Рабочая программа "Информатика и ИКТ" для 11 класса на 68 часов
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) по теме

Гришкова Татьяна Павловна

Рабочая программа Информатика и ИКТ 11 класс, 68 ч. УМК Угриновича и др.  для универсального класса. 1 час добавлен за счёт школьного компонента. Включает тематическое и поурочное планирование. При поурочном планировании учтено обучение детей 5 и 7 видов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

На заседании  МО

Протокол №   1   _____  

 « 26  »      августа        2016 г.

Руководитель МО:                     __

                                                подпись

                                  Полуэктова Т.Е.

                              Расшифровка

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ № 50

                        И.А.Доброволянская

Приказ № ________

от «  29   » _     августа      2016 г.

Рабочая программа 

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс ______11____

Профиль: __базовый_

Всего часов на изучение программы 68

Количество часов в неделю 2

Гришкова Т. П.,          учитель информатики

        

2016– 2017 уч. год

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений.  Информатика и ИКТ Москва, БИНОМ. 2004г.
  2. Постановления главного государственного врача РФ от 29.12.2010г №189 Об утверждении СанПиН 2,4,2,2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
  3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004.
  4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089.
  5. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2014-2015 учебном году.
  7. Учебный план МАОУ СОШ на 2014 -2015 учебный год.
  8. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  9. Приказа Миобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785).
  10. Приказа Минобрнауки РФ от 18.12.2009г. № 1060 «О внесении изменений во ФГОС НОО», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
  11. Приказа Минобрнауки РФ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
  12. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
  13. Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2914 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом РФ от 3 февраля 2015 г. № 35847).
  14. Фундаментальное содержания общего образования (под ред В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 2-е издание.- М.: Просвещение, 2010 – 59 с. (стандарты второго  поколения).
  15. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (под ред. А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова – изд. – М.: Просвещение, 2009 г.).
  16. Основной образовательной программы основного (начального) общего образования.
  17. Проекта Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи.

Настоящая рабочая программа соответствует Программе базового курса информатики, разработанной автором учебников Угринович Н.Д. содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике.

Модифицированная программа базового курса «Информатика и ИКТ» старшей школы предназначена для обучающихся,  продолжающих изучение предмета после базового курса основной школы (Объем - 105 часов) и программы 10 класса - 68 часов (2 часа в неделю).

Цели: программа реализует цели Стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям базового уровня:

  • Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задачи программы: обеспечение компьютерной грамотности; изучение и практическое применение информационных и коммуникационных технологий, профессиональная ориентация.

Содержание профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.

Модифицированная программа обеспечивает изучение фактического материала по всем содержательным линиям базового курса:

  • Информация и информационные процессы.
  • Информационные модели и системы.
  • Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.
  • Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.
  • Основы социальной информатики.
  • Алгоритмизация и программирование.

Модифицированная программа предназначена для обучающихся универсальных и гуманитарных классов. За основу взята примерная программа, разработанная лабораторией информатики Московского института открытого образования под руководством Н.Д Угринович. Необходимость корректировки программы в сторону увеличения учебных часов обусловлена такими факторами как недостаточный объем базового курса в основной школе, а также задачами профильной ориентации. На многих гуманитарных факультетах, факультетах медико-биологического профиля и других требуются хорошие базовые знания по информатике и ИКТ, изучаются специализированные программы. Поэтому включены вопросы, входящие в экзаменационные билеты и, соответственно, увеличено количество часов тем курса как 10, так и 11 класса. Расширена тема «Информационные модели и системы» и добавлена  тема «Практика программирования», вследствие их важности в реальной и профессиональной жизни человека и для сдачи выпускного экзамена. Добавлен 1 час в первой теме для проведения инструктажа по технике безопасности.

Методически структура учебного часа построена из изложения теоретического материала, подготовки к практической работе,  опроса обучающихся в различных формах. Используются формы опроса: устный опрос (термины, понятия, развитие предметной речи, репродукция, сообщения, рефераты, доклады и т.д.); тестирование (тренировочное, кратковременное, контрольное, на обобщающее повторение). Другая часть урока (10-25 минут) является практикумом, направленным на отработку навыков и умений или выполнения проектной работы. В процессе изучения тем курса делается акцент на практическое применение информатики и ИКТ в реальной жизни и профессиональной деятельности. Контроль знаний осуществляется с ориентацией на тестовый контроль знаний в форме ЕГЭ и на другие формы сдачи итогового экзамена, промежуточный и контрольный срезы выполняются в разных формах: устный опрос, терминологический диктант, выполнение практического задания или проектной работы, тестирование.

Место в учебном плане

Программа 11 класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

         С учетом данных особенностей рабочая программа по предмету Информатика и ИКТ адаптирована на основе коррекции речевых нарушений и психофизического развития данных учащихся, учитывает индивидуальный темп обучения и продвижения данных учащихся в предметной области, предполагает сокращение содержания предмета – на этапе контроля (русский язык), на этапе выполнения самостоятельных работ по математике в целях осознания текста (сокращение объема и содержания задач),  в соответствии с  речевым дефектом (учащиеся с ТНР) и в соответствии с уровнем и динамикой психофизического развития учащихся  с ЗПР до достижения ими уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно.

Содержание программы

Общее число часов — 68.  Резерв учебного времени — 3 ч.

Рабочая программа предполагает обучение учащихся с ТНР, обучающимися в общеобразовательном классе. Данные учащиеся характеризуются следующими особенностями: У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.

Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие учащиеся хуже, чем их сверстники, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

Учащиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких учащихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования.

У учащихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Учащиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи учащимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Учащиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.

Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.

Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.

В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.

Особую сложность для учащихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.

Лексико-грамматические средства языка у учащихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.

Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.

Наряду с расстройствами устной речи у учащихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме. Механизм возникновения которых, обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.

 Рабочая программа по предмету Информатика и ИКТ предполагает обучение учащихся с ЗПР.  Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех учащихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у учащихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Диапазон различий в развитии учащихся с ЗПР  достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до учащихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От учащихся, способных при специальной нуждающихся при получении образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

                       

Основное содержание программы

  1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов –  12 (11)

 Инструктаж по технике безопасности. Инструкции №№  3, 32, 33, 34. Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.

Практические работы:  № 1.1. Виртуальные компьютерные музеи. 31.2. Сведения об архитектуре компьютера. № 1.3. Сведения о логических разделах дисков. № 1.4. Значки и ярлыки на Рабочем столе. № 1.5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux. № 1.6. Установка пакетов в операционной системе Linux. № 1.7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи. № 1.8. Защита от компьютерных вирусов. № 1.9. Защита от сетевых червей. № 1.10. Защита от троянских программ. № 1.11. Защита от хакерских атак.

  1. Информация и информационные процессы. Информационные модели и системы – 11 (7)

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования.  Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Формы представления моделей:  Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).

Практические работы:  № 2.1. Исследование интерактивной физической модели. № 2.2. Исследование интерактивной астрономической модели. № 2.3. Исследование интерактивной алгебраической модели. № 2.4. Исследование интерактивной геометрической модели (планиметрия). № 2.5. Исследование интерактивной геометрической моделей (стереометрия). №  2.6. Исследование интерактивной химической модели. № 2.7. Исследование интерактивной биологической модели.

  1. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов – 8(6)

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач

Практические работы:  № 3.1. Создание табличной базы данных. № 3.2. Создание формы в табличной базе данных. № 3.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. № 3.4. Сортировка записей в табличной базе данных. № 3.5. Создание отчета в табличной базе данных. № 3.6. Создание генеалогического древа семьи.

  1. Основы социальной информатики – 5 (0) 

Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.  Применение компьютерной техники в быту, обучении, на рабочем месте.

  1. Практика программирования -  18 (10)

Алгоритм и его формальное исполнение. Запись алгоритмов в виде блок-схем и построение трассировочных таблиц. ЯВПУ Паскаль. Система программирования. Основные конструкции языка программирования. Тип, имя и значение переменной. Выполнение программ компьютером. Разбор примеров программ на обработку массивов. Разбиение задачи на подзадачи. Разбор примеров программ обработки символьных величин.

Практические работы (10): 

№ 5.1. Исполнение и редактирование диалоговой программы. № 5.2. Отладка программ с построением трассировочных таблиц. 5.3. Работа с базовыми программами с применением данных разных типов. № 5.4. Программирование задач на ввод-вывод элементов массива. № 5.5.Программирование задачи на поиск элементов массива. № 5.6.Программирование задачи на сортировку элементов массива. № 5.7.Программирование процедуры. № 5.8. Программирование функции. № 5.9. Определение количества слов в тексте. № 5.10. Отладка программы «Является ли слово перевертышем».

  1. Повторение. Подготовка к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ». Ответы на тесты.                                                                         - 11 (0)

Компьютер и программное обеспечение. Информация. Представление информации. Системы счисления. Основы логики. Алгоритмизация. Программирование. Моделирование и формализация. Информационные и коммуникационные технологии. Текстовые и графические редакторы. Электронные таблицы и СУБД. Коммуникационные технологии. Выполнение тесовых заданий.

  1. Резерв времени – 3 ч

________________________________________________________________________

Всего:         68 (34) учебных часов

Тематическое планирование по информатике и ИКТ для 11 класса

на 68 часов

Нормативы

Учебный цикл

Всего учебных часов

Из них

Практические работы (часов)

Контрольные работы

  1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

12

11

1

  1. Информация и информационные процессы. Информационные модели и системы

11

7

1

  1. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

8

6

1

  1. Основы социальной информатики

5

0

0

  1. Практика программирования -  

18

10

1

  1. Повторение. Подготовка к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ». Ответы на тесты.

11

0

1

  1. Резерв времени

3

0

Всего:

68

учебных часов

34

5

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Учебно-методический комплекс (далее УМК),  обеспечивающий обучение курсу информатики, в соответствии с ФГОС, включает в себя:

Состав УМК «Информатика и ИКТ» 11 класс

Автор Угринович и др. Базовый уровень 

Автор

Название

Издательство

Год

Угринович Н.Д.

Преподавание курса «Информатика и ИКТ». Методическое пособие для учителей.

М: БИНОМ

2004

Учебник

Автор

Название

Издательство

Год

Угринович Н.Д. –

Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 11 класса.

М: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний.

2008

Угринович Н.Д. и др.

Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие.

М.: БИНОМ.

2003

Пособия для учителя

Автор

Название

Издательство

Год

Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.

 Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие.  3-е изд., испр. и доп. Стр. 22.

М: Лаборатория Базовых Знаний.

2006

Под ред. Н.В.Макаровой. –

Информатика 10-11 класс

СПб.: Питер Ком

1999

Под ред.  Семакина И.Г., Хеннера Е.К. –

Информатика. Задачник-практикум в 2 т.

М.: Бином. Лаборатория Знаний.

2002

Самылкина Н.Н., Русаков С.В., Шестаков А.П., Баданина С.В.

Готовимся к ЕГЭ по информатике.

М.: Бином. Лаборатория Знаний.

2008

Мультимедийные пособия

Название

Издательство

Год

Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM.

М.: БИНОМ

2004.

Обучение предмету ведётся в компьютерном классе, оснащённом локальной сетью с выходом в Интернет, и установленными операционными системами ОС  Windows и OC Linux (10 РМУ + РМП). ЛС КВТ включена в локальную сеть школы.

Аппаратное обеспечение РМП

  1. компьютер;
  2. принтер/сканер;
  3. цветной принтер;
  4. микрофон;
  5. звуковые колонки;
  6. документ-камера;
  7. веб-камера;
  8. проектор;
  9. интерактивная доска Workspace;
  10. устройства, обеспечивающие подключение к сети – доступ через провайдеров «Стек» и «ТЭШ»
  11. коммутатор
  12. школьный сервер.

Аппаратное обеспечение РМУ

  1. компьютер;
  2. устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь;
  3. устройства ввода/вывода звуковой информации (комплект наушники + микрофон).

Программное обеспечение:

Лицензионное:

  • Операционная система Windows.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы).
  • Офисные программы (в составе операционной системы)
  • Microsoft Office Word — текстовый процессор;
  • Microsoft Office Excel — табличный процессор;
  • Microsoft Office PowerPoint - приложение для подготовки презентаций;
  • Microsoft Office Access — приложение для управления базами данных;
  • Microsoft Office  Publisher - приложение для подготовки презентаций;
  • Microsoft Office Picture Manager – приложение для обработки графических файлов.

  • Стандартные (Paint, калькулятор, Блокнот, Звукозапись).
  • Система оптического распознавания текста.

Свободное ПО:

  • Операционная система Linux (Офис, графические, развивающие игры).
  • Клавиатурный тренажер «Руки солиста»;
  • Системы программирования:
  • НИИСИ РАН Комплект Учебных Миров -  КуМир (Комплект Учебных МИРов) - система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе. http://www.niisi.ru/kumir/
  • PascalABC.NET — это: Современный язык программирования, основанный на Delphi (Object Pascal) и сочетающий простоту языка Паскаль и огромные возможности платформы .NET., Бесплатная, простая и мощная среда разработки, встроенный в среду разработки дизайнер форм, позволяющий быстро создавать оконные приложения. http://pascalabc.net/
  • ЛогоМиры - это программа, созданная для программирования на русском языке. http://www.torrentino.com/torrents/390054
  • Программа-архиватор.
  • Простая геоинформационная система (ДубльГИС – Томск).
  • Электронная online карта Томска, бесплатный сервис.
  • Программа-переводчик. Google Переводчик.
  • Система автоматизированного проектирования  КОМПАС-3D LT V12 (некоммерческая версия).
  • Антивирусная программа ( RAR, 7-ZIP).
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Почтовый клиент (ОС)
  • Браузер Firefox — это свободный браузер от сообщества,  Mozilla.Opera — это быстрый, умный и красивый браузер.
  • Простой редактор Web-страниц (Блокнот). Конструкторы сайтов он-лайн. Бесплатные конструкторы – edu.of.ru;  http://www.ucoz.ru/;  umi.ru; http://ru.jimdo.com/.

Программные средства

  • Звуковой редактор
  • Виртуальные компьютерные лаборатории
  • Программа интерактивного общения.

Планируемые результаты изучения учебного курса

В результате изучения информатики и информационных технологий на профильном уровне В 11  классе  ученик должен:

 знать/понимать:

  • основные правила эксплуатации компьютерной техники, правила безопасности и гигиены при работе за компьютером и в компьютерном классе;
  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения информационных объектов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий (текстовые редакторы и процессоры, векторные и растровые графические редакторы; электронные таблицы, программы создания мультимедийных презентаций);
  • назначение и функции операционных систем;
  • логическую символику;
  • основные конструкции языка программирования;
  • свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции;
  • связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
  • некоторые принципы обеспечения информационной безопасности;
  • представление числовой информации с помощью систем счисления;
  • магистрально-модульный принцип построения компьютера;
  • общую функциональную схему компьютера;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • способы обеспечения надежного хранения информации;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в простейших социальных, биологических и технических системах;
  • вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
  • строить информационные модели объектов и процессов,  используя язык программирования;
  • проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • поиска и отбора информации по заданию или исходя из личных познавательных интересов;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.

Тематическое планирование изучения учебного материала

по информатике и ИКТ для 11 класса. (68 часов).

урока

всего/по теме

Дата

Тема.

Программный учебный материал.

Практическая работа

Дидактичес-кий материал

Конт-роль

Требова-ния к уровню подготов-ки учеников  V и VΙΙ вида

1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

12(11)

1.1.1

1 четв.

Инструктаж по технике безопасности.

Инструкции по ТБ и ОТ 01о, 14о, 18о, 19о

Устн.

1.2.2

История развития вычислительной техники. §§ 1.1.

Пр.раб. 1.1.

Виртуальные компьютерные музеи.

Плакаты 2.6

Практ.

Помощь при выполнении работы

1.3.3

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. §§ 1.2.

Пр.раб. 1.2. Сведения об архитектуре компьютера.

Плакаты 2.2

Оценка практ. деятельн.

Помощь при выполнении работы

1.4.4

Многообразие операционных систем. §§ 1.3.1.,  1.3.2.

Пр.раб.  1.3. Сведения о логических разделах дисков.

Схемы 2.7

Оценка практ. деятельн.

Помощь при выполнении работы

1.5.5

Организация личного информационного пространства.       §§ 1.3.1.,  1.3.2.

Пр.раб. № 1.4. Значки и ярлыки на Рабочем столе.

Плакаты 2.2

Оценка практ. деятельн.

Помощь при описании работы

1.6.6

ОС Linux  §§ 1.3.3.

Пр.раб. № 1.5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux.

Оценка практ. деятельн.

Раб с терм.

Помощь при выполнении работы

1.7.7

Фронтальный опрос.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.

 §§1.5.

Пр.раб. № 1.6. Установка пакетов в операционной системе Linux

Трен. тестован.

Оценка практ. деятельн.

Помощь при выполнении работы

1.8.8

Программные средства создания информационных объектов, защиты информации. §§ 1.4.1.,1.4.2.

Пр.раб. № 1.7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи.

Оценка практ. деятельн.

Помощь при описании работы

1.9.9

Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.

§§  1.6.1., 1.6.2..

Пр.раб. № 1.8. Защита от компьютерных вирусов.

Оценка практ. деятельн.

Помощь при описании работы

1.10.10

§§1.6.3., 1.6.4

Пр.раб. № 1.9. Защита от сетевых червей. Пр.раб. № 1.10. Защита от троянских программ.

Оценка практ. деятельн.

Помощь при описании работ

1.11.11

Тренировочное тестирование. §§1.6.5.

Пр.раб. № 1.11. Защита от хакерских атак.

Оценка практ. деятельн. Трен. тест.

Индивидуальные критерии оценивания.

1.12.12

Контрольный урок 1. Тестирование.

Контроль знаний.

Тестирование по теме.

Индивидуальные критерии оценивания.

2. Иформация и информационные процессы. Информационные модели и системы

11(7)

2.1.13

Моделирование как метод познания. Объект, субъект, цель моделирования.

§§ 2.1.  

Устный фронт.

2.2.14

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. §§ 2.2.  

Устный фронт.

Дополнительное объяснение, контроль понимания темы.

2.3.15

Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.

§§ 2.3., 2.4.

Тексты задач

Устный индив.

Индивидуальтое задание  по алгоритму.

2.4.16

Назначение и виды информационных моделей. Информационные (нематериальные) модели.

§§ 2.5., §§ 2.6.1.

Пр.раб.  № 2.1. Исследование интерактивной физической модели.

[Изучение методов моделирования.]

Устный индив. Оценка практ. деятельн.

Помощь при выполнении работы

2.5.17

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

§§ 2.6.2.

Пр.раб.  № 2.2. Исследование интерактивной астрономической модели.

Оценка практ. деятельн.

Тренир. тест.

Помощь при выполнении работы.

2.6.18

Формализация задач из различных предметных областей.

Структурирование данных.

§§ 2.6.3.

Пр.раб.  № 2.3. Исследование интерактивной алгебраической модели.

Оценка практ. деятельн. Краткое структ. консп.

Помощь при выполнении работы

2.7.19.

Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

§§ 2.6.4.

Пр.раб.  № 2.4. Исследование интерактивной геометрической модели (планиметрия).

Устный фронт. Оценка практ. деятельн.

Помощь при выполнении работы

2.8.20.

Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).

§§ 2.6.5.

Пр.раб.  № 2.5. Исследование интерактивной геометрической моделей (стереометрия).

Оценка практ. деятельн.

Помощь при выполнении работы

2.9.21

Тренировочное тестирование.

§§ 2.6.6.

Пр.раб.  №  2.6. Исследование интерактивной химической модели.

Трен. тестирование. Оценка практ. деятельн.

Индивидуальные критерии оценивания.

Помощь при выполнении работы

2.10.22

§§ 2.6.7.

Пр.раб.  № 2.7. Исследование интерактивной биологической модели.

Оценка практ. деятельн.

Помощь при выполнении работы

2.11.23

Контрольный урок 2. Тестирование. Терм. диктант.

Контроль знаний.

Тестирование по теме.

Термин. работа

Индивидуальные критерии оценивания.

3.Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

8(6)

3.1.24

Базы данных.  §§ 3.1.

Пр.раб.  № 3.1. Создание табличной базы данных.

Устный индив. Оценка практ. деятельн.

Помощь при выполнении работы

3.2.25

Системы управления базами данных (СУБД). §§ 3.2.1., 3.2.2.

Пр.раб.  № 3.2. Создание формы в табличной базе данных.

Устный индив. Оценка практ. деятельн.

Помощь при выполнении работы

3.3.26

Использование БД (поиск данных). §§ 3.2.3.

Пр.раб.  № 3.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.

Устный индив. Оценка практ. деятельн.

Помощь при выполнении работы, дополнительное объяснение.

3.4.27

Ведение БД (сортировка). Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. §§ 3.2.4 3.2.5.

 Пр.раб.  № 3.4. Сортировка записей в табличной базе данных.

Устный индив. Оценка практ. деятельн.

Помощь при выполнении работы

3.5.28

Промежуточная аттестация. (Контрольный урок 3).

Пр.раб.  № 3.5. Создание отчета в табличной базе данных.

Устный индив.

Собеседование по подбору информ.

Индивидуальные критерии оценивания.

3.6.29

Иерархические и сетевые базы данных §§ 3.3., 3.4.

Пр.раб.  № 3.6. Создание генеалогического древа семьи.

Оценка практ деят.

Помощь при выполнении работы

3.7.30

Повторение и обобщение темы.

Терм. работа.

Выяснение готовности, доп. объяснение.

3.8.31

Тестирование.

Контроль знаний.

Тестирование по теме.

Индивидуальные критерии оценивания.

4.

Основы социальной информатики

5(0)

4.1.32

Основные этапы становления информационного общества. {Сопутствующее повторение: Информационные ресурсы общества. Информационная культура.}

Составление таблицы «Информационные революции»

Структурированный конспект.

4.2.33

Правовые нормы информационной деятельности человека. §§ 4.1.

Устный фронт.

4.3.34

Этические нормы информационной деятельности человека. §§ 4.2.

Составление таблицы «Предыстория и история средств информатизации».

Устный фронт. Структурированный конспект.

4.4.35

Применение компьютерной техники в быту, обучении, на рабочем месте. §§ 4.3.

Сообщение «Применение компьютерной техники в быту, обучении, на рабочем месте». Доп. ист. информации

Устный фронт.

Дополнительное объяснение, контроль понимания темы.

4.5.36

Повторение и обобщение темы «Основы социальной информатики».

Устный индив.

(Семинар.)

5.

Практика программирования.

18(10)

5.1.37.

Введение. Техника безопасности. Вводный инструктаж. Инструктаж на рабочем месте. Инструкции по ТБ для обучающихся.Техника безопасности и санитарные нормы.

Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Основные типы алгоритмических структур.

Инструктаж.

Справочный материал.

Инструкции по ТБ и ОТ № 3, 32, 33, 34.

Собеседование

5.2.38.

ЯВПУ Паскаль. Преобразование информации на основе формальных правил.

Решение задач.

Собеседование

5.3.39.

Алгоритм и его формальное исполнение. Запись алгоритмов в виде блок-схем и построение трассировочных таблиц.

Решение задач.

Собеседование

Дополнительное объяснение, контроль понимания темы.

5.4.40.

Тип, имя и значение переменной. Решение задач с использованием переменных разного типа.

Система программирования.

Решение задач.

Собеседование. Терм. работа

Дополнительное объяснение.

5.5.41.

Кратковременное тестирование.

Выполнение программ компьютером.

Пр. работа № 5.1. Исполнение и редактирование диалоговой программы. 

Оценка практ. деятел.

Индивидуальные критерии оценивания.

5.6.42.

Основные конструкции языка программирования.

Пр. работа № 5.2. Отладка программ с построением трассировочных таблиц.

Оценка практ. деятел.

5.7.43.

Тренировочное тестирование.

Разбор задач на расчет последовательности на рекуррентные соотношения с применением массивов.

Пр. работа  № 5.3. Работа с базовыми программами с применением данных разных типов.

Оценка практ. деятел. Трен. тест.

Индивидуальные критерии оценивания.

5.8.44.

Разбор примеров программ на обработку массивов. Базовые алгоритмы.

Пр. работа № 5.4. Программирование задач на ввод-вывод элементов массива.

Оценка практ. деятел.

Помощь при выполнении работы.

5.9.45.

Задачи поиска элементов массива.

Пр. работа № 5.5.

Программирование задачи на поиск элементов массива.

Оценка практ. деятел.

Помощь при выполнении работы

5.10.46.

Разбор задачи сортировки массива.

Пр. работа № 5.6.

Программирование задачи на сортировку элементов массива.

Оценка практ. деятел.

Помощь при выполнении работы

5.11.47.

Кратковременное тестирование.

Разбиение задачи на подзадачи. Процедуры.

Пр. работа № 5.7.

Программирование процедуры.

Тр. тестир.

Оценка практ. деятел.

Помощь при выполнении работы

5.12.48.

Функции.

Пр. работа № 5.8.

 Программирование функции.

Оценка практ. деятел.

Помощь при выполнении работы

5.13.49.

Отладка и выполнение задачи методом последовательного уточнения.

5.14.50.

Разбор базовых задач на обработку символьных величин.

 Пр. работа № 5.9.

Определение количества слов в тексте.

Оценка практ. деятел.

Помощь при выполнении работы

5.15.51.

Разбор задачи – является ли слово перевертышем.

Пр. работа № 5.10. Отладка программы Является ли слово перевертышем.

Оценка практ. деятел.

Помощь при выполнении работы

5.16.52.

Задачи компьютерного моделирования

5.17.53.

Тестовые задачи по алгоритмизации и программированию типа ЕГЭ.

Решение задач

Решение задач алгор.

Уменьшение объёма выполняемой работы. Дополнительное объяснение текстов задач.

5.18.54.

Промежуточная аттестация. Тестирование. (Контрольный урок 4).

Контроль знаний.

Тестирование по теме.

Проект-задача

Индивидуальные критерии оценивания.

6.

Повторение. Подготовка к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ». Ответы на тесты.

11(0)

6.1.55

Компьютер и программное обеспечение. Тестовые задания.

Устный индив.

Уменьшения объёма работы.

6.2.56

Информация. Представление информации. Тестовые задания.

Устный индив.

Уменьшения объёма работы.

6.3.57

Системы счисления. Тренировочное тестир.

Устный индив.

Индивидуальные критерии оценивания.

6.4.58

Основы логики. Тренировочное тестир.

Устный индив.

Индивидуальные критерии оценивания.

6.5.59

Алгоритмизация. Тестовые задания.

Устный индив.

Уменьшения объёма работы.

6.6.60

Программирование.  Тестовые задания.

Устный индив.

Уменьшения объёма работы.

6.7.61

Моделирование и формализация. Тестовые задания.

Устный индив.

Уменьшения объёма работы.

6.8.62

Информационные и коммуникационные технологии. Текстовые и графические редакторы. Тестовые задания.

Тренировочное тестир.

Индивидуальные критерии оценивания.

6.9.63

Электронные таблицы и СУБД. Тренировочное тестир.

Уменьшения объёма работы.

6.10.64

Коммуникационные технологии. Тестовые задания.

Устный индив.

Уменьшения объёма работы.

6.11.65

Контрольный урок 5. Тестирование.

Тестиров. итоговое.

Индивидуальные критерии оценивания.

Контроль знаний и умений: результаты практических работ, устный опрос, тестирование.

7.1.66 - 7.3.68

7.

Резерв времени

3

Всего:

68

учебных часов

(34)

 

Тематический учебный план.

Информатика и ИКТ. Модифицированный. Базовый курс. 11 класс.

Тема

Количество часов

Дата

  1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

12(11)

2.09. – 13.10

  1. Информация и информационные процессы. Информационные модели и системы

11(7)

14.10. – 27.11.

  1. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

8(6)

29.11. – 25.12

  1. Основы социальной информатики

5(0)

27.12. – 22.01.

  1. Практика программирования

18(10)

24.01. – 9.04.

  1. Повторение. Подготовка к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ». Ответы на тесты.

11(0)

11.01. – 21.05.

  1. Резерв времени

3(0)

На праздн. дни

Всего:

68(34)  учебных часов

Контрольные работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

1

2

1

1

Лабораторные и практические работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

14

10

8

2

Типы уроков, применяемые в работе:

  1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

  1. Урок закрепления знаний.

  1. Урок обобщения и систематизации знаний.

  1. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Технологии, применяемые в работе:

  1. Здоровье сберегающие технологии.

  1. Уровневая дифференциация.

  1. Проектная деятельность.

  1. ИКТ.

  1. Технология развития критического мышления.

  1. Обучение в сотрудничестве.

Виды контроля на уроке, применяемые в работе:

  1. Фронтальный опрос  (устный, тренировочный письменный, тестирование).

  1. Устный индивидуальный опрос.

  1. Оценка практической деятельности.

  1. Проверка навыков выполнения задания по алгоритму.

  1. Защита проекта.

  1. Терминологическая работа (Развитие предметной речи и мышления).

Лист коррекции выполнения тематического планирования

Дата

Номера уроков по тематическому планированию

Форма коррекции (объединение тем, домашнее изучение – проверочная работа и т.д.)

Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.)

Завуч

Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине)

Урока, который содержит коррекцию

Утверждение

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа информатика 8

Рабочая программа по Информатике и ИКТ к учебнику 8 класса. Автор:Угринович Н.Д. Базовый уровень....

Рабочая программа информатика 9

Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.  с учетом примерной программы среднего (полного) общего...

Рабочая программа информатика и ИКТ, 11 класс, Угринович, базовый

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике и ИКТ составлено на основе следующих документов:·         федерального компонента государственного стандар...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Информатика и ИКТ 8-9 класс

Рабочая программа составлена в соответствие с Федеральным Государственным стандартом основного общего образования.Настоящая программа составлена на основе Программы базового курса информатики, разрабо...

Рабочая программа Информатика и ИКТ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 050141  физическая культура среднего проф...

Рабочая программа информатика 10

Рабочая программа учебного предмета информатика и ИКТ, 10 класс составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и информатика. Прог...

Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для учащихся 5 классов разработана на основе авторской программы Л.Л. Босовой (ФГОС)

Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для учащихся 5 классов  разработана  на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-6 классов», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.,...