Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка. (Из опыта работы)
методическая разработка по английскому языку на тему

Ледней Александра Семёновна

Основная цель образования - развитие ребенка при сохранении здоровья. Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.

(из опыта работы учителя английского языка Ледней Александры Семеновны).

   Здоровьесберегающие технологии – это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников – взрослых и детей. Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента  учащихся. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам.

  Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранения здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане  - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой.
  • в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности,  наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – честный, самокритичный;
  • в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
  • в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения. Но не менее важна правильная организация учебной деятельности, а именно:

- строгая дозировка учебной нагрузки;

- построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим,  хорошая освещенность, чистота);

- благоприятный эмоциональный настрой.

Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы в преодолении трудностей. У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.

   У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

   В нашем  школьном методическом объединении одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка – задача особой важности для учителя. Задача школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развивать свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Под личностно-ориентированным подходом мы понимаем общение, основанное на интересе человека к человеку, на доброжелательном отношении собеседников, на знании и учете психологических особенностей их характера.

  Любая личностно-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей.

К здоровьесберегающим технологиям также можно отнести:

- игровые технологии;

- технологию уровневой дифференциации;

- технологию проектного обучения.

Как сделать урок эффективным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую и мыслительную активность учащихся?

Принцип активности ребенка в процессе обучения, действительно был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащегося, в некоторых же технологиях она составляет главную идею и основу эффективности результатов.

       Игровые технологии.

   Игра является действенным инструментом преподавания, которое активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком.

   По мнению психологов (А.А. Леонтьев), мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.

Д.Б. Эльконин считает, что игра выполняет 4 важнейшие для человека функции:

средства развития мотивационно - потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство произвольного поведения.

  Игра всегда предполагает принятия решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

  Таким образом, игра это:

1. Деятельность.

2. Мотивированность.

3. Индивидуальная деятельность, личная.

4. Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив.

5. Развитие психических функций и способностей.

6. «Учение с увлечением» (С.Л. Соловейчик).

В разных классах я применяю разные игры и игровые приемы. В начальных классах урок начинаю с игровой завязки. В гости к детям приходят «животные – артисты», герои сказок, Незнайка и другие. В игровой завязке дети включаются в игру и затем активно работают на уроке. Учитывая особенности младшего школьного возраста, стараюсь менять виды работ, так как ребенок не может долго слушать и слышать учителя. Но зато потребность двигаться, действовать, общаться, велика и существует у ребенка постоянно. Значит, на уроке обязательно как минутка отдыха или как прием перехода от одного вида деятельности к другому присутствуют подвижные игры.

   Одним из наиболее эффективных приемов обучения иностранному языку можно назвать ролевые игры. Ролевые игры в группе детей дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. На начальном этапе обучения ролевая игра формирует у ребенка воображение, которое позволяет ему переносить свойства одних вещей на другие (он знакомится с человеческими отношениями, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них).

В процессе работы используются драматизация песенок, стихов, считалок. В системе провожу на уроках физкультминутки, паузы – релаксации. Дети всегда ждут с нетерпением слов «Давайте играть!» и сразу оживают. Их улыбки, желание говорить на английском языке, служит показателем их заинтересованности, увлеченности. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.

  Особенностью игры в старшем возрасте является нацеленность на самоутверждение,  юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. В средних и старших классах ребятам нравятся игры типа «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Международная конференция», различные викторины. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятии, дает возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

   Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так, дети участвуют в постановках при подготовке к предметной неделе, к празднованию Нового года, окончания учебного года. Разучивание и исполнение стихов, песен на английском языке играет особую роль, ученики занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием. Широкое поле деятельности для привития детям  правил гигиены и здорового образа жизни содержат темы «Рабочий день», «Здоровый образ жизни». Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру знания об этикете.

   В старшем звене обсуждаются такие вредные привычки - курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, их влияние не только на физическое, но и психическое здоровье неокрепшего организма, и др. Учащиеся не только читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, готовят проекты по этим темам, доклады, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей.

Проектные технологии.

   Здоровьесберегающие технологии находят свое отражение и в проектной деятельности учащихся. Проектная работа – это самостоятельная индивидуальная или групповая творческая деятельность учащихся, направленная на реализацию собственных идей.  Выполнение проектных работ ведет к развитию мышления, логики, воображения, совершенствованию личности ребенка в способности успешно реализовать себя в новой  жизненной ситуации. Учащиеся высказывают свое мнение, свою точку зрения. Происходит осознание себя и своих личностных качеств как ценности, что является важным условием развития самоуважения и формирование чувства собственного достоинства. Развивающее обучение средствами иностранного языка протекает более успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность.

   Преимущества проектного метода неоспоримы:

- проектный метод обучения характеризуется высокой коммуникативностью  и активным включением в учебную деятельность;

- использование метода проекта позволяет создать условия для развития личности учащихся, так как он развивает речемыслительную деятельность учащегося; учит применять полученные знания на практике;

- позволяет интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы;

- учит работать в команде;

  Прежде чем приступить к работе над проектом я стараюсь ответить на следующие вопросы:

- Какую пользу принесет проект моим ученикам с точки зрения улучшения языковой и речевой компетенции по аспектам языка (чтение, письмо, аудирование, говорение)?

- Как работа над проектом помогает достижению программных целей?

- Обладают ли ученики знаниями и умениями для работы над проектом?

- Сколько времени для работы над проектом я могу позволить себе использовать на уроке, и сколько времени понадобится ученикам для выполнения проектного задания во внеурочное время?

  Работа над проектом включает в себя десять этапов (по F.L. Stroller).

1 этап: Ученики и учитель выбирают тему проекта.

2 этап: Ученики и учитель определяют, каким будет финальный продукт проекта.

Вот некоторые варианты:

  • Брошюра
  • Стенная газета
  • Дебаты
  • Путеводитель
  • Пособие
  • Письмо
  • Макет
  • Мультимедийная презентация
  • Устная презентация
  • Постер
  • Исследовательская работа
  • Театральное представление
  • Создание веб – сайта
  • Письменный доклад и т.д.

3 этап: Ученики и учитель оговаривают структуру проекта.

 После того как ученики и учитель определили тему проекта  и решили, каким будет конечный продукт, учитель и ученики обсуждают детали проекта, которые помогут ученикам продвигаться в их работе над проектом. На данном этапе ученики делятся на группы, распределяют роли и обязанности. На этом этапе оговариваются сроки выполнения проекта, временные рамки по сбору, обсуждению информации, и затем презентация их конечного продукта.

4 этап: Учитель готовит учеников к сбору информации.

   На этом этапе учитель решает, какие языковые и речевые навыки и умения понадобятся ученикам для сбора информации. Если, например, ученики собираются интервьюировать кого-то, учитель должен напомнить, как правильно задаются вопросы, как записываются ответы. Если ученики будут писать письмо, учитель должен напомнить, как пишутся официальные письма, чем они отличаются от неофициальных и т.д.

5 этап: Ученики собирают информацию.

  После того, как учитель убедился, что ученики владеют языковой и речевой компетенцией для сбора информации, ученики начинают собирать информацию.

6 Этап: Учитель готовит учеников к компилированию и анализу полученных данных.

  На этом этапе учитель учит учеников распределять данные по критериям, сравнивать, заполнять таблицы, делать графики.

7 этап: Ученики компилируют и анализируют полученную информацию.

   Работая в группах, ученики обсуждают важность полученной информации. Цель этого этапа – выбрать ту информацию, которая поможет завершить проект.

8 этап: Учитель готовит учеников к презентации конечного продукта.

  На данном этапе учитель обращает внимание на то, что какую активную лексику и грамматические структуры они должны использовать, как, например, сделать устную презентацию интересной, как привлечь внимание всего класса.

9 этап: Ученики представляют конечный продукт.

10 этап: Ученики и учитель оценивают проекты.

  Рефлексия учеников после представления проекта важна, потому что высказывая свое мнение, ученики дают рекомендации по усовершенствованию работы над проектом в будущем. На этом же этапе учитель комментирует каждый проект с точки зрения его содержания, языковых и речевых достоинств.

Работа над проектом занимает много времени, поэтому целесообразно для работы над проектом занимать как учебное, так и внеурочное время.