Специфика обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями с применением дистанционных образовательных технологий.
презентация к уроку по английскому языку по теме

Цымбал Татьяна Викторовна


 В данной презентации представлен краткий обзорный анализ специфики обученя иностранному языку детей с ограниченными возможностями с примениением дистанционных образовательных технологий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Специфика обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями с применением дистанционных образовательных технологий. Подготовила Цымбал Т.В. Учитель английского языка I категории, Руководитель кафедры иностранных языков МАОУ Лицей № 21, г.Химки 2014

Слайд 2

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность .

Слайд 3

С опоставление дистанционного обучения (ДО) как специфической формы получения знаний с традиционным обучающим процессом (ТО). Согласно установившемуся в педагогической литературе пониманию, в центре учебного процесса находится преподаватель, и его главная роль заключается в управлении этим процессом. Это положение характеризует традиционную модель обучения как взаимосвязанную систему «преподаватель - обучаемый», находящихся, согласно современной педагогической концепции, в «субъектно-субъектных» отношениях. К числу существенных недостатков ТО следует прежде всего отнести возможную пассивность некоторой части учащихся в силу различных факторов, обстоятельств, их психофизиологических особенностей и пр.

Слайд 4

Применение технических средств обучения, различного вида опор и наглядности повышает результативность восприятия, но не решает проблемы полностью, поскольку ТО практически не предусматривает интерактивных форм и самостоятельности в получении знаний . Возникает необходимость , причем продиктованная новейшими требованиями в образовании , переместить акценты с пассивного восприятия на самостоятельное получение знаний с помощью современных технологий. В дистанционной форме обучения трудно представить преподавателя, выполняющего те же функции, что и в ТО, поскольку в центре дистанционного обучающего процесса находится обуча-емый , а смысл его учебной деятельности -самостоятельная работа, цель - развивать способности к самообучению, формировать соответствующие навыки и умения. Условием успешности и продуктивности ДО становятся активность и интерактивность как одни из ведущих дидактических принципов.

Слайд 5

Дистанционная форма обучения не подменяет и не заменяет традиционного обучения, а существенным образом дополняет его.

Слайд 6

Д идактические принципы дистанционного образования: 1. Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в Системе дистанционного обучения (СДО). 2. Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий (мультимедиа, нелинейная форма организации материала, справочная информация и т.п.). 3. Принцип выбора содержания образования. 4. Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО. 5. Принцип стартового уровня образования. 6. Принцип соответствия технологий обучения. 7. Принцип мобильности обучения. 8. Принцип неантогонистичности дистанционного образования существующим формам образования. 9. Принцип модульности. 10. Принцип экономической эффективности и доступности различным категориям населения. 11. Принцип интенсификации.

Слайд 7

ДО призвано решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образованности обучающегося в самостоятельном режиме: • повышение активности учащегося в направлении собственного образования (в постановке образовательных целей, выборе направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях); • постепенное увеличение объема информации , доступ к мировым культурным и научным сокровищам для обучающихся из любого населенного пункта; • получение возможности общения обучающегося с педагогами-профессионалами, со сверстниками-единомышленниками, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности; • увеличение эвристической составляющей дистанционного учебного процесса за счет применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ; • обеспечение условий для творческого самовыражения обучающегося, возможность демонстрации продуктов своей творческой деятельности.

Слайд 8

Дистанционное обучение Прочное усвоение знаний Постоянный контакт с преподавателем Индивидуальный график обучения Удобное время и место для обучения

Слайд 9

Основными задачами системы дистанционного обучения иностранным языкам можно считать: -получение знаний, умений, навыков в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования; - формирование конкурентоспособной личности учащегося с ограниченными возможностями здоровья ; - повышение уровня мотивации к изучению иностранных языков и информационных технологий; -социализация данной категории школьников,( навыки компьютерной грамотности позволяют подростку с о граниченными возможностями более уверенно чувствовать себя на рынке труда); - программа личного роста – повысить уровень самооценки человека.

Слайд 10

При овладении любым видом речевой деятельности необходимо опираться на слухомоторные навыки, то есть в основе обучения любым видам речевой деятельности должны быть устные упражнения ( отсюда значимость в таких курсах английского языка звуковой основы, либо в сетевом варианте, либо на основе CD - ROM ). 2. Овладение английским языком предусматривает необходимость опоры на родной язык обучаемых, что обеспечивает сознательное, а следовательно, и более прочное усвоение. 3 . Изучения английского языка, обучение необходимо строить таким образом, чтобы в сознании обучаемого формировалась система языка.

Слайд 11

Системное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения – эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 12

При языковом образовании, чрезвычайно важен фактор "присутствия", фактор общения с носителем языка, создания языковой среды Важно предусмотреть различные технологические варианты такового обучения 1-ый вариант - обмен только текстовыми файлами в режиме электронной почты; 2-ой вариант - использование всех возможностей и информационных ресурсов Интернет и CD - ROM ; 3-ий вариант - в дополнение к первому варианту - использование разнообразных традиционных учебных материалов (печатных, звуковых, аудиовизуальных). По сути дела, это интеграция компьютерных телекоммуникаций в систему образования.

Слайд 13

Приоритетной задачей образования является сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности , сформированность умений и навыков. Особенную важность эта задача приобретает в условиях обучения детей с ограниченными возможностями.

Слайд 14

Процесс обучения с использованием Интернета направлен на развитие у учащихся навыка самостоятельной активной учебной деятельности с высоким уровнем её эффективности.

Слайд 15

Для учащихся с ограниченными возможностями данный фактор в значительной степени является существенным, так как в условиях необратимости недуга, школьник всю жизнь будет вынужден самостоятельно получать образование сначала по выбранной специальности, а затем для повышения уровня своей профессиональной квалификации.

Слайд 16

Дети с ограниченными возможностями нередко проходят плановое лечение в стационарах, в связи с чем варьируется темп освоения учебного материала, возникают значительные промежутки в занятиях, после которых учебный процесс может быть ускорен.

Слайд 17

Основными критериями и показателями успешности инновационного опыта работы учителя, использующего такие современные информационные технологии как дистанционные методики обучения можно считать: положительное отношение детей и родителей к процессу обучения вообще и английскому языку в частности; повышение мотивации учащихся к изучению предмета; повышение качества знаний учащихся (в перспективе); социализация учащихся посредством участия в творческих проектах и конкурсах различного уровня, форумах и конференциях;

Слайд 18

На базе МАОУ Лицей № 21 осуществляется программа по поддержке системы дистанционного обучения детей, чьё состояние здоровья не позволяет посещать обычную школу. Дети получают возможность продолжать обучение в соответствии с их возможностями и потребностями. Это помогает улучшить их психологическое состояние и облегчить социальную адаптацию. Учебный процесс организован строго индивидуально, общение с сетевыми преподавателями, педагогом-куратором и психологом происходит конфиденциально .

Слайд 19

Мы знаем, что не все ученики школ первого сентября с букетом цветов идут в школу. Но, е сть и такие дети, для которых так и не прозвенит звонок на урок. Они тоже будут считаться школьниками, но в школу не пойдут. Они будут учиться, не выходя из дома. Это – дети с ограниченными возможностями. Дети-инвалиды. Дистанционное образование позволяет реализовать важнейший принцип современного образования - «образование для всех». «Закон об образовании в РФ» ориентирован на образовательные потребности каждого ребенка и устанавливает индивидуальный подход к каждому. Дистанционное обучение помогает учащимся с ограниченными возможностями получить в полной мере наравне с учащимися, обучающимися в школе, качественное образование, психологическую поддержку, сопровождение педагога.

Слайд 20

Дети с ограниченными возможностями как никто другой требуют индивидуального подхода. Как в обращении, так и в обучении предмету. Так например, для ученицы 9 класса Марии Ф. с диагнозом ДЦП мною, Цымбал Т.В. , учителем английского языка, с учетом рекомендаций школьного психолога и лечащего врача, был специально разработан индивидуальный пан занятий с данным ребенком. В связи с тем, что речевая деятельность у Марии нарушена, естественны сложность в обучении Марии чтению и произношению, при этом девочка легко усваивает материал в письменной форме, выполняет письменные задания, с радостью берется за проекты. Основной упор сделан на освоение Марией грамматических аспектов языка, знакомство с культурой и традициями Англии. Мария любит и умеет фотографировать, набирать текст на компьютере для нее тоже не составляет труда. В этом году Мария, по собственной инициативе, взялась за проект школьной газеты – она и ее одноклассники, а так же ученики других классов собирают материал с помощью Интернета, социальных сетей, которые впоследствии ею обрабатываются. В результате чего, мы имеем информационный листок нашего Лицея. Мы, учителя-предметники, работающие с Марией рады предоставить ей возможность чувствовать себя полноценным членом нашего школьного общества.

Слайд 21

Не могу не повторить – каждый ребенок, находящийся по медицинским показаниям, на домашнем обучении, требует индивидуального подхода в обучении , в зависимости ото его физических и психических возможностей. В случае с Александром К. (ученик 9 класса) обучение английскому языку ориентировано на его хорошо развитую ассоциативную память и умение повторять и запоминать несложные тексты, с обязательной привязкой к какому-либо событию в его или чьей-либо жизни. Особенно результативным показало себя «метод эмпатии » - вживания в образ. С большим энтузиазмом воспринимается Александром и метод проектов. Несмотря, на перенесенную несколько лет назад операцию на головном мозге – удаление опухоли), ребенок , проявив огромную силу воли, хорошо освоил компьютерные технологии и с удовольствием готовит презентации на различные поставленные проблемы, а так же по темам, соответствующим учебному плану .

Слайд 22

E xample: Teacher: Imagine yourself that you are ‘Tornado”. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favorite season, places you occur, your weather. Student: — I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can. Пример Учитель: Представьте себе, что вы «Торнадо». Как бы вы могли описать себя, свои чувства? Назовите прилагательные, глаголы, ваше любимое время года, места появления, погоду. Ученик : Я –Торнадо. Я - самый ужасный из штормов. Я - опасен, силен, жесток, шумен и разрушителен разрушаю дома, уношу машины и телефонные будки. Я появляюсь весной, по всему миру, но, в основном в США, особенно в центральных штатах. Я появляюсь в полдень или ранним утром жаркого дня. Огромные облака появляются в небе. Они становятся все темнее и темнее. Звук грома, яркие вспышки света. Я образую воронку и начинаю крутиться. Моя воронка касается земли и подбирает все, что можно. Метод эмпатии (вживания ) “ вчувствование ” человека в состояние другого объекта

Слайд 23

ЗАКОНЫ УЧИТЕЛЯ: Любить ребенка; Понимать ребенка; Восполняться оптимизмом к ребенку.

Слайд 24

Руководящие принципы учителя: Принцип очеловечивания среды вокруг ребенка; Принцип уважения личности ребенка; Принцип терпения в становлении ребенка.

Слайд 25

Заповеди учителя: Верить в безграничность ребенка; Верить в свои педагогические способности.

Слайд 26

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)-русский педагог и демократ, основоположник научной педагогики в России.

Слайд 28

www.learningenglish.britishcouncil.org www.edu-lider.ru www.nsportal.ru www.buyar.ru www.asso-presence.ru www.pedsovet.org www.1september.ru www.planuroka.ru www.englishteacher.ru Информационные ресурсы http://минобрнауки.рф/документы/2974 http://vestnik.kuzspa.ru/articles/55/ http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/distantsionnoe-obuchenie-angliiskomu-yazyku-detei

Слайд 29

Список использованной литературы: Сластелин В., Исаев И. и др. Педагогика: учебное пособие Амонашвили Ш.А.: РАЗМЫШЛЕНИЯ О ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ Амонашвили Ш.А. Амона-Ра: Легенда о Камне. – Артемовск: Центр Гуманной педагогики, 2010. Амонашвили Ш.А. Баллада о воспитании. Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя. – Донецк: Изд-во « Ноулидж », 2008 Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии"

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ