим  в  ячейку  А2.

В  ячейку А3  заносим  формулу  А2+0,15  и  копируем  до ячейки  А20.

В  ячейку  В2  заносим  формулу  А2^3-2*А2^2+4*А2-12   и  также  копируем  до  В20.

Как  определяем  решение  уравнения?  (определяем  координату  х  точек  пресечения  графика  с  осью  ОХ)

Сколько  таких  точек?  ( одна)

Чему  равна  ее  абцисса   (х=2,4)


  1. Выполнение  индивидуальных    дифференцированных  заданий  (работа  в  группах)

Таким  образом  мы  видим,  что  используя  программу  Excel,  можно  графически  решить  практически  любое  уравнение,  что  мы  сейчас  и  сделаем.

Каждая  группа  получит  индивидуальное  задание.  После  выполнения  задания  группа  должна  распечатать  таблицы  и  графики  своего  задания.

В  каждой  группе  есть  консультанты,  и  я  при  выставлении  оценок  буду учитывать его  мнение.  На  работу  вам  отводится   10минут.

   I                                           II                                                         III

2x+y=-3                            2y=34-x^2                                        x^2+y^2=25

2x^2=-22+5x+y                y=x^2+11                                          3y=4x

 

решений  нет                           (-2;15), (2;15)                                           (3;4),   (-3;-4)

(выступление  консультантов)

V.  Домашнее  задание : Проанализировать  и  проверить  задания  и  оформить  отчеты  в  тетради.

VI.Рефлексия.

  - Сегодня  на  уроке  мы  рассмотрели  …

  - с  помощью  программы    Excel  можно  строить …

  - до этого  урока  я  не  знал  …

-  Я  на  уроке  злился  на  себя,  потому  что  …

-  я  могу  похвалить  сегодня  ….  ,за то,  что…

-  сегодня   на  уроке  я  научился…

-  мне  на  протяжении  всего  урока  было  …

- я  хочу  ..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Приближенное решение уравнений с помощью табличного процессора Excel » Урок информатики в 9 классе

Слайд 2

В кабинете информатики нельзя: - без разрешения учителя, включать и выключать компьютер; - касаться экрана и тыльной стороны монитора, соединительных разъемов и проводов; - нажимать клавиши ручкой или карандашом; - ходить по классу, вставать со своего места; - работать во влажной одежде и влажными руками В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари - прекратить работу и немедленно подозвать учителя .

Слайд 3

Кнопка вызова Мастера диаграмм)

Слайд 4

Окно ввода формулы

Слайд 5

Нижний правый маркер выделенной ячейки для автокопирования расчетных формул

Слайд 6

Найдем корни системы уравнений графическим методом у-х ² =0 у-2х= 9 У=х ² У= -2х+ 9

Слайд 7

Автоматическое заполнение всего столбца А по формуле

Слайд 8

Автозаполнение столбца В

Слайд 9

Автозаполнение столбца С

Слайд 13

x 1 ≈ 2 , 2 y1 ≈ 4,8; x2 ≈ 4 y2 ≈ 16

Слайд 14

Второй способ решения x² =2 x +9 Преобразуем уравнение и рассмотрим функцию у= x² -2 x -9

Слайд 15

x ≈ 4 на [0;10 ]

Слайд 16

Задание группам I II III 2x+y=-3 2y=34-x ² x ² +y ² =25 2x ² =-22+5x+y y=x ² +11 3y=4x решений нет (-2;15), (2;15) (3;4), (-3;-4) Ответ

Слайд 17

Домашнее задание : Проанализировать и проверить задания Оформить отчеты в тетради.

Слайд 18

Спасибо за сотрудничество на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение уравнений в среде табличного процессора Excel.

Материалы к уроку по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме "Решение уравнений в среде табличного процессора MS Excel. " включают в себя разработку урока, дидактические материалы, а также презе...

Построение графиков функций с помощью табличного процессора Excel.

Комбинированный урок с использованием проблемно – поискового метода при решении задач по информатике с помощью табличного процессора. Файл "Приложение" содержит решение, графики и раздаточный материал...

Интегрированный урок информатика-математика "Приближённое решение уравнения вида f1(x)=f2(x) c помощью электронных таблиц

Комбинированный урок для 11 физико-математического класса, на котором вначале вспоминается в каких областях человеческой деятельности обучающиеся уже использовали электронные таблицы, а затем предлага...

Методическая разработка урока информатики на тему Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS Excel

Представлена разработка урока по информатике в 8 классе на тему " Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS E[cel...

Технологическая карта урока:Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информации в среде табличного процессора MS Excel. Условная функция и логические выражения в табличном процессоре Excel

Ф.И.О. Коршунова Наталья ИвановнаДисциплина: Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельностиСпециальность: Укрупненная группа специальностей 050000Тема и ...

Методическая разработка "Создание моделей для решения нестандартных задач в табличном процессоре Excel"

В данной методической разработке я хочу показать пример создания моделей для решения нестандартных задач в табличном процессоре Excel,которые можно применить на уроках Информатики....

РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА MS EXCEL

Разработка урока по ИКТ для учащихся 11-х классов...