Одаренные дети
статья по английскому языку на тему

 

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, её направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоёмких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, её направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоёмких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Проблемы её диагностики  и развития волнуют педагогов на протяжении многих десятилетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И прежде всего потребностью общества в неординарной, творческой личности.

Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одарённых детях, представляющих особую ценность для общества.

Большое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одарённых детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями  и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

У одарённых детей особенно проявляется  исследовательская и поисковая активность, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление  к открытиям, к достижениям, к активному умственному труду  и самопознанию.

Каждая школа стремиться создать  такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие:

  1. внутреннего деятельностного потенциала ученика;
  2. способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе;
  3. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни;
  4. умения ставить цели и искать способы их достижения;
  5. потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей;
  6. стимулирования позитивного проявления способностей.

У каждого учителя сформирована своя система работы с одаренными детьми.

Эта система включает в себя:

  1. принципы работы с одарёнными детьми;
  2. собственно элементы системы;
  3. формы работы с одарёнными детьми.

Основные принципы работы с одарёнными детьми:

  1. реализация личностно ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  2. использование системы развивающего образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одарённости;
  3. психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;
  4. целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся;
  5. максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
  6. увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми.

В качестве основных элементов системы работы с одарёнными детьми  я выделяю:

  1. Дифференцированность обучения, основанная на учебном стиле, на заинтересованности, на готовности учеников (разноуровневость обучения).
  2. Индивидуализация обучения, создающая предпосылки для развития интересов и специальных способностей школьника. Целью индивидуализации можно считать повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов. Индивидуализация обучения обеспечивается через индивидуальный образовательный план, основанный на развитии учеников с учетом индивидуальных скоростей движения.
  3. Воспитывающая среда. Важной особенностью воспитательно-образовательного процесса является перенос акцентов с обучения на воспитание, признание за воспитанием ведущей роли в формировании собственной личности.
  4. Развивающая среда. Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Основной проблемой одарённых детей ученые называют проблему реализации их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. Одарённые дети, став взрослыми, нечасто оправдывают возлагаемые на них надежды, и лишь очень немногие из этих детей впоследствии реализуют себя в соответствии со своими способностями. Таким образом, задача учителя заключается в том, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности одарённых детей, превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через социализацию и самоактуализацию.

Одарённые дети, в силу личностных особенностей, с трудом реализуют свои способности и адаптируются к социальной среде из-за недостаточного уровня развития социальной компетенции. Поскольку социальная компетенция является элементом коммуникативной компетенции в составе социокультурной,   поэтому при изучении иностранного языка одарённые дети приобретут и разовьют необходимые социальные навыки и умения, используя его как средство общения и взаимодействия.

Социальный заказ на обучение одарённых детей иностранному языку — создание условий для их социализации, формирование социальных умений, что позволит им развить и реализовать свои способности. Цель обучения одарённых детей иностранному языку как развитие способностей учащихся  - в основном для использования языка как инструмента познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.

Формы работы с одарёнными детьми

Целесообразным представляется деление всего процесса обучения ИЯ в школе на следующие учебно-методические этапы:

1 этап — мотивационный (2–4 классы)

 На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе индивидуальных заданий, а также опережающее изучение ряда тем, с последующей публичной презентацией при прохождении нового языкового материала остальной частью класса. Ребенок становится соорганизатором учебного процесса. Дети привлекаются к участию в классных и в общешкольных концертах с номерами художественной самодеятельности на иностранном языке, в разнообразные творческие задания (изготовление открыток, приглашений, рисунков). При проектировании данных видов деятельности необходимо опираться на следующий принцип — учение будет эффективным в том случае, если учащиеся получают радость от того, что они делают.

2 этап (5–7 классы)

 Творческая деятельность и формирование основ исследовательской деятельности. Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы стран изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видеоэкскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка.

3 этап (8–11 классы)

 Вовлечение в исследовательскую деятельность — групповой тренинг деятельности. Это метод развития как коммуникативных, так и исследовательских умений, умений реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Развитие на этом этапе осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а также с учащимися, посещающими спецкурсы или ведущими самостоятельно выбранные исследовательские проекты.

Проект как результат, продукт работы я использую в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника. Анализируя систему работы по методу проектов, я пришла к выводу, что данная технология является наиболее эффективной для развития познавательных способностей учащихся. Ученики, обучающиеся по данной технологии, отличаются более высоким уровнем развития речи, четкостью, стройностью и логичностью изложения мысли, умеют высказать и аргументировать свою точку зрения. Высокий уровень успеваемости и образованности в классах, изучающих иностранный язык по методу проектов, наглядно показывают сформированность прочных и стабильных знаний учащихся.

По степени одарённости школьников исследователи выделяют три группы обучающихся.

Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень, и творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.

Школьники с признаками специальной умственной одарённости в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности.

Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

С внедрением новых технологий обучения  я использую систему организации внеурочной деятельности по предмету по схеме «Урок — Домашнее задание — Внеклассное дело по предмету — Урок» (автор — Сковин Е.В.), основной принцип которой «обучая воспитывать, воспитывая обучать». Её суть в том, что учитель предъявляет на уроке программный материал, заинтересовав в нём школьников, организует их творческую домашнюю работу, ведёт подготовку к внеклассному занятию по изучаемому материалу, наконец, возвращается к уроку, где в творческой форме подводит итог работы.

Очень часто я задаю вопрос себе? Что остается в памяти учащихся после окончания школы? Правила употребления артиклей или герундия? Или, может быть, контраргументы в сочинении-мнении? Вряд ли. Они вспомнят  совместные дискуссии, споры, поездки, как все вместе готовили праздники  и новогодний концерт, а ещё  комические ситуации, или то,  как заняли призовое место  в конкурсах.

В начале года я попросила своих учеников 9 б класса написать сочинение о том, что мне запомнилось в прошлом учебном году? Удивительно, но почему-то никто не написал о новых образовательных технологиях, использовании ИКТ.  Оказывается, в памяти у детей остались те мероприятия. По мнению детей,  им интересно готовить исследовательские проекты, мини-спектакли или просто съездить  в театр или в музей.

Вы скажете, так было всегда. Да, конечно. Однако современные дети эпохи информационных технологий особенно остро испытывают дефицит простого человеческого общения,современный ученик прекрасно владеет компьютером и разнообразными мобильными гаджетами, но часто не может найти общий язык со сверстниками и взрослыми, не умеет работать в команде. И здесь на выручку приходит внеклассная работа.

В нашей школе много интересных направлений этой деятельности. Например, поездки по интересам, дальние и ближние походы и экскурсии, различные олимпиады, конкурсы и соревнования.

Давайте поговорим о том, как можно организовать внеурочную работу по предмету «Иностранный язык».

Основной целью внеурочной деятельности  в нашей школе является максимальное вовлечение всех заинтересованных учащихся, выявление «дремлющих» способностей, повышение мотивации к изучению языка.

Традиционно главными направлениями в такой работе является проектная деятельность, работа с одарёнными учащимися по подготовке к олимпиадам и конкурсам, тематические концерты и мини-спектакли. Особой популярностью пользуются выезды учащихся в языковые лагеря.

Основным принципом внеклассной работы по предмету является добровольность. Рекламировать можно и желательно, но ни в коем случае нельзя принуждать. Как показывает опыт, ничего хорошего не выйдет. Лучше всего обсудить с самими учениками, чем они хотят заняться, что им интересно.

Особое место во внеклассной работе занимает подготовка к различным олимпиадам и конкурсам, для чего используются отечественные и зарубежные пособия более высокого уровня, например, “advanced” для 10–11 классов, сборники тестов и интернет-ресурсы. Кроме того, наши одарённые  учащиеся обязательно читают неадаптированную литературу, подбирают дополнительную информацию в Интернете и рассказывают об этом одноклассникам.

Проектная деятельность — это «точка роста» современной школы. Работа над проектом состоит из нескольких этапов: сбор и систематизация имеющейся информации по проблеме, самостоятельное исследование и анализ полученных данных, создание презентаций в Microsoft PowerPoint и собственно защита. Всё это предполагает активное участие руководителя проекта. Очень интересны интегрированные проекты по иностранным языкам, позволяющие учащимся определить межпредметные связи в разрезе различных областей. У нас в школе дети работают как над индивидуальными, так и коллективными  проектами.

Для повышения мотивации и развития языковых навыков мы проводим  мероприятие «День самоуправления», в программу которого мы ставим проведение уроков иностранного языка самими учащимися. На таких уроках старшеклассники пробуют свое мастерство и показывают уровень владения иностранным языком.

 Стало традицией  в ОУ устраивать неделю иностранного языка, в программу которой входит организация конкурсов, мини – спектаклей, проведение олимпиад, викторин, конкурс презентаций. Все дети с большим увлечением принимают участие в декадах. Проведение декад позволяет приблизиться к культуре иноязычных стран, узнать о реалиях жизни.

Ничто так не увлекает детей, как возможность выйти на сцену в театральном костюме, почувствовать себя звездой. Для успеха детского спектакля необходим союз трёх сторон: учителей, детей и родителей. Подобные мероприятия помогают всем подружиться, контакты и воспоминания останутся на всю жизнь.

Безусловно,  вся эта деятельность — слишком большая дополнительная нагрузка для учителя. Однако и отдача огромная: удовольствие от работы с мотивированными учениками, радость новых открытий и достижений. Невозможно переоценить значение и результаты внеклассной работы.

Большинство учителей нашей школы охотно занимаются внеурочной деятельностью. Однако, как и во  всей школьной жизни, здесь есть свои проблемы. Не всегда ученики могут долго задерживаться после уроков. Тогда мы частично используем большие перемены, благо у нас их две. Иногда мероприятия накладываются друг на друга. Особенность нашей  школы как раз и состоит  в том, что учителя стараются помогать и поддерживать друг друга, делятся своими находками и материалами.

 Мы постоянно применяем наше главное открытие: гарантия успеха — это совместная работа коллектива учителей.

Верьте в свои силы, дерзайте, зажигайте интерес у ваших учеников! Вас ждёт успех, признание и любовь. И к вам, и, конечно, к вашему предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система моей работы, по теме: "Одаренность. Одаренные дети в творческом объединении "Мягкая игрушка"

Причины изучения одарённости -  сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно,-  умеющие искать новые пути решения предложенных задач,-  находить выход из проблемной ситуации....

Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей

      Слово "одаренность" происходит от слова "дар".   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...

Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.

Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...

Проект «Одаренные дети» (география). Проект «Одаренные дети» (география)

Пояснительная записка Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, ис...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...