Статья "Специфика преподавания иностранного языка и метод проектов"
статья по английскому языку на тему

Статья о специфике преподавания иностранного языка и методе проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon specifika_prepod-ya_in_yaz_i_metod_proektovdoklad.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика преподавания иностранного языка и метод проектов

Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, инновационных технологий обучения.

Наиболее эффективной технологией обучения иностранному языку является метод проекта, т.е. такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Дети должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Меняется и роль учащихся в учении, т.е. они становятся активными участниками процесса. Так как метод проекта предполагает при реализации соблюдение определённого алгоритма и сочетания различных видов деятельности, таким образом, на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности.

Метод проектов позволяет решить дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы, с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению английского языка и способствует развитию внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. Я считаю, что позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка.

Поэтому, задача состоит в том, чтобы ученик получил в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научился анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, тогда в силу более высокого образовательного уровня ему легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выбрать будущую профессию, жить творческой жизнью.

      Общение на английском языке в условиях учебного процесса - задача непростая. Обычно на уроках английского языка общение осуществляется в одном и том же режиме – общение между учителем и учеником, между самими учениками. А в естественных коммуникативных ситуациях мы сталкиваемся с полилогической формой общения, при которой мы используем и монолог, и диалог и аудирование и умение выразить свое мнение. Для этого следует использовать ролевое общение. Для успешного решения данной задачи существует такой вид работы – как подготовка проектов по какой-либо теме. В процессе обучения английскому языку все больше внимания привлекает проектная методика. Для проектов учащимся предлагается взятая из реальной жизни проблема. Таким образом, английский язык отрабатывается естественным образом, что очень важно для обучения языку. Как показала практика проектные задания лучше выполнять  после изучения определенной темы. Для данной работы могут быть использованы и такие моменты, как театрализация и драматизация. Нужны такие методические приемы, которые бы обеспечивали  необходимое речевое взаимодействие учащихся на английском языке. При проектной работе формируются элементарные коммуникативные компетенции в говорении и письме, учащиеся должны показать способность и готовность комбинировать материал, решать конкретные коммуникативные задачи, вести групповое обсуждение, включаться  в  беседу, поддержать  ее, проявить  заинтересованность,   удивление, выражать свое отношение к услышанному. Сочетать комплексные  коммуникативные типы речи: сообщать, описывать, отвечать на вопросы, а также навыки аудирования – понимать на слух и понимать в целом  сказанное, пользуясь пересмотром, уточнением.

      Для того чтобы подготовить интересный проект по заданной теме, учащийся должен самостоятельно работать с разного рода справочниками. При этом происходит расширение кругозора за счет ознакомления их с дополнительным материалом, почерпнутым ими из дополнительной литературы (необязательной). Формируется потребность в развитии умения пользоваться энциклопедиями, тем самым стимулируется  познавательная активность учащихся. При аудировании  учащиеся должны понять  данное сообщение и включиться в разговор. Так осуществляется совершенствование умения говорить и в диалогической и  монологической  форме. Уметь обменяться мнением, выразить свое мнение, одобрить или нет, использовать диалог – расспрос, уметь» брать интервью». При монологическом высказывании совершенствуются навыки говорения  самостоятельно с опорой на подготовленный текст.

      Целями данного вида работы является – развивающий аспект – развитие творческих способностей учащихся, развитие воображения, развитие способности к распределению внимания; воспитательный аспект – развитие умения работать в группе, формирование потребности к самостоятельному труду, формирование потребности в коллективной работе; учебный аспект-развитие речевых умений – говорить, писать, общаться, при этом – скрытый контроль уровня сформированности речевых умений.

      Хотелось бы отметить, что проектная деятельность – это идеальный вид работы для развития своих творческих способностей. Учащиеся в процессе подготовки проекта  выполняют различные задания, которые связаны между собой, и, выполняя их, достигают определенные результаты. Ведь очень важно увидеть результат своего труда.  Это   вызывает у детей чувства радости, гордости и удивления. В процессе осуществления проекта дети развиваются многосторонне: стимулируются их интеллектуальные способности, совершенствуются моторно-физические и учебные умения. Учащиеся развиваются как социальные личности.

      Выполняя определенные задания, учащийся учится брать на себя ответственность. Каждый из учеников, в зависимости от своих способностей, вносит свой вклад в общее дело. Труд высоко оценивается, и у ребенка появляется мотивация работать еще лучше.

      Такая форма общения активизирует мыслительную деятельность всех участников учебной работы, повышаются мотивация говорения и общий «тонус» урока, обеспечивается более полное достижение практического, образовательного, воспитательного и развивающего компонентов цели обучения английскому языку. Необходимо целенаправленно обучать школьников технологии общения, для того чтобы в данном случае ролевое общение было эффективно.

      Цель «творческих игр» - способствовать дальнейшему развитию навыков и умений. Возможность проявить самостоятельные по развитию речемыслительные  задачи, совершенствовать быструю реакцию в общении и мобилизовать речевые навыки, что активно  влияет на  мышление  учащихся. Учащиеся чувствуют свою успешность, им стало интересно общаться на английском языке, интересно получать новые знания и успешно использовать их. Постоянное применение элементов творчества на уроках английского языка  позволяет   сократить  множество  времени и усилий учителя и учеников, и поднять уровень обучения английскому языку в школе вообще.

       Основанная цель обучения английскому языку школьников заключается в практическом владении языком. Выполнение этой задачи требует активизации всего учебного процесса.

       Данный путь организации работы по достижению одной из основных путей обучения учащихся английскому языку – свободно общаться  - очень продуктивен, потому что основан на творческом стремлении к свободному общению, которое представляет радость как учителю, так и ученикам и их родителям.

Используя в  работе проектную методику, мы приходим к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Как было сказано выше, проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу ученика. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т. е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания. Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

Литература.

   1. Галиулина Т.Н. Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий. Сб.материалов Региональной научно- практической конференции " Английский язык в системе " Школа-вуз"- Новосибирск, 2003.

   2. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе.- 2003.- №5

   3. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся. // Иностранные языки в школе.- 2003.- №3

   4. Кочетурова Н.А. Метод проектов в обучении иностранному языку. Сб.материалов Региональной научно- практической конференции " Английский язык в системе " Школа-вуз"- Новосибирск, 2003.

   5. Нелунов А.И. Нелунова Е.Д. Личностно-ориентированное обучение иностранному языку на основе информационных технологий // Информатизация образования.-2000.-№ 9

   6. Новые педагогические и информатизационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед.вузов и системы повышен. Квалиф.пед.кадров / Под ред. Е.С. Полат.- М.: Издательский центр " Академия", 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Традиционные методы преподавания иностранных языков"

В данной статье представлены материалы, отражающие историю развития методов обучения, знакомит с отечественными и зарубежными направлениями в методике преподавания иностранного языка, описывается анал...

Кейс - технологии, как современный метод преподавания иностранного языка

Данная работа создана для учителей иностранного языка с целью внедрения в их  педагогическую практику инновационных технологий и релизации ФГОС....

Доклад по теме "Современные образовательные технологии и методы в преподавании иностранного языка"

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. Преподаватель УКСИВТ: Ерофеева С.М.            Зада...

Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах.

При анализе методов  и приемов преподавания иностранного языка в средней школе можно выделить приемов организации урока, без которых сложно добиться  качества знаний по предмету:...

Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах

Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах...

Метод проектов в преподавании иностранных языков

Описывается метод проектов на уроках английского языка в 5 классе...

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....