Управление качеством образования в условиях новых ФГОС
методическая разработка (английский язык) на тему

В работе рассмотрен вопрос об изменении роли учителя и ученика при переходе к деятельностному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_upravlenie_kachestvom_obrazovaniya.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Управление качеством образования

в условиях новых ФГОС

       Выполнила: ГРЫЗЛОВА Л.И.

    В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний обучающихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.  
        Актуализация проблемы качества образования связана с развитием в последние десятилетия так называемой «философии всеобщего качества». В рамках этой философии на первый план выходят потребители, удовлетворенные или неудовлетворенные услугами, предоставляемыми образованием, в частности, тем или иным образовательным учреждением. И, на наш взгляд, уже здесь намечается антагонизм, состоящий в том, что учитель как личность интеллектуальная не хочет, а зачастую и не может свыкнуться с мыслью, что к его труду общество начинает относиться как к предмету потребления, ибо потребители (обучающиеся или обучаемые и родители) начинают относиться к учителю как к обслуге
В таких условиях следует по-новому относиться  к роли учителя в образовательном процессе.

Реформа школьного образования предполагает переход с объяснительного на деятельностный метод обучения,  при котором ученики не пассивные получатели знаний по предложенной учителем схеме, а активные участники его получения. Поэтому следует до конца определиться: кто такой ученик - обучающийся или обучаемый?  Казалось бы, разница несущественная, подумаешь, отличие только в суффиксах! Но как изменяется значение слова, благодаря этим маленьким морфемам! Обучающийся – это тот, кто способен самого себя обучать, потому что в процессе познания он – действующее лицо, а обучаемый – лицо страдательное, ибо на него направлены действия, которые, возможно, ему не нужны.  Поэтому сегодня учитель,  организуя совместную деятельность с учениками,  сначала мотивирует и побуждает к действию, затем организует,  координирует, создает, помогает, управляет, стимулирует.

Основной подход состоит в том, что ребенок в активной деятельностной форме осваивает знания, а также приобретает надпредметные навыки работы (универсальные учебные действия).

Учитель должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только владение новым содержанием, новыми методами работы, но и новое осознание места учителя в учебном процессе.

Переход к  деятельностному подходу к обучению меняет роль учителя в учебном процессе. Появляются следующие новые роли:

Учитель-консультант.  Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Не принимает решения и не дает готовых ответов.

Учитель-модератор. Модерирование – деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей. Учитель обладает педагогическим тактом, наблюдательностью и рефлексией.

Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика.

Кроме определенной роли в образовательном процессе учитель выстраивает свою собственную концепцию работы на основе следующих факторов:

·        выбор методов обучения;      

·        предпочтение тех или иных видов поощрения или наказания;

·        подбор средств воспитания.

Большую роль играют личные качества учителя: манера поведения, реакция на педагогические ситуации, индивидуальный темп работы, эмоциональность.

На современном этапе развития общества грамотный компетентный учитель, являясь проводником в область знаний, может повысить качество образования, что является одной из важнейших задач.

Говоря о качестве образования, имеется  в виду оценка того, каких результатов добиваются учителя при обучении учащихся. Однако в последнее время все чаще при этом имеют в виду и качество самого образовательного процесса и условий, в которых он реализуется.

Для современного образовательного учреждения понятие «качество образования» связано, прежде всего, с его конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг. При этом оно рассматривается как комплекс потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей удовлетворение внутренних потребностей по развитию личности обучаемого. Итак, вдумаемся в написанное. Что следует подразумевать под словосочетанием «комплекс потребительских свойств образовательной  услуги»? Итак,  комплекс  -  сочетание, совокупность объектов, предметов, связанных между собой, образующих единую систему, схему,  а  потребительские свойства - совокупность свойств товара,  создающих его полезный эффект и привлекательность для покупателя. Следовательно, образовательная услуга – это товар, который следует выгодно продать? Но не все покупатели нуждаются в предлагаемом товаре. Значит, нужно сделать так, чтобы предмет купли - продажи стал необходимым. А это уже задача грамотного менеджмента, маркетинга и логистики. В связи с этим, становится все более осознанной и актуальной необходимость управления качеством образования на уровне школы. Управление качеством образования в школе есть процесс проектирования, то есть постановки целей образования и определения путей их достижения; организации образовательного процесса и мотивации его участников на качественный труд; контроля как процесса выявления отклонений от целей и мониторинга – системы отслеживания изменений в развитии; регулирования и анализа результатов.

На повышение качества образовательного процесса направлены усилия педагогических коллективов многих образовательных учреждений. Однако существует противоречие: подобные усилия во многих случаях не приводят к ожидаемым результатам, и качество образования остается невысоким.

Результатами  изысканий общеобразовательных учреждений становятся программы развития школ,  инновационные технологии организации образовательного процесса, введение модульного обучения  и новые подходы к управлению качеством образования в образовательных учреждениях в новых условиях.

Что необходимо предпринять администрации школы для совершенствования  управления качеством образования? Может быть, ввести модульное обучение в школе старшей ступени?

 Решение этой проблемы составляет цель данной  работы: разработать модель управления качеством образования в условиях введения модульного обучения в школе старшей ступени.

Модульная организация учебного процесса

     Разработчики новых ФГОС прекрасно понимают, что одной из  актуальных проблем, связанных с качеством образования есть проблема общей перегруженности учащихся в рамках принятого учебного плана, но, к сожалению, ничего для того, чтобы разгрузить ученика, не предпринято.

     Поэтому на   концепцию школьного образования, идущую, как известно, от классно-урочной системы Я.А. Коменского, пенять уже не следует, ибо она сотворила чудо: европейское индустриальное могущество XVIII – XX  веков, создала образованные, богатые и развитые нации. В современном мире к образованию человека нужно искать новые подходы. Задача школы – вырастить самостоятельно мыслящую личность, которой трудно будет манипулировать, которую  трудно будет  сбить с толку, которая  не будет ощущать себя    «конечным продуктом» нашей системы образования, как  бы этого не хотел  недавний министр образования и науки ( Да, сильно умел выражаться бывший министр, но до нынешнего ему далеко!) Безусловно, выученное в школе со временем забудется,  но – останется  сама способность человека учиться, воспринимать новое, отделять главное от несущественного, применять знания в различных жизненных ситуациях, а это уже формирование, сотворение человека. И от того, каково качество образования, будет зависеть качество жизни.

    При  информационной, предметной перегруженности учащихся в школе, может, следует  ввести модульную организацию учебных занятий  как один из способов повышения качества образования. Суть этого метода состоит в следующем.

   «Все предметы разбиваются на два блока. Предметы одного блока изучаются на протяжении всего учебного года. Предметы второго блока изучаются в течение только одного учебного полугодия, но – концентрированно (с большей частотой) и сменяют друг друга в первом и втором полугодии. Например, математика и русский язык изучаются блочно в течение всего года, а биология и география тоже блочно, но – только в одном полугодии с большим числом часов. Так, при обычной организации учебного плана биология и география имеют по два урока в неделю, а при блочной: в одном полугодии биология изучается 4 часа в неделю, а география не изучается вовсе, а во втором полугодии география изучается 4 часа в неделю, а не изучается биология».

     На первый взгляд, все хорошо. Проблема лишь в том, какие конкретно предметы выносить в разных классах во второй блок.  Возьмем, к примеру, 5 –е классы. Делаем русский язык, математику, английский, литературу, физкультуру предметами первого блока, а природоведение, историю, технологию, музыку, ИЗО – предметами второго блока. Природоведение, технологию изучили блочно в первом полугодии, историю, музыку, ИЗО – во втором. Расписание составлено в соответствии модульным планом школы, и все хорошо складывается при условии, что школа учится по четвертям и полугодиям. Сложности возникнут, если обучение проводится по триместрам. В какой момент вводить следующий предмет второго блока? В середине второго триместра? Когда в этом случае выставлять итоговые отметки? Получится, что введение модульной системы изменяет всю парадигму образовательного процесса.

      Понятно, что данные возрастной психологии и физиологии свидетельствуют о  регулярности занятий  не менее трёх часов в неделю, что  создаёт необходимые условия для развития личности в процессе учебной деятельности. Но почему-то психологи не хотят брать во внимание тот факт, что ученику не хочется заниматься долго одним и тем же предметом. Многие учителя знают, как сложно удерживать внимание учащихся на спаренных уроках. А то, что половина   предметов оказывается бесполезной с точки зрения условий для развития ребёнка, на самом деле истина. Задача разработчиков новых стандартов как раз и должна была состоять в том, чтобы отделить зерна от плевел. Если уж приводить в пример кривую забывания Эббингауза, то хорошо бы помнить о том, что во многих классах есть дети, которые сразу после урока не в состоянии воспроизвести даже 10% того, о чем говорилось на уроке. Такому ребенку не помогут никакие модули. Тут уместнее говорить о дифференциации обучения. В этой связи в среднем звене вводить модульную систему нецелесообразно.

     Другое дело  -  учащиеся 10 – 11 классов, у которых в неделю насчитывается до 15 – 16 предметов, в связи с чем возникает  проблема перегруженности учебного плана и  вот тут-то необходима его оптимизация, чтобы  задачи по повышению качества образования были выполнимы и рациональные зерна упали на благодатную почву.

     Безусловно, можно согласиться с тем, «что из предметов обоих блоков-модулей составляются группы предметов для двойного расписания учебных занятий, что позволяет синхронизировать изучение отдельных предметов. Становится возможным одновременно начинать, проводить и заканчивать учебную деятельность по различным предметам, входящим в один блок-модуль и в одну группу. Подбор учебных предметов в блок-модуль и группу производится с целью сохранения симметричности учебной нагрузки учащихся классов и учителей по полугодиям и неделям. Модульный способ организации образовательного процесса позволяет включать в каждый модуль предметы всех циклов: гуманитарного, математического, естественного, технологического».

   А вот модульному учебному плану должен соответствовать модульный календарный план, который принят  образовательным учреждением. Завучи должны хорошо продумать расписание, при котором ученику было бы комфортно, и учителю удобно.  

    Таким образом, модульное расписание позволяет не сокращать годовой учебный план и одновременно уменьшает количество изучаемых учебных предметов в рамках учебной недели в два раза, а частотность занятий увеличивает в два-четыре раза. Кроме того, модульный учебный план делает упор на метапредметные связи, что особенно актуально в свете введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Разумеется, обучение навыкам универсальных учебных действий, что также является одним из приоритетов  нового ФГОС, также эффективнее будет проходить при условии реализации модульного учебного плана.

     Безусловно,  модульная система имеет большое будущее, особенно в свете тенденций индивидуализации образования, усиления в нём личностного начала, компетентностной компоненты, метапредметности и интегративности, но одной только этой технологией добиться повышения качества образования все-таки недостаточно, необходим целый комплекс инновационных составляющих, направленных на выполнение этой сложной задачи  - задачи  системы управления качеством образования, целью которой  является создание   школы созидания интеллекта, а также личностного и нравственного самоопределения.