Современный урок английского языка
методическая разработка по английскому языку ( класс) по теме

Ширеторова Людмила Галсановна

Мои уроки

Технологическая карта уроков английского языка

Статьи по современному уроку английского языка 

Анализ и самоанализ урока английского языка

Современные требования к уроку английского языка

Технологическая карта урока английского языка по теме "Школа будущего" 7 класс 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Схема анализ урока (по Малеву).

 

Что оценивается

Баллы

Оценка основных личностных качеств учителя на уроке

1.1

Знание предмета и общая эрудиция учителя в целом

 

1.2

Уровень педагогического и методического мастерства

 

1.3

Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность

 

1.4

Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися

 

1.5

Внешний вид учителя, мимика, жесты, культура поведения

 

Оценка основных характеристик учащихся на уроке

2.1

Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности

 

2.2

Уровень общеучебных и специальных умений и навыков

 

2.3

Наличие и эффективность коллективных [групповых] форм работы

 

2.4

Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности

 

Оценка содержания деятельности учителя и учащихся на уроке

3.1

Научность, доступность и посильность изучаемого материала (формируемых умений и навыков)

 

3.2

Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой)

 

3.3

Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися информации)

 

3.4

Оптимальность объема предложенного ля усвоения материала

 

Оценка эффективности способов деятельности учителя и учащихся на уроке

4.1

Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности

 

4.2

Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО

 

4.3

Степень рациональности и эффективности используемых методов и организационных форм работы

 

4.4

Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока

 

4.5

Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка знаний, умений и навыков

 

4.6

Степень эстетического воздействия урока на учащихся

 

4.7

Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности учителем и учащимися на уроке

 

Оценка цели и результатов проведенного урока

5.1

Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели урока

 

5.2

Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно

 

5.3

Степень обучающего воздействия урока на учащихся (чему и в какой степени научились)

 

5.4

Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию и в какой степени)

 

5.5

Степень воздействия урока на развитие учащихся (что способствовало их развитию и в какой степени)

 

 

Математическая оценка эффективности учебных занятий основана на рейтинге (методе компетентных судей). За каждый раздел ставятся баллы от 0 до 4. Считается сумма всех баллов. Определены следующие критерии оценок: если при оценке получено 85% (или баллов) и выше – то проведенное занятие оценивается на “отлично”, 65-84% - на “хорошо”, 45-64% - на “удовлетворительно”.

Данная методика была взята из книги В. П. Симонова “Педагогический менеджмент”.



Предварительный просмотр:

Примерная схема общедидактического анализа современного урока
М.М. Поташник
 
Любая структура анализа урока готовится под конкретные задачи.
1. Оценка реализации основных принципов обучения. (С точки зрения соблюдения оптимальной меры в их сочетании: научности с доступностью, наглядности с абстрактностью и т.д.).
2. Оценка проектирования задач урока. (Педагогических, развития образовательного процесса, саморазвития учителя).
3. Оценка конкретизации задач на основе выводов педагогического или психолого-педагогического или медико-психолого-педагогического или педологического консилиума. 
4. Умение поставить задачи урока перед учащимися.
5. Оценка оптимальности выбора содержания учебного материала: выделен ли объект прочного усвоения (главное и существенное).
6. Выбор и применение учителем разных источников сообщения ученикам новых знаний. Оценивается не то, что выбрано, а обоснованность этого выбора!
7. Оценка оптимальности сочетания различных форм и методов обучения в ходе урока. 
Оцениваются не сами методы, а обоснованность выбора методов!
8. Использование различных приемов учебной работы.
Оценивается их целесообразность!
9.!!! Воспитание интереса к предмету и в целом к процессу обучения.
10. Оценка культуры труда учителя и учеников.
11. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся
Формы контроля:
а) оценка содержания вопросов и заданий;
б) соответствие оценок уровню знаний учащихся.
Обоснование оценок, выставленных за урок!
12. Оценка применения дифференцированного подхода к учащимся. Дифференциация объема и степени
сложности (только в пределах программы), но, прежде всего, степени помощи, оказываемой учащимся.
13. Владение учащимися навыками рациональной организации учебного труда, т.е. надпредметными способами деятельности.
14. Характер, объем и дифференцированность домашнего задания. Обязательный учет в расписании дня других предметов.
15. Оценка оптимальности структуры урока и рациональности расхода времени на различных его этапах.
16. Оценка взаимоотношения учителя и учащихся.
17. Оценка личностного отношения учителя к труду, к детям; оценка личностного воспитательного влияния учителя на детей. (От внешенго вида до отношения к труду.)
18. Использование возможностей учебного кабинета (высоко оценивать любое применение НИТ).
19. Оценка гигиенических требований на уроке (освещенность,
температурный режим, воздушный режим, посадка учащихся).
20. Учет ранее высказанных замечаний и рекомендаций.
21. Выводы, рекомендации и предложения.



Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Москва

2001 г

Современные требования к уроку.

Методические рекомендации учителю. М.: 1999

Составители:

Москаленко М.Е. – учитель технологии школы № 376 Восточного округа

Алямовская И.А. – методист технологии НМЦ ВОУ МРО

В сборнике использовались:

  1. Материалы разработанные коллективом школы № 376, под руководством заместителя директора по научно – методической работе Катасоновой Т.И.
  2. Конаржевский Ю.А. «Анализ урока» -М.: Приложение к журналу «Завуч». ОЦ «Педагогический поиск», 2000 г.

ISBN 5-8147-0024-6

Тираж 2000 экз

  «Новая школа», 2001

Не только знать, но и уметь!

Для того, чтобы организовать учебную деятельность рационально, педагог должен уметь:

  1. Ясно определить и поставить перед учащимися цели и задачи их деятельности на уроке.
  2. Правильно выбрать время, методы, технику для осуществления поставленных задач, рационально их использовать.
  3. Составить продуманный, ясный, точный план работы на уроке. Каждый этап урока точно рассчитать во времени. Хорошо, инструктировать учащихся, учить их умению учиться. В процессе обучения осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
  4. Нормировать самостоятельные работы учащихся во времени и учить их укладываться с выполнением работ в заданное время.
  5. Систематически осуществлять учет работы и контроль над работой учащихся: шире вводить в практику тематический учет знаний учащихся по всем предметам.
  6. Совершенствовать систему стимулов к труду, эффективно их использовать.

ОБЩИЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ГУМАНИЗАЦИЮ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Современные требования к уроку связаны с переориентацией общих целей школьного обучения с предметно-дисциплинарных на развитие каждого школьника в соответствии с его потребностями, возможностями, интересами. Учебное содержание рассматривается как основное средство этого развития в условиях продуктивного и творческого взаимодействия.

Основные требования к уроку:

  1. Учитель обеспечивает мотивацию деятельности учащихся на каждом этапе усвоения знаний: перспективная мотивация – темы, раздела, всего курса; мотивация – на этапе усвоения знаний – получения новой информации на конкретном уроке; на этапе отработки знаний – повторение, обобщение, закрепление и т.д., на этапе контроля.

Это главное! Постоянная мотивация!

  1. Учитель должен целенаправленно управлять деятельностью учеников, посвящая большую часть урока организованной самостоятельной деятельности учащихся с учетом их психофизиологических особенностей и специфики содержания учебного предмета.

Управление деятельностью учеников! Не оставлять одних!

Обратная связь – постоянно!

  1. Весь урок должен быть направлен на создание ситуации успеха и комфортных психолого-педагогических условий:
  1. Оказание своевременной помощи ученику в процессе учебной деятельности;
  2. На уроке должно быть целесообразное соотношение устных, письменных, практических видов работ;
  3. Получение обратной связи – на каждом этапе урока. Это и есть управление;
  4. На уроке должно быть целенаправленное и мотивированное формирование общенаучных умений, навыков;
  5. Необходимо использовать разнообразные дидактические материалы, средства наглядности;
  6. На уроке должно быть объективное мотивированное выставление отметки (балла) за успехи учащихся в учебной деятельности независимо от личного отношения педагога к ученику.
  7. Предотвращение конфликтных ситуаций.
  1. Домашнее задание следует рассматривать как продолжение урока в условиях полной самостоятельности школьников:
  1. Объем и содержание домашнего задания регулируется в зависимости от индивидуальности ученика;
  2. На уроке следует указывать на результат выполнения домашнего задания, на все необходимые, но доступные источники их получения необходимой информации.
  1. Структура урока должна соответствовать целям. Особое внимание должно быть обращено на этап организации начала урока (быстрое и заинтересованное включение всех учеников в учебно – познавательную деятельность) и завершающий этап (подведение итогов деятельности учащихся, оценка ее активность в соответствии результатов поставленным целям)

Материалы подготовлены к.п.н. Е.А. Кошеловой, научным руководителем школы № 419 на основе современных психолого-педагогических публикаций и изучения, обобщения опыта работы учителей школы № 419

ТИПЫ УРОКОВ

Классификация типов уроков по цели.

I тип. Урок изучения новых знаний

По виду это: традиционный, лекция, экскурсия, исследование, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум и т.д.

Имеет своей целью изучение и первичное закрепление новых знаний

II тип. Урок закрепления знаний

По виду это: Практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация и т.д.

Имеет своей целью выработку умений по их применению, вторичное применение.

II тип. Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

По виду это: Практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.

Имеет своей целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, переносить их в новые условия.

IV тип. Урок обобщения и систематизации знаний

По виду это: семинар, конференция, круглый стол и т.д.

Имеет своей целью обобщение единичных знаний в систему.

V тип. Урок контроля, оценки и коррекции знаний

По виду это: коллоквиум, зачет, общественный смотр знаний и т.д.

Имеет своей целью определить уровень овладения знаниями и навыками.

Все уроки – комбинированные, структура урока в соответствии с его типом.

I тип. Урок изучения новых знаний

1+3+4+5+6+7+8+9

II тип. Урок закрепления знаний

1+2+4+7+8+9

II тип. Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

1+3+8+9

IV тип. Урок обобщения и систематизации знаний

1+3+4+6+8+9

V тип. Урок контроля, оценки и коррекции знаний

1+3+4+8+9

СОСТАВ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА

1 этап. Организация начала урока

2 этап. Проверка выполнения домашнего задания

3 этап. Всесторонняя проверка знаний

4 этап. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового учебного материала

5 этап. Усвоения новых знаний

6 этап. Первичная проверка понимания учащимися нового материала

7 этап. Закрепления новых знаний

8 этап. Подведение итогов урока

9 этап. Информация о домашнем задании. Инструкция о его выполнении.

УРОВЕНЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ:

УРОВЕНЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ.

ТИПЫ УРОКА

  1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
  2. урок закрепления знаний
  3. урок комплексного применения ЗУН
  4. урок обобщения и систематизации знаний
  5. урок проверки, оценки, коррекции ЗУН

ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УРОКА:

  1. Необходимо совершенствовать урок, как целостную динамическую систему
  1. Отбирать тип урока в соответствии с целью
  2. Выделять этапы урока, четко определять их задачи, выделять главный этап. Главному этапу урока выделять продуктивную часть урока
  3. Определять взаимосвязь этапов
  4. Определять доминирующий характер деятельности учащихся в соответствии с ТДУ и содержанием
  5. Специально выбирать комплекс форм, методов и средств обучения
  1. Необходимо совершенствовать управление УПД  на уроке
  1. Организовать деятельность учащихся по принятию ТДУ, т.е. в начале урока четко поставить цель (что будем делать, как делать, чему должны научиться), т.е. обеспечить мотивацию учения.
  2. Использовать средства, обеспечивающие включение каждого ученика в УПД по усвоению ведущих знаний и способов деятельности
  3. Добиваться, чтобы каждый ученик совершил полный цикл УПД (основной закон усвоения): воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результаты.
  1. Совершенствовать все типы уроков
  2. Совершенствовать формы организации УПД (методы и формы урока)

Продумывая урок, учитель должен четко выделить ведущее, главное в содержании, определить уровень, на котором должны быть усвоены элементы, определить возможности для воспитания и развития. Дидактическая цель достигается путем решения определенной системы дидактических задач. Каждая дидактическая задача создает определенный этап учебного процесса, этап урока.

Этап – организационная, структурная часть урока.

ЭТАПЫ УРОКА

I. Организация урока

II. Проверка домашних заданий

III. Всесторонняя проверка знаний

IV. Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению знаний

V. Усвоение новых ЗУН

VI. Проверка понимания нового материала

VII. Закрепление нового материала

VIII. Информация по домашнему заданию, инструктаж его выполнения

IX. Подведение итогов урока

СВЯЗЬ МЕЖУ ЭТАПАМИ УРОКА

  1. Связь между ТДЦ и дидактическими задачами
  2. связь межу частями урока. Наивысший результат получается от взаимодействия всех этапов урока. На каждом уроке какой-то этап является главным и именно по этому должна быть уделена продолжительная часть урока

             усваивается  до 80% информации

                                                                                            50%

         3 мин                                23 мин        34 мин

Этапы – элементы урока

ТДЦ – системообразующий элемент

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ЭТАПЫ

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

Организация начала урока

Подготовка учащихся к работе на занятиях

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция

Оптимальность сочетания контроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов

Подготовка к основному этапу занятий

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминаний знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений учащихся

Закрепления знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей

Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их  коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения

Подведение итогов занятия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения

Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития

ЭТАПЫ УРОКА

Дидактическая основа различных типов урока.

1. Организация начала занятия

2. Проверка выполнения домашнего задания

3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

4. Изучение (усвоение) новых знаний и способов деятельности

5. Первичная проверка усвоения знаний

6. Закрепление знаний и способов деятельности

7. Обобщение и систематизация знаний

8. Контроль и самопроверка

9. Подведение итогов

10. Домашнее задание

ТИПЫ УРОКОВ

  1. Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Цель обучения: первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений внутри объекта.

Структура урока (обязательные этапы)

  1. Урок закрепления новых знаний  и выработка умений.

Цель обучения: закрепление усвоенных знаний и выработка умений к их применению.

Структура урока (обязательные этапы)

  1. Урок комплексного применения знаний.

Цель обучения: выработка умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новых условиях.

Структура урока (обязательные этапы)

  1. Урок обобщения и систематизации.

Цель обучения: усвоение знаний и способов действий в комплексе, системе.

Структура урока (обязательные этапы)

  1. Урок проверки, оценки и коррекциизнаний.

Цель обучения: определение условия овладения знаниями, умениями, навыками.

Структура урока (обязательные этапы)

Требования к отбору содержания.

  1. Нельзя использовать недостаточно современные и научно не выверенные и невыдержанные положения и факты.
  2. Необходимо отобрать наиболее ценную, достаточную информацию, факты, понятия, законы, теории, всесторонне представляющие изучаемый вопрос и обеспечивающие понимание его сущности.
  3. Материал должен быть организован таким образом, чтобы в нем была выделена ведущая идея, главное, основное звено.
  4. Содержание учебного материала должно отражать и методы получения знаний, типичные для данной темы.

Содержание учебного материала является для учителя как бы «сырьем», из которого создаются различные конструкции, обусловливающие способы учебного познания.

Формы обучения

Определение условия овладения знаниями, умениями, навыками

Урок проверки, оценки и коррекции знаний

Зачет, общественный смотр знаний

Усвоение знаний и способов действий в комплексе, системе

Урок обобщения и систематизации знаний

Практикум семинар, конференция

Выработка умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новых условиях

Урок комплексного применения знаний

Практикум, лабораторная работа, семинар

Закрепление усвоенных знаний и выработка умений к их применению

Урок закрепления новых знаний и выработка умений

Лабораторная работа, собеседование, консультация, экскурсия, практикум

Первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношение внутри объекта

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Лекция, лабораторная работа, экскурсия

Цели обучения

Типы уроков

Формы уроков

Цели

Типы уроков

Другие формы учебных занятий

Восприятие и первичное осознание нового материала

изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция, лабораторная работа, учебная игра, экскурсия и др.

Вторичное закрепление знаний, выработка умений по их применению

закрепления новых знаний и способов действий

Собеседование, консультация, практикум, тренинг и др.

Выработка умений самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия

комплексного применения знаний и способов действий

Лабораторная работа, семинар, практикум, учебная игра, «мозговой штурм» и др.

Усвоение знаний и способов действий в комплексе и системе

обобщения и систематизации знаний и способов действий

Конференция, семинар, диспут, экскурсия, учебная игра, турнир и др.

Определение уровня овладения знаниями и способами деятельности

проверки, оценки и коррекции знаний и способов действий

Коллоквиум, зачет, занятие по рефлексии, общественный смотр знаний или общеучебных умений и др.

Логика процесса

усвоения новых знаний

Закрепления знаний

Комплексного применения знаний и способов действий

Обобщения и систематизации знаний

Проверки, оценки и коррекции знаний

мотивация

мотивация

мотивация

мотивация

мотивация

актуализация опорных знаний

Актуализация ведущих знаний и способов действий

актуализация комплекса знаний

Анализ содержания учебного материала

Самостоятельное выполнение контрольных заданий

восприятие

Восприятие образца применения знаний

Образец комплексного применения знаний

Выделение главных связей

Самоконтроль

осмысление и первичное запоминание

Самостоятельное применение в сходной и новой ситуациях

Самостоятельное применение в сходной и новой ситуациях

Обощение и систематизация

оценка

проверка усвоения

Самоконтроль

Самоконтроль

Установление внутрипредметных и межкурсовых связей, мировоззренческих идей

анализ

закрепление

Контроль

Контроль

Самоанализ

Коррекция

анализ.

Коррекция

Коррекция

Самоконтроль

рефлексия

Анализ

Анализ

Контроль

Коррекция

Анализ

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ

Основные группы

Подгруппы

Отдельные методы

1. Мотивации и стимулировании

1.1. Формирования интереса к учению

Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования (опора на жизненный опыт, создание ситуаций успеха и др.), методы интеллектуального стимулирования («мозговой штурм», «развивающая кооперация», выполнение творческих заданий и другие)

1.2. Формирования долга и ответственности

Предъявление диагностических целей, учебных требований, информации об обязательных результатах обучения; поощрения, порицания; стимулирующего оценивания результатов учения

2. Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

2.1. Перцептивные (передачи и восприятия учебной информации)

Словесные (рассказ, беседа, лекция диалог и др.), наглядные (демонстрации натуральные, художественные, графические, символические), аудивизуальные (сочетания словесных и наглядных методов, кино-, диа-, теле-, видео-, показ), практические (преобразование учебного материала, упражнения, эксперимент, выполнение трудовых заданий)

2.2. Логические (организации и осуществления мыслительных операций)

Индуктивные, дедуктивные, сравнения, сопсотавления, аналогии, анализ, синтез, выделения главного, абстрагирования, конкретизация, обобщения, систематизации, алгоритматизации и др.

2.3. Гностические (по характеру познавательной деятельности

Информационно-рецептивные, инструктивно-репродуктивные, проблемные, эврестические или частично-поисковые, исследовательские

2.4. Самоуправления учебно-познавательной деятельностью

Работа под руководством  учителя или учащегося, оказания дозированной помощи ( с опорой, памяткой, конспектом, алгоритмом, программированным пособием, компьютером, подсказкой, консультацией и др.), самостоятельной работы.

3. Контроля и коррекции

3.1. Экспертного контроля и коррекции

Устного, письменного, лабораторного, хронометрированного, машинного контроля и коррекции.

3.2. Взаимного контроля и коррекции

Комментированного выполнения заданий взаимопроверки, рецензирования, коллективного смотра знаний и умений и др.

3.3. Самостоятельного контроля и коррекции

Рефлексии деятельности, самопроверки, работы над ошибками, проверки с помощью нормирующих средств и компьютера

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА

В процессе обучения выделяется 5 звеньев:

I. звено – усвоение педагогом целей и задач обучения

II. звено – планирование конкретного урока с условием реальных возможностей учащихся

  1. Выделение основного, главного содержания и определение дидактичекой цели урока;
  2. В соответствии с целью необходимо определить цель урока;
  3. Определить характер деятельности учащихся;
  4. Отобрать методы обучения, средства и способы

III. звено – осуществление взаимной деятельности учителя и учащегося на уроке по достижению дидактической цели, стимулирование деятельности учащихся

IV. звено – получение и анализ информации о ходе и результатах обучения

V. звено – анализ результативности своей работы и внесение корректив в личный опыт

Главной УПД (учебно-познавательной деятельностью)

 в школе является урок

Цель урока – главный системообразующий элемент урока

Образовательный аспект ТДЦ.

Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:

1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!

2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.

3. Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма

4. формировать умения – сочетания знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельность.

5. формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

Развивающий аспект ТДЦ. 

Это наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это объясняется? Думается, что в основу затруднений заложены две причины. Первая заключается в том, что нередко учитель стремится формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна, и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для  триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.

Вторая причина затруднений кроется в недостаточном знании учителем тех областей педагогики и особенно психологии, которые связаны со структурой личности, тех ее сфер, которые нужно развивать. Чаще всего учитель сводит все развитие к развитию мышления, непозволительно сужая тем самым сферу развивающей деятельности.

Развивающий аспект складывается из нескольких блоков:

А. Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка. Речевое развитие – показатель интеллектуального и общего развития ученика.

Б. Развитие мышление. Очень часто в качестве развивающего аспекта ТДЦ ставится задача учить учащихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно:

Учить анализировать



Обладание этими методами и означает умение мыслить!

Учить выделять главное

учить сравнивать

учить строить аналогии

обобщать и систематизировать

доказывать и опровергать

Определять и объяснять понятия

Ставить и разрешать проблемы

В.Ф. Паламарчук пишет о том, что каждый из этих методов имеет свою структуру, составляющие его приемы и операции, которые, и целесообразно планировать как развивающий аспект ТДЦ. Допустим, если учитель формулирует развивающий аспект цели урока так: сформировать у учащихся умение сравнивать, то это означает, что он в течение 3 – 4 уроков должен сформировать у них такие мыслительные операции, как умение определять объекты сравнения; умение выделять основные признаки, параметры сравнения; умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять; умение устанавливать сходство и различие. Отработка всего этого и приведет учащихся к умению сравнивать.

Известный психолог Г.С. Костюк неоднократно подчеркивал, что в обучении надо видеть ближайшую цель – конкретные знания, умения и навыки – и более отдаленную – развитие учащихся.

В процесс развития мышления необходимо вплетать и процессы развития воображения, фантазии, оплодотворяющие движение и развитие мышления.

В. Развитие сенсорной сферы. Здесь речь идет о развитии глазомера, ориентировки  в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

Г. Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений и т.п.

Как видим, развивающий аспект триединой цели урока далеко непрост, и его нельзя сводить только к развитию мышления на уроке.

Общеучебные умения и навыки

  1. уметь выделять главное
  2. планировать
  3. осуществлять самоконтроль по заданному эталону
  4. бегло читать и писать
  5. умение слушать
  6. классифицировать
  7. формулировать
  8. формулировать выводы
  9. соотносить результат деятельности с целью
  10. сосредотачиваться в работе

Подробнее смотри в книге Лернер И.Я. Об учебных умениях и их отражении в учебниках. //Проблемы школьного учебника. Вып. М., 1983. С. 228-234

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ И ПРИМЕРЫ ГЛАГОЛОВ ФОРМУЛИРОВКИ КОНКРЕТНЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ В КОГНИТИВНОЙ ОБЛАСТИ

(Б.Блум, Н.Гренлунд)

Определение категории целей

Общие цели обучения

Глаголы для формулировки конкретных учебных целей

1

Знание

Знание конкретной информации. Знание путей и способов использования конкретной информации. Универсальные и абстрактные знания в определенной области

Знает общие термины

Знает конкретные факты

Знает методы и процедуры

Знает основные понятия

Знает правила и принципы

Определяет, описывает, индентифицирует, обозначает, перечисляет, подбирает, называет, обрисовывает, намечает, воспроизводит, выбирает, констатирует

2

Понимание

Перевод

Интерпретация

экстраполяция

Понимает факты, правила и принципы

Интерпретирует словесный материал

Интерпретирует схемы, графики, диаграммы

Преобразует словесный материал в математические формулы

Оценивает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных

Объясняет использование методов и процедур

Переделывает, защищает, различает, оценивает, объясняет, расширяет, обобщает, приводит примеры, делает вывод (заключает), суммирует, предсказывает

3

Применений

Применяет понятия и принципы к новым ситуациям

Применяет законы и теории к практическим ситуациям

Конструирует схемы и графики

Демонстрирует правильное использование метода или процедуры

Изменяет, подсчитывает, демонстрирует, обнаруживает, манипулирует, модифицирует, действует, предсказывает, приготавливает, производит, относит, показывает, решает, использует

4

Анализ

Анализ элементов

Анализ отношений

Анализ организационных принципов

Различает не сформулированные предложения

Видит ошибки и упущения в логике рассуждений

Различает факты и выводы

Оценивает значимость данных

Анализирует организационную структуру работы (искусство, музыка, литература)

Подразделяет, изображает схематически, дифференцирует, делает выводы, обрисовывает, выбирает, отделяет, подразделяет, различает, выделяет, идентифицирует

5

Синтез

Порождение уникального сообщения

Создание плана или предполагаемого набора (серии) действий

Получение системы абстрактных отношений

Пишет хорошо структурированное сочинение

Порождает хорошо организованную, логическую речь

Сочиняет короткий рассказ (стихотворение, музыкальное произведение)

Предлагает план проведения эксперимента

Интегрирует знания из разных областей в план для решения проблемы

Формулирует новую схему для классификации предметов (событий, идей)

(категорирует) распределяет по категориям, комбинирует, составляет, сочиняет, создает, изобретает, конструирует, объясняет, порождает, модифицирует, реконструирует, относит, перерабатывает, суммирует, рассказывает, пишет

6

Оценка

Суждения с использованием внутреннего критерия

Суждения с использованием внешнего критерия

Судит о логической последовательности письменного материала

Оценивает соответствие выводов имеющимся данным

Судит о ценности работы (искусство, музыка, литература), используя внутренние критерии

Судит о ценности работы (искусство, музыка, литература), используя внешние показатели, качества

Оценивает, сравнивает, заключает, сопоставляет, противопоставляет, критикует, описывает, различает, объясняет, подтверждает, интерпретирует, соотносит, суммирует, поддерживает

Методы обучения

  1. Словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение)
  2. Наглядные (демонстрация наглядных, -экранных и других пособий, опытов)
  3. Практические (лабораторные и практические работы)

Методы обучения сложны, часто переходят друг в друга, грани между ними относительны.

Внутри этих традиционных групп методов выделяются по степени активности учащихся 2 подгруппы (2 варианта методов):

  1. Проблемно – поисковый (исследовательский, моделированный)
  2. Объяснительно – иллюстративный (репродуктивный)

Требуют много времени, применимы только во внутренних работах.

Обратить внимание на активные методы обучения: лекция, семинар, тематический зачет, самостоятельная работа

Сравнительные возможности различных методов обучения

+!  – решает данную задачу успешно, чем другие методы этой группы

+  - в основном решает данную задачу

-  - решает данную задачу менееуспешно, чем другие методы этой группы

Требуемый темп обучения

Быстрый

Средний

Быстрый

медленный

медленный

быстрый

Быстрый

средний

средний

Задачи, решаемые  в ходе обучения

развитие

речи

+

+

+

+!

-

+

+!

-

-

Памяти

+

+!

+!

+

+

+

+

+!

+

Самостоятельности мышления

+

+!

-

+!

-

+

-

+

+!

Наглядно-образного мышления

+

+

+!

-

+!

+

-

+!

+

Формирование

Абстрактного мышления

+

+

+

+!

+

+!

+!

-

-

Практических и трудовых умений

+

+!

+!

-

+!

-

-

+

+!

Фактических знаний

+

+!

+!

+

+!

+

+!

+

+

Теоретических знаний

+!

+

+

+!

+

+!

+!

-

-

Методы обучения

Работа под руководством учителя

Самостоятельная учебная работа

Репродуктивные

Проблемно-поисковые

Индуктивные

Дедуктивные

Словесные

Наглядные

Практические

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

  1. Групповые (звенья, бригады, подгруппы)
  2. Коллективные (фронтальные), общеклассные
  3. Индивидуальные

Индивидуально – обособленная форма

Она способствует не только более сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков, но и формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, упорство, ответственность за выполнение порученного дела и т.п.

Фронтальная форма познавательной деятельности

Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи.

Это самая распространенная в нашей школе форма организации познавательной деятельности: она используется на уроках, на семинарах, на экскурсиях, конференциях и во многих других конкретных видах учебных занятий

Её характерные черты

Учитель ведет работу и непосредственно общается со всеми учащимися класса – рассказывает, объясняет, показывает, вовлекает учеников в обсуждение проблем, обеспечивая одновременно руководство всеми учащимися. Все,  что необходимо знать и уметь каждому ученику, показывается учителем одновременно для всех.

В ходе осуществления этой формы происходит прямое, непосредственное идейно – эмоциональное воздействие учителя на коллектив учащихся, которое должно побуждать у них ответственные мысли, чувства, переживания.

Каждый ученик «потребляет» информацию, передаваемую учителем, стремится ее усвоить.

Общая цель работы достигается за счет индивидуальных усилий каждого ученика.

Для того, чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока. В самом начале – обеспечить контакт с классом привлечь внимание учеников

Сравнительная характеристика форм обучения

Формы организации обучения

Формирование (-)       (-) развитие

Знаний

Умений

Темпа деятельности

Самостоятельности в обучении

Общеклассные

+!

+ -

+!

+ -

Групповые

+

+

+

+

индивидуальные

+

+!

+

+!

Сравнительная эффективность решения задач обучения:

+! Высокая;            + средняя;                  + - ниже средней

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

ТСО, модели, учебники, дидактические игры и материалы и т.д.

Виды деятельности

Работа в тетради

Дидактическая игра «Вычислительная игра»

Дидактическая игра «Клоуны»

формы

общеклассные

Сочетание общеклассных и индивидуальных

общеклассные

Методы

Устное сообщение учителя

Мотивация побуждение к поиску, создание проблемной ситуации

Устное сообщение учителя

ТДЗ этапа

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе

Выявить уровень знаний по д/з. Определение типичных недостатков

Активизировать знания учащихся, необходимых для изучения нового материала. Формировать познавательные мотивы

Организация учащихся по принятию познавательной задачи

Этап

I. Организационный момент

II. Проверка выполнения д/з

III. Подготовка к активной УПД

IV. Установка познавательной задачи

Практическая работа

Решение задач по карточкам, с/р на повторение

Сочетание общеклассных и индивидуальных

парная

индивидуальная

консультация

Анализ и логическое доказательное мышление

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Устное сообщение учителя

Установить осознанность восприятия. Первичное сообщение. Учить выбирать рациональные способы решения

Организовать деятельность по применению новых знаний. Обучать работе в миниколлективе

Выявить уровень первичного усвоения нового материала

Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся

Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию

VI. Первичная проверка понимания

VII. Закрепление знаний

VIII. Самопроверка знаний

IX. Итог

X. Домашнее задание

Реальный результат

Виды деятельности

формы

Методы

ТДЗ этапа

Этап

Организационный момент

Проверка выполнения д/з

Подготовка к активной УПД

Установка познавательной задачи

Первичная проверка понимания

Закрепление знаний

Самопроверка знаний

Итог

Домашнее задание

Первичная проверка понимания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

УЧЕНИЕ

Это отражательно – преобразующая деятельность учащихся по приобретению знаний и их применению

КОМПОНЕНТЫ УЧЕНИЯ:

МОТИВАЦИОННЫЙ – потребность, интересы, мотивы, обеспечивающие включение ученика в процесс активного учения и сохранение активности на всех этапах познания.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ – принятие учеником цели учебно – познавательной деятельности, ее планирование и прогнозирование.

СОДЕРЖАТЕЛЬНО – ОПЕРАЦИОННЫЙ -

система ыедущих знаний (представления, факты, понятия, законы теории) и способы учения как инструмент получения и переработки информации

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИ – внимание, воля, эмоции

ОЦЕНОЧНЫЙ – самооценка и самоконтроль ходовыполнения действий, самоуправление процессом учения

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ

Преподавание

Правила конструирования урока на развивающей основе

  1. Самостоятельность учащихся на уроке. Деятельность учащихся выполняется не для получения какой-либо выгоды или награды, а для удовлетворения наиболее глубоких потребностей

  1. Самоорганизация учащихся в ходе урока. Урок должен строится на основе обучения учащихся собственной их деятельности по изучению и овладению содержанием учебного материала.

  1. Развития личности. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащимся предлагается преодолевать посильные трудности в овладении новыми ЗУН, направлять уроки на формирование социально зрелой личности, формировать адекватную самооценку.

  1. Формирование коллективизма. Организация непосредственной коллективной деятельности учащихся.

  1. Ролевое участие. Наделение учащихся определенными ролями посильными и давала бы простор для проявления его творческой активности.

  1. Ответственности. Ясное знание личности своих обязанностей, принятие ею этих обязанностей. Способность личности контролировать свои действия.

Психологического обеспечения. Урок должен организовываться и проводится таким образом, чтобы обеспечить мотивацию учения и положительное эмоциональное отношение к нему каждого ученика.

Самоанализ урока

Класс

Тема урока

Тип урока, и его структура

  1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущими, как этот урок работает на следующие уроки?
  2. краткая психолого – педагогическая характеристика класса, количество слабоуспевающих, сильных учащихся. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
  3. Какова триединая дидактическая цель урока (ее обучающий, развивающий, воспитывающий аспект), дать оценку успешности достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
  4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ основываясь на результатах обучения на уроке.
  5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
  6. Отбор дидактического материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.
  7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществляется? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
  8. Психологическая  атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
  9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
  10. Наметить перспективы своей деятельности.

Схема анализа урока

1.

а) Общие сведения:

Дата

Класс

Предмет

Количество по списку

Сколько присутствует

Какой урок по порядку

Б) Обстановка в классе: чистота, освещенность помещения, проверено ли помещение, порядок в классе, готовы ли учащиеся к уроку.

В) оборудование: подготовлены наглядные пособия, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовлена ли доска?

Как начался урок, как учащиеся приветствовали учителя, была ли потребность тратить время на организацию урока, установление порядка и дисциплины

2. Тема урока

3. Цели урока: определяет ли учитель цели урока. Информирует учащихся о цели и задачах урока, как он это осуществляет. Цель посещения урока

4. Тип и структура урока: какой избран тип урока. Целесообразность выбора с точки зрения темы в целом в дидактической цели занятия. Место урока в системе занятий по целому разделу. Связь урока с предыдущим: как она осуществляется.

Структура урока: соответствует ли она данному типу урока, какие замечены отклонения и чем они вызваны. Последовательность целостности и завершенности урока. Как подводятся итоги.

5. Содержание урока. Соответствие содержания программы. Как связан учебный материал с современностью, местным окружением школы. Установление межпредметных связей. Как осуществляется формирование развитие интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся. Использование дидактических материалов и оборудование кабинета. Достигнут ли прирост или совершенствование навыков, знаний и умений на основе ранее усвоенного?

6. Методы и приемы обучения на уроке.

Какая система методов применяется, какие методы и приемы в ней сочетаются? Соответствуют ли методы и приемы обучения содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся? Соответствуют ли методы обучения осуществлению задач воспитания? Как соблюдаются основные требования  к уроку: воспитательные, дидактические, психологические, санитарно-гигиенические? Как развивается на уроке наблюдательность и логическое мышление у учащихся? Виды и место самостоятельной работы учащихся с учебником, как осуществляется формирование у учащихся умение учиться? Как используются для самостоятельной работы дидактические материалы и технические средства обучения. Формирование у учащихся навыков самоконтроля. Последовательность, применения задания и упражнений для выработки навыков и умений. Привитие учащимся навыков самообразования.

Способы индивидуализации и дифференцирования заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей подготовки. Обеспечение надлежащей последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, умений и навыков в ходе урока.

Оценка знаний учащихся. Насколько учащиеся были подготовлены к выполнению домашнего задания. На какое время рассчитано домашнее задание. Как учащиеся подготовлены к успешному выполнению домашнего задания? Как предупреждается перегрузка учащихся домашними заданиями?

7. Поведение учащихся. Насколько учащиеся привлечены к активному умственному труду. Насколько учащиеся заинтересованы, прилежны, дисциплинированы? Как осуществляется мотивация учения в течение всего урока, применяются ли с этой целью специальные приемы? Отношение учащихся к учителю.

8. Поведение учителя. Умение владеть классом, организовывать его работу, повышать активность, интерес, соблюдать дисциплину, отношение к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей каждого. Стиль и тон в работе. Педагогический такт. Наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем. Внешний вид. Культура речи, поза, мимика, интонация. Пользуется ли учитель авторитетом у учащихся.

9. Результаты урока. Выводы и предложения. Достижение цели. Выполнение плана. Объем и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность). Воспитательное, образовательное и развивающее значение урока. Что ценно из данного урока можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей. Указания учителю, как закрепить и усовершенствовать положительные качества урока. Как преодолеть недостатки (рекомендации: дать список литературы, посетить уроки других учителей и т.д.)

СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА УРОКА

(рекомендации) Лекция Зверевой В.И.

Параметры оценки

Технология оценки

1

Цель урока

  1. Четкость и доступность формулировок.
  2. комплексность целей (обучения, воспитания, развития)
  3. связь цели данного урока с целями предыдущего и последующими учебными занятиями

2

Тип урока

  1. Соответствие типа урока его цели
  2. влияние выбора типа урока на достижение его целей (результативность)

3

Модель, структура урока

  1. Соответствие структуры урока его типу и цели
  2. связь задач каждого этапа с целью урока
  3. наличие взаимной связи между отдельными этапами урока
  4. влияние этих связей (всей структуры урока) на достижение целей урока

4

Содержание учебного материала

  1. соответствие отбора содержания учебного материала цели урока.
  2. научность содержания
  3. доступность учебной информации
  4. логичность решения учебных задач
  5. завершенность в решении учебной проблемы
  6. соответствие содержания учебного материала цели, типу, структуре урока и их влияние на его результативность

5

Формы и методы обучения

  1. Соответствие форм и методов цели и содержанию урока учебного материала (Бабанский)
  2. Наличие взаимной связи между содержанием формами и методами обучения на всех этапах учебного занятия
  3. Влияние этих связей на результативность каждого этапа  и урока в целом

6

Результативность урока

  1. Уровень достижения задач каждого этапа и урока и целей всего урока
  2. Успехи учащихся (уровень их обученности по теме урока) – тест 5 минут, беседа. Фактические данные, срезовая работа, выборочная проверка тетрадей учащихся
  3. Основные затруднения, встретившиеся учащимися при усвоении учебного материала и пути их преодоления на последующих занятиях

МЕТОДИКА СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ

№ п/п

ЧТО ОЦЕНИВАЕТСЯ

БАЛЛЫ

А, Б

1

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

1.1

Знание предмета и общая эрудиция преподавателя в целом

1.2

Уровень педагогического и методического мастерства

1.3

Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность

1.4

Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с обучающимися

1.5

Внешний вид педагога: мимика, жесты, культура поведения

2

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБУЧАЕМЫХ

2.1

Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности

2.2

Уровень общеучебных и специальных умений и навыков

2.3

Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе занятий

2.4

Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности

3

ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (учебной информации)

3.1

Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала

3.2

Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой)

3.3

Степень новизны, проблематичности и привлекательности учебного материала (получаемой обучаемыми информации)

3.4

Оптимальность объема предложенного для усвоения материала

4

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБУЧАЕМЫХ

4.1

Рациональность и эффективность использования времени занятий, оптимальность темпа, а также чередования и смены видов деятельности в их ходе

4.2

Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на занятиях

4.3

Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работы

4.4

Уровень обратной связи с обучаемыми в ходе занятий

4.5

Эффективность контроля за работой обучающихся и уровень требований, на котором проводится  контроль их знаний, умений и навыков

4.6

Степень эстетического воздействия занятий на обучающихся

4.7

Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и обучаемыми в ходе занятий

5

ОЦЕНКА ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОГО ЗАНЯТИЯ В ЦЕЛОМ

5.1

Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия

5.2

Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно

5.3

Степень обучающего воздействия занятия на обучающихся (чему и в какой степени научились)

5.4

Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию)

5.5

Степень воздействия проведенного занятия на занятие обучающихся (что способствовало их развитию)

Примечание: это примерный план беседы по анализируемому занятию, а также для заполнения карты анализа и его эффективности. Графа «а» для самооценки преподавателя, графа «б» для оценок присутствующего на занятии проверяющего (руководителя) по 4-х балльной шкале.

Для заметок

2

8

10

6

7

2

10

6

3

5

4

2

10

8

2

8

9

3

7

Р

В

О

Образовательная

развивающая

воспитательная

Триединая дидактическая цель (ТДЦ)

Дидактические задачи

Конечная цель

учитель

цели

содержание

методы

формы

Уровень сформированности ОУУН

индивидуальные качества учащихся (интерес, мотивы, способности, склонности, состояние здоровья

Уровень внеурочной воспитательной работы

Качество преподавания

Внешние влияния (семья и т.д.

Качество учебников

посещаемость

Личность учителя

Качество знаний зависит

Сложившаяся (у учителя в школе) система оценки знаний учащихся

индивидуальные качества учащихся (интерес, мотивы, способности, склонности, состояние здоровья

Уровень внеурочной воспитательной работы

Качество учебников

Внешние влияния (семьи, производства, средств информации т.д.

Посещаемость уровень сформированности учебных умений

Качество знаний



Предварительный просмотр:

Валеологические требования к уроку

1.        Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.

2.        Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, рассказ. Слушание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и т.д. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность уроков способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение – более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая смена одной деятельности на другую потребует от учащихся дополнительных адаптационных усилий.

3.        Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут.

4.        Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. норма: не менее трех.

5.        Чередование видов преподавания: норма: не позже чем через 10-15 минут.

6.Творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, взаимооценки).

7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношение к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция  внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

12. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.д.

13. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, индивидуальные – фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный – недостаточный) между учениками (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, заинтересованность-безразличие, активность-пассивность)

 

В конце урока обратите внимание на следующее:

 

14.  Плотность урока, то есть количество времени, затарченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60 % и не более 75-80 %.

15.     Момент наступления утомления учащихся и снижение их  учебной активности. определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.

16.     Темп окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашней работы, задания;

- спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное им на дом задание, учитель и учащиеся прощаются;

- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

Недостаточно рациональный

нерациональный

1

Плотность урока

не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10 мин.

11-15 мин.

более 15 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через 11-15 мин.

Смена через 15-20 мин.

5

Количество видов преподавания

не менее 3-х

2

1

6

Чередование видов преподавания

не позже чем через 10-15 мин.

Через 15-20 мин.

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (количество)

2-3

1

нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физминуток.

на 20 и 35 мин. Урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

1 физминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

не ранее 40 мин.

не ранее 35-37 мин.

до 30 мин.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

        урока по ФГОС        

в 7г классе

по английскому языку

учителя иностранного языка

Джахуа Елены Геннадьевны

Тема урока:  « Школа будущего»

Цели для ученика

1.Научиться высказывать свое мнение по теме «Школа будущего» и аргументировать его.

2. Выражать свои мысли при обсуждении прочитанного текста.

3.Умение работать в группе, строить логическое высказывание, делать умозаключение.

Цели для учителя

Содержательная :

Организовать деятельность обучающихся по развитию навыков изучающего чтения.

Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли при обсуждении прочитанного.

Деятельностная :

Формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Тип урока

 Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Форма урока:

Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Опорные понятия, изученная лексика

вводные слова, введение, точка зрения, аргумент «за» и «против», заключение.(It’s true, However, Moreover, To sum up, introduction, viewpoints, advantage and disadvantage, conclusion).

Новые слова и словосочетания

It’s true that, However, Moreover, To sum up, introduction, viewpoints, advantage and disadvantage, conclusion.

We think that it’s good……but it’s awful ….

We think that it’s bright……but we can’t live without…..

Домашнее задание

Написать эссе «School of future» (Школа будущего)

Используемые учебники и учебные пособия: УМК «Английский в фокусе 7»  Ю.Ваулина, Дж.Дули,О.Подоляко, В.Эванс (текст для чтения), компьютерная презентация.

Раздаточный материал: маркировочная таблица  «Знаю, Умею, Хочу знать»(Приложение 1), Таблица «Достоинства и недостатки разных видов школ» (Приложение 2),  Таблица самооценки результативности работы на уроке (Приложение 3).

Используемое оборудование: компьютер с мультимедийным проектором.

Этапы урока, целевые ориентиры, время

Задания, выполнение которых учащимися приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учеников и возможные варианты ответов

 

Планируемые результаты, формирование УУД

Задания базового уровня

Задания повышенного уровня

предметные

личностные,  метапредметные

I этап.  Мотивационный

1. Создание эмоционально положительного настроя, организация начала занятия

(1 мин)

Приветствие. Мини-диалог о настроении.

Приветствие. Умение обосновать свое настроение.

Приветствует учащихся. Интересуется их настроением.

T-Sts: Hello, students! I’m glad to see you.

T-St1: Helen, how are you today?

Why are you fine/tired/sad?

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы друг другу.

St-T: Good afternoon, teacher.

St1-I’m fine today, because the weather is sunny and cool today, I can walk after school with my friend.

Умение реагировать на социально-бытовые вопросы.

Осознание языка как средства общения.

2.Создание проблемной ситуации. Стимулирование познавательного интереса.

(2 мин)

Прочитать высказывания школьников и понять о чем говорят ребята.

Прочитать высказывания школьников и понять о чем говорят ребята. Обосновать свою точку зрения.

Организовывает прочтение высказываний сверстников и способствует погружению  в проблему.

 T-Sts: Now you’ll read teens expressions about one thing. Try to guess what  it is and give arguments.

Читают высказывания и стараются догадаться о чем идет речь.

St1: As for me I think it’s a school, because I also go to school to talk with my friends and to study.

Развитие навыков аудирования  и семантизация изученной лексики.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка. Развитие языковой догадки.

3.Определение цели урока

(1 мин)

Спрогнозировать тему урока.

Дать прогноз о цели урока и связать её с темой модуля.

Направляет учащихся к определению цели урока. Интересуется, как эта тема связана с темой всего модуля.

(После обсуждения  определяют тему «School of future»)

 

T-Sts: Now you know that all teenagers told about school. What do you think for? How can it be connected with our lesson? And with the theme of  the whole module?

Высказывают свои предположения. Слушают собеседника. Анализируют и совместно определяют тему урока «Школа будущего».

St1: I think “school” will be the theme of our lesson.

St2: If the name of the module is “What the future holds”, so the theme will be “School of future”.

Умение строить монологическое высказывание.

Развитие навыков аналитического мышления.

Толерантное отношение к другим. Формирование коммуникативной культуры. Определение общей цели и путей ее достижения.

4. Постановка проблемного вопроса

(1 мин)

Задать интересующий вопрос.

Поставить проблемный вопрос.

Способствует формулированию проблемного вопроса урока, провоцирует мозговой штурм.  

 

T-Sts: What do you want to know on this lesson? What question do you want to answer?

Формулируют свои варианты вопросов. Слушают собеседника. Анализируют и определяют проблемный вопрос урока

« Какой будет школа в будущем?»

St1: It’s interesting to know if there will be teachers or robots?

St2: I’d like to know if it’ll be online school?

 St3: I want  to know what school of future will be look like? 

Умение строить вопросы. Развитие речевых навыков.

Развитие интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения.

II этап.  Осмысления новой информации

1.Выбор способа решения проблемы.

  (4 мин)

Определить, что необходимо узнать для решения проблемы.

Заполнить 3-ий столбец маркировочной таблицы «ЗУХ».

Определить  сферу своих «знаний» и «незнаний», наметить  пути решения проблемы.

Организует обсуждение путей и способов решения проблемы. Раздает маркировочную таблицу «ЗУХ» (Приложение №1)

Организует заполнение 3 столбца таблицы (Что хочу узнать).

 T-Sts: How can we solve this problem?

What do you know about school of future?

What do you want to know?

What should we do to know the necessary information?

Предлагают способы и пути решения проблемы.

Выясняют, что необходима информация для рассуждения. Выдвигают разные способы её поиска  (интернет, книги, свои фантазии, сочинения сверстников,..)

Заполняют 3 столбец маркировочной таблицы «ЗУХ». 

В итоге обсуждения предлагают оптимальный способ –прочесть сочинения сверстников на данную тему.

S1: We need some more information to do any conclusions.

S2: We can surf the Net or read some articles about future.

S3: I’d prefer to use my imagination to think of my model of future school.

S4: We can read the essay of other teenagers on this theme. 

Умение применять изученный лексико-грамматический материал для  выражения своей точки зрения.

Умение анализировать и выявлять область «незнания». Формирование культуры ведения диалога.

2.Поиск и систематизация новой информации.

( 10мин)

Прочитать текст, заполнить маркировочную таблицу «ЗУХ»

Прочитать текст, заполнить маркировочную таблицу «ЗУХ», проанализировать полученные данные.

 Организует работу по поисковому виду чтения

(индивидуально). Учебник стр.50 упр.3.

Организует работу по заполнению 1 и 2 столбцов таблицы. 

Читают тексты, делают пометки в тексте и заполняют 1 и 2 столбцы таблицы.

Развитие навыков поискового чтения с пометками.

 

Развитие самостоятельности, умения анализировать.

Развитие общего представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе. Расширение общего лингвистического кругозора.

3. Физкульт минутка (3мин)

Выполнять правила игры.

Выполнять правила игры и быть в роли ведущего.

Организует отдых учеников в игре.

Выполняют движения в игре

Развитие навыков аудирования

Развитие внимания  и воображения.

4.Осмысление прочитанного, обсуждение, выбор гипотез решения проблемы.

(7 мин)

Выбрать аргументы «за» и «против» разных видов школ в будущем.

Уметь выбрать и аргументировать выбранную гипотезу решения проблемы.

Организует обсуждение прочитанного в группах.

Побуждает каждую группу высказать свои аргументы в выборе гипотезы решения проблемы.

 В итоге заполняет на доске схему: с одной стороны –«Плюсы онлайн школы», с другой-«Плюсы школы традиционной».

(Приложение №2)

T-Sts: Now let’s share your ideas in groups of 4.

T-Sts: What main kinds of school have you read about?

 Try to find out arguments “for” and “against” each of them.

Обсуждают варианты аргументов «за» и «против» разных видов школ среди 4-х обучающихся.

Выбирают аргументированные гипотезы и представляют остальным группам.

Совместно выбирают варианты для заполнения схемы.

St1: I’ve learned about online school and school in class.

St2: We think that it’s good to have computers instead of teachers, but it’s awful don’t meet friends and stay at home.

St3: We think that it’s bright to have variety of study courses online, but we can’t live without teachers’ help and advice.

Развитие навыков монологической и диалогической речи. Формирование социокультурной осведомлённости.

Освоение способов решения проблем поискового характера. Формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Толерантное отношение к мнению других, развитие внимания.

III этап. Включение в систему знаний и повторение.

 1.Принятие способа решения проблемы.

(3 мин)

Определить способ выражения своей точки зрения.

Определить и обосновать способ выражения своей точки зрения.

Направляет на принятие способа решения проблемы (собственное сочинение-размышление на данную тему).

T-Sts: Can you answer your question from the beginning of our lesson?

What form can we use to express our thoughts?

( write the essay)

Отвечают на поставленный в начале урока вопрос «Какая будет школа в будущем?»

Обсуждают формы выражения принятой гипотезы- собственное сочинение-размышление на данную тему.

St1: I’ve got the answer on my question. I think it’ll be better to study online. May be we can write an essay about it.

St2: As for me, I think school will be in classes but there‘ll be more computers and variety of courses in future. 

I quiet agree that we should write an essay about it.

Совершенствование навыка говорения через практику монологической и диалогической речи.

Развитие внимания, развитие навыков сотрудничества со  сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.  

2.Обсуждение структуры эссе.

(6 мин)

Выделить 4 части текста.

Указать вводные слова.

Записать план.

Выделить, проанализировать 4 части текста. Указать и проанализировать вводные слова. Составить план.

Организует обсуждение структуры эссе.

 

 T-Sts: What 4 main parts you can separate in  the text ?

Запись на доске

(introduction, viewpoints/ advantage and disadvantage, conclusion).

T-Sts: What words can help you to understand the different viewpoints?

Запись слов на доске.

 

Обсуждают структуру текста. Разбивают текст на 4 части (введение, аргументы «за» и «против», заключение), записывают план в тетрадь.

Анализируют вводные слова каждой части.

St1: We can divide this text into 4 parts: introduction, advantage and disadvantage, conclusion.

St2: I think these words ….. can help us to let into the theme.

St3: Using such words as....  help us to understand the different viewpoints.

St4: It’s better to finish the essay with the words….

Развитие навыков монологической и диалогической речи. Формирование социокультурной осведомлённости.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

 

IV  этап.  Рефлексия.

1. Определение домашнего задания.

(1 мин)

 Предложить вариант домашнего задания.

Предложить и обосновать вариант домашнего задания.

Побуждает к обсуждению вариантов домашнего задания.

T-Sts: Is it interesting for you to express your opinion about schools  in  future in essay?

Пробуют обосновать свое мнение.

St1: I’d like to write an essay about school in future. I think it will be the best result of our lesson to share our thoughts and give different arguments.

St2: To my mind we can write an essay about school in future. We can use our imagination and write it using this plan.

Совершенствование навыка говорения и аргументирования.

Развитие критического мышления и способности анализировать. Развитие памяти и внимания. Толерантное отношение к мнению других.

2. Рефлексия и самооценка

(1 мин)

Оценить свою деятельность на уроке и результат своей работы.

Проанализировать результат своей работы и оценить свою деятельность на уроке. Выявить причины удачи/неудачи.

Организует заполнение таблицы оценки результативности работы на уроке.

Обдумывают и заполняют и заполняют таблицу результативности работы на уроке.

Семантизация лексико-грамматического материала.

Развитие навыков письма.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно оценивать результат своего труда.

Приложение № 1

Таблица маркировочная «Знаю, Умею, Хочу знать»( «ЗУХ»)

 

Know/Знаю

Have known/Узнал

Want to know/ Хочу узнать

 

 

 

 

 

Приложение №2

Таблица «Достоинства и недостатки разных видов школ»

On-line school  

 

Traditional school

advantage (+)

disadvantage (-)

advantage (+)

disadvantage (-)

We think that it’s good…….

 but it’s awful ….

We think that it’s bright……

but we can’t live without…..


Приложение № 3

Таблица самооценки результативности работы на уроке

 Students’ Check Form

Name: .......................................................... Module 5   Lesson 3

I can …

remember

say

read and write

 

 

very well

OK

not very well

very well

OK

not very well

very well

OK

not very well

 

Children will have online

lessons in the future.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Children will study in classes as nowadays.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Write an essay about school.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Современный урок английского языка"

Современный урок английского языка, опыт работы...

Современный урок английского языка в начальной школе

Источник: http://www.prodlenka.org/opyt-i-problemy-publikatcii/sovremennyi-urok-angliiskogo-iazyka-v-nachalnoi-shkole.html...

Современный урок английского языка в контексте ФГОС. Использование интерактивной доски на уроках английского языка.

Урок с использованием интерактивной доски способен повысить эффективность и результативность урока....

Презентация "Урок английского языка: структурирование и содержание современного урока английского языка"

Данная презентация разработана для учителей иностранного языка.Особенно этот материал полезен молодым специалистам....

Применение современных образовательных технологий на современном уроке английского языка

Применение современных образовательных технологий на современном уроке английского языка...