МНОГОУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья по английскому языку по теме

МиШаНоВа АЛеНА ВиКТоРоВНА

Рассмотрение многоуровневой структуры в организации самостоятельной работы на уроке английского языка, как один из важных стимулов, способствующих развитию внутренней активности учащихся. В структуре самостоятельной работы на уроке английского языка выделяют 3 основных уровня. Я представила их в виде пирамиды. Каждому уровню дана краткая характеристика и прилагаются примерные задания, которые я провожу на своих уроках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Пояснительная записка  

    Одна из главных задач учителя состоит в том, чтобы проводить уроки с преобладающей активностью учащихся, а не учителя. Когда мы говорим о речи и мыслительной деятельности, то мы подразумеваем внутреннюю и внешнюю активность учащихся. Внутренняя активность идёт вместе с мыслительной деятельностью, внешняя – с речевой. Развитию внутренней активности способствует самостоятельная работа учащихся в усвоении и закреплении языкового материала на уроках английского языка. Самостоятельная работа является одним из важнейших орудием педагогического руководства и управления познавательной деятельностью обучающегося в процессе изучения английского языка. Именно такая форма работы на уроках английского языка вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач.

   Целью данной работы является рассмотрение многоуровневой структуры в организации самостоятельной работы на уроке английского языка, как один из важных стимулов, способствующих развитию внутренней активности учащихся.

   В структуре самостоятельной работы на уроке английского языка выделяют 3 основных уровня. Я представила их в виде пирамиды. Каждому уровню дана краткая характеристика и прилагаются примерные задания, которые я провожу на своих уроках.  

   На основе рассмотренных уровней в качестве примера в приложении представлен разбор одного из моих уроков английского языка.

                                                  Глава  I

  Овладение иностранным языком связано с формированием у учащихся произносительных, лексических, грамматических, орфографических и других навыков, на основе которых развиваются и совершенствуются умения понимать речь на слух, говорить, читать и писать. Навыки же, как известно, вырабатываются только в ходе систематического выполнения определённых действий с учебным материалом, т.е. таких действий, которые позволяют многократно слушать, произносить, читать и писать на изучаемом языке. И в этом призвана помогать самостоятельная работа учащихся на уроке.

     Под самостоятельной работой учащихся понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

     Самостоятельная работа осуществляется как под руководством учителя, так и в ходе самостоятельности самих учащихся. Каждый учащийся использует источник информации в зависимости от своих потребностей и возможностей. Он работает в своём темпе, чтобы прийти к нужному результату.

    Рассмотрим  уровни самостоятельной работы на уроках и в соответствии с их характеристикой те упражнения, которые я провожу на своих уроках. Данные уровни представлены в виде пирамиды.

    Выбор определённого уровня самостоятельной работы учащихся на моих уроках зависит от 2 условий:

- степени сложности материала;

- возраста учащихся и уровня их подготовки.

               Выделяют следующие уровни самостоятельной работы на уроке:

  1. Воспроизводящий уровень. Этот уровень предполагает самостоятельную работу по образцу. Работа по образцу необходима для запоминания способов действий (признаков, понятий, фактов и определений) в конкретных ситуациях. Она формирует умения, навыки и их прочное закрепление. Деятельность учащихся при выполнении работы данного уровня, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым произведением, повторением действий по образцу.  В ходе самостоятельной работы происходит пропускание через себя пройденного материала. Как правило, воспроизводящий уровень я применяю после объяснения новой темы. Роль учителя заключается в следующем: для каждого ученика определить оптимальный объём работы. Задержка на работе по образцу – бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье. У школьников пропадает интерес к учению и предмету, наступает торможение в их развитии. Данный уровень  формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности учащихся. Здесь я применяю следующие формы работы и определённые упражнения:        
  • хоровая работа – при произнесении новых слов, звуков.
  • работа в парах – рассказать друг другу пройденные слова, изученные правила.

  1. Полутворческий уровень. Осуществляется перенос приобретённых знаний, умений, навыков на другие аналогические ситуации.  Этот уровень позволяет на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельная работа на этом уровне приводит школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учит анализировать события, явления, факты, формы, явления, формирует приёмы и методы познавательной деятельности, способствует развитию внутренних мотивов к познанию, создаёт условия для развития мыслительной активности школьников. Именно на данном уровне самостоятельной работы формируются основания для дальнейшей творческой деятельности школьников.

 Например,

  • Составление описания любого кабинета на основе описание кабинета английского языка (комнаты, времени года, праздника, одного из членов семьи).
  • Составление своего диалога по аналогии с прочитанным.
  • Составление описание животного по пиктограммам.
  • Образование отрицания и вопросов к предложениям на основе разобранного примера.
  • Вставьте пропущенные слова (глаголы) в соответствии с таблицей.
  • Ответы на вопросы по прочитанному или услышанному тексту.

  1. Творческий уровень. Этот уровень самостоятельной работы связан с формированием навыка и умения осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач как при устной речи, так и при чтении. Именно он является венцом самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Ребенок, приступая к изучению иностранного языка, стремится научиться общаться на нем. Задача учителя – поддержать это стремление с помощью заданий коммуникативного характера. Путь к таким заданиям лежит через упражнения, которые я называю “ ” и которые можно выполнять уже на этапе освоения языкового материала. Приведу примеры этих упражнений.

Например,

  • Составление диалога на основе прочитанного текста.
  • Прослушайте сообщение и выскажите своё отношение к его содержанию.
  • Переведите пословицу и подберите к ней соответствующие эквиваленты из русского языка.
  • Составьте ситуацию, которая подтвердила бы предложенную пословицу (поговорку). Это может быть письменное или устное задание, подготовленное дома или в классе.
  • Задайте любые вопросы друг другу на любые темы и ответьте на вопросы говорящего.
  • Составление рассказа про животных.
  • Составление своих вопросов по прочитанному или услышанному тексту.

   На основе данного уровня на уроке можно организовывать самостоятельную работу учащихся во внеурочное время.

   Все уровни взаимосвязаны, каждый основан на предыдущем. На основе каждого из них и строиться прочность пирамиды.

Рассмотрим открытый урок на Республику «My real friend» в 4 «А» классе на основе предложенной пирамиды.

  • Прохождение слов по теме. Проговаривание слов за диктором, учителем. Работа в мячом – отработка пройденной лексики. Это воспроизводящий уровень самостоятельной работы учащихся.
  • На основе образца « Описание героя с отрицательными качествами характера»;  - опишите положительного героя. Это полутворческий уровень, 2 уровень пирамиды.
  • Каждой группе предлагается составить портрет настоящего друга - несколько предложений на английском языке на тему «Кто такой настоящий друг?» / «Кто твой настоящий друг? Какими качествами он должен обладать?» Такая работа связана с последним уровнем самостоятельной работы – творческим.

   

                 Заключение

   Стремление самостоятельно и творчески овладеть знаниями, выполнить задания, требующие проявления критичности ума, воображения, фантазии, мечты - вот непременные условия возникновения глубокого интереса к учебным предметам. Самостоятельная работа рассматривается как специфическая форма учебной деятельности школьника, напоминающая собой пирамиду – от лёгкого к сложному, от основания к самой вершине. Она, по сути, есть форма самообразования, связанная с учебной деятельностью школьника в классе. Понятие самостоятельной работы ученика обязательно соотносится с организующей ролью учителя. Необходимо сделать ученика главным действующим лицом на уроке, чтобы он настойчиво овладевал иностранным языком в совместной деятельности с товарищами при помощи учителя.

   Для самого школьника самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение школьником целого ряда входящих в неё действий:

-осознания цели своей деятельности,

-принятия учебной задачи,

-придания ей личностного смысла,

-подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм занятости школьника,

-самоорганизацию в распределении учебных действий во времени,

-самоконтроль в процессе выполнения и другие действия.


  Как показывает опыт, если эту деятельность вводить начиная с первого класса, то учащиеся быстро осваиваются с ней и она становится для них привычной, и школьники смогут в полной мере испытать чувства эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться у учащихся ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе.

                                                   Литература

  1. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 1998.  –  640с.
  2. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1998. – 232с.
  3. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей. – Ростов н/Д: АНИОН, 2003.  –  416с.

Дата: 28.02.07г.

Класс: 4»А»

Тема раздела: FOOD

Тема урока: My real friend

Тип и вид урока: развитие речевых умений монологической речи

Форма урока: работа в группах с элементами проектной методики

Цели:

  • практический  компонент: развитие умений монологической речи и аудирования по теме урока;
  • воспитательный компонент: воспитание уважения к общечеловеческим ценностям, качеств  настоящего друга, готовности прийти на помощь друг другу; чувства сопереживания;
  • образовательный компонент: активизация лексического и грамматического материала по темам «My friend», «My working day».
  • развивающий компонент: развития механизма вероятностного прогнозирования, логического мышления, внимания, памяти и речемыслительной активности учащихся.

Сопутствующие задачи :

  1. совершенствование фонетических навыков;
  2. совершенствование грамматических навыков;
  3. совершенствование умений ознакомительного чтения;
  4. совершенствование лексических навыков.

Языковой материал:

  1. грамматические структуры: Present Simple, Present Continuous,  can/can not.
  2. лексические единицы:  selfish, nasty, naughty, bad, angry, stupid, honest, polite, faithful, kind, clever, responsible, to be in need.

      Речевой материал:

  1. speech patterns: I think …, my real friend is …
  2. a poem: “My friend”.

Оснащение урока:

Верещагина И.В., Притыкина Т.А. Английский язык: Учеб. для III кл. шк. с углубл. изуч. англ. яз. – М.: Просвещение, 1997. – 352с., флаги изучаемого языка, наглядность, раздаточный материал, аудиокассета с записью физкультминутки.

                                                       План урока

  1. Приветствие. Фонетическая зарядка (звукотерапия).
  2. Речевая зарядка.

Good afternoon, dear pupils. I am glad to see you.

Продолжаем знакомится с целебными звуками по китайской звукотерапии.

Now tell me:

  • What date is it today?
  • What day is it today?
  • What season is it now?
  • What’s the weather like today?
  1. The theme of our lesson today is “My real friend”. Today everything will be connected with this theme. At the end of our lesson we must answer the question “Who is a real friend?”
  2. We’ll divide our lesson into 3 parts. And each part will be connected with each colour of this traffic light. So let’s begin our lesson.

The first colour is…

- Red! - Listen to me.

Красный цвет говорит нам – стой!

Это значит, что правила грамматики ты заучи!

Их 7 десятка слишком,

А для тебя они ключи ко всем английским книжкам.

Ведь любой язык тогда лишь ясен,

Когда грамматика ясна.

Она, как воздух, нам нужна!

Let’s recall our grammatical rules. Open your copybooks, write down the date, the day and class work.

Look at the blackboard. You see 2 sentences. Определите время. А теперь составим вопросительные и отрицательные предложения. Первая группа составляет к 1 предложению, а вторая – второму.

  1. Good for you. Let’s continue our lesson.

The next colour is …

- Yellow. - Listen to me.

Жёлтый цвет говорит нам - приготовься в путь!

Это значит, что в дорогу взять не позабудь

Ключей из слов волшебных связку.

В любой рассказ найдёшь ты путь,

Войдёшь в любую сказку.

Запомни, друг, что без лексики, как без воды

Ни туды и ни сюды!

Let’s recall our words, according to the theme “My friend”, which are necessary for our next part of our lesson.

  • Listen to the tape-recorder and pronounce the words after the author.
  • Let’s play with the ball.
  1.  Now let’s have the rest.
  2. Good for you. Let’s continue our lesson. And the last colour is…

- Green. - Listen to me.

А следующий цвет – это зелёный.

И он означает, друзья,

Что, изучив грамматику

И повторив слова -

Тебе откроет он путь  -  в английский!!!

Прочтёшь ты на книги о зверях,

Растениях и машинах.

Ты побываешь на морях и на седых вершинах.

Let’s describe a negative person, using our words according to this picture (картинка с пиратом). Begin your sentences with ‘He is …’. But now try to prepare the description of a positive person according to this picture (картинка с  Буратино) So let’s begin.

  1. Now answer me “Who is a real friend?” Each group must make up a portrait of a real friend. Begin your description  with a phrase “My real friend is …”
  2. Open your notebooks and write down your homework. Your homework will be: Ex.6.p.90 (read and translate).

 So today we knew the negative and positive qualities of a person. I think you are real friends, because you are honest, responsible, kind, clever and good.

  1. The lesson is over. Good bye.