Итоговая годовая контрольная работа по информатике для 7 класса
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) на тему

1. Назначение работы

Назначение работы — оценить уровень общеобразовательной подготовки по информатике и ИКТ учащихся 7 классов.

 

2. Документы, определяющие содержание работы

Содержание работы определяется на основе приказа Министерства образования РФ
от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

 

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры работы

Работа охватывает основное содержание курса информатики и ИКТ, изучаемое в 7 классе. Охвачен наиболее значимый материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и ИКТ и входящий в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и ИКТ за 7 класс, объединенных в следующие тематические блоки: «Объекты и системы», «Информационное моделирование», «Алгоритмика».

В работу включены некоторые задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания просты для выполнения, но для учащихся 7 класса могут быть предложены). При выполнении заданий от учащегося требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение; либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.

Часть 2 работы содержит задания, проверяющие наиболее важные практические навыки курса информатики и ИКТ в 7 классе: умение обработать  информационный массив данных и умение разработать и записать простой алгоритм.

Данные задания не требуют от учащихся знаний конкретных операционных систем и программных продуктов, навыков работы с ними. Проверяемыми элементами являются основные принципы представления, хранения и обработки информации, навыки работы с такими категориями программного обеспечения, как электронная (динамическая) таблица и среда формального исполнителя, а не знание особенностей конкретных программных продуктов.

 

4. Характеристика структуры и содержания работы

Работа состоит из двух частей.

Часть 1 содержит 14 заданий базового и повышенного уровня сложности. В этой части собраны 11 заданий – с выбором ответа, подразумевающие выбор одного правильного ответа из четырех предложенных, и 3 задания – с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и запись ответа в виде последовательности символов.

Часть 2 содержит 2 задания повышенного уровня сложности. В этой части одно задание – с выбором ответа, подразумевающее выбор одного правильного ответа из четырех предложенных, и одно задание, подразумевающее развернутый ответ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Вариант 1202.5 КБ
Microsoft Office document icon Вариант 2908.5 КБ
Microsoft Office document icon Спецификация контрольной работы93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по информатике и ИКТ в 7 классе

(УМК Л. Л. Босовой)

ВАРИАНТ  1

Часть 1

При выполнении заданий № 1–8 части 1 запишите в бланке ответов одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

1. Укажите отношение для пары «Материнская плата и системный блок»:

1)

является элементом множества

3)

является разновидностью

2)

входит в состав

4)

является причиной

2. Укажите подсистемы, входящие в систему «Аппаратное обеспечение персонального компьютера»:

1)

устройства ввода информации

3)

операционная система

2)

устройства хранения информации

4)

прикладные программы

3. Закончите  предложение: «Объект, который используется в качестве «заместителя»,  представителя другого объекта с определенной целью, называется …»

1)

моделью

3)

предметом

2)

копией

4)

оригиналом

4. Определите неформального исполнителя в задаче: «Ученик 7 класса списывает домашнее задание у своей одноклассницы»

1)

ученик 7 класса

3)

одноклассница

2)

домашнее задание

4)

здесь нет неформального исполнителя

5. Укажите пример натурной модели:

1)

график зависимости расстояния от времени

3)

физическая карта

2)

глобус

4)

схема узора для вязания крючком

6. Используя график, назовите дни с самым низким атмосферным давлением:                                                                                               

1)

10, 20

2)

20, 29

3)

27, 29

4)

20, 30

7. Отметьте пропущенное слово: «Словесное описание горного ландшафта является примером … модели»

1)

образной

3)

смешанной

2)

знаковой

4)

натурной

8. Полный путь к файлу имеет вид  C:\BOOK\name_may_1.ppt.  Укажите расширение этого файла:

1)

may_1.ppt

3)

name_may_1

2)

C:\BOOK\

4)

ppt

9. Создаваемый и сохраняемый в Excel документ называется…

1)

рабочим блокнотом

3)

рабочим листом

2)

рабочей тетрадью

4)

рабочей книгой

10. В таблице приведена стоимость перевозок между соседними железнодорожными станциями. Укажите схему, соответствующую таблице.

A

B

C

D

A

4

5

B

4

3

6

C

3

D

5

6

1)

2)

3)

4)

11. Для составления цепочек используются бусины, помеченные буквами: A, B, C, D, E. На первом месте в цепочке стоит одна из бусин A, C, E. На втором – любая гласная, если первая буква согласная, и любая согласная, если первая гласная. На третьем месте – одна из бусин C, D, E, не стоящая в цепочке на первом месте. Какая из перечисленных цепочек создана по этому правилу?

1)

CBE

3)

ECE

2)

ADD

4)

EAD

При выполнении заданий № 12–14 части 1 запишите в бланке ответов число или последовательность чисел (цифр) без знаков препинания и пробелов. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

12. Дан фрагмент электронной таблицы. Посчитайте значения ячеек А2:D2

А

В

С

D

1

3

4

2

=C1-B1

=B1-A2*2

=C1/2

=B1+B2

В ответе укажите найденные значения в виде последовательности чисел (без знаков препинания и пробелов).

Ответ:

13. Сколько ячеек содержится в группе B2:C4

Ответ:

14. Пользуясь диаграммой работоспособности в течение рабочей недели, отметьте только истинные высказывания:

  1. самая высокая работоспособность в понедельник;
  2. работоспособность в среду ниже работоспособности в четверг;
  3. работоспособность во вторник и четверг одинакова;
  4. самый непродуктивный день — суббота;
  5. работоспособность заметно снижается в пятницу;
  6. самая высокая работоспособность в среду;
  7. пик работоспособности – в пятницу;
  8. всю неделю работоспособность одинаковая.

В ответе укажите последовательность цифр (без знаков препинания и пробелов).

Ответ:

Часть 2

При выполнении задания № 15 части 2 запишите в бланке ответов одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

15. Дан фрагмент электронной таблицы:

А

В

1

=B1+1

1

2

=A1+2

2

3

=B2-1

4

=A3

После выполнения вычислений, была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A1:A4. Укажите получившуюся диаграмму:

1)

2)

3)

4)

Ответ:

При выполнении задания № 16 части 2 следует дать развернутый ответ.

16. Нарисуйте, что получится при выполнении исполнителем Чертежник следующего алгоритма:

переведи в точку (1, 1)

опусти перо

ПОВТОРИТЬ  5  РАЗ

     сдвинь на вектор (1, 3)

     сдвинь на вектор (1, -3)

     сдвинь на вектор (-2, 0)

     подними перо

     сдвинь на вектор (3, 0)

КОНЕЦ



Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по информатике и ИКТ в 7 классе

(УМК Л. Л. Босовой)

ВАРИАНТ  2

Часть 1

При выполнении заданий № 1–8 части 1 запишите в бланке ответов одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

1. Укажите отношение для пары «струйный принтер и принтер»:

1)

является элементом множества

3)

является разновидностью

2)

входит в состав

4)

является причиной

2. Укажите подсистемы, входящие в систему «Программное обеспечение персонального компьютера»:                А. устройства ввода информации,            Б. устройства хранения информации,

                                     В. операционная система,                      Г. прикладные программы

1)

АБ

3)

ВГ

2)

БВ

4)

 ГА

3. Закончите  предложение: «Моделью называют объект,  имеющий…»

1)

внешнее сходство с объектом

3)

существенные признаки объекта-оригинала

2)

все признаки объекта-оригинала

4)

особенности поведения объекта-оригинала

4. Определите неформального исполнителя в задаче: «Горничная каждое утро, убирая свой этаж, пылесосит ковровую дорожку».

1)

горничная

3)

горничная и пылесос

2)

пылесос

4)

ковровая дорожка

5. Укажите пример информационной модели:

1)

модель Солнечной системы

3)

радиоуправляемая модель автомобиля

2)

глобус

4)

физическая карта

6. Используя график, назовите самые  дождливые дни:   

                                                                                             

1)

10, 20, 22, 31

2)

8, 20, 27, 30

3)

10, 20, 27, 30

4)

10, 22, 27, 30

7. Отметьте пропущенное слово: «Формула для вычисления площади прямоугольника является примером … модели»

1)

образной

3)

смешанной

2)

знаковой

4)

натурной

8. Полное имя файла было C:\Задачи\Физика.txt.   Его переместили в каталог Tasks корневого каталога  

диска D. Каково полное имя файла после перемещения?

1)

D:\Tasks\Физика.doc

3)

D:\Задачи\Tasks\Физика.txt

2)

D:\Tasks\Задачи\Физика.txt

4)

D:\Tasks\Физика.txt

9. Электронная таблица – это:

1)

прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;

2)

прикладная программа для обработки изображений;

3)

устройство ПК, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;

4)

системная программа, управляющая ресурсами ПК при обработке таблиц.

10. В таблице приведена стоимость перевозок между соседними железнодорожными станциями.

A

B

C

D

Е

A

1

4

1

B

1

3

C

4

2

D

3

Е

1

2

Укажите схему, соответствующую таблице.

1)

2)

3)

4)

11. Для составления цепочек разрешается использовать бусины пяти типов, обозначаемых буквами:
А, Б, В, Е, И. Каждая цепочка должна состоять из трех бусин, при этом должны соблюдаться следующие правила:

1) на первом месте стоит одна из букв: А, Е, И;

2) после гласной буквы в цепочке не может снова идти гласная, а после согласной – согласная;

3) последней буквой не может быть А.

Какая из перечисленных цепочек построена по этим правилам?

1)

 АИБ                                 

3)

БИВ        

2)

ЕВА        

4)

АВИ

При выполнении заданий № 12–14 части 1 запишите в бланке ответов число или последовательность цифр без знаков препинания и пробелов. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

12. Чему будет равно значение ячейки С1, если в нее ввести формулу  =А1+B1

А

В

С

1

20

=A1/2

Ответ:

13. Выберите неверные записи формул для электронной таблицы:

1)

N3=С1+2*N2

3)

56*А5=В5+23

2)

=B2*С3-А1

4)

H34+4*F

В ответе укажите последовательность цифр (без знаков препинания и пробелов).

Ответ:

14. Пользуясь диаграммой работоспособности в течение рабочей недели, отметьте только ложные высказывания:

  1. самая высокая работоспособность в понедельник;
  2. работоспособность в среду ниже работоспособности в четверг;
  3. работоспособность во вторник и четверг одинакова;
  4. самый непродуктивный день — суббота;
  5. работоспособность заметно снижается в пятницу;
  6. самая высокая работоспособность в среду;
  7. пик работоспособности – в пятницу;
  8. всю неделю работоспособность одинаковая.

В ответе укажите последовательность цифр (без знаков препинания и пробелов).

Ответ:

Часть 2

При выполнении задания № 15 части 2 запишите в бланке ответов одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

15. Дан фрагмент электронной таблицы:

A

B

C

D

1

3

4

2

=C1-B1

=B1-A2*2

=C1/2

=B1

После выполнения вычислений была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2. Укажите получившуюся диаграмму:

1)

2)

3)

4)

Ответ:

При выполнении задания № 16 части 2 следует дать развернутый ответ.

16. Нарисуйте, что получится при выполнении исполнителем Чертежник следующего алгоритма:

переведи в точку (1, 2)

опусти перо

ПОВТОРИТЬ  3  РАЗ

     сдвинь на вектор (1, 2)

     сдвинь на вектор (1, -2)

     сдвинь на вектор (-1, -2)

     сдвинь на вектор (-1, 2)

     подними перо

     сдвинь на вектор (3, 0)

КОНЕЦ



Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКАЦИЯ

итоговой контрольной работы по информатике и ИКТ в 7 классе  

по УМК Л. Л. Босовой

1. Назначение работы

Назначение работы — оценить уровень общеобразовательной подготовки по информатике и ИКТ учащихся 7 классов.

2. Документы, определяющие содержание работы

Содержание работы определяется на основе приказа Министерства образования РФ
от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

 

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры работы

Работа охватывает основное содержание курса информатики и ИКТ, изучаемое в 7 классе. Охвачен наиболее значимый материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и ИКТ и входящий в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и ИКТ за 7 класс, объединенных в следующие тематические блоки: «Объекты и системы», «Информационное моделирование», «Алгоритмика».

В работу включены некоторые задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания просты для выполнения, но для учащихся 7 класса могут быть предложены). При выполнении заданий от учащегося требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение; либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.

Часть 2 работы содержит задания, проверяющие наиболее важные практические навыки курса информатики и ИКТ в 7 классе: умение обработать  информационный массив данных и умение разработать и записать простой алгоритм.

Данные задания не требуют от учащихся знаний конкретных операционных систем и программных продуктов, навыков работы с ними. Проверяемыми элементами являются основные принципы представления, хранения и обработки информации, навыки работы с такими категориями программного обеспечения, как электронная (динамическая) таблица и среда формального исполнителя, а не знание особенностей конкретных программных продуктов.

4. Характеристика структуры и содержания работы

Работа состоит из двух частей.

Часть 1 содержит 14 заданий базового и повышенного уровня сложности. В этой части собраны 11 заданий – с выбором ответа, подразумевающие выбор одного правильного ответа из четырех предложенных, и 3 задания – с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и запись ответа в виде последовательности символов.

Часть 2 содержит 2 задания повышенного уровня сложности. В этой части одно задание – с выбором ответа, подразумевающее выбор одного правильного ответа из четырех предложенных, и одно задание, подразумевающее развернутый ответ.

        Часть 1 и часть 2 содержат задания из всех тематических блоков. Распределение заданий по частям работы представлено в таблице 1.

Таблица 1

Части работы

Число заданий

Максимальный

первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального балла за всю

работу (16)

Тип заданий

Часть 1

14

14

87,5

С выбором ответа,
с кратким ответом

Часть 2

2

2

12,5

С выбором ответа,
с развернутым ответом

Итого

16

16

100

5. Распределение заданий по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности

В работу включены задания из всех разделов, изучаемых в курсе информатики и ИКТ в 7 классе по УМК Л.Л. Босовой.

Распределение заданий по разделам приведено в таблице 2.

Таблица 2

№ п/п

Название раздела

Число заданий

Максимальный

первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального

балла за всю работу (16).

1

Объекты и системы

3

3

18,75

2

Информационное моделирование

11

11

68,75

3

Алгоритмика

2

2

12,5

Итого

16

16

100

На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный теоретический материал, как:

  • информационное моделирование;
  • объекты и системы;
  • алгоритмика.

Задания, проверяющие сформированность умений применять свои знания в стандартной ситуации, включены в обе части работы. Это следующие умения:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;
  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
  • иметь представление о назначении и области применения моделей;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей.

Распределение заданий по видам проверяемой деятельности представлено в таблице 3.

Таблица 3

№ п/п

Виды

деятельности

Число

заданий

Максимальный

первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности

от максимального

балла за всю

работу (16)

1

Воспроизведение представлений или знаний

3

3

18,75

2

Применение знаний и умений в стандартной ситуации

9

9

56,25

3

Применение знаний и умений в

новой ситуации

4

4

25

Итого

16

16

100

6. Распределение заданий работы по уровням сложности

Часть 1 работы содержит  12 заданий базового уровня сложности и  2 задания повышенного уровня сложности.

Часть 2 содержит 2 задания повышенного уровня сложности.

Предполагаемый процент выполнения заданий базового уровня — 60-90%.

Предполагаемый процент выполнения заданий повышенного уровня — 40-60%.

Для оценки достижения базового уровня используются задания с выбором и кратким ответами. Достижение уровня повышенной подготовки проверяется с помощью заданий с выбором и развернутым ответами.

Распределение заданий по уровням сложности представлено в таблице 4.

Таблица 4

Уровень сложности

заданий

Число заданий

Максимальный

первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального балла за всю работу (16)

Базовый

12

12

75

Повышенный

4

4

25

Итого

16

16

100

7. Продолжительность работы

На выполнение работы отводится 1 урок (45 минут).

8. Дополнительные материалы и оборудование

Задания всей работы выполняются учащимися без использования компьютеров и других технических средств. Вычислительная сложность заданий не требует использования калькуляторов, поэтому в целях обеспечения равенства всех участников работы использование калькуляторов не разрешается.

9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания в работе оцениваются одинаковым количеством баллов независимо от их типа и уровня сложности.

Выполнение каждого задания части 1 и части 2 оценивается 1 баллом.

Задание части 1 считается выполненным, если учащийся дал ответ, соответствующий коду верного ответа. За выполнение каждого задания присваивается (в дихотомической системе оценивания) либо ноль баллов («задание не выполнено»), либо один балл («задание выполнено»). Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий части 1, равно 14.

За выполнение каждого задания части 2 присваивается (в дихотомической системе оценивания) либо ноль баллов («задание не выполнено»), либо один балл («задание выполнено»). Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий части 2, равно 2 .

Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий работы, равно 16.

Максимальное количество баллов

за одно задание

Максимальное количество баллов

Часть 1

Часть 2

За часть 1

За часть 2

За работу в целом

№ 1 – 14

№ 15

№ 16

1

1

1

14

2

16

Для успешного выполнения работы необходимо набрать в сумме не менее 8 баллов.

                                                          Отметка

Условие оценивания

«2»

 «3»

 «4»

 «5»

общее количество баллов
(часть 1 + часть 2)

0 – 7

8 – 11

12 – 14

15 – 16

10. План работы

№ задания

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Часть 1

1

Умение называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами

Б

1

2

Умение понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»

Б

1

3

Умение понимать смысл терминов «модель», «моделирование»

Б

1

4

Умение приводить примеры формальных и неформальных исполнителей

Б

1

5

Умение различать натурные и информационные модели, приводить их примеры

Б

1

6

Умение  «читать» информационные модели разных видов, в том числе графики

П

1

7

Умение различать виды информационных моделей, приводить их примеры

Б

1

8

Знание о файловой системе организации данных

Б

1

9

Знание об электронных таблицах. Умение выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц

Б

1

10

Знание правил построения табличных моделей, графов

П

1

11

Знание правил построения деревьев

Б

1

12

Знание об электронных таблицах. Умение выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц

Б

1

13

Знание об электронных таблицах. Умение выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц

Б

1

14

Умение  «читать» информационные модели разных видов, в том числе диаграммы

Б

1

Часть 2

15

Умение «читать» информационные модели разных видов: таблицы, диаграммы.

П

1

16

Умение осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем

П

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовая контрольная работа по информатике 8 класс

Контрольная работа составлена в форме теста. Прилагаются ответы. Задания 1-15 с выбором ответа. Задания 16-18 с открытым ответом. Материал теста полностью соответствует материалу учебника "Информатика...

Итоговая (годовая контрольная) работа по информатике и ИКТ 8 класс

Итоговая (годовая контрольная) работа по информатике и ИКТ 8 класс. Вопросы в работе представлены двух типов - с выбором ответа (13) и вводом ответа (6), каждый из них оценивается 1 баллом, за исключе...

Годовая контрольная работа по информатике 9 класс

Годовая контрольная работа по информатике за 9 класс представлена в двух вариантах в тестовом формате, 16 вопросов....

Итоговая годовая контрольная работа по информатике для 10 класса

Назначение контрольной работы – оценить общеобразовательную подготовку по информатике и ИКТ учащихся X классов.Содержание контрольной работыСодержание контрольной работы определяется на основе Федерал...

Итоговая годовая контрольная работа по информатике для 8 класса

1. Назначение работы Назначение работы — оценить уровень общеобразовательной подготовки по информатике и ИКТ учащихся 8 классов. 2. Документы, определяющие содержание работы Содержание работ...

Итоговая годовая контрольная работа по биологии 10 класс (базовый уровень)

Разноуровневые тестовые задания - подведение итога изученного материала за 2016 / 2017 учебный год...

Итоговая годовая контрольная работа по математике 1 класс

Итоговая годовая контрольная работа по математике 1 класс...