Методическая разработка по информатике и икт (11 класс) по теме:
Решение логических задач по информатике

Венедиктова Ольга Николаевна

             В материале рассматриваются два метода решения логических задач и с помощью хорошей презентации урок превращается в  в урок-игру по теме "Логические основы ПК". Данный материал сопровождается раздаточным материалом для учащихся и планом урока. Рекомендуется использовать в урочной и внеурочной деятельности при малом количестве часов на преподавание информатики. Материал рассчитан для преподавания в системе начального и среднего профессионального образования, а также для учащихся 11 классов общеобразовательных школ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Сюжет 1:

Шерлок Холмс
вежливо спросил у инспектора
Лестрейда
, кто из трех подозреваемых в расследуемом деле —
Джон, Смит
или
Вессон
— являются его агентами.
Лестрейд
, не желая раскрыть все свои «карты» ответил так: «Если
Вессон
мой агент, то и Смит тоже». А потом добавил: «Неверно, однако, что если Джон мой агент, то Смит тоже мой агент».
Лестрейд
оба раза сказал правду, по-видимому, он надеялся что Холмсу не удаться вычислить агента. Так выдал ли инспектор своего агента?
Применением законов
математической логики
5
Табличный
способ решения
10
Y
X
Банка
Колба
Пробирка
Бутылка
Щелочь
Кислота
Вода
Раствор
яда
Колба стоит около банки
и

сосуда с щелочью
15
Найти ошибки в таблицах истинности
X
Y
X

&
Y
0
0
0
0
1
1
1
0
1
1
1
1
X
Y
X & Y
0
0
0
0
1
0
1
1
0
1
1
1
X
- X
0
1
1
1
X
Y
X


Y
0
0
1
0
1
0
1
0
1
1
1
1
4
Анализируем ответ:
Истинность данного высказывания

возможна
только тогда, когда
-B
&
D
&
-C
И
И
И
Таким образом агентом инспектора

Лестрейда

является Джон.
9
Y
X
Банка
Колба
Пробирка
Бутылка
Щелочь
Кислота
Вода
Раствор
яда
в банке не кислота и не вода
14
Путем наблюдений установлено,

что
вода и щелочь не в бутылке
Y
X
Банка
Колба
Пробирка
Бутылка
Щелочь
Кислота
Вода
Раствор
яда
13
Над презентацией работали:
Венедиктова
Ольга Николаевна
преподаватель информатики
Видеомонтаж
студентк
и

3 курса
Махортовой Евгении
Апрель 2012 год
СПбКИТ
Основные

логические

операции
Таблицы

истинности
X
Y
X v Y
0
0
0
0
1
1
1
0
1
1
1
1
X
Y
X & Y
0
0
0
0
1
0
1
0
0
1
1
1
X
- X
0
1
1
0
X
Y
X


Y
0
0
1
0
1
1
1
0
0
1
1
1
3


x

y =
(
¬
x
v y)

A1 & A2 = (B

C) & -(D

C)

Для решения задачи необходимо
A1 & A2 = (-B v C)
&


¬
(¬D
v C) =
(¬B
v C) & D &
¬C
(=D &
¬C
)
D
Раскрываем скобки:
¬
B
& D &
¬C
v C &
¬C
& D =
¬B
& D &
¬C
0 & D = 0
A1&A2 = «1»
8
Графическими методами
Метод логических рассуждений
Средствами алгебры логики
Табличными методами
Метод к
ругов
Эйлера
2
Создадим таблицу
Y
X
Банка
Колба
Пробирка
Бутылка
Щелочь
Кислота
Вода
Раствор
яда
В отличии от предыдущей задачи

у
нас две переменных:
X — вещество; Y - емкость
12
Первую часть задачи

«Если
Вессон
мой агент, то и Смит тоже» обозначим A1.
Введем дополнительные обозначения. И получим выражение...
B
С
A2 = -(D

C)
Вторая часть задачи

«Неверно, что если Джон мой агент, то Смит тоже мой агент
»


обозначим A2.
Введем дополнительные обозначения. И получим выражение...
D
С
A1 = B

C
7
Y
X
Банка
Колба
Пробирка
Бутылка
Щелочь
Кислота
Вода
Раствор
яда
Самостоятельно заполняем
таблицу и находим ответ
16
Преподаватель:
Венедиктова
Ольга Николаевна
Если даны высказывания
A1, A2,....
An
,

а
спрашивается о высказывании
B
, то

необходимо
проверить является ли
B


логическим
следствием высказываний

A1&A2
&....&
An

Для это достаточно выяснить будет ли

истинной
высказывание

A1&A2
&....&
An


B

или
, что равносильно будет ли
ложью


высказывание

A1&A2
&....&
An

 
B
6
Сюжет 2:
От своих агентов Шерлок Холмс узнал, что Мортимер хранит яд в своей лаборатории, но емкости не подписаны.
Известно что, в бутылке, колбе, пробирке и банке находятся щелочь, кислота, раствор яда и вода.
Путем наблюдений установлено, что вода и щелочь не в бутылке, а в банке не кислота и не вода.
Колба стоит около банки и сосуда с щелочью.
Что находится в каком сосуде?
11

Предварительный просмотр:

План открытого урока информатики

Дата проведения:17 апреля 2012 года

Тема урока: «Решение логических задач различными методами»

Цель урока: познакомить учащихся с методами решения логических задач средствами алгебры логики и табличным методом

Задачи урока:

  1. образовательная – знакомство студентов с методами решения логических задач средствами алгебры логики;
  2. развивающие – развитие логического мышления студентов, памяти, внимания, а также интереса к разделу информатики - алгебре логики;
  3. воспитательные – работа над повышением знаний основных понятий и законов алгебры логики, достижение сознательного усвоения материала студентами с применением полученных знаний на практике.

Тип урока: повторительно-обобщающий, комбинированный.

Возраст учащихся: 1 курс, после 9 класса

Оборудование урока:

  1. мультимедийный проектор;
  2. презентация, подготовленная в MS Power Point;
  3. листки с законами алгебры логики.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

студенты должны знать:

  1. основные понятия и определения алгебры логики;
  2. основные законы алгебры логики.

студентыдолжны уметь:

  1. упрощать логические выражения;
  2. строить таблицы истинности;
  3. строить логические схемы по логическому выражению и наоборот;
  4. записывать составные высказывания в виде логических функций.

Системы оценивания: по ходу урока студенты решают задачи в индивидуальном порядке, результат заносит студент в таблицу электронного журнала.

План урока:

Время,
мин

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

5

Орг. Момент

Вступительное слово

Подготовка к уроку

5

Разминка

На экране таблицы истинности основных логических операций.

Слайд 3, 4

Повторяют основные логические операции, находят ошибки в представленных таблицах истинности

10

Объяснение нового материала.

Презентация к уроку. Объяснение метода решения логических задач методом алгебры –логики.. Слайд 6 - 9

Ведут конспект нового материала.

10

Объяснение нового материала.

Презентация к уроку. Объяснение метода решения логических задач методом построения таблицы. Слайд 11 16 -

Разрабатывают алгоритм решения задачи, записывают решение, сверяют свое решение с доской

10

Самостоятельная работа. Решение задачи методом построения таблицы.

Зачитывает условие задачи. Отвечает на вопросы.  Приложение 1

Разрабатывают алгоритм решения задачи, записывают решение, сверяют свое решение с доской.

5

Подведение итогов

Выставляет баллы за работу на уроке.

Помощник оглашает результаты, баллы, полученные за урок.

Рефлексия урока.


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Задача 1: Шерлок Холмс вежливо спросил у инспектора  Лестрейда, кто из трех подозреваемых в расследуемом деле — Джон, Смит или Вессон — являются его агентами. Лестрейд, не желая раскрыть все свои «карты» ответил так: «Если Вессон мой агент, то и Смит тоже». А потом добавил: «Неверно, однако, что если Джон мой агент, то Смит тоже мой агент». Лестрейд оба раза сказал правду, по-видимому, он надеялся, что Холмсу не удаться вычислить агента. Так выдал ли инспектор  своего агента?

Задача 2: От своих агентов Шерлок Холмс узнал, что Мортимер хранит яд в своей лаборатории, но емкости не подписаны.

Известно что, в бутылке, колбе, пробирке и банке находятся щелочь, кислота, раствор яда и вода.

Путем наблюдений установлено, что вода и щелочь не в бутылке, а в банке не кислота и не вода.

Колба стоит около банки и сосуда с щелочью.

Что находится, в каком сосуде?  

Y

X

Банка

Колба

Пробирка

Бутылка

Щелочь

Кислота

Вода

Раствор
яда

Задача 3: Восемь школьников, оставшихся в классе на перемене, были вызваны к директору. Один из них разбил окно в кабинете. На вопрос директора, кто это сделал, были получены следующие ответы:

Федя: «Разбил Антон!»

Соня: «Валера разбил».

Оля: «Разбила Соня».

Маша: «Это кто-то из- другого класса!»

Надя: «Да, Оля права...»

Коля: «Это либо Валера, либо Соня!»

Антон: «Ни Валера, ни Соня этого не делали».

Кто разбил окно, если известно, что из восьми высказываний истинно ровно три?


Предварительный просмотр:

Приложение 2

Теоремы алгебры логики

  1. x + 0 = x,   x  1 = 1
  2. x + 1 = 1, x  0 = 0
  3. x + x = x, x  x = x
  4. x +  = 1, x   = 0
  5.  = x
  6. x + x  y = x,  


Теоремы алгебры логики

  1. x + 0 = x,   x  1 = 1
  2. x + 1 = 1, x  0 = 0
  3. x + x = x, x  x = x
  4. x +  = 1, x   = 0
  5.  = x
  6. x + x  y = x,  

По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

        В наше время, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внед...

патриотическое внеклассное мероприятие "Курс молодого курса"

патриотическая игра-эстафета для учащихся старших классов "Курс молодого бойца"...

Урок математики в 6 классе по теме "Решение задач на проценты"

Использование приемов занимательности для закрепления учебного материала...

конспект урока и презентация по теме: "Сфера" по учебнику Атанасяна 11 класс

Конспект содержит полную информацию о деятельности учителя и учащихся на уроке.  Выполнена презентация к уроку. Под...

круглый стол "Эхо прожитых лет"

патриотическое внеклассное мероприятие ...

Рабочая программа по истории для 6 класса

     Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древности до конца XVI в. для 6 класса...

Цикл уроков по теме: "Аксиомы стереометрии" по учебнику Атанасяна 10 класс

Цикл уроков по теме : "Аксиомы стереометрии" состоит из следующих уроков: 1. Предмет стереометрии. Аксиомы стереоме...

открытый урок по физике в 9 классе "Закон Ампера. Электродвигатель"

План-конспект  открытого урока по физике в 9 классе "Закон Ампера. Электродвигатель." Самоанализ урока. Литература ...

Роль коллектива в обучении и развитии младших школьников

Таким образом, эффективное решение вопроса о воспитании и развитии личности в коллективе составляет педагогическую задач...

Урок проверки и оценки знаний по теме "Четырёхугольники"( геометрия 8 класс)

План урока и презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме "Четырёхугольники"....