Патриотическое воспитание школьников на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

 

Формирование разносторонне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные и внеклассные формы работы с учащимися.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vatoropina._patriot.vospit.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 67

с углубленным изучением отдельных предметов города Екатеринбурга

Патриотическое воспитание школьников

на уроках английского языка

Автор: Ваторопина Елена Васильевна,

учитель английского языка

Екатеринбург

2013

Патриотическое воспитание школьников

на уроках английского языка

Патриотизм (от греч. patriótes, patrís – соотечественник, родина, отечество) – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.  

                                                            Большая Советская Энциклопедия

По словам известного русского публициста и историка М.Меньшикова, «будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм». Важность формирования у детей любви к Родине, к своей малой Родине, интереса к ее истории, языку, культуре, на мой взгляд, очевидна. Важную роль в патриотическом воспитании и становлении человека играет школа. Преподавание английского языка дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности и патриотизма. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев,  традиций и языка другого народа.

Наряду с ознакомлением с реалиями англоязычных стран мы изучаем  государственные символы, историю, географию, культуру Российской Федерации средствами иностранного языка. Народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п.) воспринимается большой частью молодежи как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование и развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к истории, традициям своего народа и, в конечном счете, истинной любви к Отечеству. Нравственные и исторические начала неразделимы. Следовательно, формируя историческое сознание, мы одновременно укрепляем нравственные идеалы, патриотические чувства учащихся и любовь к нашей Родине.

На своих уроках я стараюсь создавать атмосферу, подбирать материал, который давал бы знания о истории, традициях нашей Родины, великих соотечественниках, учу ребят сопоставлять и делать выводы. В УМК Биболетовой  М.З. "Enjoy English" для 2-11 классов содержится большой страноведческий материал по России. Дополнительно к нему я использую другие источники, а также аудиоматериалы и видеофильмы, что, на мой взгляд,  повышает интерес учащихся.

В соответствии с нормами и требованиями ФГОС во всех регионах РФ, в том числе и в Свердловской области, введен национально-региональный компонент. Ребята знакомятся с историей Урала, местом и ролью региона в масштабах России, используя учебное пособие "The Urals" коллектива авторов Ставрати Б.В. и др. При подборе дополнительного краеведческого материала важно учитывать, насколько он будет интересен для учащихся, связан с программной темой, какова его социализирующая ценность.

Разработка урока "Travelling around the Urals" стала финалистом городского конкурса "Мастерская мультимедийных уроков". Урок "Путешествие по Уралу" в 8 классе посвящен изучению наиболее интересных достопримечательностей и туристических маршрутов по родному краю. Данная тема позволяет расширить содержание обучения английскому языку в школе, т.к. включает в себя изучение тем из других школьных предметов гуманитарного цикла: истории, географии, художественной культуры Урала, краеведения.

Цель урока – воспитание патриотических чувств через воспитание любви к малой родине. Основные задачи урока  (кроме обучающих): расширение кругозора, знакомство с историей и достопримечательностями родного края,  развитие творческих способностей учащихся, воспитание чувства гражданственности и любви к своей Родине. Для достижения цели данного урока считаю целесообразным использование метода проекта, т.е. метод проекта интегрируется в традиционную систему обучения языку.  

Остановлюсь на некоторых интересных, на мой взгляд, моментах урока (http://festival.1september.ru/articles/561625/). Использование ИКТ на уроке помогает сделать его интересным и запоминающимся для учащихся. Мультимедийные презентации, включающие в себя фотографии, картинки, таблицы, графики, сопровождают урок на разных его этапах (это и Listening, и Speaking, и проведение тестовых заданий). Это делает урок более наглядным, что очень важно для детей. Составление презентации требует большой подготовки по подбору материала, продумыванию структуры презентации, выбору оформления и т.д. Важно отметить, что фотографии для презентации взяты не из Интернета или каких-либо других источников, а сделаны самими учащимися во время экскурсий и прогулок по Екатеринбургу, походов по интересным местам Урала. Учащиеся рассказывают о местах, где они сами побывали (в том числе со своими одноклассниками), делятся своими собственными впечатлениями и ощущениями. Живописная Вознесенская Горка – пример классического архитектурного стиля 18 века, величественный Храм-на-Крови, Екатеринбургский Арбат – улица Вайнера с ее необычными скульптурами. Ребята рассказывают об истории этих памятников культуры, их создателях. Многие из них для этого познакомились с дополнительной литературой по краеведению. Здесь в полной мере прослеживаются межпредметные связи, без которых уроки иностранного языка, на мой взгляд, невозможны.

Авторы проекта "Tourist Routes in the Urals" рассказали о своих любимых местах родного края, и  в беседе ответили на вопросы других учащихся. Здесь хочу отметить, что проектная работа нравится школьникам, потому что она дает им дополнительную возможность проявить себя, позволяет им выбрать ту форму деятельности, которая им по душе. Она объединяет ребят, так как чаще всего они работают группами, помогая друг другу, во время выбора и обсуждения темы проекта, подбора литературы и материалов, составления плана проекта, проведения опроса, подбора оформления, написания работы, создания презентации.

На данном уроке были представлены и тестовые задания, цель которых проверить насколько успешно учащиеся освоили материал по данной теме, а также их навыки аудирования. Проведение этого теста требует немного времени, проверка осуществляется сразу после его выполнения, и учащиеся с удовольствием получают заслуженные оценки, что также способствует развитию у школьников  положительной мотивации к познавательной деятельности.

Разработка урока-конференции "People we admire. Famous Russians" –  лауреат Всероссийского конкурса "Презентация к уроку" (http://festival.1september.ru/articles/586170/). Данный урок посвящен знакомству с биографией и творчеством некоторых знаменитых деятелей российской науки и культуры. Воспитывает в школьниках патриотизм, любовь к своей Родине, гордость за нее. Урок включает в себя изучение тем из других школьных предметов: литературы, истории, химии, МХК. На уроке используются результаты исследовательской и проектной деятельности.

За последние годы мои ученики работали над темами "Национальные символы Российской Федерации", "Знаменитые россияне", "Путешествие по родному краю", "Туристические маршруты Урала", "Мой Екатеринбург" и др. Ежегодно они принимают участие в защите проектов на НПК и конкурсах разного уровня. В 2010 году исследовательский проект патриотической направленности Беспаловой Елизаветы и Каяво Виолетты "Туристические маршруты Урала" занял II место в районной научно-практической конференции и участвовал в городской НПК. Ознобихина Алена (11 класс), Беспалова Елизавета и Каяво Виолетта (8 класс) приняли участие во всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся. Их исследовательские проекты патриотической направленности "Проблемы российской молодежи" и "Туристические маршруты Урала" были опубликованы на сайте "Первое сентября". Исследовательский проект Жуковой Ольги и Алимовой Дианы "My Native Land" стал лауреатом Всероссийского конкурса  "Мой город  лучший город Земли!" в 2013 г.

В 2011 г. в нашей школе начал издаваться журнал на английском языке "TeenLife". Журнал пользуется большой популярностью среди участников образовательного процесса. Со свежим номером журнала "TeenLife" всегда можно ознакомиться на школьном стенде, что дает возможность прочитать его не только учащимся, но и их родителям и всем заинтересованным посетителям, владеющим английским языком, в школьной библиотеке, на школьном сайте http://xn--67-8kc3bfr2e.xn--p1ai/index/quot_teenlife_quot/0-84, на моих персональных сайтах http://vt-l.ru; http://nsportal.ru/vatoropina-elena-vasilevna. Кроме этого, частью тиража в обязательном порядке обеспечиваются кабинеты иностранного языка, что позволяет использовать журнал в качестве дополнительного (очень интересного, красочного, с примерами из жизни родной школы, одноклассников, своих учителей! – Это, на мой взгляд, один из наиболее эффективных способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка) пособия на уроках, расширяет кругозор учащихся, предоставляет им дополнительную необходимую на занятиях информацию. Одна из основных рубрик журнала – "Моя Родина". Учащиеся и учителя пишут о своих путешествиях по родному краю, о праздниках, традициях, обычаях русского народа. Во 2 номере журнала напечатана статья о нашем школьном музее. Средствами английского языка мы знакомим ребят с историей родной школы, нашими знаменитыми соотечественниками. В журнале "TeenLife", №7 (январь, 2013 г.) размещена интересная информация о подготовке Екатеринбурга к ЭКСПО 2020, а также заметки учащихся о достопримечательностях родного города.

Таким образом, формирование разносторонне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные и внеклассные формы работы с учащимися.

Своим опытом я делюсь с коллегами на семинарах и конференциях в школе, ИРО, Институте Иностранных Языков УрГПУ, ежегодных городских Педагогических чтениях учителей иностранного языка.

Литература

  1. Ваторопина Е.В. Внедрение метода проектов в учебную деятельность по английскому языку // Языковое образование – векторы развития. Материалы III международной научно-практической конференции-форума. Екатеринбург, 2012. – 232 с.
  2. Ваторопина Е.В. План открытого урока в 8-м классе "Путешествие по Уралу" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/561625/  (дата обращения: 07.03.2013 г.).
  3. Ваторопина Е.В. People we admire. Famous Russians. Урок-конференция в 8 классе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/586170/  (дата обращения 07.03.2013 г.).
  4. Журнал "TeenLife". [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://vt-l.ru/index.php?page=perevody (дата обращения 07.03.2013 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Военно – патриотическое воспитание на уроке английского языка.

Военно – патриотическое воспитание  на уроке английского языка. Пояснительная записка Метод проектов является составной частью обучения иностранному языку. Он наиболее полно отражает дв...

Военно – патриотическое воспитание на уроке английского языка.

Военно – патриотическое воспитание  на уроке английского языка. Пояснительная записка Метод проектов является составной частью обучения иностранному языку. Он наиболее полно отражает дв...

Обобщение педагогического опыта "Патриотическое воспитание на уроках английского языка, во внеклассной деятельности и в классном руководстве"

Т Е З И С ЫПатриотическое воспитание на уроках английского языка,во внеклассной деятельности и классном руководстве.(обобщение  педагогического опыта) Воспитание гражданского самосозна...

Экспериментальная программа «Военно-патриотическое воспитание на уроках английского языка в условиях Кадетского корпуса»

Все чаще патриотизм выступает как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно- и военно- исторический компоненты. В этой связи значител...

Экспериментальная программа «Военно-патриотическое воспитание на уроках английского языка в условиях Кадетского корпуса»

Все чаще патриотизм выступает как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно- и военно- исторический компоненты. В этой связи значител...

Патриотическое воспитание на уроках английского языка.

Статья о патриотическом воспитании на уроках английского языка при помощи интеграции с предметом история....

«Гражданско-патриотическое воспитание на уроках английского языка»

Доклад на тему о гражданско0патриотическом воспитании на уроках английского языка...