Развитие мыслительных операций на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Дядькина Елена Васильевна

В статье рассматриваются способы развития мыслительных операций на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_myslit_operacii.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мыслительных операций на уроках английского языка.

 Дядькина Е.В., учитель английского языка МАОУ «ООШ №13»                                                       г. Соликамска Пермского края.

Известно, что уникальное общеобразовательное значение иностранного языка заключается в положительном влиянии его на меру осознанности владения родным языком, культуру речи и расширение филологического кругозора.

Речь является сложной психической функцией человека, управляемой деятельностью головного мозга. Овладение иностранным языком как средством общения связано с необходимостью перестраивать механизмы родной речи. Эффективность обучения любому предмету повышается, если строится с учетом психических процессов: внимания, восприятия, памяти, воли и мышления.

Речевое общение неразрывно связано с мышлением. Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Человек начинает мыслить, когда у него появляется потребность что-то понять или сказать.

Использование разнообразных способов и приемов, развивающих психические процессы обучающихся, в том числе мышления,  позволяет активизировать  иноязычную речевую деятельность школьников, повышает роль урока иностранного языка в интеллектуальном развитии учеников. Это делает актуальным рассмотрение проблемы развития мыслительных операций на уроках английского языка.

В ходе деятельности каждый индивид наталкивается на новые, неизвестные свойства предметов, ищет выход из проблемных ситуаций и решает задачи. В этом огромную роль играет мышление. Многие психологи дают определение этому психическому процессу, как «действие, акт деятельности, направленной на решение определенной задачи». Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит за его пределы.

В психологии выделяют следующие мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, абстракция, сравнение, систематизация и классификация. Рассмотрим подробнее некоторые из них.  Сравнение – это сопоставление предметов, явлений, их свойств и установление тождества и различия.  На сравнении строится объяснение грамматического материала, где устанавливаются сходства и различия какого-либо грамматического явления английского языка с родным языком. Примерное задание на сравнение: Compare landscapes of Australia, the UK and the USA. What landscapes are typical of which country?

Сравнение ведет к обобщению. В ходе обобщения в сравниваемых предметах – в результате их анализа - выделяется нечто общее. Речевая задача на обобщение: Sum up the information about …

Абстракция (отвлечение) – извлечение какой-либо одной стороны свойства явления, предмета  и отвлечения от остальных. Задания данного типа могут формулироваться учителем следующим образом:  What do you associate with…?  What things do you imagine when you think of…?  На основе таких заданий развивается не только мышление, но и воображение.

Две другие мыслительные операции - анализ и синтез - всегда взаимосвязаны. Под анализом понимается мысленное расчленение предметов, выявление составляющих их сторон, элементов, частей; тогда как синтез – восстановление целого. Пример использования этих операций учителем на уроках можно рассмотреть при обучении монологическому высказыванию:                                                                                                   Make up a plan of the story (анализ)                                                                                                                  Make up a story using your plan (синтез)

Большое значение имеют мыслительные операции при обучении грамматически правильной речи, поскольку в состав грамматических навыков входят мыслительные операции, ими учащиеся руководствуются в ходе обучения, так как первоначально они выполняют действия осознанно. В результате тренировки грамматического навыка мыслительные операции свертываются и становятся ненужными. Мыслительные операции предполагают знание  учащимися некоторых грамматических понятий, таких как время, число, артикль, лицо. Многие из этих понятий бывают известны из родного языка, а некоторые требуют объяснений из грамматики иностранного языка. Например, объясняем учащимся, что показателем имени существительного, как правило, является стоящий перед ним артикль.

Опыт применения правил показывает, что в ходе овладения речевой деятельностью отдельные правила обобщаются и образуют в сознании учащихся системные представления о грамматических явлениях английского языка.  Систематизация знаний помогает этому процессу. Многие учителя отдают предпочтение тестовым формам работы на систематизацию знаний по грамматике.

Возможно и целесообразно самостоятельное выведение правил учениками. Например, можно предположить самостоятельно составить схему временных  планов, выражаемых прошедшими временами глагола в английском языке.

Таким образом, понимание учащимися грамматического строя, изучаемого языка проходит индуктивный путь, то есть через осмысление собственной речевой практики.  И для приобретения грамматического навыка первоначально используются мыслительные операции, направляющие выполнение действий. По мере закрепления навыка операции делаются ненужными, свертываются.

 Обучение иностранного языка на современном этапе развития методики и психологии рассматривается как обучение деятельности. В зависимости от новизны и оригинальности мыслительных действий, деятельность может иметь различный характер. Она может быть репродуктивной, то есть повторением знакомых действий, реконструктивной – когда делаются преобразования по образцу и творческой – когда действия выполняются самостоятельно.   Творческая деятельность подразумевает создание нового знания, или способа действия.

         Одним из возможных путей обучения творческой деятельности является проблемное обучение: использование специальных проблемных задач (заданий). Основное отличие проблемной задачи от обычной заключается в наличии противоречия между имеющимися у учеников знаниями и теми, которые необходимы для решения задачи.

 Проблемную ситуацию создаёт учитель с помощью специальной обработки или презентации текстового материала: удаление некоторых кусков текста, столкновение нескольких текстов, представляющих различные точки зрения на проблему или привлечение наглядности, не полностью совпадающей с предлагаемой информацией (содержанием текста).  Задание может требовать расширения имеющийся текстовой информации за счет знаний учащихся или привлечение  дополнительного материала.  Например, прочтите мнения подростков  и приведите свое мнение на проблему.  При выборе материала следует учитывать интересы учащихся: можно предусмотреть несколько вариантов одной задачи с разной тематикой текстов.

      Рассмотрим какие приёмы работы с текстом  разработаны и предлагаются методистами.

  1. Сравните текст и рисунки к нему и приведите их в соответствие.
  2. Ответьте на вопросы к информации, которой в тексте нет. Многие школьники охотно начинают фантазировать, тогда, как другим тяжело отойти от предлагаемого текста. Это должен учитывать учитель, предлагая учащимся типичное задание.
  3. Вставьте пропущенные слова (или фразы) и допишите текст.  Текст с пропусками надо дать до чтения оригинального текста в учебнике, чтобы потом можно было сравнивать варианты учебника с работами учеников.  Нужно учитывать, что пропущенные слова подчиняются не только смысловым, но и формальным связям.
  4. Сделайте свои предположения об авторе текста. Разумеется, сам текст не должен содержать прямых указаний на этот счёт.
  5. Перескажите текст от имени его неодушевлённых героев (например, чашка чая рассказывает о характере своего хозяина британца Мистера Смита).
  6. Соедините два текста, выражающих разные точки зрения, в один, как будто его писал один автор.

 Такие проблемные задачи должны органично входить в более крупную систему текстовых учебно-речевых ситуаций в качестве завершающего этапа работы над текстом, поскольку они являются наиболее трудным, творческим видом работы. Очень хорошо использовать такие задачи в качестве домашнего задания в старших классах, так как они исключают возможность списывания.

Таким образом, использование проблемных заданий способствует развитию творческого мышления на уроках английского языка, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к текстам.

 На развитие творческого мышления многими методистами рекомендуется использовать такой приём организации работы, как проект. Проектная методика позволяет учащимся осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников.

Итак, анализ и синтез, вообще мыслительная деятельность, всегда вызваны какими-то потребностями личности. Потребности и мотивации заставили человека включиться в познавательную деятельность. С.Л. Рубинштейн отмечает, что «начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация». Некоторые проблемные ситуации можно сформулировать следующими речевыми действиями:      

  1. восстановление полного образца по деталям,
  2. подбор примеров,
  3. выделение главного и второстепенного,
  4. сравнение,
  5. дополнение,
  6. отгадывание,
  7. трансформация,
  8. согласие/несогласие,
  9. выделение «за» и «против»,
  10. ранжирование,
  11. проектирование и другие.

У учащихся среднего звена общеобразовательной школы начинает формироваться абстрактное мышление. Абстрактное  (или словесно – логическое) мышление осуществляется с помощью логических операций с понятиями.  Учитывая возрастные и индивидуальные особенности, будет целесообразно на начальном этапе работы по формированию мышления использовать игровые приемы.

Таким образом, мы рассмотрели какие приемы и способы организации работы может использовать учитель на уроках английского языка, решая задачи формирования и развития мыслительных операций и различных видов мышления.

Используемая литература

  1. Борзова Е.В. Повторение на старшей ступени обучения иностранным языкам.// Иностранные языки в школе,2003.- №1, с.28.
  2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Информ.-методические материалы к курсу «Общая психология», М.:Просв,1986,с.175-190.
  3. Меркулова И.И Система проблемных заданий в обучении чтению.// Иностранные языки в школе, 1991.-№6 -, с.8-12.
  4. Общая психология. Учебник для студентов /под ред. Петровского М., М.: Просв, 1998, с.322-346
  5. Цетлин В.С.Как обучать грамматически правильной речи.// Иностранные языки в школе, 1998- №1, с. 18-23.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мыслительных операций на уроках биологии

Развитие мышления учащихся является одним из приоритетных направлений работы школы...

Из опыта учителя английского языка "Развитие коммуникативных умений на уроках английского языка"

Из опыта учителя английского языка "Развитие коммуникативных умений на уроках английского языка"...

"Развитие мыслительных операций на уроках географии" (на примере анализа и синтеза)

Курс школьной географии представляет большие возможности для развития творческого мышления учащихся, поэтому в процессе обучения у учащихся необходимо развивать аналитическое мышление. Исходным в мышл...

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Современная школа призвана  формировать у обучающихся  социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответст...