Особенности формирования навыка чтения на основе технологии критического мышления на уроках английского языка
проект по английскому языку (5 класс) по теме

Дамдинова Туяна Георгиевна

Исследования международных экспертов учащихся PISA показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Команда международных экспертов выделила и описала пять уровней грамотности, каждый из которых замерялся по параметрам «поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов», «рефлексия и оценивание», т. е. включал психические процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения (Г. С. Ковалёва, Э. А. Красновский, 2004). По всем трем шкалам результаты российских школьников значительно ниже результатов учащихся из многих европейских стран (соответствуют 2-му уровню грамотности чтения).  Таковы результаты уровня чтения на родном для многих учащихся русском языке, что уж говорить о чтении на иностранном языке.

 Таким образом, актуальность разработки данного проекта  заключается в том, чтение является одним из средств ознакомления с культурой другого народа ввиду отсутствия возможности погружения в языковую среду, основой формирования навыков межличностного и межкультурного общения, создания условий для личностного и познавательного развития учащихся. Нередко формирование навыка чтения на русском языке затягивается на долгие годы, не говоря уже о чтении на английском языке. Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, как правило, дают более чем скромный результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx54.56 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования навыка чтения  на основе технологии критического мышления  на уроках английского языка

Исследования международных экспертов учащихся PISAпоказали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Команда международных экспертов выделила и описала пять уровней грамотности, каждый из которых замерялся по параметрам «поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов», «рефлексия и оценивание», т. е. включал психические процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения (Г. С. Ковалёва, Э. А. Красновский, 2004). По всем трем шкалам результаты российских школьников значительно ниже результатов учащихся из многих европейских стран (соответствуют 2-му уровню грамотности чтения).  Таковы результаты уровня чтения на родном для многих учащихся русском языке, что уж говорить о чтении на иностранном языке.

 Таким образом, актуальность разработки данного проекта  заключается в том, что  учащиеся не имеют возможности погружения в языковую среду, а чтение является одним из средств ознакомления с культурой другого народа, основой формирования навыков межличностного и межкультурного общения, созданием условий для личностного и познавательного развития учащихся.

Цель проекта:создать условия для формирования навыка чтения через решение языковых задач на основе технологии критического мышления.

Задачи проекта:

  1. Проанализировать современную литературу по данной теме;
  2. Определить и подобрать содержание языкового материала для формирования навыка чтения на английском языке.
  3. Систематизировать материал для создания банка измерителей метапредметных результатов.

Этапы реализации проекта:

2012-2013уч. год – подготовительно - диагностический  этап;

2013-2015 уч. год – практический этап (коррекционно - развивающий);

2015-2016 уч. год – обобщение опыта (контроль).

Ожидаемые результаты:

- Самостоятельное определение выводов, переработка информации, преобразование её, представление информации на основе схем, моделей, сообщений.

-        Составление сложного  плана текста.

-         Умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Инновационный замысел проекта заключается в создании условий для личностного и познавательного развития учащихся, формировании метапредметных компетенций.

Нередко формирование чтения на русском языке затягивается на долгие годы, не говоря уже о чтении на английском языке. Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, как правило, дают более чем скромный результат.

Проблемой формирования навыка чтения занимались следующие педагогии ученые Е.А.Заика, И.Р. Гальперин, В.Н. Зайцев, М.Р. Львов

Согласно концепции И. Р. Гальперина, в тексте содержится три вида информации: фактуальная, концептуальная и подтекстовая. Фактуальная информация — описание фактов, событий, места действия и протекания действия, рассуждения автора, движения сюжета и т. д. — составляет фабулу текста «внешнее произведение». Концептуальная информация выражает мировоззрение автора, систему его взглядов, замысел, но не сводится к идее произведения, а может быть описана как замысел автора и его содержательная интерпретация. Подтекстовая информация представляет скрытый смысл, не равна художественным средствам и возникает благодаря «нелинейному» прочтению текста.[3]

На основе исследований PISA Ковалева Г.С. в работе «Новый взгляд на грамотность» определяет, что под грамотностью чтения в современном мире предлагается понимать способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.[5]

В этом свете актуальным является изменение парадигмы,  основой которой является системно-деятельностный подход, своевременным является разделение результатов напредметные, метапредметные, личностные, прописанные в Стандарте.

В Программе формирования и развития универсальных учебных действий начального и основного общего образования определены следующие познавательные и коммуникативные учебные действия, способствующие формированию навыков полноценного чтения:  

-          Сопоставление и отбор информации, полученной из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 

-         Самостоятельное определение выводов, переработка информации, преобразование её, представление информации на основе схем, моделей, сообщений.

-        Составление сложного  плана текста.

-         Умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

-        осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров (смысловое чтение);

-        Определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного,научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Вышеперечисленные учебные действия способствуют формированию грамотности чтения,  т.е. способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.[1]

Один из главных критериев уровня навыка чтения — полнотапонимания текста. О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения:

•        общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла(определение главной темы, обшей цели или назначения текста; умение выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, и т. д.);

•нахождение информации  (умение пробежать текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе);

•        интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключённую в нём информацию разного характера, обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста);

•        рефлексия содержания текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся)[4].

Одним из ученых, который занимался проблемой формирования навыка чтения в начальной школе, является Е.И. Заика. Он разработал комплекс упражнений, направленный на формирование у ребёнка интереса к процессу чтения, на снятие связанного с ним эмоционального напряжения и тревожности, на формирование, автоматизацию и шлифовку компонентов чтения (прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова; прогнозирование, опирающееся на смысл; быстрое различение похожих по написанию слов и букв; чёткие глазодвигательные и речедвигательные операции; устойчивость внимания; зрительная и слуховая память на слова и др.).[4]

Дж.Дьюи отмечал, что главной задачейобразования является необходимость научить человека мыслить. Такимобразом, следует говорить о необходимости развивать умение мыслить, имыслить критически. Критическое мышление включает в себя умениеоценивать не только результат, но и непосредственно процесс мышления. Поэтому я считаю, что необходимо научить учащихся навыкам критического мышления.Учёные предполагают, младший школьный возраст в этом смысле особенно благоприятен, если развитие речевой деятельности строится на принципах системности, ориентировано на формирование критического мышления, специально проектируется и если возможно технологизируется. В научной, педагогической и психологической литературе встречается достаточно много определений понятия критического мышления. Оно знакомо из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. С.Выготский.

ДайанаХалперн в своей работе «Психология критического мышления» определяет критическое мышление как:

1) использование техник и стратегий, которые увеличивают вероятность

получения желаемого конечного результата;

2) тип мышления, к которому прибегают при решении задач,

формировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений

3) это мышление, отличающееся контролируемостью, обоснованностью и

целенаправленностью;

4)  комплекс различных качеств.[7].

Американские педагоги  Дж. Стил, К.Мередитан, Ч. Темплом, С. Уолтером, разработали базовую трёхфазную модель, которая лежит в основе технологии развития критического мышления. Этапы данной структуры соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

        I  фаза – вызов.   (Пробуждение имеющихся знаний, интереса к получениюновой информации). Функции данной фазы заключаются в том, чтобы учащиеся сами ставили цели обучения (сначала учебную, а затем и жизненную и видели перспективы её решения); в активизации учеников; в систематизации всей  известной информации.

        II  фаза – реализация. На данной фазе технологии критического мышлениярешаются следующие функции: получение новой информации, ответы навозникшие ранее вопросы, подготовка к анализу и обсуждению.Важным моментом становится выработка уучащихся привычки думать над каждым словом, умение читать творчески, чтобы сделать аргументированный вывод или поставить перед собой и классом обоснованный вопрос. Для того, чтобы поддержать интерес, сформировавшийся на 1 фазе, можно использовать разнообразные речевые упражнения, активизирующиесловарный запас, формирующие элементарные текстовые умения, всевозможные приемы стимулирования внимания и активности, такие как учебныеигры, взаимообучение, стратегия ЗХУ(«Знаем», «Хотим узнать», «Узнали»),проблемные вопросы, графическое представление материала, интересныефакты и комментарии и др.

III  фаза – рефлексия (осмысление, рождение нового знания). Функциярефлексии превратить новую информацию в собственное знание.(приемы и упражнения: чтение с разметкой, систематизация в рисунках итаблицах, мозговая атака, составление словаря, взаимообучение,прогнозирование, дискуссия, стратегия ЗХУ(«Знаем», «Хотим узнать»,«Узнали»(Know – Want – Learnt), суммирование прочитанного в парах).

Доблаев Л.П. приводит последовательные шаги по организации самостоятельной деятельности учащихся с целью составления плана:

•        внимательно прочитать текст;

•        выделить главные мысли текста;

•        проверить, как они соотносятся между собой;

•        сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);

•        по количеству главных мыслей определить количество

пунктов плана;

•        сформулировать главные мысли кратко (записать их в виде пунктов плана);

•        прочитать текст повторно, проверить, не пропущено ли что-то.[1].

Фрагмент урокаформирования навыка чтения на основе технологии критического мышления в 4 классе по УМК М.З. Биболетовой приводится ниже.

  1. Вызов.

Наэтапевызовазадается вопрос, способствующий активизации мыслительных действий (мозговой штурм).

Whydocatswashafterdinner?Почему кошки умываются после еды?

Детям предлагается в группах обсудить, почему кошки умываются после еды.

На данном этапе предполагается прогнозирование содержания рассказа.Все предлагаемые версии детей фиксируютсяна интерактивной доске. (Theywanttobeclean,theyputawayarestoffood, etc).(Онижелаютбытьчистыми, убираютостаткипищиит.д.)

  1. Осмысление.

A clever bird сame to a house in the country  because he wanted to have breakfast. He ran from one room to another and suddenly he saw a big black cat. The cat jumped and caught  the bird. “Now I can have a nice breakfast,” the cat said.“You can’t have breakfast now,” said the bird, “you must wash. The farmer and his family always (всегда) wash their hands before breakfast. You live in their house and you must do what they do.”“All right,” the cat said. “I live with a farmer and in his house, and I must do what they do.”And the cat opened his mouth and begun to wash. But when he was clean and wanted to begin his breakfast, he did not find the bird. The clever little bird was in the garden in a tall tree. He was happy and began to sing.“Now I see,” the cat said. “I must wash, but I must wash after dinner.” And now all cats wash after dinner.

  • Read the text.  Is it an article or story?
  • What are the main characters?
  • Choose the title for the story. ( ll is well that ends
  • Work in two groups. Let’s have a look at the Knowledge Chart. Fill in the 1st part with the information you know  aboutthe article and the problem (Know). Then, complete the 2nd part about what you want to know (Want).And the 3d part will be completed after reading the whole story.

•        Let’s see if we guessed right. Read the first paragraph. What will you say now?

•        Read the last paragraph. Were you right saying that Simon Peters is talking only about his favourite room?

Read the text, make up notes, as K – Know, W – Want, L – Learnt.

Наэтапепервичногочтениятекстадетинаполяхставятотметки (K – Know, W– Want, L– Learnt.).На данном этапе дети отслеживают свое понимание,  игнорируя незнакомые слова,  записывают  то, что не поняли, для выяснения в будущем. Важным моментом становится выработка у учащихся привычки думать над каждым словом, умение читать творчески, чтобы сделать аргументированный вывод или поставить перед собой и классом обоснованный вопрос. Кроме того, чтобы поддержать интерес, сформировавшийся на 1 фазе, можно использовать разнообразные задания, направленные на формирование интереса к процессу чтения на английском языке, на снятие связанного с ним эмоционального напряжения и тревожности.  (подробнее см. далее).На данном этапе актуально графическое представление материала, поэтому часто практикую оформление текста в виде краткой записи задач. (см. ниже).

WeknowSolution:

Question

  1. Рефлексия.

Учащиеся размышляют, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Последняястадиярефлексиипредполагаеттворческоеприменениеполученныхзнаний, умений, навыков.

The story is about _______________________________________

A problem occurs when_______________________________________
After that,__________________________________________________
and_____________________________________________________
The problem is solved when___________________________________
The story ends with__________________________________________

Этап осмысления требует особой проработки дополнительными заданиями на развитие техники чтения и понимания информации, содержащейся в тексте. Предложены 2 группы заданий  (на отработку техники чтения и овладение навыками и приемами понимания информации, содержащейся в тексте)

1. Задания на формирование интереса к процессу чтения на английском языке, на снятие связанного с ним эмоционального напряжения и тревожности. Данные упражнения можно использовать после ознакомления с новыми лексическими единицами по теме.

Отделение слов от псевдослов. На отработку лексических единиц по изученной теме предлагается 20-30 карточек: на одних из них написаны слова (например,clean,large, room, nice), на других – псевдослова(еtiwt, uercn,joun, tips).т.е. бессмысленные буквосочетания (например). Предлагается карточки со словами сложить в одну группу, а с псевдословами - в другую.

Поиск в тексте заданных слов. Задаются одно-три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по нескольку раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть или обвести кружком.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, а также развивает словесную память и улучшает ее устойчивость к интерференции.

Складывание слов из половинок. Берется от трех до десяти слов и каждое из них пишется на двух маленьких карточках так, чтобы первая его часть (примерно половина) была написана на одной карточке, а вторая - на другой.

Двукратное произнесение каждого слова. Предложение (сначала короткое - из двух-трех слов, потом постепенно длина увеличивается) следует читать так, чтобы каждое его слово произносилось по два раза, например: ... My brother Nick and I decided to go to town and buy a present for her.My, Mybrother, brotherNickит.д.) Это упражнение помогает ребенку проникнуть в смысл воспринимаемого и озвучиваемого текста. Дело в том, что слово, прочитанное медленно, по слогам (особенно если оно длинное), не является словом живой речи. Это лишь некоторое звуковое образование, мало похожее на слитно произносимое слово живой речи, и потому ребенку трудно его узнать и тем более извлечь

Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых их букв. Упражнение сходно с предыдущим, только здесь пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими 

Чтение текста через слово. Читатьследуетнекакобычно, оперескакиваячерезкаждоевтороеслово (например, MybrotherNickandIdecidedtogototownandbuyapresentforher.My _ Nick _ I _ to _ to _ and _ apresent _ her.)
 Это упражнение, во-первых, вносит разнообразие, оживление, во-вторых, создает у него ощущение быстроты, возросшей скорости чтения, в-третьих, усиливает произвольное внимание в процессе чтения, в-четвертых, способствует развитию глазодвигательной активности ребенка. [4].

2. Задания, способствующие  овладению ими навыками и приемами понимания информации, содержащейся в тексте.

Понимание и интерпретация информации основаны на её анализе учеником. Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, либо в граф-схеме, либо в таблице.  Таким образом, ученик перекодирует информацию на другой, в большей степени «свой язык» символов и знаков. Такаяработа помогает всю полученную информацию привести в систему, а значит, глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Поэтому нельзя добиться от учащегося глубокого понимания текста без специально целенаправленного обучения приёмам переработки информации: составлению плана, тезисов, кодированию информации в графических схемах и т. д.

На уроках математики, физики, химии часто решение задач оформляется виде краткой записи, где наглядно представлено условие задачи (дано), выделено место для вопроса  и место для оформления решения задачи.  У меня возникли мысли, если таким образом можно оформить задачи по многим предметам естественно - математического цикла, а  почему бы не попробовать перенести оформление краткой записи на предметы  гуманитарного цикла. Вот что получилось.

WeknowSolution:

Question

Forexample:  В 4 классе по учебнику М.З.Биболетовой «EnjoyEnglish» предлагается рассказ «Tworabbits», к нему предлагается такое задание. ReadthestoryabouttwoniceRabbits. Answerthequestion: WhyisSmallRabbit’scoatgrey?Прочитайрассказодвухзамечательныхкроликах. Ответь на вопрос: Почему шубка маленького кролика серая?.

We know                                             Solution:      

Two  Rabbits                              The weather’s snowy and frosty.  Small Rabbit            

                                                       lives near  a big red house where a lot of

Question                                                 children live. The  children don’t wear warm

      coat and don’t playsnowball as usually.

  Why is Small Rabbit’s coat grey ?    Small Rabbit thinks, that it’s autumn now.

                                                    So Small Rabbit’s coat is grey. Big white Rabbit says:«This year is not cold and                                          

snowy. You must change your coat».

Дано: Two rabbits.

Вопрос: Why is Small Rabbit’s coat grey?

Решение:

На улице снежно и морозно. Маленький кролик живет возле большого красного дома, где живет много детей. Дети не надевают теплые шубы, пальто и не играют в снежки, как обычно зимой. Маленький кролик считает, что сейчас осень. Поэтому у него шубка серая. Большой белый кролик объяснил, что в этом году зима не холодная и не снежная. Поэтому маленький кролик должен поменять шубку.


Другой вариант использования данной схемы - составление плана на основе прочитанного текста. В краткой записи указаны герои, вопрос, иными словами вывод, который учащиеся должны сделать. Использование  краткой записи позволяет не упускать из внимания основную идею рассказа, формирует умение выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе составления плана текста учащиеся проводят смысловую группировку текста, выделяют опорные пункты, расчленяют текст на смысловые части и озаглавливают их, осуществляют смысловое и логическое соотнесение частей плана между собой. Содержание и структура плана зависят от цели работы. В одном случае план может отражать только фабулу художественного произведения или только фактологический материал, а может и выявлять причинно-следственные связи.

Заключение

В начальной школе для ученика важно, чтобы он осмыслил прочитанный текст, мог его пересказать, составить к нему вопросы, выделить главное, ответить на поставленные взрослым вопросы, озаглавить прочитанный текст. Все перечисленные действия ему необходимо выполнять и на уроках английского языка. Поэтому необходимо создать такие условия, чтобы информация превращалась в собственные знания, осуществлялся переход ребёнка от неумелости к умению, от незнания к знанию, происходило«выращивание внутренней рефлексии», что приведёт к самоизменению, самосовершенствованию личности. Речь школьников становится правильной, логичной, доказательной, происходит существенный рост орфографическойграмотности, что способствует повышению речевой культуры младшихшкольников. Критическое мышление, вкратце, это самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление. Это предполагает соглашение со строгими стандартами, что влечет за собой эффективную коммуникацию и способность решать проблемы  и обязательство преодолевать наш природный эгоцентризм и социоцентризм.Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностноеучастие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности. Используя технологию критического мышления на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.

Литература:

  1. Асмолов  А.Г., Бурменская  Г.В.  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли./М., Просвещение,2011.
  2. Винокурцева И.Г. Приёмы организации интерактивного чтения в философии WholeLanguage (Язык как целое) // Иностр. языки в школе. 2005. №2
  3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования/ И.Р. Гальперин., М., 1981.
  4. Заика Е.В.  Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников: дистанционная поддержка педагогических инновация дляподготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий/ Е.В. Заика//Вопросы психологии. – 1996 -  №2
  5. Овчинникова Е.Н. Обучение чтению на иностранном языке как текстовой деятельности //http://www.rusreadorg.ru/issues/c2006/
  6. Г.С. Ковалева,Э.А. КрасновскийНовый взгляд на грамотность. // "Русский язык, 2005г -  № 14
  7. Халперн Д. Психология критического мышления: http://www.koob.ru/halpern/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования навыков чтения на начальном этапе обучения

Результат научно-практической работы по проблеме раннего обучения позволяет утверждать, что изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте можно рассматривать как мощный резерв повышения эффе...

Подготовка и проведение классного часа в 5б классе строилась на основе технологии критического мышления.

определяются возможности применения технологии критического мышления во внеклассной работе....

Урок в 9 классе "Калининградская область" на основе технологии критического мышления

урок в 9 классе на тему "Калининградская область" с применением технолонии критического мышления.   На основе последовательных подсказок определяется тема урока, раскрывается своеобразие регигона...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Учебно-исследовательская работа по теме: Особенности развития навыков чтения в 5 классе на уроках английского языка

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативной и познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена ​​на получение письменной текстовой информации. Чтение имеет несколько функ...