Исследовательская работа по английскому языку "Ложные друзья переводчиков"
творческая работа учащихся по английскому языку (9 класс) по теме

Стешина Анна Николаевна

Данная работа принимала участие в районном конкурсе исследовательских работ по гуманитарному направлению и заняла 1 место. Приложение может быть использовано учителями на уроках английского языка в качестве нового ознакомительного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Баевская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

Районный конкурс учебно- исследовательских работ по гуманитарному направлению



Учебно-исследовательская работа по английскому языку  на тему:

«Ложные друзья переводчика»

Автор:
Пахомова Виктория

ученица 9Б класса

Руководитель:

Стешина Анна Николаевна

учитель английского языка

С. Баево, 2012 год.

Содержание.

1.Введение (актуальность, цели, задачи, предмет и объект исследования)………………………………………………………………3-4

 

2.Теоретико-практическая часть.

    2.1. Источники возникновения «ложных друзей переводчика»  …….5-6                                                          

    2.2. Типы «ложных друзей переводчика»………………………………7-8

    2.3. Влияние «ложных друзей переводчика» на перевод……………..9-11

    2.4. Как избежать ложного перевода при работе с текстами…………...12

     

3.Заключение……………………………………………………….…………13

     

 4.Библиография………………………………………………………………14

 

5.Приложения……………………………………………………………..15-16

  1. Введение

       Английский язык, в наши дни, является одним из самых популярных языков в мире. Знать английский на сегодняшний день – это не просто немаловажно, это необходимость, которая откроет вам все направления вашего  личностного развития, а также позволит расширить круг знакомств и посетить все страны нашей планеты, не испытывая языковых трудностей в общении. Я изучаю английский язык на протяжении 8 лет и уверена, что чем лучше я буду им владеть, тем больше возможностей  к  продвижению в жизни у меня появится.

        Все, кто изучает иностранный язык, в частности английский, несомненно, обращали внимание на тот факт, что некоторые слова уже знакомы нам из родного языка. В основном эти слова, употребляющиеся не только в русском и английском языках, но и во многих других  языках. В специальной  литературе они называются интернациональными словами. Такие слова часто облегчают понимание иностранного текста, но иногда могут оказаться и «ложными друзьями переводчика», то есть будут иметь сходное звучание и написание, но могут выражать разные понятия, что часто приводит не только к неправильному пониманию, но и к недоразумениям.  Интерес к данной теме у меня не случаен, так как количество ошибок, допускаемых учениками в данной категории слов очень высок. Собственный опыт побудил меня провести в ряде групп небольшое исследование, целью которого было выяснить насколько типичны ошибки в данной области. Итак, учащимся 5-ых-9-ых  классов, в количестве 30 человек, было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с ложными  друзьями переводчика в английском языке. (См. практическое приложение №1). В целях «чистоты» эксперимента истинная цель его проведения была скрыта от участников, установка была дана на проверку их лексических  навыков. Результаты данного исследования выявили большое количество ошибок в заданиях, связанных с ложными друзьями переводчика. Наибольшую трудность также вызвали такие слова как: artist, valet , satin. Средний процент верного выполнения работы - 36%. Максимальный процент верного выполнения – 64%. Подобные результаты ярко свидетельствуют об актуальности проведения исследовательской работы в данной области.  

       Поэтому актуальность заявленной мной темы заключается в необходимости глубокого изучения данного вопроса. Более подробное изучение английского языка, в частности такого явления как «ложные друзья переводчика», поможет не попасть впросак при переводе иностранных текстов.

       Цель исследовательской работы: изучить «ложных друзей переводчика», помочь избежать ловушек ложного перевода, продиктованного либо сходством формы, либо содержания; предупредить ошибки, возникающие по ложной аналогии с существующими русскими словами и выражениями.

      Задачами данной работы являются:

1. Изучить теорию по данному вопросу (пути образования ЛДП, их типы)

2. Экспериментальным путем выяснить, насколько актуальна эта проблема для учащихся нашей школы

3. Проанализировать учебник английского языка для 5-6 и 9-ых  классов и составить словарь ложных друзей переводчика для этого учебника (в помощь учащимся)

4. Разработать рекомендации для учащихся.

       В процессе работы я использовал следующие методы:

1) теоретические (анализ литературы, обобщение, систематизация);

2) практические (анкетирование)

Предметом данного исследования является «ложные друзья» переводчика, так называемая  лексика, присутствие которой вызывает  затруднения при переводе.

В качестве объекта исследования было избрана лексика из учебников английского языка для 5-6 и9-ых классов под редакцией Биболетовой М.З., в которых присутствуют данные слова.

В своей работе я рассмотрела теоретические и практические вопросы такого явления как «ложные друзья переводчика». А также источники возникновения этого явления. В основной части представила определенные выводы, сделанные мной на основе выполненного перевода. Далее представила заключение, библиографию, а также словарь «ложных друзей переводчика», который я составила в помощь учащимся.

2. Основная часть

2.1. Источники возникновения ложных друзей переводчика.

Итак, начав свое исследование я обратилась к Интернет-ресурсам, с целью выяснить, что же включает в себя понятие ложные друзья переводчика. Как оказальсь достаточно большое количество ученых занималось этой проблемой не только в России, но и за рубежом. Просмотрев наиболее популярные работы в качестве первоисточника я использовала работу Акуленко В.В. «О ложных друзьях переводчика». Как  определяет автор работы, «ложные друзья переводчика»- это— пара слов в двух языках, похожих по написанию и/или произношению, часто с общим происхождением, но отличающихся в значении.[1] Например, англ. angina — стенокардия, а не ангина, genial — добрый, а не гениальный, magazine — журнал, а не магазин.  При сравнении английского и русского языков можно выявить значительное количество слов, имеющих сходное написание или звучание. В основном эти заимствования – либо из одного языка в другой, либо – что чаще – обоими языками из третьего, общего источника: как правило, латинского, греческого, французского (parliament, diplomat, method, theory, organization etc.). Однако, будучи заимствованным другим языком, слово может обрести новые значения, его структура может полностью измениться. Исторически «ложные друзья переводчика» являются результатом взаимовлияний языков, либо могут являться результатом случайных совпадений.

Название «ложные друзья переводчика» появилось во Франции. Оно появилось в 1928 году в работе французских учёных М. Кесслера (M. Koessler) и Ж. Дерокиньи (J. Derocquigny). Сама «открытость» этого термина привлекательна: она как бы напоминает, какие ловушки ожидают всех, кто имеет дела с разными языками. Надо заметить, что Кесслер и Дерокиньи под буквальным переводом «ложных друзей переводчика» имели в виду перевод только по звуковому сходству слов двух языков. В настоящее время термин «буквальный перевод» понимается некоторыми исследователями гораздо шире. Если в 1949 году Я.И. Рецкер ещё рассматривал буквализм как перевод по внешнему – графическому или фонетическому – сходству[2], то в 1970 году В.Г.Гак уже различает лексический, фразеологический, грамматический и стилистический буквализмы[3]. Если исходить из признаков, лежащих в основе этого явления, то следует различать:

  1. во-первых, элементарные буквализмы, при которых устанавливаются

ложные связи между сходными буквенными и графическими знаками двух языков в результате доминирования семасиологических связей разного или сходного языка (например: magazine – магазин вместо журнала);

  1. во-вторых, семантические буквализмы, при которых устанавливаются

ложные звуковые связи двух языков в результате перевода по семантическим компонентам слова, словосочетания или по основному значению слова без учёта речевой ситуации (например: to take the chair – занять стул, вместо председательствовать; Smirnov speaking – говорит Смирнов, вместо Смирнов слушает);

-     в-третьих, грамматические буквализмы, при которых в двух языках           устанавливаются прямые ложные связи между способами исходного языка.
Исследование различных видов буквализмов показывает, что речь идёт не о замене более сложных связей простыми, а об отказе от дальнейшего поиска за счёт использования уже
 имеющихся простых и сложных связей.


2.2. Типы «ложных друзей переводчика»

        Изучив лексику учебников для 5-6 и 9-ых классов я смогла выделить некоторые общие типы «ложных друзей» переводчика, наиболее часто встречающихся в этих учебниках:

       1.Ложные друзья переводчика, полностью не совпадающие с русскими по значению.
Проанализировав данную группу слов в англо-русском словаре, я решила классифицировать их по признаку степени различия между русским и английским вариантами. Первую группу выделить оказалось несложно. В нее я включила слова, наиболее ярко иллюстрирующие явление паронимов в английском языке. Это ложные друзья переводчика, имеющие в английском языке значение, полностью не совпадающее с русским. Они достаточно широко известны и сразу бросаются в глаза. Это, к примеру, такие слова, как:
Application - просьба, заявление, а не аппликация
Compositor - наборщик, а не композитор (композитор - composer)
Complexion - цвет лица, а не комплекция

Artist- художник, а не артист

Magazine- журнал, а не магазин
     2. Ложные друзья переводчика, частично совпадающие по значению с русскими.
При подробном изучении выяснилось, что в английском существует группа слов, при переводе которых требуется более глубокое знание языка. Дело в том, что многие слова в английском языке являются многозначными. И ряд из них - это слова, совпадающие с русским по звучанию или написанию, но имеющие несколько значений, одно из которых совпадает с русским, тогда как другие нет. И если о первой из выделенных мною групп в учебниках иногда упоминается, то о подобных ложных друзьях переводчика не говорится совсем. А ведь это настоящие «подводные камни» при изучении языка. С ними нужно быть предельно внимательным. Вот несколько наиболее ярких примеров:
Record - не только рекорд, но и личное дело
Dock - не только док, пристань, но и скамья подсудимых
Element - не только элемент, но и стихия
Invalid - не только инвалид, но и просто больной
      3. Ложные друзья переводчика, различные по грамматической форме.
Среди ложных друзей переводчика мне попался ряд слов, совпадающих по написанию и звучанию с русскими и различных лишь по грамматической форме. К примеру, photograph - фотография, а не фотограф, а massive - массивный, а не массив. На первый взгляд различие не существенно, однако, я считаю, что именно в данной группе учащимися может быть допущено большое количество ошибок.
       4. Ложные друзья переводчика различные по эмоциональной окраске.
Совершенно отдельно стоит следующая из выделенных мною групп ложных друзей переводчика. Это слова, значение которых в русском изменило лишь свою эмоциональную окраску. Ярким примером этого может служить английское слово routine. Для пунктуальных англичан это лишь синоним слова «timetable», «распорядок дня», придерживаться которого должны все уважающие себя леди и джентльмены. В русском языке слово «рутина» имеет ярко выраженную негативную эмоциональную окраску, так как английская четкость и аккуратность никогда не была свойственна русскому народу
      5. Ложные друзья переводчика в географии.
Я отнесла данную, наиболее интересную, на мой взгляд, группу слов к ложным друзьям переводчика, поскольку эти слова легко могут ввести в заблуждение изучающих английский язык как иностранный. На английской карте там, где в русском варианте обозначен всем известный пролив Ла-Манш, я увидела надпись: "English Channel”. Это расхождение заинтересовало меня, и я продолжила свое исследование ложных друзей переводчика в области географии. Выяснилось, что некоторые географические объекты на картах разных стран мира имеют различные названия: Ла-Манш на карте Великобритании называется не только English Channel, как это было в моем случае, но и просто The Channel, а Нормандские острова именуются Channel Islands.

       Если учесть, что каждый из перечисленных типов может иметь свои разновидности и варианты, то общее число типов значительно выше.  Каждый случай «ложных друзей переводчика» уникален и его следует принимать всерьез, чтобы не попасть впросак.  А как не попасть впросак? Решение простое – почаще сверяться со словарём. Поэтому в приложении данной работы  представлен словарь, в котором собраны наиболее часто встречающиеся слова.  

2.3.  Влияние ложных друзей переводчика на перевод.

        При изучении иностранного языка мы часто склонны переносить наши языковые привычки на чужую языковую систему. Родной язык толкает на ложные аналогии. С первого взгляда может показаться, что „ложные друзья переводчика" способны вводить, в заблуждение только людей, начинающих изучение языка и плохо владеющих им. В действительности, как отмечают исследователи этой лексической категории, дело обстоит наоборот: основная масса „ложных друзей" оказывается проблемной именно для лиц, уверенно владеющих языком.

         Основными источниками таких ошибок являются сходства по звучанию или по функции. В учебниках английского языка под редакцией Биболетовой М.З. нередко встречаются английские слова, которые явно напоминают нам русские. Это всегда приятно - меньше слов придется запоминать. Однако, эта помощь может оказаться, что называется, с подвохом. Надо сказать, что языковые проблемы нередко поначалу выглядят "страшнее", чем они есть на самом деле. Но сейчас перед нами обратный случай - группа слов, производящих впечатление обманчивой легкости.  Возьмем к примеру, слово wagon . В памяти сразу всплывает “вагон”, но это - ложная подсказка. “Вагон” переводится словом car (понятно,что это его второе значение  ):
subway car - вагон метро;
dining car - вагон-ресторан;
cable car - вагончик подвесной дороги, фуникулер.
  У слова
wagon другое значение - повозка, телега. Отсюда всем знакомый station wagon - автофургон.
       Раз уж нам встретилось это слово, приведем живое, разговорное выражение:
to be on the wagon - “завязать, быть в завязке” (когда сильно пьющий человек бросает пить).
         Рассмотрим еще одно интересное слово:
list - список. Это слово не имеет никакого отношения к русскому слову "лист", оно довольно простое, однако, чтобы пользоваться им, надо усвоить еще и предлог, в связке с которым оно чаще всего стоит: 
to be first on the list - быть первым в списке;
to make a list - составлять список;
the black list - черный список;
to be on the waiting list - стоять "на очереди" (т.е. в символической очереди); в последней фразе особенно часто list путается с руссим “листом”.
         А как же быть с русским "листом"? Мы говорим сейчас о переводе английских слов и, казалось бы, не должны отвлекаться. Однако мысленные ассоциации, даже случайные, являются мощными подпорками для памяти, и от такой помощи не стоит отказываться.
leaf (мн.ч. leaves ) - лист (дерева) ; лист (в книге).
The trees are in leaves . - Деревья покрыты листвой.
He is shaking like a leaf . - Он дрожит как (осиновый) лист.
The leaves on the trees change color in fall . - Осенью листья меняют цвет.
to turn over the leaves - перелистывать страницы книги.
to turn over a new leaf - начать новую жизнь (с чистого листа).
sheet - 1) лист бумаги (не связанный с книгой); 2) простыня
a blank sheet of paper - чистый лист бумаги;
as white as a sheet - белый как полотно;
I can change the sheets on the bed, if you want. - Если хотите, я могу переменить простыни.
          Вот еще несколько слов, которые часто вводят в заблуждение,
to pretend - притворяться; делать вид; симулировать.
He pretends to be asleep . - Он делает вид, что спит.
претендовать -
to claim; to lay a claim to (something).
to realize
 - ясно понимать, осознавать.
I realized that I was wrong . - Я понял, что был неправ.
Do you realize that the game is lost? - Ты понимаешь, что игра проиграна?
реализовать -
to make it real; to realize (2-е значение).
to report (2-е значение) - являться (лично).
All students must report to school on Monday . - Все ученики должны явиться в школу в понедельник.
complexion -цвет лица.
dark complexion - смуглый цвет лица.
        Таким образом, если вам встретилось слово, которое кажется знакомым, будьте начеку - оно может преподнести сюрпризы.

Хочу привести еще один пример. Например, прилагательные absolute и абсолютный полностью или почти полностью совпадают в большинстве значений и взаимозаменимы при переводе, но отсюда не следует, что такое же соотношение существует между наречиями absolutely и абсолютно: английское слово даже в основном значении, сближающимся с русским абсолютно, не всегда соответствует русскому аналогу по соображениям лексической сочетаемости (так, to absolutely agree „без возражений согласиться", to vanish absolutely „полностью исчезнуть" и т. п.) и имеет три специфических значения („безусловно, несомненно", в грамматике — „независимо", разговорное — „да, конечно"); русское же слово в объединяющем оба аналога значении может переводиться английским лишь в меньшинстве случаев с оттенком „вообще" при отрицании передается как at all, а с оттенком „вполне" — как quite, помимо чего значит „безотносительно". В случаях же типа really — реально семантическая близость, наблюдающаяся в прилагательных (real — реальный), полностью исчезает.

2.4. Как избежать ложного перевода при работе с текстами и упражнениями.

      Когда я в своей школе провели тестирование на знание «Ложных друзей переводчика», то результаты оказались плачевными.

93% слов были поняты детьми неправильно (Приложение 3).

Тёмным  цветом на диаграмме показано количество неправильных ответов в процентах.

Светлый цвет обозначает правильные ответы в процентах.

      В процессе работы я пришла к выводу, что проблема перевода «ложных друзей» интересна и полезна для изучения. Я считаю, что каждый, кто изучает иностранный язык, должен помнить o ловушках, связанных c «ложными друзьями переводчика».

      Всем тем, кто изучает английский язык можно дать следующие рекомендации:

1) При переводе всегда следует быть внимательными и перепроверять сомнительное значение слова

2) Слово может иметь различные значения, при переводе предложения необходимо из этих многих значений слова выбрать одно.

3) При отборе значения нужно исходить из общего содержания мысли, стиля и жанра переводимого текста.

   Таким образом следует знакомить учащихся с псевдоинтернациональной

лексикой, чтобы избежать глупых ошибок.

Я считаю, что в словарях учащихся должны быть записаны отдельной рубрикой «Ложные друзья переводчика», поэтому я попыталась составить словарь «ложных друзей переводчика» в помощь учащимся нашей школы (приложение №2).


3.Заключение

       В данном исследовательском проекте было подробно рассмотрено такое явление, как «ложные друзья переводчика». Ложные друзья переводчика — пара слов в двух языках, похожих по написанию и/или произношению, часто с общим происхождением, но отличающихся в значении.

       В первой главе проекта рассмотрены причины возникновения «ложных друзей переводчика» и представлены примеры часто встречающихся «ложных друзей переводчика».  Во второй главе проанализированы  типы ложных друзей переводчика. К каждому типу приведены примеры для наглядности.  

       В приложении представлен словарь, в котором собраны наиболее часто встречающиеся «ложные друзья переводчика». Этот словарь даёт описание всех значений,  свойственных каждому слову, и отражающие его стилистические, эмоционально-экспрессивные, важнейшие грамматические характеристики и лексическую сочетаемость.

       Таким образом цель и задачи исследовательского проекта были достигнуты. Практическая значимость работы заключается в возможности использования словаря на уроках английского языка.

4. Библиографический список

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://linguistic.ru/

  1. Комиссаров В.Н., Кораллова А.Л. Практикум по переводу с английского на русский. М., 1990.
  2. Акуленко В.В. Англо-русский и русско-английский словарь ”ложных друзей переводчика”. М.: Советская энциклопедия, 1969.
  3. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 2007.
  4. Энциклопедический справочник. Все страны мира. М.: Вече, 2002.

Приложение 3

Количество допущенных ошибок в работах учащихся.

  1. Accord – 100%
  2. Accurate – 100%
  3. Alley –100%
  4. Angina – 100%
  5. Balloon-0%
  6. Band - 100%
  7. Brilliant - 100%
  8. Cabinet – 100%
  9. Camera - 100%
  10. Cataract – 100%
  11. Clay – 100%
  12. Data – 100%
  13. Decade – 100%
  14. Fabric – 100%
  15. Family – 2,2%
  16. Intelligence – 100%
  17. List – 100%
  18. Magazine – 55,5%
  19. Mark – 11,1%
  20. Multiplication – 100%
  21. Prospect – 100%
  22. Pretend – 100%
  23. Production – 100%
  24. Realize – 100%
  25. Replica – 100%
  26. Resin – 100%
  27. Satin – 100%
  28. Spectacles – 100%
  29. Stool – 100%
  30. Talon – 100%
  31. Tax – 100%
  32. Tender – 100%
  33. Vacuum – 100%
  34. Valet – 100%
  35. Velvet – 100%

Среднее арифметическое: 93,4%

Velvet – бархат. Количество неправильных ответов: 100%

Были такие предположения переводов, как: вельвет, фиолетовый, ткань.

Tender – нежный, мягкий. Количество неправильных ответов: 100%

Были такие предположения перевода, как: тендер, тенденция.

Brilliant – блестящий. Количество неправильных ответов:100 %

Предположения перевода: бриллиант, прекрасный, изумительный, совершенный.

Decade – десятилетие. количество неправильных переводов: 100%

Были такие переводы: декада, группа из 10, декорации.

Spectacles – очки. Количество неправильных ответов:100 %

Были такие варианты перевода: спектакль, зрелище, представление.



[1] Акуленко В.В. «О ложных друзьях переводчика» с. 24

[2] Я. И. Рецкер «Теория переводи переводческая практика» 2004 год.  С. 76

[3] В. Г. Гак «Вопросы художественного перевода»  1959 год. С. 39



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Класс_____


accord -
accurate -
alley -
angina –

balloon -
band -
brilliant -
cabinet -
camera -
cataract -
clay –

data -
decade -
fabric -
family -
intelligence –

list -
magazine -
mark -
multiplication -

prospect -
(to) pretend -
production -
(to) realize -
replica -
resin -
satin -
spectacles -
stool -
talon -
tax -
tender -

vacuum -
valet -
velvet -

Класс____


accord -
accurate -
alley -
angina –

balloon -
band -
brilliant -
cabinet -
camera -
cataract -
clay –

data -
decade -
fabric -
family -
intelligence –

list -
magazine -
mark -
multiplication -

prospect -
(to) pretend -
production -
(to) realize -
replica -
resin -
satin -
spectacles -
stool -
talon -
tax -
tender -

vacuum -
valet -
velvet –

Класс_____


accord -
accurate -
alley -
angina –

balloon -
band -
brilliant -
cabinet -
camera -
cataract -
clay –

data -
decade -
fabric -
family -
intelligence –

list -
magazine -
mark -
multiplication -

prospect -
(to) pretend -
production -
(to) realize -
replica -
resin -
satin -
spectacles -
stool -
talon -
tax -
tender -

vacuum -
valet -
velvet -



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, меня зову Пахомова Виктория. Я ученица 9 –го класса Баевской средней школы. Тема моей исследовательской работы «Ложные друзья переводчика». Я представляю свою работу в номинации «Лингвистика». ( слайд №1)

          Я изучаю английский язык на протяжении 8 лет и уверена, что чем лучше я буду им владеть, тем больше возможностей к продвижению в жизни у меня появится.

         Все, кто изучает иностранный язык, в частности английский, несомненно, обращали внимание на тот факт, что некоторые слова уже знакомы нам из родного языка. Такие слова часто облегчают понимание иностранного текста, но иногда могут оказаться и «ложными друзьями переводчика. Я часто могла наблюдать подобные ситуации на уроках английского языка. Интерес к данной теме у меня не случаен, так как количество ошибок, допускаемых в данной категории слов чрезвычайно высок.

        Поэтому актуальность заявленной мной  темы заключается в необходимости глубокого изучения данного вопроса. Более подробное изучение английского языка, в частности такого явления как «ложные друзья переводчика», поможет не попасть впросак при переводе иностранных текстов и избежать неловких ситуаций. (слайд №2) 

Начиная  свое исследование я поставила перед собой цель:

изучить «ложных друзей переводчика», помочь избежать ловушек ложного перевода; предупредить ошибки, возникающие по ложной аналогии с существующими русскими словами и выражениями.     

Задачами данной работы следующие:

1. Изучить теорию  данного вопроса

2. Экспериментальным путем выяснить, насколько актуальна эта проблема для учащихся нашей школы

3. Проанализировать учебник английского языка для 5-6 и 9-ых  классов и составить словарь ложных друзей переводчика для этого учебника (в помощь учащимся)

4. Разработать рекомендации для учащихся (слайд №3)

В качестве объекта исследования была избрана лексика из учебников английского языка для 5-6 и 9-ых классов под редакцией Биболетовой М.З., в которых присутствует достаточно большое количество данных слов.

Предметом исследования явились «ложные друзья» переводчика, так называемая  лексика, присутствие которой вызывает определенные затруднения при переводе.

 (слайд №4)

В процессе работы я использовал следующие методы:

  1. теоретические (анализ литературы, обобщение, систематизация);
  2. практические (анкетирование)  Слайд №5.

Итак,  начав свое исследование я  обратилась к Интернет-ресурсам, с целью выяснить, что же включает в себя понятие ложные друзья переводчика. Как оказалось- это— пара слов в двух языках, похожих по написанию и/или произношению, часто с общим происхождением, но отличающихся в значении. Например, англ. angina — стенокардия, а не ангина, genial — добрый, а не гениальный, magazine — журнал, а не магазин; англ. Название «ложные друзья переводчика» появилось во Франции. Оно появилось в 1928 году в работе французских учёных М. Кесслера и Ж. Дерокиньи. В настоящее время этот термин понимается некоторыми исследователями гораздо шире и если в 1949 году Я.И. Рецкер ещё рассматривал буквализм как перевод по внешнему сходству, то в 1970 году В.Г.Гак уже различает лексические,  фразеологические и грамматические буквализмы. Словом, работая с источниками, я пришла к выводу, что «ложные» слова изучались учеными разных стран и имеют достаточно долгую историю.

(слайд № 6)

   В. Акуленко, в своей работе «Ложные друзья переводчика», которую я использовала в качестве первоисточника, выделяет 7 типов подобных слов. Изучив лексику в учебниках М.З.Биболетовой за 5-6 и 9-ый классы я смогла подобрать примеры «ложных» слов по пяти предложенным типам.  Первую группу слов выделить оказалось не сложно т.к. в нее  включены слова, наиболее ярко иллюстрирующие это  явление. Это ложные друзья переводчика, имеющие в английском языке значение, полностью не совпадающее с русским. Они достаточно широко известны и сразу бросаются в глаза.( Application - просьба, заявление, а не аппликация  Compositor - наборщик, а не композитор (композитор - composer) Complexion - цвет лица, а не комплекция Artist- художник, а не артист

Magazine- журнал, а не магазин
Вторая группа-ложные друзья переводчика, частично совпадающие по значению с русскими- это настоящие «подводные камни» при изучении языка. С ними нужно быть предельно внимательным. Вот несколько наиболее ярких примеров:
Record - не только рекорд, но и личное дело
Dock - не только док, пристань, но и скамья подсудимых
Element - не только элемент, но и стихия
Hydrophobia - не только гидрофобия (водобоязнь), но и бешенство
Invalid - не только инвалид, но и просто больной.
Третья группа, согласно В.Акуленко - ложные друзья переводчика, различные по грамматической форме.( К примеру, Photograph - фотография, а не фотограф,  massive - массивный, а не массив. На первый взгляд различие не существенно, однако, я считаю, что именно в данной группе учащимися может быть допущено большое количество ошибок.
К
четвертой группе можно отнести ложные друзья переводчика различные по эмоциональной окраске. (Ярким примером этого может служить английское слово routine. Для пунктуальных англичан это лишь синоним слова «timetable», «распорядок дня», придерживаться которого должны все уважающие себя леди и джентльмены. В русском языке слово «рутина» имеет ярко выраженную негативную эмоциональную окраску)  И наконец пятый тип- это ложные друзья переводчика в географии.( Выяснилось, что некоторые географические объекты на картах разных стран мира имеют различные названия: Ла-Манш на карте Великобритании называется не только English Channel, но и просто The Channel, а Нормандские острова именуются Channel Islands) Стоит отметить, что каждый случай "ложных друзей переводчика" уникален, и требует отдельного рассмотрения. Это явление стоит  всерьёз принять во внимание всем, кто имеет хоть какое-то отношение к иностранному языку, что бы не попасть впросак. А как не попасть впросак? Решение простое – почаще сверяться со словарём. Поэтому в приложении данной работы  представлен словарь, в котором собраны наиболее часто встречающиеся слова.  (слайд №7)

При изучении иностранного языка мы склонны переносить наши языковые

привычки на чужую языковую систему. Родной язык толкает нас на лож-

ные аналогии. С первого взгляда может показаться, что «ложные друзья

переводчика» могут вводить в заблуждение только начинающих изучать

язык, в действительности, как отмечает В. Акуленко, дело обстоит наоборот: основная масса «ложных друзей» оказывается опасной для лиц, свободно владеющих языком. Изучая тексты и упражнения в УМК  Биболетовой М.З. нередко встречаются слов напоминающие русские. Это

всегда приятно- меньше придется запоминать.  Однако эта помощь может оказаться подвохом.  Возьмем к примеру слово

LIST- список, а не лист, которое довольно часто встречается в учебнике 5-6 класса.

Особенно трудно даются словосочетания и выражения с этим словом. Список выражений вы видите на слайде.

Очень часто вводит в заблуждение слово  из  учебнике за 9-ый класс

to pretend-  притворяться, делать вид, а не претендовать. Вот список предложений, которые могут быть понятыми учащимися 9-го класса неправильно.

Так же считаю важным обратить внимание на такое слово, как to realize - ясно понимать, осознавать, которое мы часто используем, когда выражаем свое мнение. Зачастую используем его неправильно.

Таким образом, если вам встретилось слово, которое кажется знакомым,

будьте начеку - оно может преподнести сюрпризы. (слайд № 8,9)

Одна из задач моего исследования составить словарь «ложных друзей переводчика» и разработать рекомендации для учащихся.В этом мне помог эксперимент, на знание этих слов , который я провела среди учащихся 5 и 9- ых классов. Его результаты оказались плачевными. 93% слов были поняты детьми неправильно.

Из 35 слов, предложенных для перевода учащимся 5 и 9 классов( 26

учеников) только  в слове balloon не было допущено не одной ошибки.

Mark- 11.1%

Family-2.2%

Magazine-55.5%

Все остальные слова были переведены не правильно или не поняты  учащимися совсем.

Наибольшую сложность для перевода, судя по опросу вызвали слова

Velvet – бархат, а не вельвет

Decade-  десятилетие, а не декада

Valet-   лакей, а не валет

Fabric- ткань,  а не фабрика

Satin-   атлас, а не сатин

Brilliant-  великолепный, а не бриллиант (слайд 10,11)

Итак, всем тем, кто изучает английский язык можно дать следующие рекомендации:

1) При переводе всегда следует быть аккуратным и перепроверять сомнительное значение слова

2) Слово может иметь различные значения, при переводе предложения необходимо из этих многих значений слова выбрать одно.

3) При отборе значения нужно исходить из общего содержания мысли, заключенной в данном предложении, также как из стиля, жанра и общего содержания переводимого текста.

Таким образом, необходимо знакомить учащихся с ложной лексикой с

целью избежания ошибок при переводе.

Я считаю, что в словарях учащихся должны быть записаны отдельной

рубрикой «Ложные друзья переводчика», поэтому я попыталась составить словарь «ложных друзей переводчика» в помощь учащимся нашей школы (слайд №12)

Считаю  цели и задачи исследовательской работы  достигнуты. Практическая значимость работы заключается в возможности использования словаря на уроках английского языка. (слайд №13)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

15.12.2012 Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение « Баевская СОШ» Районный конкурс учебно-исследовательских работ гуманитарного направления. Номинация : « ЛИНГВИСТИКА» ТЕМА: « Ложные друзья переводчика». Выполнила : ученица 9 Б класса Пахомова Виктория Руководитель: учитель английского языка Стешина Анна Николаевна

Слайд 2

15.12.2012 Актуальность. Я изучаю английский язык на протяжении 8 лет и уверена, что чем лучше я буду им владеть, тем больше возможностей к продвижению в жизни у меня появится. Все, кто изучает иностранный язык, в частности английский, несомненно, обращали внимание на тот факт, что некоторые слова уже знакомы нам из родного языка. Такие слова часто облегчают понимание иностранного текста, но иногда могут оказаться и «ложными друзьями переводчика», то есть будут иметь сходное звучание и написание, но могут выражать разные понятия, что часто приводит не только к неправильному пониманию, но и к недоразумениям. Интерес к данной теме у меня не случаен, так как количество ошибок, допускаемых в данной категории слов чрезвычайно высок. Поэтому актуальность заявленной темы заключается в необходимости глубокого изучения данного вопроса. Более подробное изучение английского языка, в частности такого явления как «ложные друзья переводчика», поможет не попасть впросак при переводе иностранных текстов.

Слайд 3

15.12.2012 Цель: Цель исследовательской работы: изучить «ложных друзей переводчика», помочь избежать ловушек ложного перевода; предупредить ошибки, возникающие по ложной аналогии с существующими русскими словами и выражениями. Задачами данной работы являются: 1. Изучить теорию по данному вопросу (пути образования ЛДП, их типы) 2. Экспериментальным путем выяснить, насколько актуальна эта проблема для учащихся нашей школы 3. Проанализировать учебник английского языка для 5-6 и 9-ых классов и составить словарь ложных друзей переводчика для этого учебника (в помощь учащимся) 4. Разработать рекомендации для учащихся.

Слайд 4

15.12.2012 Объект и предмет В качестве о бъекта исследования была избрана лексика из учебников английского языка для 5-6 и 9-ых классов под редакцией Биболетовой М.З., в которых присутствуют данные слова. П редметом исследования является «ложные друзья» переводчика, так называемая лексика, присутствие которой вызывает определенные затруднения при переводе.

Слайд 5

15.12.2012 Методы: В процессе работы я использовал следующие методы: теоретические (анализ литературы, обобщение, систематизация); практические (анкетирование)

Слайд 6

15.12.2012 Источники возникновения ложных друзей переводчика . . Исторически «ложные друзья переводчика» являются результатом взаимовлияний языков, либо могут являться результатом случайных совпадений. Название «ложные друзья переводчика» появилось во Франции. Оно появилось в 1928 году в работе французских учёных М. Кесслера (M. Koessler ) и Ж. Дерокиньи (J. Derocquigny ). . В настоящее время этот термин понимается некоторыми исследователями гораздо шире и если в 1949 году Я.И. Рецкер ещё рассматривал буквализм как перевод по внешнему – графическому или фонетическому – сходству, то в 1970 году В.Г.Гак уже различает лексические, фразеоло - гические и грамматические буквализмы.

Слайд 7

15.12.2012 Типы «ложных друзей переводчика» В. Акуленко , в своей работе «Ложные друзья переводчика», которую я использовала в качестве первоисточника, выделяет 7 типов подобных слов. Изучив лексику в учебниках М.З.Биболетовой за 5-6 и 9-ый классы я смогла подобрать примеры «ложных» слов по пяти предложенным типам. Первую группу слов выделить оказалось не сложно т.к. в нее включены слова, наиболее ярко иллюстрирующие это явление. Это ложные друзья переводчика, имеющие в английском языке значение, полностью не совпадающее с русским. Они достаточно широко известны и сразу бросаются в глаза. Вторая группа- ложные друзья переводчика, частично совпадающие по значению с русскими. Третья группа, согласно В.Акуленко - ложные друзья переводчика, различные по грамматической форме. К четвертой группе можно отнести ложные друзья переводчика различные по эмоциональной окраске. И наконец пятый тип- это ложные друзья переводчика в географии.

Слайд 8

15.12.2012 Влияние ложных друзей переводчика на перевод. При изучении иностранного языка мы склонны переносить наши языковые привычки на чужую языковую систему. Родной язык толкает нас на лож- ные аналогии. С первого взгляда может показаться, что «ложные друзья переводчика» могут вводить в заблуждение только начинающих изучать язык, в действительности, как отмечает В. Акуленко , дело обстоит наоборот: основная масса «ложных друзей» оказывается опасной для лиц, свободно владеющих языком. Изучая тексты и упражнения в УМК Биболетовой М.З. нередко встречаются слов напоминающие русские. Это всегда приятно- меньше придется запоминать. Однако эта помощь может оказаться подвохом. Возьмем к примеру слово LIST - список , а не лист, которое довольно часто встречается в учебнике 5-6 класса. To be first on the list- быть первым в списке To make a list - составлять список A black list – черный список Очень часто вводит в заблуждение слово из учебнике за 9-ый класс to pretend- притворяться, делать вид, а не претендовать.

Слайд 9

15.12.2012 Влияние ложных друзей переводчика на перевод. He pretends to be asleep . - Он делает вид , что спит . Don’t pay any attention to him - he is just pretending . - Не обращай на него внимания - он просто притворяется . Так же считаю важным обратить внимание на такие слова, как to realize - ясно понимать , осознавать . I realized that I was wrong . - Я понял , что был неправ . Do you realize that the game is lost? - Ты понимаешь , что игра проиграна ? to report (2- е значение ) - являться ( лично ). All students must report to school on Monday . - Все ученики должны явиться в школу в понедельник . Таким образом, если вам встретилось слово, которое кажется знакомым, будьте начеку - оно может преподнести сюрпризы.

Слайд 10

15.12.2012 Как избежать ложного перевода при работе с текстами и упражнениями. Одна из задач моего исследования составить словарь «ложных друзей переводчика» и разработать рекомендации для учащихся. В этом мне помог эксперимент, на знание этих слов , который я провела среди учащихся 5 и 9- ых классов Его результаты оказались плачевными. 93% слов были поняты детьми неправильно.

Слайд 11

Как избежать ложного перевода при работе с текстами и упражнениями. 15.12.2012 Из 35 слов, предложенных для перевода учащимся 5 и 9 классов( 26 учеников) только в слове balloon не было допущено не одной ошибки. Mark- 11.1% Family-2.2% Magazine-55.5% Все остальные слова были переведены не правильно или не поняты учащимися совсем. Наибольшую сложность для перевода, судя по опросу вызвали слова Velvet – бархат, а не вельвет Decade - десятилетие, а не декада Valet - лакей, а не валет Fabric - ткань, а не фабрика Satin - атлас, а не сатин Brilliant - великолепный, а не бриллиант

Слайд 12

Как избежать ложного перевода при работе с текстами и упражнениями. Всем тем, кто изучает английский язык можно дать следующие рекомендации : 1) При переводе всегда следует быть аккуратным и перепроверять сомнительное значение слова 2) Слово может иметь различные значения, при переводе предложения необходимо из этих многих значений слова выбрать одно. 3) При отборе значения нужно исходить из общего содержания мысли, заключенной в данном предложении, также как из стиля, жанра и общего содержания переводимого текста. Таким образом, необходимо знакомить учащихся с ложной лексикой с целью избежания ошибок при переводе. Я считаю, что в словарях учащихся должны быть записаны отдельной рубрикой «Ложные друзья переводчика», поэтому я попыталась составить словарь «ложных друзей переводчика» в помощь учащимся нашей школы 15.12.2012

Слайд 13

Выводы: Ложные друзья переводчика — пара слов в двух языках, похожих по написанию и/или произношению, часто с общим происхождением, но отличающихся в значении. В первой главе проекта рассмотрены причины возникновения «ложных друзей переводчика» и представлены примеры часто встречающихся «ложных друзей переводчика». Во второй главе проанализированы типы ложных друзей переводчика. К каждому типу приведены примеры для наглядности. В приложении представлен словарь, в котором собраны наиболее часто встречающиеся «ложные друзья переводчика». Таким образом цель и задачи исследовательского проекта были достигнуты. Практическая значимость работы заключается в возможности использования словаря на уроках английского языка. 15.12.2012

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! 15.12.2012

Слайд 15

15.12.2012

Слайд 16

15.12.2012



Предварительный просмотр:

S
satin - атлас (а не сатин)

servant - слуга, служащий

stamp - марка (а не только штамп)
stool - табурет (а не стул!)

T
tax - налог (а не такса)
tender - нежный (а не только тендер)
tent - палатка (а не только тент)
tunic - солдатская куртка (а не туника)
turkey - индейка (а не Турция, турецкий)

U
uniform - постоянный, одинаковый (а не только форменный).

V
vacuum - пылесос (а не только вакуум)
valet - лакей, камердинер (а не валет)
velvet - бархат (а не вельвет - corduroy)

W

wagon - повозка, фургон, вагонетка

wallet - бумажник

МБОУ «Баевская СОШ»

СЛОВАРЬ

для школьника

(ложные друзья переводчика)

Составила: Пахомова Виктория

               Руководитель:

                                                 Стешина Анна Николаевна

2012 г.

A
accord - согласие, единодушие (не аккорд)
accurate - точный (а не аккуратный)

аctually - действительно, на самом деле
alley - переулок (не аллея)
ammunition - боеприпасы (а не амуниция)
angina - стенокардия (а не ангина)
artist - художник (а не только артист)

B
ball - мяч (а не балл)
balloon - воздушный шарик (не баллон)
biscuit - сухое печенье, галета
brilliant - блестящий (редко бриллиант)

C
cabinet - шкафчик, чулан, витрина (не кабинет)
camera - фотоаппарат (а не тюремная камера)
cataract - водопад (а не только катаракта)

 (to) champion - поддерживать кого-либо (а не быть чемпионом)
chef - шеф-повар (а не шеф или шофер)
complexion - цвет лица, вид
compositor - наборщик (а не композитор)

conductor - дирижер (не только кондуктор)

D
data - данные (а не дата)
decade - десятилетие (а не декада)
decoration - орден, знак отличия, украшение (а не декорация)
E
engineer - машинист (не только инженер)

F
fabric - ткань (а не фабрика)
family - семья (а не фамилия)
figure - чертеж, цифра (не только фигура)
film - пленка (не только фильм)

G
gallant - храбрый, доблестный (не только галантный)
genial - добрый (а не гениальный)

H
honor - честь, долг (а не гонор)

I
instruments - измерительные приборы (реже инструменты)
intelligence - ум, интеллект; разведка (а не интеллигенция)

L
list - список (а не лист)

M
magazine - журнал (а не магазин)
mark - метка, пятно (а не марка)
monitor - староста класса (а не только монитор)

N

number - число, количество (а не только номер)

O
officer - чиновник, должностное лицо (а не только офицер)

P

personal - личный, персональный
prospect - перспектива (а не проспект)
(to) pretend - притворяться, делать вид (а не только претендовать)

principal - начальник, директор школы
production - производство (а не только продукция)
professor - преподаватель вуза вообще (а не только профессор)

R
(to) realize - ясно представлять, понимать (а не только реализовать)
record - запись, отчет (а не только рекорд)

repetition - повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по английскому языку "Сходства и различия английского и русского языков"

исследовательская работа по изучению происхождения русского и английского языков и выявлению их сходства и различия...

Научно-исследовательская работа по английскому языку на тему « Секреты написания песен на английском языке»

Гипотеза.Изучив секреты написания песен, мы попробуем научиться писать свои музыкальные произведения. Цель:Выявить особенности написания песен; показать отношения людей к музыке; установить главн...

Научно-исследовательская работа по английскому языку "Англицизмы в английском языке: эволюция или угроза?"

В данной научно-исследовательской работе по английскому языку рассмотрены причины заимствования англицизмов в современном русском языке, способы образования англицизмов. Продемонстрированы результаты ...

Научно-исследовательская работа по английскому языку по теме "Английский язык в современном мире, или Иннополис"

Научно-исследовательская работа по английскому языку по теме "Английский язык в современном мире, или Иннополис", представленная в рамках межрегиональной краеведческой конференции научно-исследователь...

Научно-исследовательская работа по английскому языку "Английская заимствованная лексика в названиях профессий"

Объектом исследования является английская заимствованная лексика в русском языке.  Предмет исследования составляют заимствования из английского языка в названиях профессий.В данной  ра...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ «ЛОЖНЫЕ ДРУЗЬЯ ПЕРЕВОДЧИКА»

В проектной работе  рассмотрены теоретические и практические вопросы использования лексики, относящейся к категории «ложные друзья переводчика», источники возникновения этого явления....

Учебно-исследовательская работа по английскому языку на тему: «Ложные друзья переводчика»

Данная работа предназначенна для обучающихся  7-9 классов. Главной целью данного проекта является изучение «ложных друзей переводчика», для того,чтобы избежать ловушек ложного пе...