Рабочая программа дисциплины "Информатика" для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
рабочая программа по информатике и икт (10, 11 класс) на тему

Сидоркина Татьяна Геннадиевна

Рабочая программа дисциплины "Информатика" для студентов 1 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odb.04.informatika.doc299 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Белинский филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Пензенской области 

«Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.04. ИНФОРМАТИКА И ИКТ

42.02.02 «Преподавание в начальных классах»

2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 42.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Организация-разработчик: Белинский филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Пензенской области «Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства»

Разработчики:

Сидоркина Татьяна Геннадиевна, преподаватель информатики

Рекомендована на заседании предметно-цикловой комиссии «Общеобразовательные дисциплины»

Протокол №____________  от «____»__________20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью общеобразовательного цикла программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 42.02.02 «Преподавание в начальных классах».

Рабочая программа составлена для очной формы обучения.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» входит в общеобразовательный цикл программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 42.02.02 «Преподавание в начальных классах».

Освоение дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». Полученные знания необходимы студентам при подготовке и выполнении лабораторных и практических занятий на всех последующих курсов.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель дисциплины: получение студентами базовых знаний по теории информации, основам вычислительной техники и информационных технологий, выработка практических навыков использования разнообразных программных сред, представляющих пользователю набор функциональных и сервисных возможностей.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общеучебных универсальных действий:

• мотивация учения;

• определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

• создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

• поиск, выделение и оценка информации по заданной теме в источниках различного типа;

• использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

• инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• выделение и осознание студентами того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• соблюдение требований информационной безопасности, информационной этики и права;

• осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

• различные подходы к определению понятия «информация»;

• методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, единицы измерения информации;

• назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

• назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

• использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

• назначение и функции операционных систем;

уметь:

• оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

• распознавать информационные процессы в различных системах;

• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

• осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

• иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

• создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

• просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

• осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

• представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

• соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• эффективной организации индивидуального информационного пространства;

• автоматизации коммуникационной деятельности;

• эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося 58 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

     лабораторные занятия

41

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

в том числе:

    проработка конспекта лекций

10

подготовка докладов

6

работа с литературными и электронными источниками

15

решение вариативных задач

11

ответы на контрольные вопросы

3

подготовка к лабораторным, контрольным работам, зачету

13

Итоговая аттестация в форме диффенцированного зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы информатики

Тема 1.1. 

Информация

Содержание учебного материала

7

1

Информатика как наука

1

2

Информация и её виды

1

3

Свойства информации

3

4

Информационные процессы в природе, обществе, технике

2

5

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний

2

6

Алфавитный подход к измерению количества информации

2

Лабораторные работы

Решение задач на нахождение количества информации

Самостоятельная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта лекций

Работа с литературными источниками

Решение вариативных задач на нахождение количества информации

7

Тема 1.2. 

Двоичное кодирование информации

Содержание учебного материала

7

1

Представление и кодирование информации

3

2

Представление числовой информации с помощью систем счисления

2

3

Перевод чисел в позиционных системах счисления

2

4

Представление чисел в компьютере

2

5

Двоичное кодирование текстовой информации

2

6

Двоичное кодирование графической информации

2

7

Двоичное кодирование звуковой информации

2

Лабораторные работы

Перевод чисел в позиционных системах счисления

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Решение задач на кодирование текстовой и числовой информации

Решение задач на кодирование графической и звуковой информации

4

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с литературными источниками

Решение вариативных задач по переводу чисел из одной системы счисления в другую.

Решение вариативных задач по выполнению арифметических операций над двоичными числами.

Решение вариативных задач на кодирование информации

Подготовка к контрольной работе

7

Контрольная работа

1

Тема 1.3. Компьютер и программное обеспечение

Содержание учебного материала

12

1

Магистрально-модульный принцип построения компьютера

2

2

Системный блок компьютера

3

3

Внешняя память

3

4

Устройства ввода

3

5

Устройства вывода

3

6

Операционная система: назначение, состав, загрузка

2

7

Графический интерфейс Windows

3

8

Программная обработка данных

2

9

Файлы и файловая система

2

10

Логическая структура дисков

2

11

Прикладное ПО

3

12

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с литературными источниками

Подготовка докладов «Устройства ввода информации», «Устройства вывода информации», «Внешняя память», «Компьютерные вирусы»

Подготовка к контрольной работе

7

Контрольная работа

1

Раздел 2.

Информационные и коммуникационные технологии

Тема 2.1. Технология обработки графической информации

Содержание учебного материала

2

1

Растровая и векторная графика

1

2

Растровые и векторные редакторы

2

Лабораторные работы

Редактирование изображений в растровом редакторе Paint

Создание изображений в векторном редакторе Ms Word

3

Самостоятельная работа обучающихся

Решение вариативных задач на создание изображений

2

Тема 2.2.

Технология обработки текстовой информации

Содержание учебного материала

9

1

Текстовые редакторы. Форматы текстовых файлов

1

2

Создание и редактирование документа в MS Word

1

3

Проверка орфографии. Печать документа

3

4

Выбор параметров страницы

3

5

Форматирование абзацев

1

6

Форматирование с использованием стилей

2

7

Создание таблиц. Редактирование структуры таблицы

1

8

Гипертекст

2

Лабораторные работы

Форматирование символов

Форматирование абзацев

Форматирование с использованием стилей

Создание списков

Создание таблиц. Редактирование структуры таблицы

Форматирование таблиц

Итоговая практическая работа

Зачет

9

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта лекций.

Работа с литературными источниками

Подготовка к зачету

6

Тема 2.3.

Табличные вычисления на компьютере

Содержание учебного материала

8

1

Табличные расчёты и электронные таблицы

2

2

Использование ссылок на адреса ячеек в формулах

2

3

Форматирование таблицы

3

4

Встроенные функции

2

5

Табулирование функций

2

6

Построение диаграмм

3

7

Форматирование диаграмм

2

Лабораторные работы

Использование ссылок на адреса ячеек в формулах

Форматирование таблицы

Табулирование функций

Построение графиков

Построение диаграмм

Решение задач с помощью электронных таблиц

Зачётная практическая работа

8

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта лекций.

Работа с литературными источниками

Ответы на контрольные вопросы.

Подготовка к зачетной лабораторной работе.

6

Тема 2.4.

Системы управления базами данных

Содержание учебного материала

8

1

Базы данных. СУБД Access

2

2

Создание структуры БД. Создание таблиц

2

3

Связывание таблиц

2

4

Сортировка данных. Быстрый поиск данных

2

5

Поиск данных с помощью фильтров

2

6

Поиск данных с помощью запросов

2

7

Использование формы для просмотра и редактирования данных

2

Лабораторные работы

Создание структуры БД. Создание таблиц

Связывание таблиц

Поиск данных с помощью фильтров

Поиск данных с помощью запросов

Печать данных с помощью отчетов

Зачетная практическая работа

7

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта лекций.

Работа с литературными источниками

Ответы на контрольные вопросы.

Подготовка к зачетной лабораторной работе.

6

Тема 2.5.

Телекоммуникационные технологии

Содержание учебного материала

13

1

Основные понятия компьютерных сетей

1

2

Глобальная компьютерная сеть Интернет

1

3

Способы подключения к Интернету

1

4

Адресация в Интернете

2

5

Протокол передачи данных TCP/IP

2

6

Технология WWW

3

7

Браузеры – средство доступа к информационным ресурсам WWW

3

8

Средства поиска информации в интернете

3

9

Электронная почта

3

10

Телеконференции

2

11

Файловые архивы

2

12

Интерактивное общение в Интернете

1

13

Электронная коммерция в Интернете

3

Лабораторные работы

Поиск информации с помощью поисковых систем

1

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта лекций

Работа с литературными источниками

Подготовка доклада «История создания сети Интернет», «Современные браузеры»

Подготовка к контрольной работе

7

Контрольная работа

1

Раздел 3.

Основы алгоритмизации

10

Тема 3.1.

Основы алгоритмизации

Содержание учебного материала

4

1

Алгоритм и его формальное исполнение

3

2

Линейные алгоритмы

3

3

Алгоритмическая структура «ветвление» и «выбор»

3

4

Алгоритмическая структура «цикл»

3

Лабораторные работы

Решение задач

2

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта лекций

Работа с литературными источниками

Решение вариативных задач на составление алгоритмов

4

Раздел 4.

Моделирование и формализация

14

Тема 3.2.

Моделирование и формализация

Содержание учебного материала

6

1

Моделирование как метод познания

2

2

Формы представления моделей. Формализация

3

3

Системный подход в моделировании

3

4

Типы информационных моделей

3

5

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

2

6

Исследование математических моделей

2

Лабораторные работы

Исследование математических моделей

Зачет

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с литературными источниками.

Ответы на контрольные вопросы.

Подготовка к зачету

6

Всего

175


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места для студентов;

- посадочные места для теоретического обучения по количеству студентов;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия;

- раздаточный материал к лабораторным и практическим занятиям;

- информационные стенды;

- материал для внеаудиторной работы по дисциплине.

Технические средства обучения:

- мультимедиа проектор для демонстрации электронных презентаций;

- ПК для выполнения лабораторных работ, имеющие доступ к Интернету.

- периферийное оборудование (принтер, сканер).

Программное обеспечение:

- операционная система Windows;

- пакет прикладных программ MS Office (Word, Excel, Access, Power Point);

- система распознавания символов Fine Reader.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень. 5-е изд. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. — 212 с.
  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. — 188 с.
  3. Информатика и информационные технологии. Учебник для  10-11 классов / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2010.- 512 с.: ил.
  4. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  5. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков, и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - 3-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  6. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Дополнительные источники:

1.        Материалы для подготовки к экзамену по информатике / Н.Н. Самылкина, И.А. Калинин, Е.М. Островская. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

2.        Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс. Учебное пособие / Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - М.: БИНОМ.  Лаборатория знаний, 2008.

3.        Информатика: учебное пособие / А.Ю. Гаевский. - 2-е изд., доп. - М.: Гамма Пресс, 2004.

4.        Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ, 10 класс, Базовый уровень – СПб.: Питер, 2008.

5.        Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ, 11 класс, Базовый уровень – СПб.: Питер, 2008.

6.        Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира – СПб.: Питер, 2009.

7.        Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий  – СПб.: Питер, 2009.

8.        Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий  – СПб.: Питер, 2009.

Интернет-ресурсы:

  1. Википедия – Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org (2001-2013)
  2. Научно-методический журнал «ИНФОРМАТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ». - Режим доступа: http://www.infojournal.ru.
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-db.informika.ru
  4. Газета «Информатика». Издательский дом «Первое сентября». – Режим доступа: http://inf.1september.ru.
  5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание информатики. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/subjects/11/
  6. Виртуальный компьютерный музей. Иллюстрированная история персональных компьютеров на русском языке. – Режим доступа: http://www.computer-museum.ru.
  7. Журнал «Мир ПК». – Режим доступа: http://www.osp.ru/pcworld. Компьютерная пресса
  8. Информационно-образовательный портал «Методическая копилка учителя информатики». – Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/
  9. Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. – Режим доступа: http://www.klyaksa.net/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники

Тестирование

Умение распознавать информационные процессы в различных системах

Самостоятельная работа

Умение использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования

Лабораторные работы

Умение осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей

Лабораторные работы

Умение иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий

Устный опрос

Контрольная работа

Умение создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые

Лабораторные работы

Умение просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных

Лабораторные работы

Умение осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

Лабораторные работы

Умение представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

Лабораторные работы

Знание различных подходов к определению понятия «информация»

Устный опрос

Знание методов измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, единицы измерения информации

Устный опрос

Решение вариативных задач

Знания о  назначении наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей)

Устный опрос

Самостоятельная работа

Знания о назначении и видах информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы

Устный опрос

Тестирование

Знания об использовании алгоритма как способа автоматизации деятельности

Устный опрос

Тестирование

Знания о назначении и функциях операционных систем

Устный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...

Рабочая программа по дисциплине ЕН. 01 Математика для специальностей 44.02.01Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке педагогических работников  по укрупненной группе специальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД10. КУЛЬТУРА РЕЧИ (профессиональный цикл) по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для подготовки преподавателей начальных классов, в  дополнительномпрофессиональном образовании, повышении квалификации и профессиональ...

Статья2 Методические рекомендации по профессиональной подготовке студентов с нарушениями слуха по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по  профессиональной подготовке студентов с нарушениями слуха по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД.01 Иностранный язык (немецкий) для специальностей 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 Дошкольное образование, 49.02.01 Физическая культура, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федеральных  государственных  образовательных  стандартов среднего профессионального образования по специа...

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальности 42.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические указания и контрольные задания предназначены для студентов СПО заочной фомы обучения специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах....