Использование нетрадиционного обучения как средства повышения интереса к предмету.
статья по английскому языку на тему

Рощина Ирина Сергеевна

    Проблема повышения и поддержания интереса учащихся к изучению иностранного языка актуальна сейчас для каждого педагога. Как сделать каждый урок иностранного языка интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Рощина Ирина Сергеевна,

учитель английского языка

МБОУ «Богдановская

средняя общеобразовательная школа»

Кормиловского муниципального района

Омской области

Использование нетрадиционного обучения как средства повышения интереса к предмету.

    Проблема повышения и поддержания интереса учащихся к изучению иностранного языка актуальна сейчас для каждого педагога. Как сделать каждый урок иностранного языка интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся? Над этим вопросом работают многие учителя иностранного языка. Известно, что большинство учащихся с большим интересом начинают изучение нового для них предмета «Иностранный язык», но на среднем и на старшем этапах их интерес к предмету падает, а, следовательно, и речевая активность заметно снижается.

     Многие творчески работающие учителя используют необычные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, в корне отличающиеся от традиционных форм организации уроков. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю привить интерес к изучению иностранного языка, развить любознательность.

     Нетрадиционный урок – это импровизация учебного занятия, имеющая нетрадиционную структуру.  Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания.

    Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. Поэтому методологические и прикладные аспекты пед.общения являются объектом тщательного изучения, которое проводили и проводят многие психологи и педагоги.

     Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

    Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам осуществляется через «деятельностные задания». Задание разрабатывается учителем и содержит коммуникативную цель и проблемно-познавательную задачу для учащихся, которую они пытаются решить. Деятельностные задания для коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. Выделяются задания следующих видов:                            

                        коммуникативные игры;

                 коммуникативные имитации;

                 свободное общение.

        Все эти виды заданий являются основными составляющими проведения нестандартных уроков. В этих условиях особенно важна тщательно продуманная организация коммуникативно-познавательной деятельности в виде строго определенной обучающей процедуры, т.к. коммуникативные задания нередко выполняются в условиях повышенной речевой и физической активности, оживления учащихся, свободного их передвижения по классу и непроизвольного усвоения ими учебного материала.

      В настоящее время получает все большее распространение трехчастная форма выполнения коммуникативно-ориентированных заданий как основы нестандартных уроков. Практически построение любого типа таких уроков может выполняться в три этапа:

                 1)  подготовительный;

                 2) исполнительный;

                 3)  итоговый.

                 1)  подготовительный этап присутствует в большинстве данных уроков. Учащиеся готовят названия команд, выбирают капитанов и актив групп, пишут плакаты, рисуют эмблемы, находят информацию по заданной ранее теме, отбирают дополнительный материал, готовят задание команде соперников и т.д.

                  2) исполнительный этап присутствует на каждом уроке, из чего и складывается деятельность учащихся.

                  3) один из самых сложных этапов этих уроков является итоговый. Этот этап сложен прежде всего для учителя (или членов жюри), на которого возложена миссия объективного оценивания учащихся в данном виде работы. Поэтому учитель может в нестандартных типах уроков применять свои формы оценивания.

      В качестве поощрения на таких уроках можно использовать различные призы, которые можно изготовить своими руками (напр. «медали», значки и т.д.)

          Нестандартные уроки основаны на работе с игровой задачей прежде всего. Существуют разные типы нестандартных уроков:

                урок-соревнование (марафон, КВН);

             урок-смотр знаний;

             урок-экскурсия;

             урок-конференция;

             урок- деловая игра;

             урок-телемост;

             урок-праздник (Рождество, Пасха, день Св. Валентина и т.д.);

             урок- ролевая игра;

             урок-викторина;

             урок- обобщающее повторение;

             Интернет-урок.

      Многие из данных типов могут быть как целостно спланированными (КВН, смотр знаний, праздник, конференция и т.д.), так и частично составляющими обычных уроков (викторина, ролевая игра, дискуссия и т.д.).              

       Из всего вышеизложенного можно сделать выводы, что наиболее полно данные типы уроков представлены на завершающем этапе изучения темы.

          Учитывая особенности изучения иностранного языка, можно с уверенностью утверждать, что нестандартные типы уроков просто необходимы. Через игру, различные виды соревнований во всех видах речевой деятельности можно эффективно поддерживать интерес к изучаемому языку.

           К тому же, пробудить желание, эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель. Радость творчества, радость учить и учиться- это могут дать друг другу только учитель и его ученики. Лишь учитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нестандартных форм урока географии как средство повышения интереса к предмету

Многие творчески работающие учителя используют необычные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, в корне отличающихся от традиционных форм организации уроков. Нет, они не заменяют э...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.

Игры – это активный и веселый способ достичь многих образовательных целей.Игра рассматривается как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другимиучастниками образователь...

«Личностно-ориентированные технологии при обучении географии, как средство повышения интереса к предмету»

laquo;Личностно-ориентированные технологии при обучении географии, как средство повышения интереса к предмету»...

Статья «Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса к предмету»

О нетрадиционных формах ведения урока написано множество статей и пособий. Особенно  много их появилось в последние годы в связи с тем, что вследствие тотальной компьютеризации у школьников ослаб...

Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса к предмету

О нетрадиционных формах ведения урока написано множество статей и пособий. Особенно  много их появилось в последние годы в связи с тем, что вследствие тотальной компьютеризации у школьников ослаб...