Языковой портфель как средство обучения и инструмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку
статья (английский язык) по теме

Языковой портфель – это пакет документов, позволяющий учащемуся самостоятельно  фиксировать и оценивать свои достижения и опыт  в овладении иностранным языком.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.В.Ваторопина,                                                                                                                         МБОУ СОШ № 67,  г. Екатеринбург

Языковой портфель как средство обучения и инструмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку

                                     Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у  наших детей  завтра…     Джон  Дъюи

Целью и основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной и прочих сферах. Поэтому перед учителем иностранного языка стоят задачи усилить направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков. Для этого необходимо, на наш взгляд, применять интерактивные и коммуникативные методы обучения. Изучаемый материал должен быть приближен к проблемам повседневной жизни. Следует развивать навыки самостоятельной работы учащихся, а также усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса. Современная школа должна  обеспечить знание на уровне функциональной грамотности одного иностранного языка и желание изучать другие иностранные языки.

Задачей школы является создание таких условий, которые  способствовали бы развитию мотивации и самореализации учащихся. Мотивация – активные состояния психики, побуждающие человека совершать определенные виды действий (Социологический словарь).

В процессе мотивации можно выделить следующие основные этапы:

Возникновение потребности.

Разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребностей.

Определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий.

Удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.

В процессе обучения роль учителя на каждом из этих этапов нельзя переоценить. Выявляя детей, имеющих высокую мотивацию к изучению языка, и, напротив, относящих данный предмет к разряду нелюбимых, учитель может сделать вывод о том, насколько предмет интересен детям, посилен им, и что он может и должен сделать, чтобы изменить ситуацию.

Языковой портфель – это пакет документов, позволяющий учащемуся самостоятельно  фиксировать и оценивать свои достижения и опыт  в овладении иностранным языком. Языковой портфель позволяет ученикам отслеживать прогресс  в изучении иностранного языка, анализировать проблемы, ставить новые задачи и решать их, непрерывно повышая свой языковой  уровень. Языковой портфель показывает то, что ученик уже знает и умеет делать на иностранном языке и то, что хотелось бы ему изучать. Он может быть полезен для ученика при дальнейшем обучении, выборе профессии, путешествиях  и новых знакомствах  в будущем.

            Работу с учащимися над языковым портфелем я веду в течение 4 лет. За это время я имела возможность убедиться в ее эффективности и важности как для ученика, так и для педагога. Мы начали работу над портфолио с ребятами в 4 классе. Сейчас мои шестиклассники и семиклассники накопили уже довольно большой интересный и, что самое главное, полезный, с точки зрения эффективности изучения языка, материал в своем языковом портфеле. Для себя основным в работе над портфелем считаю возможность развития и поддержки заинтересованности каждого школьника в изучении английского языка,  вооружение обучающихся инструментом для определения их достижений в изучении языка, а также возможность оценить уровень достижений каждого ученика в овладении языком и внести  при необходимости корректировку в преподавание.

          Языковой портфель – это дневник или папка, красочно и ярко оформленная, включающая выполненные учащимся работы и проекты. Цели ведения портфеля – показать таланты и лучшие работы учащегося, развивать у учащегося навык рефлексии по поводу проделанной работы, дать возможность учителю понять, какие курсы и задания оказали наибольшее влияние на учащегося, что вызвало определенные трудности, что нужно сделать, чтобы их преодолеть.

Примерная структура и содержание языкового портфеля:

Раздел I – Языковой паспорт ( Языки, которые я изучаю)

Раздел II – Биография ( Мои успехи)

      Раздел III – Досье ( Моя копилка) – работы, свидетельствующие об  успехах учащегося в

 овладении языками. Это могут быть:

различные формы признания достижений учащегося (грамоты, дипломы, сертификаты и др.);

«лучшие» письменные работы («лучшие» – не обязательно с отличными оценками);

работы по чтению, диктанты;

сочинения, стихи, написанные учащимся;

индивидуальные и групповые исследовательские и творческие проекты;

работы, выполненные на компьютере;

письма;

доклады, рефераты.


         Let me introduce myself  …                                

Name   _______________________________

Surname _____________________________                                        

Age    ________________________________                                                  

Nationality ___________________________

I live in  _______________________________

My  address ___________________________

My family _____________________________

My home ______________________________

My friends  and my pen friends _____________

My hobbies____________________  

My ambitions___________________________

My achievements________________________

I go to school___________________________ 

I am in the _________ form

 My favourite subject is __________________

I have been learning English ______________ 

My mother tongue is_____________________

Языковой портфель содержит также перечень оценочных листов, согласно которым ребята должны оценить свой уровень умений (для младших классов на русском языке, для старших – на иностранном языке). Основная психолого–педагогическая цель работы с портфолио – это формирование и развитие адекватной самооценки учащихся, в процессе их совместной деятельности с учителем по созданию портфолио. Чтобы подвести учащегося к анализу своей деятельности, я провожу собеседование по созданной учащимися работе. Чему ты научился и что нового узнал в процессе создания новой работы? Чем она отличается от предыдущей? Какие были трудности? Как ты решал эти проблемы? Что у тебя стало получаться лучше?

Что я умею ?



Когда я слушаю,…

я понимаю детские стихи и песни.

я понимаю имена, числа.

я понимаю, как зовут собеседника.

я понимаю простые команды, просьбы, предложения.

я понимаю …



Когда я разговариваю,…

я умею поздороваться и попрощаться.

я умею поблагодарить своего собеседника.

я умею отвечать на вопросы собеседника о том, где я живу и что мне нравится.

Я умею …



Я умею читать и понимать…

короткие сообщения на открытках.

простые короткие рассказы с картинками.

умею читать вслух и понимать знакомые слова.

вывески рекламы на улице.

умею соотносить слова с картинками.

короткое простое письмо своего друга или родственника.

Я также умею …



Я умею писать…

свое имя, возраст, адрес.

слова и предложения.

поздравительные открытки.

о своей семье, любимых занятиях.

Я также умею …

Ученики пишут рефлексию  к каждой статье портфолио. В ней они объясняют важность данной конкретной работы для них лично. Объясняют, какая цель была достигнута, какой навык совершенствовался. Что они узнали о себе? Почему это – «лучшая» работа? «Лучшая» не обязательно подразумевает отличную оценку.   Рефлексия включает отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле.

Памятки включают рекомендации по развитию учебных навыков (скорости чтения; умения организовать свою работу; схема написания эссе, личного и делового письма, резюме; советы по подготовке к собеседованию; терминологический словарь и т.д.).

В заключение хочу подчеркнуть, что работа с языковым портфелем важна для учителя прежде всего потому, что она

повышает мотивацию в преподавании языка;

позволяет эффективнее планировать свою деятельность и контролировать процесс обучения;

дает возможность вносить  необходимые коррективы в процесс обучения на основе полученной информации;

раскрывает личность и формирует его самостоятельность;

повышает профессиональное и методическое мастерство учителя.

Литература

1.  Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков // Иностранные языки в школе. № 5. 2000.

2. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Методика. Теория и практика обучения иностранному языку. Айрис Пресс, Москва. 2004.

3. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: АРКТИ, 2002.

4. Полат Е. С. Портфель ученика // Иностранные языки в школе. № 1. 2002.

5. Симкин В.Н. Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция // Иностранные языки в школе.  № 5. 1998г.

6. Сысоев П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования // Иностранные языки в школе.  № 4. 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Языковой портфель как средство рефлексивного обучения ИЯ.

Характеристика, цели и формы работы с языковым портфелем....

Языковой портфель – как средство комплексной оценки индивидуальных достижений обучающихся

Языковой портфель представляет собой современную технологию обучения иностранным языкам, которая обеспечивает как развитие продуктивной учебно-познавательной деятельности учащегося, так и его личностн...

Методический проект «Использование интерактивных и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для формирования познавательного интереса обучающихся к иностранному языку».

Целью проектной работы является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленно...

Языковой портфель как средство формирования учебно-познавательной и коммуникативной компетенций при обучении учащихся основной школы иностранному языку

Статья посвящена формированию учебно-познавательной компетенции с помощью технологии "языковой портфель". В статье раскрываются понятия "компетенция", "учебно-познавательная компетенция", "языковой по...

Использование театрально-языкового компонента, как средства формирования коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся по английскому языку в начальных классах.

Актуальность моей темы обуславливается тем, что происходит сложный период преобразования в нашей стране, переосмысление ценностей и формирование новых, выдвигает на первый план ценность личности в Нац...

Система оценивания достижений учащихся по русскому языку и литературе (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)

Система оценивания по русскому языку и литературе (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...