РАБОТА С ГАЗЕТОЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
статья (английский язык, 11 класс) по теме

 

Цель работы с газетным материалом: научить школьников читать, извлекать из текста информацию, вести беседу, делать сообщения по газетному материалу. При этом работа с газетой – это вид учебной деятельности, в которой роль и объем самостоятельной работы учащихся (на уроке, при выполнении домашнего задания) очень велики.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vatoropina_edu_67_-_polnyy_.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В.Ваторопина,

учитель английского языка МБОУ СОШ № 67

 с углубленным изучением отдельных предметов

Работа с газетой на английском языке:

из опыта работы в старших классах средней школы

Цель работы с газетным материалом: научить школьников читать, извлекать из текста информацию, вести беседу, делать сообщения по газетному материалу. При этом работа с газетой – это вид учебной деятельности, в которой роль и объем самостоятельной работы учащихся (на уроке, при выполнении домашнего задания) очень велики.

Начиная работу со старшеклассниками над английской газетой, знакомлю их с общей структурой газеты, с размещением публикуемых материалов, рубриками, с которыми предстоит работать. Следует научить учащихся просматривать газеты, обращая внимание на заголовки статей и выделенные блоки текста, чтобы получить общее представление от номера.

Для более эффективной работы подбираю статьи таким образом, чтобы они были не слишком большими по объему, актуальными и интересными по содержанию. Часто использую материалы из "The Moscow News", которые можно найти на сайте газеты   http://www.themoscownews.com/.

Основные рубрики газеты: Business, Russia, Sport, News, Politics, Comment, Local, Arts.

Как показывает практика, наиболее интересными из данных рубрик для ребят являются: спортивная тематика (например, подготовка России к Олимпиаде–2014); использование современных средств связи (сотовая связь, Интернет); жизнь и творчество известных российских и зарубежных современных музыкантов и исполнителей; интересные места разных стран  и т.д. Некоторые заметки и статьи из "The Moscow News", с которыми мы работали в последнее время:

Sochi 2014 the most hi-tech games ever

http://www.themoscownews.com/sports/20130208/191217528/Sochi-2014-the-most-hi-tech-games-ever---Zhukov.html

Medvedev demands improved phone quality

http://www.themoscownews.com/business/20130206/191211020/Medvedev-demands-improved-phone-quality.html

Cultural adventurer hopes to boost Caucasus tourism

http://www.themoscownews.com/business/20130204/191200785/Cultural-adventurer-hopes-to-boost-Caucasus-tourism.html

Shrek 'dubbed’ for Russian blind kids

http://www.themoscownews.com/arts/20130206/191210759/Shrek-dubbed-for-Russian-blind-kids.html

Europe’s tallest skyscraper to be checked for fire safety

http://www.themoscownews.com/local/20130208/191216940/Europes-tallest-skyscraper-to-be-checked-for-fire-safety.html

Reflective stickers on kids may become obligatory

http://www.themoscownews.com/russia/20130206/191211642/Reflective-stickers-on-kids-may-become-obligatory.html

Часто ребята сами предлагают мне ту или иную газетную статью.

Основные этапы работы с газетным текстом:

1. Подготовительный (до чтения текста):

  1. ознакомление учащихся с общим содержанием текста, определение цели работы;
  2. работа по снятию трудностей лексического и грамматического характера (разъяснение отдельных слов, грамматических моделей, словосочетаний).

2. Чтение текста учащимися про себя.

3. Выполнение упражнений, направленных на контроль понимания прочитанного.

4. Выполнение заданий творческого характера на основе прочитанного текста.

На первом этапе, который обычно проходит в виде беседы, я задаю учащимся вопросы, связанные с тематикой текста, поясняю значение фактов, описываемых в тексте событий, даю характеристику отдельных лиц, упоминаемых в тексте. Это поможет в дальнейшем восприятии текста. Эти сведения должны вызвать у учащихся интерес к информации, которую им предстоит получить из газетного текста. Поэтому здесь необходима тщательная подготовка учителя. На данном этапе идет чтение и перевод заголовков статей, чтение и перевод подписей под фотоматериалами, рисунками, карикатурами.

Для работы с газетой на первом этапе можно использовать типовые упражнения:

  1. прочитайте заголовок и скажите, о чем может говориться в данной статье;
  2. найдите знакомые слова и выражения в заголовке;
  3. расшифруйте знакомые сокращения в заголовках;
  4. найдите знакомые географические названия, имена собственные и реалии в заголовках;
  5. из данных повествовательных предложений составьте заголовки, содержащие информацию в сжатой форме;
  6. озаглавьте какое-либо сообщение, информацию, статью.

Вторая задача учителя на подготовительном этапе – помочь учащимся разобраться в тексте, снять трудности лексического и грамматического характера. Целесообразно ознакомить учащихся с разнообразными газетными штампами (словосочетания, употребляющиеся всегда в одном составе; словосочетания, допускающие вариативность состава), например – введение общественно-политической лексики по теме:

international relations – международные отношения;

international tension – международная напряженность;

orbital station – орбитальная станция;

joint research – совместные исследования;

peaceful means – мирные средства;

legitimate interests – законные интересы;

great powers – великие державы;

nuclear powers – державы, обладающие ядерным оружием;

to strengthen peace – крепить мир;

to have priority – пользоваться преимуществом, приоритетом;

arms race – гонка вооружений;

to be in effect – быть в действии;

to sit in the cabinet – быть членом правительства;

space exploration program – программа космических исследований;

manned space flight – космический полет с космонавтом на борту;

nuclear weapons tests – испытания ядерного оружия;

champion of peace, peace-loving countries, atom-free zone, foreign office, state secretary, foreign minister, unanimity of views, common market, summit meeting, according to the report, arms race,   и т.д.

Обучая газетной лексике, мы работаем со словосочетаниями, а не с отдельными словами. Целесообразна систематическая работа по накоплению газетных типовых фраз, поэтому мы ведем со старшеклассниками "Газетный словарик".

На данном этапе возможны следующие упражнения: найти в тексте слова, напоминающие по звучанию и написанию русские; найти слова и словосочетания, которые ученик считает ключевыми в данном тексте; прочитать и перевести подпись под фотографией (рисунком, карикатурой); сказать, что изображено на фотографии (рисунке, карикатуре) и т.д.

После того как газетная заметка прочитана, учащиеся кратко излагают её содержание сначала на русском, либо (в зависимости от подготовленности) сразу на английском языке. Для этого можно использовать схему пересказа. После этого идет передача  содержания статьи уже не в общих чертах, а более подробно, с деталями.

How to discuss the newspaper

1. The newspaper under review is …

The issue provides much information on …

The issue carries numerous articles on foreign (home, sporting) news…

The sports column covers the events of the championship…

2. The paper says (writes, reports) that …

The paper (article) carries material about…

3. The headline of the article is…

4. It is written by a British (American, Russian) journalist…

5. The article reviews the latest events abroad (current events at home) …

The article (author) goes on to say that (to speak about, to discuss something) …

The article begins with a description of events in…

Information on the situation in …

Then the author speaks about something (reports something) in detail.

At the end of the article the author says that…

The author draws the conclusion that…

6. From my point of view, the most interesting items (facts) in the article are following…

 На этом этапе можно использовать следующие упражнения: прочитайте статью и найдите в ней ответы на поставленные вопросы; найдите в статье цитаты, даты, цифровые данные; укажите, какие факты и сведения, содержащиеся в ней, вам были уже известны; найдите ключевые предложения, передающие основную мысль статьи.

Еще раз подчеркну, что начиная работу над газетой, стараюсь подбирать статьи таким образом, чтобы в них был минимум незнакомых слов и чтобы содержащаяся информация, была уже известна учащимся из сообщений разных СМИ.

Завершающий этап работы над газетной статьей может быть в виде доклада, семинара, круглого стола, конференции и т.д. Эти виды деятельности позволяют учителю проверить насколько эффективно выполнена основная цель работы над газетой – научить учащихся читать газету и вести беседу, дискуссию по прочитанному материалу. Подготовиться к выступлению с докладом или продумать ход дискуссии, составить план беседы – это домашнее задание, которое я даю к следующему уроку (завершающему по данной теме). Каждый ученик должен самостоятельно дома, не ограничиваясь временными рамками урока, продумать свое выступление. И разным детям (в зависимости от их способностей) нужно разное количество времени на подготовку.

Работа с газетой – это вид учебной деятельности, в которой ученик "вынужден" много работать самостоятельно, добывая знания. Это – работа со словарем, разными источниками информации, выполнение упражнений и заданий учителя, подготовка доклада, составление рассказа по плану и т.д. А знания, добытые самостоятельно, а не полученные от учителя "в готовом виде", самые ценные и крепкие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».

Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...

ИЗУЧЕНИЕ СЛЕНГА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

1) Американский сленг как разновидность социальных диалектов.2) Технологии проведения уроков английского языка по изучению сленга в средней общеобразовательной школе....

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)И...

Методика работы над текстом в старших классах средней школы

—Обучение каждому виду чтения имеет свои особенности. Проблемой того, как должно быть организовано данное обучение и с помощью каких упражнений, занимались такие исследователи как Галина Владимировна ...

Модель интерактивного взаимодействия как результат овладения английским языком учащимися старших классов средней школы

Обучение иностранным языкам с использованием интерактивного метода в первую очередь направлено на развитие коммуникативных навыков у учащихся, а также на побуждение учащихся к самостоятельному решению...

Организация групповой работы обучающихся на уроках английского языка (из опыта работы)

В статье отмечена важность использования групповой работы на уроках английского языка и даны примеры и рекомендации ее использования. Более того, групповую форму работы можно рассматривать в качестве ...

Игра как средство обучения говорению на уроках английско-го языка в старших классах средней школы

Материал полезен с целью развития навыков устной речи у старшеклассников....