План-конспект урока по информатике и икт по теме: "Единицы измерения информации"
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) по теме

Агафодорова Марина Сергеевна

Данный материал содержит разработку урока по теме: "Единицы измерения информации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_6_klasse.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 “Б” классе, 19.11.2009г.

Тема урока: Единицы измерения информации.              

Цели урока:

Образовательные:

- дать представление о единицах измерения информации;

- обобщить знания о представлении информации в памяти компьютера;

- иметь навыки структурирования текстовой информации с помощью маркированных списков.

Развивающие:

- развивать коммуникативно – технические умения;

- развивать умения оценивать свои знания.

Воспитывающие:

- воспитание самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах.

Тип урока: комбинированный.

Форма обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: ПК, операционная система Windous 2003, лицензионный пакет MS Office, рабочие тетради, плакаты, методичка, дидактический и раздаточные материалы, мультимедийный проектор, инструкция по ТБ в компьютерном классе

Ход урока:

I Оргмомент (1 мин)

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке

        - приветствие;

        - проверка готовности к уроку;

        - отмечаются отсутствующие;

         - сообщение темы урока и плана урока, его задач (на экране).           (слайд № 1, 2)

II Актуализация опорных знаний (1 мин)        

Цель: проверить степень усвоения предыдущего материала, подготовить учащихся к изучению нового материала

Фронтальная работа с классом (вопрос – ответ)

- Сколько символов в слове «информатика»?    (11)

- Какие цифры являются значениями битов?    (0 и 1)

- Что такое байт?                                                 (цепочка из 8 нулей и единиц)

- Каким образом осуществляется двоичное кодирование текстовой информации?          (каждому символу ставится в соответствие 1 байт).

III  Изучение нового материала (13 мин)

Цель: Дать представление о единицах измерения, научить решать несложные задачи.

План беседы учителя с классом

  1. Учитель. Вы знаете что можно сравнить длины отрезков. Для этого существует единицы длины (мл, см, м и т.д.). Время измеряется в мин, час и т.д. Возникает вопрос «А как измерить информацию?». Кто знает? Единицами измерения информации являются биты (0 и 1), байты (1 байт = 8 бит). Значит, информационный обьем слова «информатика»  – 11 байт = 88 битов.
  2. Устно. Найдите информационный объем слов:         (слайд № 3)

                            файл – (4 байт = 44 битов)

                       компьютер - (9 байт = 99 бит)

                      память – (6 байт = 66 бит)

  1. Найдём информационный объем стр. 29 вашего учебника. Что надо сделать? Я подсчитала, что на странице 23 строки, в каждой строке примерно 40 символов. Значит на странице 23*40 = 920 символов = 920 байт.
  2. Дома вы будете решать задание № 43. Оно решается по этому же плану
  3. Более крупные единицы:

                          1 кбайт = 1024 байт

                          1 мбайт = 1024 кбайт

                          1 гбайт = 1024 мбайт

     6) Как узнать сколько кбайт в 161920 байт? (надо 161920:1024=158 кбайт)

     7) Устно: 1) Сколько байт в 848 битах?   (106 байт)       (слайд № 4)

                      2) Сколько кбайт в 2048 байт? (2 кбайт)

                      3) Сколько байт в ¼ кбайт?       (256 байт)

     8) Самостоятельно работаем в рабочих тетрадях страница 35, № 42  

Проверяем (ответы на экране):     (слайд №  5)

а) бит;     б) 8 бит;    в) 3 байта;    г) 32 бита;    д) 64 байта;  

е) 1024 бита;   ж) 4 строка;   з) 10кбайт.

Зачеркните неправильный ответ. Есть вопросы? У кого нет ошибок? Молодцы!

      9) Проверим как Вы усвоили эту тему:

Тест:      (раздаётся каждому ученику)

1. Расположите в порядке возрастания:

     а) мбайт

     б) бит

     в) килобайт

2. Байт, килобайт ….. Что это?

     а) скорость передачи информации;

    б) количество информации;

    в) чувствительность сканера

3. Сколько бит содержит следующее высказывание:

   Компьютер – лучший друг.

4. Переведите в килобайт 3072 байта?

    10) Поменяем ответы (взаимопроверка)

Отметим правильные (ответы на экране):           (слайд № 6)

     1) бва          2)  б    3) 168   4) 3 кбайт

Сдайте решения.

IV Обобщение знаний учащихся о представлении информации в памяти компьютера. (15 мин)

Цель: Систематизировать знания учащихся по теме  «Представление информации в памяти компьютера». Подготовить их к контрольной работе. Фронтальная опрос учащихся.

  1. Как получить двоичный код целого десятичного числа?

Пример. 54910=10001001012  (отвечает ученик)

Устно: Какие цифры в написании числа в двоичной системе лишние?

            а) 0          б) 1      в)2

     2) Как по двоичному коду восстановить соответствующее десятичное число?

           Пример:   1010002 = 0*1+0*2+0*4+1*8+0*16+1*32=4010 (отвечает ученик).

  1. Декодируйте в кодировке КОИ – 8 (отвечает ученик)

11110000      11000001     11010000   11001011   11000001

  1. Декодируйте в кодировке АSCII (отвечает ученик)

01010011     01001111   01000110   01010100

  1. Как представить в цифровом виде графическую информацию?

а) можно растровым кодированием (раздаётся задание каждому)

Двоичный код

Рисунок

00011000

00100100

01000010

10000001

10000001

11111111

01011010

00111100

Проверим решение. Смотрите на экран (слайд №7)

б) можно векторным кодированием (отвечает ученик)

Учитель. Проверим домашнее задание №40 (в,г) по готовым рисункам (на экране). Покажите Ваше решение. Молодцы!     (слайд №8)

V Физкультминутка. Гимнастика для глаз (1 мин)

Цель: снять глазное напряжение.

     1) быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 – 5 раз.

    2) крепко зажмурить глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4 – 5 раз.

VI Практическая работа на компьютере   (10 мин.)

Цель: сформировать навыки структурирования текстовой информации с помощью маркированных списков..

Практическая работа №5, стр. 131 задание 1 – 3.    Маркированные списки.

Учитель: Говорит о технике безопасности, консультирует, помогает учащимся, учитывая их учебные возможности.

VII Подведение итогов урока.     (2 мин.)

Цель: мотивация учащихся

 - С какими единицами измерения информации Вы познакомились?

 - Что научились создавать на компьютере?

 - Отмечаю результаты теста и сообщаю оценки

VIII Задание на дом.   (1мин)    (слайд № 9)

Цель: Закрепить материал урока.

§ 1.4 РТ № 43,44, стр. 38, повторить § 1.3, готовиться к контрольной работе.

IX Рефлексия    (1 мин)

Цель: Выяснить мнение учащихся об уроке. Учить их самоанализу своей деятельности.

  1. Какое задание было для Вас трудным?
  2. Если бы ты был учителем, что изменил бы в уроке?