Практикум «Использование интерактивной доски на уроках математики и информатики в 5, 6-х классах как способ обеспечения преемственности в обучении между начальным и средним звеном»
статья по информатике и икт (5, 6 класс) на тему

Опыт использования возможностей интерактивной доски SMART Board на уроках математики и информатики в 5, 6-х классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция «Педагогические чтения 2016»

Достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС

через использование современных образовательных технологий и

нового учебно-лабораторного оборудования

при обеспечении преемственности в обучении

между уровнями начального общего и среднего общего образования

Практикум

«Использование интерактивной доски

на уроках математики и  информатики в 5, 6-х классах

как способ обеспечения преемственности в обучении

между начальным и средним звеном»

C:\Documents and Settings\Yura\Рабочий стол\32585_em-board.jpg

Учитель информатики и математики

                    ГБОУ гимназии г. Сызрани

                                         Александрова Е.А.

Сызрань 2016

Учиться должно  быть интересно

Российский национальный проект «Образование» включает в себя такие важные вопросы как применение инноваций и интерактивного оборудования. XXI век - век новых информационных технологий. Не секрет, что главным условием успеха каждого человека в эпоху информатизации становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличию умений с ней работать. С раннего возраста наши дети уже привыкают к удобствам технического прогресса и современным средствам получения информации. И с этим ничего не поделаешь, так ребенку гораздо легче воспринимать информацию. Необходимо учесть, что наши ученики выросли на компьютерах и мобильных телефонах. Они испытывают потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции. В настоящее время ни один урок в той или иной степени не обходится без использования компьютера. Учителю достаточно сложно удержать внимание современного школьника, пользуясь только мелом и доской. Новые информационно-коммуникационные средства обучения приходят на смену классическим символам школьной жизни. Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения, их использование расширяет стандартные методы обучения. Одним из таких средств является использование учебно-лабораторного оборудования на уроках математики и информатики. Его использование на уроках позволяет многим учителям плавно перейти от привычного ведения урока к современному уровню преподавания, а детям успешно овладевать знаниями. Совместная работа – это ключевой момент современного образования. В идеале именно так, команда (учитель – ученик – родитель) должна решать проблемы, генерировать новые идеи, принимать важные решения. Работа  с учебно-лабораторным  оборудованием   дает все необходимые инструменты, чтобы превратить любой обычный урок в эффективную командную работу. Кроме того,  учебно-лабораторное  оборудование приносит в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Взаимодействие становится более наглядным и интересным, в результате более эффективным. Поэтому если мы, учителя, хотим видеть наших выпускников успешными и сами хотим быть успешными учителями, то необходимо, активно внедрять интерактивные средства обучения, научиться использовать их потенциал для получения новых образовательных результатов. Очевидно, что актуальность данной темы несомненна.

Использование интерактивного оборудования на уроках математики и информатики, позволяет мне выработать индивидуальные образовательные траектории учащихся, повышает эффективность учебного процесса и взаимодействия ученик – учитель, дает возможность получать своевременную информацию об усвоении предмета в режиме реального времени. Расширяет возможности для наверстывания пропущенных занятий и для дополнительного образования, стимулирует интерес учащихся к предмету. Интерактивная доска SMART Board стала замечательным подспорьем в моей педагогической деятельности, помогая делать процесс обучения более ярким и динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», более эффективно осуществлять «обратную связь».


Поделюсь опытом использования возможностей интерактивной доски SMART Board на уроках математики и информатики в 5, 6-х классах.

Автоматизированная практическая работа

электронная тетрадь по информатике  http://products.videouroki.net/t5ru/index.html

Сегодня появилась новая возможность - автоматизировать практическую работу Это возможно сделать с новой электронной тетрадью по информатике  http://products.videouroki.net/t5ru/index.html, разработанной под руководством Дмитрия Тарасова, учителя информатики, автора и разработчика сайта  videouroki.net. Электронная тетрадь содержит 350 проверяемых компьютером заданий. Все упражнения будут соответствовать учебнику и программе Л.Л. Босовой 5 класс.

Одним из главных достоинств этой электронной тетради является то, что она позволяет ученику обучаться на практике, не требуя внимания учителя. Сама программа отвечает на его вопросы и показывает, что правильно, а что неправильно. 

Программно-методический комплекс "МИР ИНФОРМАТИКИ" разработан издательством "Учебная книга" (г. Екатеринбург) по заказу министерства образования Свердловской области.

Настоящий компакт-диск, разработанный специалистами компании "Кирилл и Мефодий", является компонентой программно-методического комплекса "МИР ИНФОРМАТИКИ" наряду с печатным учебником и учебной тетрадью.
Программное обеспечение, имеющееся на диске, содержит инструментарий для моделирования учебно-познавательной деятельности учащегося с использованием компьютера.
Комплекс носит инновационный характер, синтезируя как передовые научные идеи и подходы в обучении информатике, так и опыт педагогов-практиков, основываясь на реалистичных взглядах на возрастные возможности и образовательные потребности учащихся, специфику развития их мышления, внимания и других психических процессов и функций в условиях компьютеризированной учебной деятельности. По составу медиаобъектов в программном обеспечении преобладают интерактивные тренажеры, медиалекции также тяготеют к интерактивности. Количество текста, предназначенного для прочтения минимально, он озвучен и снабжен гиперссылками на графические иллюстрации. Контроль учебной деятельности ведется по факту просмотра медиалекций и по количеству итераций тренажеров.


Диск 1С «Нескучная математика с Мудрым Вороном.

Учим дроби. 5-7 классы»

На своих уроках при  изучении раздела «Дроби» я активно использую диск 1С «Нескучная математика с Мудрым Вороном. Учим дроби. 5-7 классы», который включает в себя весь материал школьной программы по обыкновенным дробям. Новый материал объясняется с использованием интерактивных анимаций, Дети с удовольствием ждут встречи с анимированными героями. В игровой форме при помощи тренажёров (представленных на диске или разработанных самостоятельно) проверяется качество усвоения первичных знаний. Занимательная форма упражнений способствуют качественному усвоению знаний.

Поочередно приглашаем учащихся к доске для выполнения заданий. Нежелательно приглашать к доске сильных учеников. Для них приготовлены «Тренажеры» в виде раздаточных материалов, которые они сдают по мере выполнения заданий.

Математическая логическая игра «Скрат на уроке математики»

Разработчик Фролова Алина Александровна,

учитель математики и информатики МБОУ Чулымская СОШ

«Скрат на уроке математики» - это увлекательная игра по мотивам мультипликационного фильма «Ледниковый период». Данная математическая игра предлагает интересное разноуровневое обучение и повторение по теме «Смешанные числа». Игра предназначена школьникам 5-6 классов, для изучения и повторения темы, учителям математики для повышения мотивации и интереса учащихся в изучении данной темы, полезна родителям школьников для контроля знаний ребенка по теме «Смешанные числа». Игра способствует воспитанию и обучению, отвечающему особенностям и возможностям учеников 5 – 6 классов. 
Игра состоит из десяти уровней и включает в себя два блока – математический тест и компьютерную игру, данные блоки чередуются между собой, начиная с базовых заданий и заканчивая уровнем повышенной сложности, как в игровой, так и тестовой части. Блок «Смешанные числа» включает в себя разноуровневые тестовые задания различных типов, которые способствуют закреплению знаний и навыков у школьников, помогают проявить свою сообразительность, смекалку, учит вести самостоятельный поиск решения задачи и применению правил по теме. Выполнение всех игровых заданий обучит ребенка аналитически мыслить в нестандартных ситуациях, классифицировать и обобщать понятия; развивать мелкую моторику рук при работе за 
компьютером и зрительно-моторную координацию. Также данную игру возможно дополнять различными тестами как по математике, так и по другим предметам школьной программы.

 Тренажеры «Лабиринт Ам Няма» и «Поиск сокровищ»

 на сайте www.coderussia.ru  «Час кода»

Используется для знакомства с основными понятиями программирования, которые используются как для создания простых программ, так, например, и для управления марсоходом или роботом.

Используется «Блокли» - визуальный язык программирования, в котором программа создаётся путем собирания необходимых блоков. Большинство программ состоят из строк кода, но «Блокли» - визуальный язык программирования, где каждый блок представляет строчку «реального» кода.

Цель написания программы - помочь персонажу одного из самых популярных игровых приложений, Ам Няму, добраться до леденца.  

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Комплекс «Компетентность. Инициатива. Творчество» (КИТ)


Данный ресурс разработан в рамках конкурса НФПК «Разработка Инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК) для системы общего образования». Использование комплекса «Компетентность. Инициатива. Творчество» (КИТ) в учебном процессе предполагает: формирование компетенций, получение знаний, осваивание умений и навыков в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника современной школы; формирование не только заданных индивидуальных траекторий обучения, но и произвольных траекторий, определяемых обучаемым. Данный комплекс состоит из трех частей: «КИТ- математика 5-6»; «КИТ-наглядная геометрия 5-6»; сайт с соответствующим информационным обеспечением. Каждая из первых двух частей включает программный комплекс, реализованный в локальной и сетевой версиях, комплект рабочих тетрадей для учащихся, методическое пособие для учителя. «КИТ- математика 5-6» позволяет легко проектировать индивидуальную траекторию построения урока учителем и индивидуальную траекторию изучения материала учеником. "КИТ - наглядная геометрия 5-6" предназначен для проектирования предметно-ориентированной среды с помощью семи интерактивных обучающих программ, имеющих модульную структуру.

Авторы данного информационного источника сложной структуры (ИИСС) поставили целью создание единой системы компьютерной поддержки учебников математики 5 – 6 классов, что позволяет сделать более динамичным прикладной аспект обучения, а также развитие интеллектуальной восприимчивости, гибкости и независимости мышления.

В начальной школе, если преподавание ведется по программе развивающего обучения, то данный ИИСС можно также с успехом использовать на уроках математики и информатики. ИИСС «Математика на компьютерах» позволит оптимизировать процесс обучения математике, увеличить объём практических навыков, иными словами, реализовать «деятельностный» подход в учебном процессе.

Преимущества данного ИИСС состоит в том, что этот программный комплекс адаптирован как для работы на конкретных уроках, по конкретным темам и в оптимальном объеме, так и расширяет возможности индивидуальной работы с учащимися и способствует выявлению одарённых детей. Он прост в использовании на различных этапах урока и при различных формах организации учебной деятельности учащихся. К тому же на уроках не требует дополнительного раздаточного материала по темам, содержащимся в курсе. Большое внимание уделяется использованию математического инструментария для моделирования различных явлений и процессов, для составления и решения задач разного уровня сложности. Геометрические компьютерные инструменты в предлагаемой концепции используются для того, чтобы связать логическое и пространственное воображения, на которые в курсе геометрии традиционно обращается большое внимание. Такое соединение методически обеспечивается введением класса новых конструктивных геометрических и логических задач.

Другой стороной использования конструктивных задач, реализуемых средствами компьютерной инструментальной среды, станет развитие критичности мышления. Методической основой для этого станет использование специально разработанного графического редактора с дополнительными математическими возможностями, а также программ-моделей, работа с которыми аналогична работе с объектами реального мира. Такие модели позволяют учащимся сопоставлять реальность и моделируемый процесс, способствуют развитию интуиции учащихся.

Заключение

Современная жизнь требует от ученика школы способности к активной разнообразной деятельности, выработки ее новых видов, способности к самообучению и непрерывному обучению. Это, в свою очередь, требует пересмотра сложившихся традиционных подходов в методике преподавания.

Урок, проводимый с использованием интерактивной доски, не отменяет традиционных (по содержанию и форме) уроков. Его главная особенность –  использование ИКТ. Потребности, связанные с необходимостью овладения учащимися репродуктивными умениями, не исчезают в результате внедрения ИКТ, но появляется возможность значительного сокращения времени на расчеты, проверку и обработку результатов, организации более эффективной отработки типовых умений.

Следовательно, меняется методический аппарат: он позволяет учителю решать на уроке задачи дифференцированного, личностно-ориентированного обучения, формировать общеучебные и предметные интеллектуальные универсальные действия.

Работа с применением интерактивной доски повышает мотивацию учащихся, их коммуникабельность, умение работать как самостоятельно, так и в коллективе в духе здоровой конкуренции, соревнования, развивает умения творческого типа, прививает способность осуществлять выбор, самостоятельно мыслить и действовать, организовывать процесс получения знаний путем самостоятельного поиска, решать нетрадиционные задачи.

Мультимедийные технологии с элементами интерактивного взаимодействия с пользователем призваны автоматизировать все основные этапы обучения – от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода,  мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения.

В системе образования всегда существовала потребность, связанная с необходимостью формирования у  обучаемых определенных систем знаний. Особенно это проявляется при изучении ряда понятий, теорий, законов, которые при традиционном обучении не имеют требуемого опытного обоснования. Многообразие и широта подходов в организации учебного процесса с помощью ИКТ позволяют ученику в сотрудничестве с учителем выстроить систему знаний, сформировать свою картину мира.

При внедрении ИКТ ожидаются результаты:

оптимизируется процесс преподавания предмета (произойдет сокращение учебной нагрузки, во-первых, за счет использования вычислительных, изобразительных и информативных возможностей компьютера и, во-вторых, за счет увеличения скорости восприятия материала);

осуществляется развивающий характер обучения (будут созданы условия для проявления познавательной активности учащихся, появится возможность разных видов деятельности: учебной и исследовательской, причем в разнообразных формах; и в теории, и, особенно, в задачах учителю и ученику предоставлено широкое поле деятельности, позволяющее им выбирать и разнообразные фрагменты теории, и разные типы задач, находить свои способы их решения);

на протяжении всех уроков реализуются межпредметные связи математики с информатикой и другими предметами;

реализуется «деятельностный» подход в учебном процессе (ученик из объекта педагогического воздействия должен преобразиться в субъект познавательной деятельности, то есть из обучаемого в обучающегося; изменится психология взаимоотношений между учащимся и педагогом, разовьется педагогика сотрудничества, включающая в себя совместную деятельность реальных или потенциальных единомышленников);

реализуется личностно-ориентированный (или гуманистический) подход  в учебном процессе (будет раскрыт и использован субъективный опыт каждого ученика, появится возможность гибко приспособить изучаемый материал к возможностям конкретной личности с учетом возрастных и психологических особенностей, динамике ее развития под влиянием обучения, что будет способствовать социализации учащегося, адаптации его в нестандартных ситуациях реальной жизни).

Современному учителю необходимо научиться умело, использовать   учебно-лабораторное  оборудование,  тогда наши ученики станут чуть талантливее, самостоятельнее, активнее, а главное творчески мыслящими, и тогда не учитель будет заполнять собой все пространство урока, а его ученики.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование интерактивной доски на уроках математики при изучении темы "Проценты" в 5 классе"

До нынешнего года я на уроках пользовалась только мелом и доской. В этом году нам поставили интерактивную доску и мультимедийный проектор. Уроки стали проходить интереснее, даже самые слабые ученики с...

Использование интерактивной доски на уроках математики

Главным условием успеха каждого человека в эпоху информатизации становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличию умений с ней работать. Необходимо учесть, что ...

Использование интерактивной доски на уроках математики

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать хо...

Эффективные приемы использования интерактивной доски на уроках математики

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и р...

Использование интерактивной доски на уроках математики

Использование интерактивной доски на уроках математики...

мастер-класс по использованию интерактивной доски на уроках математики

мастер-класс по использованию интерактивной доски на уроках математики...

Мастер-класс на районном семинаре учителей математики «Использование интерактивной доски на уроках математики»

laquo;Использование интерактивной доски на уроках математики» Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал...